Юниор хоккей

Окт 9, 2020 Спорт

Юниор хоккей

В ведущих хоккейных лигах сейчас наступила небольшая пауза и главными действующими лицами становятся не хоккеисты, а их агенты. Одни пытаются выбить контракт «пожирнее», а другие попросту хотят пристроить своих подопечных в любую из команд. Хотя стоит отметить, что главные «бомбы» межсезонья уже успели громыхнуть, а оставшиеся неограниченно и ограниченно свободные агенты уступают по звёздности уже подписанным игрокам.

Сегодня же хотелось рассказать не о правилах хоккея или о самых крупных победах в истории этого вида спорта, а о тех местах, где начинают свой путь наши отечественные звёзды – о хоккейных школах России, и составить небольшой рейтинг лучших.

№10. «Спутник» (Нижний Тагил), «Вастомъ» (Москва). «Южный Урал» (Орск)

Главные воспитанники спортивных школ (по порядку): Никита Сошников, Никита Щербак, Владислав Каменев.

Щербак начинал ещё в ДЮСШ №3 (ранее «ВастомЪ», сейчас «Снежные барсы»), а позже отмечался в «Динамо», «Спартаке» и в «Северной звезде». По этой причине Щербака многие называют просто московским воспитанником.

Сошников начинал в своё время в «Спутнике», но позже перебрался в систему «Атланта» (Мытищи). Каменев свои первые шаги делал в Орске, где тренером был его отец. В 2008/2009 годах его заметили скауты из Магнитогорска, поскольку Владислав на региональных соревнованиях выделялся среди сверстников и смог наколотить более 30 шайб.

9 место. «Дизель» Пенза, «Амур» Хабаровск

Воспитанники: Антон Слепышев; Сергей Плотников.

Антон — воспитанник пензенской школы «Дизель». Он выступал за неё на многих региональных соревнованиях. Будучи ещё юниором, играл в составе сборной. В 2009 дебютировал на взрослом уровне, отыграв в Первой Лиге в составе дубля «Дизеля». За 2 сезона он смог принять участие в 63 матчах, в которых забил 21 гол и отдал 14 результативных передач. После чего на драфте КХЛ под 1 номером его выбрал новокузнецкий «Металлург». После двух неплохих сезонов он перешёл в «Салават Юлаев», а позже «Эдмонтон», который выбрал его под общим 88 номером на драфте в НХЛ. К сожалению, за океаном ему закрепиться не удалось, и Слепышев вернулся на Родину в московский «ЦСКА».

Сергей Плотников делал первые шаги в хоккее в родном городе – Комсомольск-на-Амуре. Но в возрасте 8 лет его к себе под крыло забрал «Амур-1990». В КХЛ в его карьере значатся «Амур», «Локомотив» и сейчас «СКА». В 2015 году Плотников выкупил свой контракт у ярославцев ради попытки закрепиться в составе «Питтсбурга». Однако за 32 матча Сергей набрал всего 2 очка, после чего вернулся на Родину и заключил контракт с питерским «СКА». С 2014 года Плотников постоянно ездит на Чемпионаты Мира в составе сборной. За это время он собрал 1 золотую медаль, 1 серебряную и 3 бронзы (в 2018 году он не поехал на чемпионат).

8 место. «Лада» Тольятти, «Нефтехимик» Нижнекамск

Воспитанники: Алексей Емелин, Наиль Якупов.

Алексей — один из лучших силовых защитников нашей сборной за последние несколько лет. У него за плечами неплохая карьера в НХЛ, где он успел поиграть в составе «Монреаля» и «Нэшвилла». В 2018 Емелин перебрался в «Авангард», с которым смог дойти до финала Кубка Гагарина. Немалый вклад внёс Емелин, который не позволял соперникам подобраться к воротам.

Наиль — один из главных провалов на драфте за последние годы. Хотя по итогам сезона 2012/13 он был лучшим бомбардиром среди новичков, а также среди игроков «Эдмонтона». Но лишь однажды он смог набрать большее количество очков, хотя в первый сезон он отыграл всего 48 матчей. Далее были сезон за «Сент-Луис» и за «Колорадо», где игрок так и не нашёл свою игру. После чего игрок перешёл в питерский «СКА».

Справка! Всего игрок провёл в НХЛ 350 матчей за 6 сезонов, что является худшим показателем для первого номера драфта начиная с 1963 года по 2012. Ранее ещё ходили слухи, что Наиль хочет вернуться в НХЛ, и доказать, что его рано списали со счетов. Однако такой поворот событий представляется маловероятным.

7 место. «Ак Барс»

Выпускники: Александр Бурмистров, Кирилл Петров, Владимир Ткачёв.

К сожалению, Бурмистров — очередной хоккеист, который не смог закрепиться в НХЛ, хотя в 2010 его под высоким 8 номером на драфте выбрала тогда ещё «Атланта». Также в его заокеанской карьере значатся «Аризона» и «Ванкувер». За 348 матчей в НХЛ Александр набрал 101 очко.

В 2017 году Бурмистров вернулся в родной «Ак Барс». Отыграв там год, он перешёл в стан главного врага команды «Салават Юлаев».

Кирилл Петров почти всю карьеру играл на родине. Исключением служит лишь часть сезона 2015/16, когда он 13 матчей отыграл за Бриджпорт Саунд Тайгерс (фарм клуб «Айлендерс»), после чего хоккеист перешёл в «ЦСКА», где и доиграл сезон до конца.

Прошлый сезон игрок отыграл в «Авангарде», с которым дошёл до финала Кубка Гагарина. Новый сезон он начнёт в составе родной ему команды – «Ак Барс».

Ткачёв всю карьеру играет в системе «Ак Барса», с которым в 2018 году выиграл Кубок Гагарина. Всего в КХЛ на его счету более 100 очков. Также в 2017 году вместе со сборной он завоевал бронзу Чемпионата Мира.

Также можно вспомнить ещё одного воспитанника казанской школы – Рината Валиева. Он пытается закрепиться в НХЛ, хотя большую часть карьеры отыграл во второстепенных американских лигах.

6 место. «Спартак» Москва

Выпускники: Александр Хохлачёв, Алексей Марченко.

Ранее «Спартак» славился своими воспитанниками, но в последнее время его выпускники не могут закрепиться в лучшей лиге мира и возвращаются в КХЛ. Исключением из правил не стали Хохлачёв и Марченко. Стоит отметить, что Александр вернулся туда, где и начинал. Марченко же, попытавшись закрепиться в «Детройте» и «Торонто», перебрался в «ЦСКА», где уже отыграл 2 сезона. В 2018 году вместе с другими хоккеистами из России он стал олимпийским чемпионом Пхёнчхана.

5 место. «ЦСКА»

Выпускники: Антон Волченков, Никита Задоров, Михаил Григоренко, Виктор Тихонов, Иван Барбашёв, Николай Голдобин

Антон — самый известный среди всех игроков. На его счету почти 700 матчей в НХЛ. Последние 3 года хоккеист играет на родине, где первые 2 года он отыграл за «Адмирал», и ещё год за «Торпедо».

В 6 лет юного Никиту Задорова по инициативе отца отдали в хоккейную школу, хотя сам отец занимался греблей. В 2011 Никита дебютировал за «Красную Армию», откуда через год уехал в Северную Америку в «Лондон Найтс». В 2013 году под общим 16 номером на драфте его выбрал «Баффало», В составе «Сейбрз» хоккеист отыграл 2 сезона и перешёл в «Колорадо», где и выступает по сей день.

Михаил Григоренко практически повторил путь Задорова с одним главным исключением – в 2017 он вернулся на родину в состав «ЦСКА». Вместе с командой в прошлом году выиграл Кубок Гагарина.

Виктор Тихонов так и не смог поиграть в НХЛ, хотя в КХЛ почти всегда был на первых ролях. 110 матчей за океаном и всего 22 очка в составе «Аризоны» и «Чикаго». Сейчас хоккеист играет за «СКА».

Барбашов пусть и не играет на первых ролях в «Сент-Луисе», но зато вместе с командой смог выиграть Кубок Стэнли.

Голдобину всего 23 года, и есть шанс, что он ещё проявит себя в НХЛ, хотя чаще он играл за фармы «Ванкувера» и «Сан-Хосе». Всего в НХЛ он провёл 61 матч, где набрал 19 очков.

4 место. «Белые Медведи» Москва, «Сибирь» Новосибирск, «Салават Юлаев» Уфа

Воспитанники: Никита Кучеров, Владимир Тарасенко, Андрей Василевский, Зубарев.

Кучеров начинал ещё в «Серебряных акулах» под руководством известного тренера Геннадия Курдина. Но позже перешёл в школу «Белых медведей». С 2009 выступал за «Красную армию». В 2011 его под 58 номером на драфте выбрала «Тампа». Он никогда не считался звёздным игроком, скорей пахарем, нежели главной звездой в команде. Но уже со второго года в составе «Молний» Кучеров начал доказывать, что многие ошибались. И уже 2 года подряд он набирает 100 и более очков. Предыдущий регулярный сезон и вовсе стал его бенефисом.

Справка! На драфте генеральный менеджер «Тампы» перепутал Кучерова с другим Никитой – Нестеровым. В итоге команда смогла задрафтовать обоих игроков.

Владимир Тарасенко родился в Ярославле. В то время его отец там же и играл. Но первые шаги в хоккее он начал делать в Новосибирске, где его на тренировки водил дедушка. Помогал же становиться настоящим профессионалом отец, который научил Владимира многому.

Сам Тарасенко младший считает, что именно папа помог ему в итоге стать тем, кем он есть. На сегодня Владимир — обладатель Кубка Стэнли в составе «Сент-Луис».

Андрей Василевский один из лучших голкиперов в НХЛ. В своё время, как и Тарасенко, ему помогал отец. Только отличие в том, что у Андрея папа был тренером. С 2010 года голкипер играл за различные молодёжные команды «Салавата», а с 2012 стал полноценным игроком основы. За океан он перебрался в 2014 году. С ходу стать основным он не смог, а был лишь бэкапом Бена Бишопа. Но руководство поверило в россиянина, а Бена обменяла в другую команду.

Справка! У Василевского есть родной брат. Он выступает за «Автомобилист», где играет на позиции защитника, хотя оба начинали как нападающие. Но позже оба брата переквалифицировались

Андрей Зубарев большую часть карьеры отыграл в России, хотя у него и была попытка закрепиться за океаном в составе «Атланты». Сегодня он выступает за «СКА», в составе которого в 2017 выиграл чемпионат КХЛ. Также Зубарев постоянно играет за сборную, где выиграл чемпионат мира и ОИ 2018 года.

3 место. «Динамо» Москва, «Металлург» Новокузнецк, «Локомотив» Ярославль, «Химик» Воскресенск

Выпускники: Александр Овечкин, Станислав Галиев; Сергей Бобровский, Дмитрий Орлов; Артём Анисимов, Семён Варламов; Андрей Марков, Владислав Наместников.

Пожалуй, выделить какую-то из этих школ сложно. В каждой из них есть звёздный выпускник и неплохой «второй номер». По этому принципу эти школы и попали на 3 место.

Овечкин — главная звезда «Динамовской» школы. Его родители бывшие спортсмены – мама баскетболистка, а папа футболист. Как рассказывала мама, интерес к хоккею у юного Овечкина появился ещё в возрасте 2 лет, а в 8 он уже начал заниматься в секции. Родители посчитали этот вид спорта травмоопасным и даже забрали на время юного Овечкина. Но вернуть в хоккей их уговорил один из тренеров. Ну а после было чемпионство России в составе «Динамо» и длинная история, которая наконец-то завершилась хеппи-эндом в 2018 году в виде Кубка Стэнли.

Станислав Галиев только до 15 лет был в секции ХК «Динамо», но после перебрался за океан. Там у него не получилось закрепиться, и в 2017 он подписал контракт с «Ак Барсом».

Сергей Бобровский, как и Панарин, в этом году не продлил соглашение с «Коламбусом», а уехал покорять «Флориду». В Новокузнецке прошёл всю вертикаль школ, и в 2006 году дебютировал за основную команду. В своём родном городе был знаменитой персоной. Сейчас один из лучших голкиперов мира.

Справка! Бобровского не задрафтовал ни один из клубов НХЛ. Но игрок не сдался и смог завоевать «Везину Трофи». Дважды.

Дмитрий Орлов. Обладатель Кубка Стэнли в составе «Вашингтона». Как и Бобровский прошёл все уровни новокузнецкого «Металлурга» и в 16 дебютировал за основной состав.

Артём Анисимов прошёл все ступени ярославской школы. За основную команду дебютировал в 2005 году. С 2007 г. выступает в НХЛ. В «Чикаго» неплохо смотрелся в одном звене с более звёздными партнёрами: Кейн, Тэйвз, Панарин. Этим летом перешёл в «Оттаву».

Семён Варламов начинал в ЦСК ВВС, а в Ярославль перебрался в 11-летнем возрасте. С самого первого дня прибытия был первым вратарём ярославских команд любого возраста. За основную команду дебютировал в 2006 году. Этим летом его под общим 23 номером задрафтовал «Вашингтон». С 2008 года играет в НХЛ за тех же «Столичных» и «Колорадо». Этим летом перебрался в «Айлендерс».

Андрей Марков — самый опытный из этой братии. Сейчас ему 40, и скорее всего, это был его последний сезон. Начинал в «Химике» в роли нападающего, но позже переквалифицировался в защитника. Через несколько лет перебрался в «Динамо». С 2000 по 2017 выступал за команду «Монреаль», за которую сыграл 990 матчей и набрал 572 очка. Последние 2 года выступал за «Ак Барс».

Владиславу Наместникову не было и года, когда его семья переехала в Штаты. Но через 7 лет они перебрались в Воскресенск. До 16 лет обучался в местной ДЮСШ и в 16 дебютировал за «Химик» в ВХЛ. В 2011 его задрафтовала «Тампа». С 2012 по 2018 выступал за эту команду. Год назад перешёл в «Рейнджерс». В НХЛ отыграл 360 матчей, в которых набрал 158 очков.

2 место. «Трактор» Челябинск

Выпускники: Артемий Панарин, Евгений Кузнецов, Никита Нестеров, Валерий Ничушкин

Панарин и Кузнецов играют на первых ролях в НХЛ, а контракт Панарина по-своему кэпхиту и вовсе 2–3 в лиге. Об этих игроках рассказывать и не стоит, все и так всё знают.

Никита Нестеров, к сожалению, не смог закрепиться в НХЛ. Хотя для многих наших игроков это стало тенденцией, а такие хоккеисты, как Кузнецов и Панарин являются лишь исключением из правил. Сейчас Нестеров выступает за «ЦСКА». Среди достижений игрока – золотая медаль ОИ 2018 года.

Ничушкин наряду с Якуповым — одно из главных заокеанских разочарований. В 2013 его под 10 номером на драфте выбрал «Даллас Старз». С тех пор игрок провёл в НХЛ 223 матча, в которых набрал 74 очка. Вроде неплохо. Но о его сухой серии и промахе в пустые ворота помнят многие болельщики «Старз». К сожалению, не помог вояж в «ЦСКА» в период с 2016 по 2018 год.

1 место. «Металлург» Магнитогорск

Воспитанники: Евгений Малкин, Николай Кулёмин, Антон Худобин, Игорь Бобков.

Малкин до 15 лет не считался большим талантом и будущей суперзвездой. Однако он неплохо проявил себя за главную команду, где скауты «Пингвинов» рассмотрели его талант. Многие помнят, как со скандалом Джино сбегал в Америку. Хотя за столько лет в родном клубе его давно простили. И если он захочет вернуться туда, его будут ждать на любых условиях.

Кулемин прошёл всю вертикаль клуба, и как герой через 2 года уехал за океан. Там он поиграл за «Торонто» и «Айлендерс», в составе которых за 669 матчей набрал чуть более 270 очков. В 2018 он вернулся в родной клуб.

Худобин, пожалуй, самый незвёздный из этой тройки, хотя его карьера за океаном всё ещё продолжается. Начинал в своей время в усть-каменогорской хоккейной школе, откуда и перебрался в Магнитогорск. Сюда его привез Андрей Шаянов. В 2003 Худобин играл уже за «Магнитогорск-3», а всего через год он уже был в основной команде. В 2004 его задрафтовала «Миннесота», но дебютировал он в её составе только в 2009 году. С тех пор он является либо бэкапом, либо третьим голкипером в командах. На его счету выступления за «Миннесоту», «Бостон», «Каролину», «Анахайм» и «Даллас».

Бобков начинал в «Сургуте», но чуть позже перебрался в «Металлург». В составе «Магнитогорцев» играл лишь на юношеском уровне. Большую часть карьеры скитался по минорным лигам Северной Америки. С 2015 года выступал в КХЛ за «Адмирал», а с 2018 за «Авангард».

Официальный сайт хоккейной лиги GMHL — http://gmhl.net/

Хоккейная лига Jr. ‘A’ Hockey League GMHL — независимая юниорская лига Канады, созданная 10 лет назад для продвижения и развития на самый высокий уровень хоккея для хоккеистов в возрасте 15 — 21 год со всех стран мира. В сезоне 2016 — 2017 года в лиге принимают участие 24 команды из провинции Онтарио и Квебек.

GMHL стремится и дает обязательное развитие для преданных хоккею молодых спортсменов, чтобы добраться до самых высоких уровней игры в хоккей и чтобы иметь лучшую возможность для достижения успеха.

Сезон GMHL начинается в сентябре 2016 года и будет проходить до конца марта 2017 года. Каждая из команд GMHL в лиге будут играть 42 игры регулярного сезона и игры с плей-офф, проходящих с середины февраля по апрель.

Участники лиги 2016/17

Сегодня у каждого юного российского хоккеиста есть возможность играть в хоккей в Канаде. Компания «Туризм Учеба Спорт СПб» напрямую сотрудничает с клубом лиги GMHL «New Tecumseth Civics». Более подробно о имеющихся на данный момент возможностях игры в Хоккей в канаде, о целях и задачах, о размещении игроков, организации тренировочного процесса и открывающихся возможностях —

Контакты российского представительства лиги GMHL в России:

Официальный представитель лиги GMHL и команды New Tecumseth Civics в России, странах СНГ и Европе — компания «Туризм Учеба Спорт СПб» / «Travel Study Sport SPb»

Россия, Санкт-Петербург, Московский пр. 222

Уникальность системы детско-юношеского хоккея заключается в том, что с одной стороны она является элементом системы массовой физической культуры и спорта в РФ и, в этом смысле должна создавать условия для укрепления здоровья населения путем приобщения молодого поколения к регулярным занятиям хоккеем, а с другой стороны – фундаментальным компонентом системы подготовки резервов для профессионального хоккея и, в этом смысле должна обеспечивать условия для роста мастерства игроков — лифт мастерства от начального до самого высокого уровня.

Фото: Иитернет

Для решения этих задач система д-ю хоккея должна включать в себя следующие основные компоненты:
— Систему подготовки игроков.
— Систему подготовки тренеров.
— Систему тестирования, отбора и селекции игроков.
— Систему соревнований.
— Систему организационно-управленческого и финансового обеспечения.
— Систему материально-технического обеспечения, ледовые арены и хоккейные технологии.
— Систему медико-биологического обеспечения.
— Систему научно-методического и информационно-технологического обеспечения.
В создании такой системы мне видится главная перспектива и главный приоритет в развитии отечественного д-ю хоккея.
Некоторым ключевым компонентам этой системы посвящены отдельные доклады на нашей конференции, поэтому я остановлюсь на рассмотрении вопросов подготовки игроков, тренеров и системы тестирования, отбора и селекции.

В системе подготовки юных хоккеистов предлагается несколько скорректировать существующее деление игроков на возрастные группы:
1. Дети 5-6 лет – спортивно-оздоровительный этап.
2. Дети 7-8 лет – 1-й этап начальной подготовки.
3. Дети 9-10 лет – 2-й этап начальной подготовки.
4. Дети 11-12 лет — этап начальной специализации.
5. Юноши 13-14 лет – 1-й этап углубленной специализации.
6. Юноши 15-16 лет – 2-й этап углубленной специализации.
7. Юноши 17-18 лет – этап спортивного совершенствования.
Сегодня у нас отсутствует систематизация по уровням профессиональной подготовленности игроков.
Предлагается выделить следующие уровни подготовленности игроков:
1. Уровень начальный.
2. Уровень базовый.
3. Уровень соревновательный.
4. Уровень конкурентный.
5. Уровень высший.
На основе этих уровней и на базе системы тестирования, отбора и селекции, о которой скажу ниже, нужно формировать команды во всех возрастных группах, организовывать тренировочный процесс и проводить соревнования.
По опыту СССР, а также Канады, США, Швеции, Финляндии мы знаем, что фундаментальным и ключевым условием высокого качества д-ю хоккея в стране является его массовость.
В названных странах массовость обеспечивается, прежде всего, эффективной работой на местном уровне (общин, коммун и других территориальных образований), наличием понятной и транспарентной политики государства в области управления, организации и финансирования д-ю хоккея, а также наличием тренерских кадров, ледовых арен, разветвлённой системой соревнований, публичной системой тестирования, отбора и селекции игроков.
В нашей стране сегодня сложилась «элитарная» направленность хоккея, начиная с детского возраста. Нам известны уродливые и негативные стороны работы элитных спортивных школ: нездоровая конкуренция, отсутствие научно-обоснованных критериев отбора, обман, подкуп тренеров. Но главное, что при этом отсекается от занятий хоккеем огромная аудитория мальчишек, которые хотели бы пробовать свои силы и, возможно, имели хорошие задатки и могли бы вырасти в больших мастеров.
Эффективность работы элитных школ не велика. Лишь единицам удаётся в будущем сделать занятия спортом своей профессией. Так в этом году только московские хоккейные школы выпустили около 400 игроков, а по результатам последнего драфта юниоров КХЛ, только 134 игрока получили возможность продолжать заниматься спортом в профессиональных клубах. В целом по стране ситуация ещё более удручающая.
Мы предлагаем другую систему занятия детей и юношей, реализацией которой должны заняться в тесном сотрудничестве Минспорттуризма, Минобразования и науки, ФХР, Холдинг КХЛ, региональные и местные органы власти. Фундамент системы – это массовые занятия хоккеем на местном уровне. Занятия начинаются с 5 – 6 лет. Тренировочные занятия проводят методист местного органа власти, преподаватель физической культуры, родители-волонтёры (после прохождения краткосрочного курса подготовки), им помогают студенты ВУЗов физической культуры.
Большая часть занятий должна проводиться на свежем воздухе. Особое внимание нужно уделять тому, чтобы дети занимались с удовольствием, без серьёзного физического и психологического напряжения. Никакого давления результатом, занятым местом и т.п. (что ярко и повсеместно выражено сейчас и является серьёзным негативным фактором) не должно быть. Главное в этом возрасте – сформировать устойчивый интерес к занятиям хоккеем, развить первичные навыки, «подружить» детей с хоккеем.
В последующие годы обучения в общеобразовательной школе дети переходят к занятиям в секциях, спортшколах. Занятия проходят под руководством тренеров и родителей-волонтёров, получивших соответствующее образование. Занятия проходят по современным методикам и руководствам, разработкой которых занимается ФХР, Холдинг КХЛ, спортивные ВУЗы, специализированные научно-методические организации.
В результате такого подхода формируется система профессиональной подготовки юных игроков, состоящая из следующих форм:
— массовый и любительский спорт на местном уровне (уровни подготовленности игроков: начальный и базовый);
— система местных, региональных и клубных спортивных школ: ДЮСШ, СДЮШОР (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);
— система развивающих тренировочных лагерей на региональном, межрегиональном, всероссийском уровне (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);
— система мастер-классов, проводимых лучшими отечественными и зарубежными специалистами на региональном, межрегиональном, всероссийском уровне (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);
— система академий хоккейного мастерства (уровни подготовленности: соревновательный, конкурентный и высший);
Далее — спорт высших достижений в рамках клубов МХЛ, ВХЛ, КХЛ и сборных команд страны (уровни подготовленности: соревновательный, конкурентный и высший).
В основу тренировочного процесса должна быть положена пирамида развития мастерства игроков, обеспечивающая комфортный спортивный лифт, прогресс в развитии мастерства.

Пирамида воспитания игрока определяет для тренера вектор его работы, даёт ориентиры по разработке сезонного плана и планов работы по периодам и циклам внутрисезонной подготовки. Она позволяет поступательно двигаться в направлении прогресса игрока, правильно распределять время на виды подготовки, соблюдать пропорции для гармоничного развития игрока.
В программе спортивно-оздоровительного этапа и этапа начальной подготовки акцент делается на обучение техническим навыкам, общее физическое развитие ребёнка, и, что особенно важно – индивидуальную тактику.

Физическое развитие ребёнка на этих этапах направлено на развитие моторики, быстроты, координации движений, баланса, гибкости, ловкости и осуществляется средствами подвижных игр, эстафет, ритмики, лёгкой атлетики, гимнастики. Занятия проводятся с собственным весом, небольшими утяжелениями, например, набивными мячами. Занятий с тяжелоатлетическими снарядами и тренажёрами не должно быть. Как таковых занятий на физическое развитие должно быть не более 5%, в основном физическое развитие осуществляется комплексно, совместно с занятиями по технике и индивидуальной тактике.
Основное внимание (70 – 80%) уделяется постановке и развитию индивидуальной техники: катание всех видов, владение шайбой, передачи, приём, обводка, броски и удары и др. элементы. При этом очень важно понимать, что в отличие от индивидуальных видов спорта хоккеист не имеет права концентрироваться только на выполнении технического приёма и отрешаться от внешнего окружения. В хоккее командные действия и взаимодействия – основа успеха, поэтому хоккеист обязан одновременно с выполнением технического приёма контролировать окружающее пространство, действия партнёров и соперников, принимать и исполнять решения исходя из складывающейся ситуации и тренерского задания. Это накладывает на тренера и на игрока требование — добиваться выполнения технических приёмов без зрительного контроля.
Здесь мы переходим к важнейшему элементу мастерства игрока – индивидуальной тактике, которая в советское время была нашим преимуществом, но, к сожалению, в последние десятилетия мы перестали эффективно работать над этим компонентом, в том числе в детском хоккее, утратили это преимущество и уступаем в этом компоненте ведущим хоккейным державам.
Индивидуальная тактика – это одновременное (синхронное) освоение тактического (зрячего, осмысленного) и технического мастерства игроков в учебно-тренировочной работе и совершенствование их эффективности в игре. Она является основой командной игры, взаимодействия в линиях, группах, шестёрке. Занятия по индивидуальной тактике должны быть направлены на развитие всей совокупности качеств игрока, составляющих его индивидуальное тактическое мастерство: пространственное зрение, игровое мышление, оценка и прогноз ситуации, принятие решения, а затем – его исполнения и проводиться с игроками всех амплуа.
Достаточное время должно уделяться теоретическим занятиям (причём не обязательно за партами), на которых в доступной, живой форме детям объясняются основы, главные закономерности игры: что такое коллективная игра, взаимодействие на поле, что такое пас и его значение, преимущество локального численного перевеса, основы игры в атаке и обороне, понятия честной игры и взаимоуважения, основы безопасности на льду и вне льда и т.п.

Целенаправленная подготовка к силовой борьбе и освоение силовых приёмов должно начинаться не ранее 10 лет. Это не значит, что до этого возраста дети должны играть в бесконтактный хоккей, но главный внимание должно уделяться правильному выбору позиции и момента контакта с соперником, умению подкатиться для силового воздействия.
Двигаясь выше по пирамиде, в подготовку игроков должны вводиться занятия, направленные на отработку и развитие тактики функциональных групп взаимодействия и систем командной игры: изучение и отработка групповых и командных действий игроков, схем игры в атаке и обороне с целью создания преимущества или ликвидации преимущества соперника. Но даже на этапе спортивного совершенствования время, затраченное на командную тактику и игру, не должно превышать 35-40% времени тренировок. Тренер должен продолжать развивать индивидуальную технику и тактику каждого игрока, что будет способствовать в свою очередь, развитию командной тактики и систем командной игры.

Вершиной пирамиды является командная стратегия, которая определяет стиль игры команды: какую систему и тактику игры избрать, какие поставить задачи пятёркам, линиям и отдельным игрокам, которые помогут победить соперника на основе сильных сторон своей команды и тренера с одновременной нейтрализацией сильных сторон соперника и использованием его слабых мест. Тренер определяет стратегию, опираясь на свою собственную игровую концепцию, философию, возраст игроков и уровень подготовки команды. Чем выше возрастной и соревновательный уровень игроков, тем более сложной становится стратегия игры, которую способна реализовать команда.
Для внедрения в практику такой системы подготовки игроков ФХР, Холдингу КХЛ, спортивным ВУЗам, специализированным научно-методическим организациям необходимо совместно разработать и распространить среди тренеров программы сезонной подготовки по всем возрастным группам и уровням подготовленности юных хоккеистов.

Другим ключевым компонентом системы д-ю хоккея является система подготовки тренеров.
Система должна обеспечивать подготовку тренеров следующих квалификационных категорий:
1. Начальная категория;
2. Базовая категория;
3. Соревновательная категория;
4. Конкурентная категория;
5. Высшая категория.
Тренеры Начальной категории работают с командами массового и любительского спорта на местном уровне. Аттестация и сертификация их деятельности не требуется.
Тренеры Базовой – Высшей категории работают в системе хоккейных академий, детских спортивных школ, молодёжных и взрослых любительских и профессиональных командах. Для профессиональной деятельности тренеров этих квалификационных категорий требуется аттестация ФХР и сертификация КХЛ. При успешном прохождении аттестации и сертификации тренеры получают аттестат, сертификат для работы на соответствующем уровне.
В КХЛ в настоящее время разработан проект Положения о сертификации тренеров Холдинга КХЛ. Положение определяет требования к тренерам всех уровней профессиональной квалификации и устанавливает систему знаний навыков и умений, которыми должны обладать тренеры, работающие в системе клубов и команд Холдинга КХЛ.
Для тренеров Начальной категории устанавливается следующее.
Тренеры Начальной категории работают с игроками в возрасте от 5 до 18 лет и уровней профессиональной подготовленности: начальный и базовый.
Тренерами Начальной категории могут быть лица на моложе 18 лет: родители хоккеистов, волонтёры, любители хоккея, не обязательно имеющие профильное образование, но, прослушавшие соответствующие курсы и получившие методические руководства. При ФХР и КХЛ должна быть создана система постоянно действующих краткосрочных курсов (с приемлемой стоимостью обучения) для подготовки хоккейных тренеров начальной категории.
Тренеры Базовой категории.
Лица не моложе 18 лет, имеющие профильное высшее или среднее образование, а также и не имеющие такового, но прослушавшие курсы ФХР, КХЛ для тренеров Начальной и Базовой категорий и имеющие опыт работы тренером не менее 1 года или опыт профессионального хоккеиста не менее 5 лет. Для выпускников спортивных ВУЗов допускается не иметь опыта работы тренером и опыта профессионального хоккеиста.
Тренеры Базовой категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных школах, юниорских командах с хоккеистами в возрасте 5 – 18 лет и уровней профессиональной подготовленности: начальный, базовый и соревновательный.
Именно тренеры Начальной и Базовой категорий призваны обеспечить массовость занятий детьми хоккеем.
Тренеры Соревновательной категории.
Лица не моложе 20 лет, имеющие Базовую категорию или профильное высшее или среднее образование и имеющие опыт работы тренером не менее 2 лет или опыт профессионального хоккеиста не менее 10 лет.
Тренеры Соревновательной категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных академиях, школах, юниорских и молодёжных командах с хоккеистами в возрасте от 5 лет и старше и уровней профессиональной подготовленности: начальный, базовый, соревновательный и конкурентный. Во взрослых командах ВХЛ тренеры Соревновательной категории имеют право работать в качестве помощника главного тренера, а также в качестве тренера по отдельным направлениям.
Тренеры Конкурентной категории.
Лица, имеющие Базовую или Соревновательную категорию, имеющие профильное высшее образование и опыт работы тренером не менее 3 лет или опыт профессионального хоккеиста не менее 10 лет.
Тренеры Конкурентной категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных академиях, школах, юниорских и молодёжных командах, а также во взрослых командах ВХЛ с хоккеистами в возрасте от 5 лет и старше и уровней профессиональной подготовленности: начальный, базовый, соревновательный, конкурентный и высший. Во взрослых командах КХЛ тренеры Конкурентной категории имеют право работать в качестве помощника главного тренера, а также в качестве тренера по отдельным направлениям.
Тренеры Высшей категории.
Лица, имеющие Конкурентную категорию, профильное высшее образование и опыт работы тренером не менее 5 лет.
Тренеры Высшей категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных академиях, школах, юниорских, молодёжных и взрослых командах всех профессиональных лиг, а также в сборных командах страны с хоккеистами в возрасте от 5 лет и старше и уровней профессиональной подготовленности: начальный, базовый, соревновательный, конкурентный и высший.
Мы считаем, что для внедрения в практику системы подготовки тренеров КХЛ, совместно с ФХР, ВУЗами и специализированным научно-методическим организациям необходимо разработать систему критериев для оценивания профессиональных компетенций, знаний, навыков и умений тренеров. Эта система должна стать основой для разработки учебных программ ВУЗов, готовящих тренеров для хоккея и хоккейных ВШТ.

Ещё одним важнейшим компонентом системы д-ю хоккея должна стать национальная и публичная система тестирования, отбора и селекции, которая в настоящее время у нас отсутствует.
Эта система — главный элемент количественной и качественной оценки эффективности программ и проектов по развитию детско-юношеского и молодёжного хоккея в национальном масштабе, работы хоккейных школ и отдельных тренеров.
Система позволит тренерам разрабатывать эффективные индивидуальные программы развития игроков с учётом их сильных и слабых сторон, а также по объективным критериям, под контролем руководства и общественности формировать команды для участия в соревнованиях.
Для создания такой системы необходимо:
Разработать наборы тестов по всем возрастным группам и уровням профессиональной подготовленности игроков.
Разработать методики проведения тестирования.
Разработать методики проведения отбора и селекции игроков по уровням профессиональной подготовленности для распределения игроков и формирования клубных и сборных команд всех возрастов в зависимости от вида предстоящего соревнования.
Разместить результаты национального тестирования, отбора и селекции в интернете для открытого, публичного доступа, просмотра и анализа. Права на внесение результатов тестирования должны быть предоставлены тренерам. Д.б. установлена ответственность тренеров за внесение недостоверной информации.
Ключевой момент в системе тестирования, отбора и селекции – это открытость, ясность, объективность и измеряемость уровня мастерства игроков. Эта объективность имеет большое значение для игроков, их родителей и тренеров. Игроки получают обоснованную возможность быть отобранными в команды, соответствующие их уровню мастерства, тренеры получают возможность гибко строить команду, основываясь на своей тренерской философии и точном знании способностей игроков.
Именно эта система обеспечивает возможность практической реализации пирамиды развития мастерства игрока, беспрепятственного и объективного перехода игроков в команды более высокого профессионального уровня, в том числе включения в сборные команды, а также организации национальной системы соревнований, дифференцированной по уровню мастерства команд. Т.е. позволит решить многие актуальные проблемы сегодняшнего дня.

В заключении хотел бы остановиться на некоторых приоритетных направлениях подготовки юных хоккеистов, которые могут обеспечить прорыв в повышении качества отечественного хоккея в достаточно короткие сроки.
1. Постоянное развитие индивидуального тактического мастерства в процессе любых тренировок.
Основной проблемой низкой эффективности игры наших команд всех возрастов является отсутствие требуемого международными соревнованиями уровня командной игры, взаимодействия игроков в функциональных группах, линиях, пятёрке, шестёрке в целом.
Командная игра предполагает зрячие, т.е. осмысленные и целесообразные действия и взаимодействия. Эффективность командной игры и тактико-технических взаимодействий определяется синхронными действиями игроков функциональных групп и шестёрки в целом, своевременными передачами и открываниями, командным и взаимным движением, встречным или диагональным движением к шайбе, поддержкой (создание локального численного перевеса, как в атаке, так и в обороне), взаимной подстраховкой, передачей опекаемых игроков партнёрам, тактическим разменом.
Основой этих элементов командной игры, да и всех других тактико-технических и технико-тактических действий игрока в игре является физиологическая цепочка: видение — принятие решения — исполнение решения. Кому, куда отдать передачу, отдавать ли вообще или самому двигаться и бросать, куда открываться, кого опекать и т.д., везде работает эта цепочка.
Ключевая проблема наших команд в том, что эффективность этой цепочки практически у всех юных и взрослых игроков значительно ниже требований, предъявляемых международными соревнованиями.
Поэтому необходимо с первых шагов в хоккее обеспечивать правильную постановку работы зрительных анализаторов игрока. Необходимо добиваться выполнения упражнений без зрительного контроля не только на льду или при использовании в подготовке спортивных игр (футбол, регби, ручной мяч), но и в процессе проведения внеледовых тренировок: выполнения индивидуальных упражнений на тренажёрах, станциях, спортивных снарядах и т.п. Здесь есть простор для творчества тренера – как включать зрение, видение окружающего пространства, мышление в индивидуальный тренировочный процесс. Например, в процессе выполнения упражнения на тренажерах, плиометрических упражнений и т.п. можно демонстрировать игроку с различных ракурсов различные картинки, цифры и т.п. вплоть до демонстрации на специальных мониторах игровых ситуаций. В процессе выполнения упражнений или после требовать от игрока рассказа о том, что он наблюдал, с каких ракурсов, какие решения принимал и т.п. В этом случае у игрока быстрее сформируется мыслительно-двигательный стереотип: видение — принятие решения — исполнение решения.

В настоящее время в России разработаны ряд методик, которые позволяют технически правильно вести силовую борьбу, эффективно противостоять силовому давлению, готовить суставно-связочный, опорно-двигательный аппарат, повысить болевой порог и психологическую устойчивость.
Если мы создадим и внедрим подобные программы, но с использованием новых отечественных методик, позволяющих более технически правильно выполнять приёмы, повысить стыковую мощность и выносливость, болевой порог и психологическую устойчивость при плотной агрессивной игре, то получим существенное конкурентное преимущество перед соперниками.

Подытоживая сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что мы видим роль и место КХЛ в системе д-ю хоккея в следующем:
— формирование заказа на подготовку игрока для профессионального хоккея;
— формирование заказа ВУЗам и ВШТ на подготовку тренерского корпуса;
— участие совместно с Минспорттуризма и ФХР в формировании системы всестороннего обеспечения д-ю хоккея;
— трудоустройство игроков и тренеров в зависимости от уровня профессионального мастерства.

Начальник Научно-образовательного центра АНО «Континентальная хоккейная лига» Горский В.Е.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *