Лига наций: что это?

Окт 19, 2020 Спорт

Лига наций: что это?

К клубному футболу болельщики уже привыкли, а вот о матчах сборных позабыли давным-давно. Лига наций УЕФА всё ещё вызывает вопросы относительно своей целесообразности. Тем не менее, это явно лучше абсолютно бессмысленных товарищеских матчей. Рассказываем о том, зачем нужна Лига наций для сборной России.

Нынешний розыгрыш данного турнира УЕФА претерпел некоторые изменения. В УЕФА решили увеличить число команд в Лиге А с 12 до 16, оставив там Германию, Исландию, Польшу и Хорватию, которые должны были вылететь в Лигу В. Соответственно по 16 сборных стало и в Лиге В и Лиге С. В слабейшей Лиге D выступают 7 сборных.

Самый главный профит от участия в Лиге Наций – дополнительный шанс на место на чемпионате мира в Катаре. Как его получить? Хотелось бы сказать, что тут всё просто, но это не так. Квалификация к мировому первенству 2022 года состоится лишь в следующем году. Жеребьёвка данного отбора будет 29 ноября, однако планировать так далеко пока что не стоит – мир меняется каждый день. Будет десять групп, победители каждой гарантированно поедут в Катар в 2022 году. Ещё три путёвки на чемпионат мира от Европы будут разыграны между двенадцатью командами в стыковом турнире. Это десять сборных, которые займут вторые места в отборочном турнире и два лучших победителя групп Лиги наций. Вот она родимая и появилась. Если победители групп Лиги Наций сумеют сами квалифицироваться на чемпионат мира, то далее вступит в силу рейтинг турнира. Как он составляется, я писать не буду. Думаю, у вас и так уже голова пухнет.

Embed from Getty Images

Если коротко, то пробиться через Лигу наций на чемпионат мира можно, но это не слишком-то просто. Очень много подводных камней, о которых пока мы даже знать не можем. По сути, начался отбор в стыковые матчи, при том, что основная квалификация ещё даже не стартовала. Более того, сборные даже не знают своих будущих соперников.

А самое смешное, что групповой этап завершится 18 сентября – до той самой жеребьёвки отборочного этапа. Короче, как говорят военные: делай что должен, и будь как будет. Всерьёз рассчитывать на выход на чемпионат мира через Лигу Наций – так себе план. Самое главное сейчас для сборной России – максимально обкатать состав. Четвертьфинальные заслуги домашнего чемпионата мира уже позади, теперь Станислав Черчесов фактически строит новую сборную.

Напомним, что на чемпионате Европы сборная России сразится с Данией, Финляндией и Бельгией. Последние, понятное дело, стоят особняком, а вот датчане и финны плюс-минус та же самая Сербия, Венгрия и Турция. Именно с этими командами и предстоит сыграть нашей сборной. К слову, в прошлом розыгрыше Лиги наций Финляндия и Венгрия играли в одной группе С2. Финны тогда заняли первое место, а венгры – второе, отстав буквально на два балла.

Embed from Getty Images

Ещё один неплохой стимул для сборной России – пробиться в Лигу А к сильнейшим национальным командам мира. Согласитесь, лучше набираться опыта с лучшими, чем постоянно возиться с середняками. В прошлом году у россиян был такой шанс, но по дополнительным показателям наша сборная уступила Швеции. Теперь скандинавы будут рубиться с действующим победителем Лиги Нации Португалией, а также сборными Франции и Хорватии.

Понятно, сейчас матчи пройдут без зрителей, либо с ограниченным количеством, но болельщикам всегда приятнее наблюдать за играми против топов. Да и самим футболистам, думается, приятнее находиться в группе сильнейших сборных. Авось кого-то из них и в Европе заметят, как Миранчука. Это ирония, если что.

В любом случае, Лиге наций можно сказать спасибо лишь за то, что она пришла на смену товарищеским встречам. Смотреть их было, честно говоря, мучительно.

Максим МАЛЮКОВ

Сто лет назад, 10 января 1920 года, на руинах Первой мировой войны восстающие из пепла страны основали Лигу Наций, а вскоре после этого — Международный институт интеллектуального сотрудничества, предшественник ЮНЕСКО. Эти организации были призваны преодолеть приведший к катастрофе национальный эгоизм путем развития многостороннего сотрудничества. Идеал всеобщей солидарности не выдержал столкновения с реальностью в период между двумя войнами. Тем не менее, он остается столь же притягателен и сегодня, в эпоху, сотрясаемую войнами, терроризмом, экономическими кризисами и изменением климата.

Йенс Боэль

Защита национальных интересов и многосторонний подход вовсе не являются чем-то несовместимым. Более того, они могут взаимно дополнять друг друга. Именно эта мысль легла в основу Лиги Наций, основатели которой, будучи далеко не идеалистами, были убеждены: «интернациональный дух» и политический реализм неразрывно связаны между собой.

Лига Наций была основана в соответствии с Версальским мирным договором, положившим конец Первой мировой войне. Одним из вдохновителей создания новой межправительственной организации стал президент США Вудро Вильсон, который призывал к объединению наций в своих Четырнадцати пунктах, представленных им Конгрессу в январе 1918 года. Однако сама идея такого объединения родилась еще во второй половине XIX века в ходе ряда международных встреч. Мирные конференции в Гааге в 1899 и 1907 годах стали в этом процессе решающим фактором, обеспечившим переход от идеи о сообществе наций во главе с крупными европейскими державами к стремлению наладить истинное многостороннее сотрудничество.

На Конференции 1907 года европейские государства впервые оказались в меньшинстве на межправительственной встрече: из 44 государств-участников одних только латиноамериканских стран было 18. Несмотря на все ограничения, обусловленные состоянием общества того времени — в частности, колониализмом и отказом многих государств признать равноправие мужчин и женщин — создание Лиги Наций стало беспрецедентным событием и настоящим прорывом в истории международных отношений.

Никогда впредь

Как и в случае Организации Объединенных Наций, основанной на 25 лет позднее, толчком к созданию Лиги Наций послужила мировая война и твердая решимость никогда впредь не допустить повторения подобной трагедии. Однако ввиду недостатка политической воли в крупных державах Лига Наций оказалась не способна предотвратить развязывание войны и принять действенные карательные меры против территориальных притязаний Японии, Италии и Германии в 1930-е годы. Начало Второй мировой войны означало крах мечты о всеобщей солидарности, возродившейся с учреждением ООН в 1945 году.

Уже в первые дни существования Лиги Наций ее члены поддержали идею, выдвинутую французским политическим деятелем и лауреатом Нобелевской премии мира 1920 года Леоном Буржуа, о том, что международное интеллектуальное сотрудничество является непременным условием поддержания мира. С целью развития такого сотрудничества были созданы Международная комиссия по интеллектуальному сотрудничеству в 1922 году и, в 1925 году, Международный институт интеллектуального сотрудничества (МИИС), ставший исполнительным органом Комиссии. Преемницей этих организаций стала ЮНЕСКО — или, как выразился французский историк Жан-Жак Ренолье, «забытая ЮНЕСКО».

МИИС занимался установлением международных норм и стандартов, проведением конференций и изданием книг на близкие его деятельности темы. Среди них, например, «Будущее культуры», «Будущее европейского духа», «Становление нового гуманизма» и «Европа — Латинская Америка». Однако самой известной публикацией института является, несомненно, опубликованная в 1933 году переписка Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, в которой два видных ученых того времени, в попытке ответить на вопрос «Неизбежна ли война?», рассуждают о причинах войн и способах их предотвращения.

С МИИС сотрудничали и многие другие ученые и мыслители, среди которых французский философ Анри Бергсон, физик и химик Мария Склодовская-Кюри, будущий президент Индии Сарвепалли Радхакришнан, немецкий писатель Томас Манн и Габриэла Мистраль — первая латино-американская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Уроки на будущее

Однако на пути к реализации своих целей МИИС столкнулся с реальностью межвоенного периода. Так, в 1933 году институту поступило предложение повторно издать сожженные нацистами книги, но руководство МИИС предпочло этого не делать из опасений, что это может обидеть Германию и подтолкнуть ее к выходу из Лиги Наций. Книги переизданы не были, однако впоследствии Германия покинула-таки организацию по другим причинам.

При создании ЮНЕСКО ее основатели постарались извлечь необходимые уроки как из положительного, так и из отрицательного опыта МИИС. В частности, неудача института частично объяснялась тем, что слишком большое значение в нем уделялось сотрудничеству между деятелями умственного труда («сообщество умов») и лишь второстепенное — политике. По этой причине в структуре ЮНЕСКО государствам была отведена более важная роль. Кроме того, образование, которому в МИИС уделялось относительно мало внимания, заняло центральное место в программе ЮНЕСКО, считавшей его важнейшим рычагом осуществления своей миссии по защите мира.

В ряде областей МИИС добился существенных результатов, ставших опорой для деятельности ЮНЕСКО. Стоит отметить его работу в области иностранных языков и перевода, проведение международных конференций, в ходе которых родились дискуссии по важнейшим философским вопросам, а также нормотворческую деятельность, в частности в библиотекарском деле и музееведении. Приоритетами МИИС уже тогда были охрана культурного наследия и культурное разнообразие, которое в то время называли «особенностями различных культур». Внимания заслуживает и работа над школьными учебниками, в частности по истории и географии, направленная на борьбу с предрассудками и стереотипами. В дальнейшем ЮНЕСКО продолжила усилия в этой области, как и работу по усилению роли средств массовой информации, особенно радио, в укреплении мира — другое важное направление в деятельности МИИС.

Осуществимая мечта

МИИС оказался тем, что американский историк Джей Уинтер назвал «маленькой утопией». Его архивы, унаследованные ЮНЕСКО, хранят следы надежд и мечтаний, которые, рухнув под ударом Второй мировой войны, ожили с новой силой после 1945 года. Учреждение МИИС стало первой в истории человечества попыткой создать поистине универсальную площадку для интеллектуального сотрудничества. Несмотря на многочисленные промахи, начало этому процессу было положено, первый шаг вперед был сделан.

Проделанная институтом работа, его успехи и поражения, сильные и слабые стороны отражены в его архивах. В 2017 году в знак признания их универсальной ценности они были внесены в реестр ЮНЕСКО «Память мира». В том же году стартовал проект по оцифровке этих архивных материалов, с тем чтобы разместить их в интернете и сделать доступными для всех. В 2019 году оцифровка благополучно завершилась.

Лига Наций и ее органы, отвечающие за развитие интеллектуального сотрудничества, воплотили собой мечту о всеобщей солидарности человечества. И сегодня, когда во многих регионах мира этот идеал проходит жесткую проверку на прочность, он влечет к себе лишь сильнее. В наших сердцах эта мечта по-прежнему жива.

С архивными материалами Международного института интеллектуального сотрудничества за период с 1921 по 1954 г. можно ознакомиться .

Предыстория Лиги наций и регламент

Как уже говорилось, Лига наций была учреждена в преддверии прошлого сезона. Смысл нового соревнования – возвращение интереса к матчам национальных сборных и повышение их престижа. Теперь вместо не особенно захватывающих болельщиков товарищеских матчей сборные континента бьются за титул по круговой системе. Изначально команды были разделены на 4 дивизиона в соответствии с рейтингом УЕФА. В турнире действуют принципы повышения и понижения в классе, так что формирование участников дивизионов в новом сезоне зависит от выступления команд в предыдущем розыгрыше.

Групповой этап, состоящий из 6-и туров, состоится с сентября по ноябрь 2020-го года. Финальная часть, где определится победитель Лиги наций, пройдёт в июне 2021-го.

Участники турнира – лиги и группы

Сборные, участвующие в Лиге наций, разделены на 4 лиги. В лиге А собраны сильнейшие команды, распределённые на 4 группы по 4 коллектива. Занявшие первые места получают право на участие в финальном турнире. Занявшие 4-е места вылетают по итогам розыгрыша в лигу B. Там также 4 группы по 4 команды. Первые получают повышение в классе на будущий сезон, последние – понижение в классе. В лиге C тоже 4 группы по 4 команды и тот же регламент. В лиге D – 2 группы по 4 и 3 команды, соответственно.

Лига А

Группа 1 – Нидерланды, Италия, Босния и Герцеговина, Польша.

Группа 2 – Англия, Бельгия, Дания, Исландия.

Группа 3 – Португалия, Франция, Швеция, Хорватия.

Группа 4 – Швейцария, Испания, Украина, Германия.

Лига B

Группа 1 – Австрия, Норвегия, Северная Ирландия, Румыния.

Группа 2 – Чехия, Шотландия, Словакия, Израиль.

Группа 3 – Россия, Сербия, Турция, Венгрия.

Группа 4 – Уэльс, Финляндия, Ирландия, Болгария.

Лига C

Группа 1 – Черногория, Республика Кипр, Люксембург, Азербайджан.

Группа 2 – Грузия, Северная Македония, Эстония, Армения.

Группа 3 – Греция, Косово, Словения, Молдавия.

Группа 4 – Албания, Белоруссия, Литва, Казахстан.

Лига D

Группа 1 – Фарерские острова, Латвия, Андорра, Мальта.

Группа 2 – Гибралтар, Лихтенштейн, Сан-Марино.

Сделать ставку с бонусом на Лигу Наций

Сборная России в Лиге наций

По итогам предыдущего розыгрыша сборной России не удалось пробиться в Лигу А, и новый турнир команда Станислава Черчесова вновь начнёт во втором по статусу дивизионе. В соперниках – национальные команды Сербии, Турции и Венгрии.

С Турцией россияне соперничали и в прошлой Лиге наций. Тогда сборная России дважды обыграла турок – 2:0 дома и 2:1 на выезде. Однако, сейчас на лёгкую прогулку надеется не стоит. Сейчас в Турции совсем другая команда. Сейчас сборной руководит легендарный Шенол Гюнеш, а период Мирчи Луческу забыт как страшный сон. С Турцией сборная России сыграет 11 октября дома и 15 ноября на выезде.

Матчем со сборной Сербии россияне откроют турнир. Ранее команды не проводили официальных матчей между собой. В 4-х товарищеских матчах у России 2 победы и 2 ничьих. В последний раз команды встретились в 2016-м году – игра, состоявшаяся в Монако, завершилась в ничью 1:1. Сейчас сборная Сербии – не такая уж сильная команда. Коллектив, которым руководит экс-наставник «Партизана» и сборной Черногории Любиша Тумбакович, даже не сумела пробиться на предстоящий чемпионат Европы. Для выхода на ЕВРО сербам ещё придётся переиграть Норвегию в начале октября. Матчи с Россией же запланированы на 3 сентября в Москве и 18 ноября в Сербии.

Со сборной Венгрии россияне в последний раз встречались летом 2017-го года. Товарищеский матч в Будапеште завершился уверенной победой сборной России 3:0. В целом же, история встреч команд включает 5 матчей – у России 4 победы, включая два выигрыша в отборочном цикле к чемпионату мира 1994, и 1 ничья. Как и сербы, Венгрия пока ещё не обеспечила себе выход на ЕВРО. Стыковой матч против Болгарии намечен на 8 октября. Матчи против России в рамках Лиги наций состоятся 6 сентября в Будапеште и 14 октября в России.

Фавориты Лиги наций

Максимальный интерес в преддверии нового розыгрыша Лиги наций, конечно, вызывает вопрос об итоговой победе. Вот что думает относительно фаворитов Лиги А букмекерская контора «Бетсити»:

Франция – 4,5 ;

Англия – 7,0 ;

Бельгия – 7,0 ;

Испания – 7,0 ;

Германия – 8,0 ;

Нидерланды – 9,0 ;

Италия – 11,0 ;

Португалия – 13,0 ;

Польша – 35,0 ;

Хорватия – 35,0 ;

Швейцария – 40,0 ;

Дания – 80,0 ;

Украина – 80,0 ;

Швеция – 80,0 ;

Босния и Герцеговина – 100,0 ;

Исландия – 150,0.

Итак, по мнению «Бетсити» главным претендентом на победу являются действующие чемпионы мира французы. Чуть меньшие, но всё равно неплохие шансы, у Англия, Бельгии, Испании, Германии и Голландии.

Сделать ставку с бонусом на Лигу Наций

Другие ставки на Лигу наций УЕФА

Букмекерская контора «Фонбет» также предлагает угадать победителей в каждой из групп. Вот как распределены шансы на первое место в своих дивизионах по мнению БК:

Лига А

Группа 1 – Нидерланды – 1,85; Италия – 2,25; Польша – 7,00; Босния и Герцеговина – 15,00.

Группа 2 – Бельгия – 1,90; Англия – 2,10; Дания – 8,00; Исландия – 15,00.

Группа 3 – Франция – 1,57; Португалия – 3,25; Хорватия – 6,00; Швеция – 13,00.

Группа 4 – Германия – 2,00; Испания – 2,20; Швейцария – 7,00; Украина – 11,00.

Лига B

Группа 1 – Австрия – 2,40; Норвегия – 3,25; Румыния – 4,30; Северная Ирландия – 7,00.

Группа 2 – Чехия – 2,50; Словакия – 2,85; Шотландия – 5,00; Израиль – 6,50.

Группа 3 – Россия – 2,65; Сербия – 3,25; Турция – 3,40; Венгрия – 10,00.

Группа 4 – Уэльс – 2,20; Ирландия – 3,00; Финляндия – 6,00; Болгария – 7,00.

Лига C

Группа 1 – Черногория – 1,85; Азербайджан – 4,00; Республика Кипр – 5,00; Люксембург – 9,00.

Группа 2 – Северная Македония – 2,55; Грузия – 3,30; Армения – 3,60; Эстония – 10,00.

Группа 3 – Греция – 2,60; Словения – 2,85; Косово – 3,25; Молдавия – 40,00.

Группа 4 – Албания – 2,05; Белоруссия – 3,25; Казахстан – 5,00; Литва – 9,00.

Лига D

Группа 1 – Латвия – 2,45; Фарерские острова – 3,00; Мальта – 4,00; Андорра – 9,00.

Группа 2 – Лихтенштейн – 1,90; Гибралтар – 2,65; Сан-Марино – 5,00.

Сделать ставку с бонусом на Лигу Наций

Кроме того, «Фонбет» предлагает специальные ставки на сборную России. Тотал набранных очков сборной России больше 10,5 оценивается коэффициентом 2,15; меньше 10,5 стоит 1,62. Количество забитых голов больше 9,5 – 1,72; меньше 9,5 – 2,00. Количество пропущенных голов больше 7,5 – 1,85; меньше 7,5 – 1,85. Количество побед больше 3,5 – 2,30; меньше 3,5 – 1,55.

Лучший букмекер для ставок на футбол

сообщество наций — family of nations
содружество наций — brotherhood of nations
содружество наций — commonwealth of nations
право наций на самоопределение — right of nations to self-determination
свободное самоопределение наций — free self-determination of nations
торговля — этот объединитель наций — commerce, that connecter of nations
Организация Объединённых Наций (ООН) — United Nations Organization (UNO)
равенство прав больших и малых наций — equality of nations large and small
Устав Организации Объединённых Наций — Charter of the United Nations
равенство всех наций и национальностей — equality of all nations and nationalities
местопребыванием Лиги Наций была Женева — Geneva was the seat of the League of Nations
принцип равноправия наций и народностей — principle of equality of nations and nationalities
право народов и наций на самоопределение — right of peoples and nations to self-determination
Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций — United Nations General Assembly
международное сообщество; содружество наций; сообщество наций — community of nations
постоянное представительство при организации объединённых наций — permanent mission to the united nations

ЛИГА НАЦИЙ, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Структура

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Члены Лиги наций

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Функции

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать – в той или иной степени успешно – более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.

Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава – Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УСТАВ ЛИГИ НАЦИЙ

Вступил в силу 10 января 1920 года

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно

принять некоторые обязательства не прибегать к войне,

поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,

строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,

установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимающих настоящий Устав, который учреждает Лигу Наций.

Статья 1

1. Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Уставу, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Уставу без всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев до вступления в силу Устава, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.

2. Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи (Собрания), поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.

3. Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.

Статья 2

Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Уставе, осуществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.

Статья 3

1. Ассамблея состоит из представителей Членов Лиги.

2. Она собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, какое может быть назначено.

3. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги и которые затрагивают всеобщий мир.

4. Каждый Член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Ассамблее и располагает лишь одним голосом.

Статья 4

1. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав (Примеч.: США, Британская империя, Франция, Италия и Япония), а также из представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи и в те сроки, которые она пожелает избрать. Впредь до первого назначения Ассамблеей представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции являются членами Совета.

2. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным (Примеч. В силу этого параграфа Устава Германия была избрана постоянным членом Совета 8 сентября 1926 г.). Он может с такого же одобрения увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете (Примеч. 25 сентября 1922 г. количество членов Совета, выбираемых Ассамблеей, было увеличено до шести, а 8 сентября 1926 г. – до девяти).

2-а. Ассамблея установит, большинством в две трети голосов, порядок избрания временных членов Совета, в частности определит срок их участия в нем и условия нового избрания. (Эта поправка вступила в силу 29 июля 1926 г.)

3. Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.

4. Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу действия Лиги и затрагивающими всеобщий мир.

5. Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.

6. Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет лишь одного представителя.

Статья 5

1. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Устава или положений настоящего Договора, решения Ассамблеи или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании.

2. Всякие вопросы о процедуре, возникающие на собраниях Ассамблеи или Совета, включая назначение комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамблеей или Советом, и решение выносится большинством Членов Лиги, представленных на собрании.

Статья 6

1. Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал.

Статья 7

1. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.

Статья 8

1. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.

2. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.

3. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра по меньшей мере каждые десять лет.

4. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышаем без согласия Совета.

5. Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения, члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, учитывая нужды тех Членов Лиги, которые не могут изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.

6. Члены Лиги обязуются обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могут быть использованы для войны.

Статья 9

Постоянная комиссия будет образована для представления Совету своих заключений о выполнении постановлений статей 1 и 8 и равным образом по общим военным, морским и воздушным вопросам.

Статья 10

Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

Статья 11

1. Определенно объявляет, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого Члена Лиги.

2. Кроме того, объявляется, что всякий Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.

Статья 12

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета.

2. Во всех случаях, предусмотренных этой статьей, решение третейских судей или судебное постановление должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.

Статья 13

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом или судебным постановлением, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству или судебному разрешению.

2. Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих третейскому или судебному разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение.

3. Судом, на рассмотрение которого должны передаваться все подобного рода споры, будет являться Постоянная Палата Международного Суда (Правосудия), учрежденная в соответствии со статьей 14, или всякий другой трибунал, о котором стороны, участвующие в споре, согласятся между собой или который является установленным какой-либо существующей между ними конвенцией.

4. Члены Лиги обязуются добросовестно выполнять вынесенные решения или постановления и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразовываться. В случае невыполнения решения или постановления Совет предлагает меры, которые должны обеспечить их проведение.

Статья 14

Совету поручается изготовить проект Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей.

Статья 15

1. Если между Членами Лиги возникает спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому или судебному разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить его Совету. Для этого достаточно, чтобы один из них указал на этот спор Генеральному Секретарю, который принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.

2. В кратчайший срок Стороны должны сообщать ему изложение их дела со всеми относящимися сюда фактами и оправдательными документами. Совет может распорядиться об их немедленном опубликовании.

3. Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если ему это удается, то он публикует в той мере, в какой сочтет нужным изложение, передающее факты, соответствующие разъяснения и условия этого урегулирования.

4. Если спор не мог быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо по большинству голосов, для осведомления об обстоятельствах спора, а также решения, предлагаемые им, как наиболее справедливые и наиболее подходящие к случаю.

5. Всякий Член Лиги, представленный в Совете, может равным образом публиковать изложение фактов, относящихся к спору, и свои собственные выводы.

6. Если доклад Совета принят единогласно, причем голоса представителей сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой стороны, которая сообразуется с выводами доклада.

7. В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим для сохранения права и правосудия.

8. Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса.

9. Совет может во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в Ассамблею. Ассамблея должна будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в течение четырнадцати дней, считая с момента, когда спор внесен в Совет.

10. Во всяком деле, переданном Ассамблее, постановления настоящей статьи и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Условлено, что доклад, составленный Ассамблеей с одобрения представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением в каждом случае Представителей участвующих в споре Сторон, имеет ту же силу, как и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон.

Статья 16

1. Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав, и пресечь финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.

2. В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

3. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении финансовых и экономических мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Устав. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии, для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

4. Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Устава. Исключение решается голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

Статья 17

1. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги, или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательства, лежащим на ее Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12–16, с соблюдением изменений, сочтенных Советом необходимыми.

2. После посылки этого приглашения Совет открывает расследование об обстоятельствах спора и предлагает такую меру, которая кажется ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.

3. Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16.

4. Если обе приглашенные стороны отказываются принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта.

Статья 18

Всякие международные договоры или международные обязательства, заключаемые в будущем Членом Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы возможно скорее. Никакие из этих международных договоров или соглашений не сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.

Статья 19

Ассамблея может время от времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

1. Члены Лиги признают – каждый, поскольку это его касается, – что настоящий Устав отменяет все обязательства или соглашения inter se, несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются подобных в будущем не заключать.

2. Если до своего вступления в Лигу Член взял на себя обязательства, несовместимые с условиями Устава, то он должен принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.

Статья 21

Международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и соглашения, ограниченные пределами известных районов, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются, как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Устава.

Статья 22

1. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.

2. Лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.

3. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, ее экономическим условиям и всяким другим аналогичным обстоятельствам.

7. Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены.

Статья 23

С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними Члены Лиги:

а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *