Костюм олимпиада 80

Окт 29, 2020 Спорт

Костюм олимпиада 80

Sputnik продолжает рассказывать об атмосфере XXII летних Олимпийских игр в Москве. На этот раз в центре нашего внимания – работа журналистов, ведь на Олимпиаду-80 аккредитовались почти пять тысяч представителей СМИ.

Все по-новому

© Sputnik / Улозявичюс Аудрюс Коренные москвичи не зря любят повторять, что Москва совершенно преобразилась перед Играми. Готовясь к проведению Олимпиады, советские власти затеяли гигантскую стройку. По всему городу возводили спортивные комплексы и гостиницы.

Новое здание получило и Агентство печати «Новости». До сих пор оно располагалось на Страстном бульваре, но помещение было слишком тесным, чтобы установить в нем современное оборудование. АПН предложили переехать – при условии, что взамен издание возьмет на себя информационное обеспечение Олимпиады.

Агентство согласилось, и в мае 1976 года началось строительство Олимпийского пресс-центра на Зубовском бульваре. Облик и план здания разрабатывала целая группа архитекторов. Пресс-центр решили строить в стиле брутализма: строгий монолитный фасад, прямые линии и множество окон, символизирующих прозрачность работы СМИ. Здание оказалось внушительным – заняло 30 тысяч квадратных метров. Но о более мелких масштабах и речи не шло. Пресс-центр должен был вместить 3500 журналистов в среднем.

© Sputnik / Владимир Акимов В телетайпном зале олимпийского телерадиокомплекса

Не хотите «Дайкири»?

Дух, царивший в Олимпийском пресс-центре, соответствовал стилю постройки – максимальная открытость и стремление к новому. Например, бар пресс-центра стал первым заведением в СССР, где можно было попробовать коктейль «Дайкири». Причем готовил его бармен-кубинец, что тоже придавало атмосфере пикантности. О пресс-центре на Садовом кольце говорили по всему городу.

Не меньше разговоров вызывала и экипировка фотографов АПН. Перед началом Олимпиады фотокорреспондентам выдали новейшую иностранную технику. Именно на Nikon известный фотожурналист Сергей Гунеев, работающий в МИА «Россия сегодня» и сейчас, снял кадры, впоследствии ставшие легендарными — собирающийся взлететь Олимпийский Мишка с охапкой воздушных шаров на закрытии Игр и «Бег с препятствиями».

Последняя фотография стала символом Олимпиады-80, но не только благодаря своей динамике и красоте. Чтобы запечатлеть мгновение, когда легкоатлеты преодолевают яму с водой, Сергей Гунеев готовился два дня. «Надо было договориться с безопасностью, чтобы они не возражали, затем с главным судьей», — вспоминает он.

В результате все дали добро, и фотограф установил камеру прямо под барьером. Повторить его прием в истории спортивной фотографии больше никому не удалось.

Жизнь в цвете

Строительство Олимпийского пресс-центра, впрочем, не решило всех проблем с организацией работы СМИ. По международным стандартам, Олимпийские игры нужно было показывать через программы цветного телевидения. А в Советском Союзе у большей части населения телевизоры были черно-белыми. Гостелерадио СССР нужно было в кратчайшие сроки перейти на цвет.

© Sputnik / Владимир Федоренко Спортивные фотокорреспонденты работают на легкоатлетических соревнованиях на Центральном стадионе имени В.И. Ленина

Ответственным за переход назначили заместителя председателя Гостелерадио Генриха Юшкявичюса. Годы спустя писатель Александр Стефанович напишет книгу «Человек из Останкино», главным героем которой станет именно Юшкявичюс. Прежде работавший инженером на литовском телевидении, Юшкявичюс нашел элементарный выход из ситуации, никому не приходивший в голову. В Гостелерадио просто-напросто запретили покупать оборудование для черно-белого телевидения – только для цветного. Делать нечего – вскоре советским людям пришлось начать покупать цветные телевизоры.

Курируя переход на цветной сигнал, Генрих Юшкявичюс параллельно занимался еще одним важным проектом – строительством Олимпийского телерадиокомплекса в Останкино. Как пишет Александр Стефанович, несмотря на руководящую должность, Юшкявичюс приезжал на стройку каждый день и несколько лет спал всего по четыре часа в сутки. Но все эти усилия не были напрасными: здание было готово в срок. После Олимпиады в нем проходил прямой эфир телепрограмм «Время» и «Новости».

Подготовка журналистов длилась год

Аккредитация журналистов на Олимпиаду-80 началась за год, рассказывает собственный корреспондент Узбекского телевидения и радио в Москве Рахимжон Султанов.

«Процедура была сложная, — вспоминает он. – Мы заполняли анкеты, прикладывали письма с места работы и фотографии определенного размера. Все это потом дотошно проверяли органы. Однажды я приехал навестить родителей в Самарканд, а моя одноклассница, работавшая в паспортном столе, увидела меня и говорит: «На тебя спецзапрос из Москвы пришел. Что там натворил?»

Журналисты, получившие аккредитацию, не должны были проходить никаких курсов подготовки, в отличие от технических сотрудников, работавших в новом комплексе в Останкино. Отдельные семинары существовали для комментаторов соревнований. Ради в них в столицу вызывали лучших специалистов со всего Советского Союза. «Я помню, из Ташкента специально вызвали знаменитого комментатора художественной гимнастики Романа Турпищева, — рассказывает Рахимжон Султанов. – Он отправился в Москву пораньше, на курсы».

© Sputnik / Владимир Федоренко Журналисты во время соревнований по троеборью

Без курьезов не обошлось

На московских соревнованиях работало много республиканских корреспондентов – они должны были рассказывать об участии делегаций своих республик в Олимпиаде-80. «То есть мы писали не только о спортсменах, но и об артистах, культурной программе Игр», — рассказывает Рахимжон Султанов.

Однако советские журналисты пересекались с иностранными на пресс-конференциях. Последние иногда задавали вопросы, казавшиеся советским людям некорректными. Рахимжон Султанов вспоминает, что во время соревнований пятикратная олимпийская чемпионка, гимнастка Нелли Ким как раз отмечала 23-летие, и один западный журналист спросил ее: «А вы в свои 23 еще девочка или женщина?» Реакция спортсменки оказалась спокойной: говоря о психологическом восприятии, девочкой в 23 года она себя не считает, женщиной тоже. Зарубежные издания потом не раз отмечали, как красиво спортсменка ответила на каверзный вопрос.

© Sputnik / Александр Гращенков Олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Сара Симеони дает интервью журналистам

У каждой группы работников Олимпиады была своя форма, и корреспонденты не стали исключением. Им выдали сумки и кепки с олимпийской символикой. Еще собкорры республиканских СМИ могли заключить договор с московским автокомбинатом и передвигаться по городу на личном легковом автомобиле с водителем. Но во второй половине дня журналисты обычно отпускали водителей и ездили на автобусах и метро, потому что соревнования затягивались.

«Состязание могло закончиться в час ночи, а потом победители сдавали допинг-пробу, и надо было дождаться награждения, — рассказывает Рахимжон Султанов. – А утром в 10 часов – уже быть на другом турнире. Но все было хорошо. Конечно, иногда представители МОК путались в медалях – вручали золото тем, кого нужно было наградить бронзой, и наоборот. Или гимн не той страны могли включить. Но это нормально, на каждой Олимпиаде такое случается».

Полет Мишки держался в секрете

Режиссеры Олимпиады до последнего хранили сценарий закрытия Игр в тайне, рассказывает фотожурналист Сергей Гунеев. По правилам МОК, все точки съемки на стадионе «Лужники» были расписаны заранее, и он выбрал самую универсальную – в ложе для прессы, ближе к верху, чтобы удачно поймать и общий, и средний, и крупный план.

«Самым впечатляющим событием на закрытии стал полет Мишки, — вспоминает Сергей Геннадьевич. – Но летел он достаточно долго. А вот живое панно из тысяч людей, выстраивавших различные картинки, менялось быстро. Особенно момент, когда у Мишки покатилась слеза. Ты должен знать, что это будет. Иначе ты снимешь это либо случайно, либо не снимешь вообще».

Впрочем, Гунееву удалось выяснить через свои каналы: на трибуне напротив журналистской ложи может произойти сюрприз. «Мне просто сказали: следи за лицом Мишки на трибуне, — говорит фотограф. – Я не понимал, к чему именно нужно быть готовым, но одел на камеру нужный объектив. Вы же понимаете, слеза Мишки – это доля секунды. Если бы менял объективы в процессе движения панно, ничего не успел бы чисто физически».

А критиковать-то нечего!

Иностранные журналисты были солидарны: провала не случилось. Олимпиада прошла достойно, и это следовало признать, даже несмотря на предвзятость Запада в связи с бойкотом Игр после ввода советских войск в Афганистан.

Заместитель главного редактора Российской газеты Николай Долгополов отмечает: соревнования были организованы так, что журналисты, приехавшие в Советский Союз с предубеждениями, отбросили их на второй-третий день после приезда. В качестве примера он приводит своего австрийского коллегу, который, выезжая в Москву, получил задание от главного редактора – найти вещи, которые можно было бы разнести и покритиковать. Но через несколько дней австриец позвонил руководителю со словами: «Тут нет ничего такого, что вы просили».

© Sputnik / Борис Бабанов Представители средств массовой информации в пресс-центре Олимпийского комплекса «Лужники», во время XXII летних Олимпийских игр

«Действительно, даже суматохи с аккредитацией или на проходе в стадионы не было, — говорит Николай Долгополов. — Зато была дружелюбная атмосфера. После закрытия Олимпиады мы с коллегами собрались у меня на квартире в центре – не только наши журналисты, но и болгары, поляки, венгры, чехи, югославы, немцы… Так мы и проводили Олимпиаду, вместе выпивая в тесном журналистском кругу».

Одни рекорды

Олимпийские игры в Москве состоялись сорок лет назад, но многие ее песни популярны до сих пор, причем настолько, что строчки из них навсегда засели в нашей памяти и даже превратились в афоризмы: «Одержимость – путь к победе», «В спорте надо жить ярко, надо побеждать честно…» Впрочем, не зря оргкомитет Олимпиады-80 поручал: в преддверии Игр советскую эстраду должна просто захлестнуть волна песен о спорте.

Ни одно масштабное спортивное событие не обходится без музыки, поэтому к звуковому сопровождению московской Олимпиады подошли серьезно. Тематику песен контролировал лично заместитель председателя оргкомитета Владимир Попов, он же – экс-заместитель министра культуры СССР.

Одной из визитных карточек Олимпиады стала песня «Герои спорта» в исполнении Муслима Магомаева, и авторы хита – Александра Пахмутова и Николай Добронравов, — кажется, сделали его припев своим творческим девизом: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». Накануне Игр Пахмутова и Добронравов установили собственное достижение – именно их песни звучали по радио и телевидению чаще всего. София Ротару исполняла их стремительный шлягер «Темп», Муслим Магомаев – «Стадион моей мечты», а Лев Лещенко тем временем срывал овации с песней «Старт дает Москва». На дворе – 1979 год, и о том, что очень скоро Александра Пахмутова предложит ему хит на все времена, Лев Лещенко даже не догадывается.

Мишки могло и не быть

Изначально легендарная песня «До свиданья, Москва» должна была называться чуть длиннее – «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес». Но в связи с войной в Афганистане западные страны решили бойкотировать Олимпиаду в Москве, и советские власти решили изменить характер песни: пусть это будет просто доброе прощание с Играми.

Но и здесь не обошлось без эксцессов. Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню об улетающем Мишке, и некоторым членам оргкомитета такая версия не понравилась: настоящие медведи ведь не летают! К тому же огромная кукла-медведь, сделанная к церемонии закрытия, долгое время не хотела взлетать вертикально и парила на боку. Ситуацию исправили многочисленные воздушные шары, привязанные к лапам Мишки. Теперь медведь взлетал, как надо, и у оргкомитета не было вопросов: символ Олимпиады улетает благодаря шарикам, все в порядке.

Однако Пахмутова и Добронравов уже не были уверены, что песня прозвучит на закрытии Игр, поэтому, предлагая ее Льву Лещенко, заранее предупредили: неясно, что ждет «Ласкового Мишу» в дальнейшем. В результате артист и вовсе о ней забыл.

«Когда на закрытии включили эту песню, я сначала даже не узнал свой голос, так это было неожиданно, — поделился своими воспоминаниями Лев Лещенко со Sputnik. – Я ведь записал ее два месяца назад. Конечно, потом я себя узнал, а на первых тактах просто не понял, что это – та песня. Естественно, я порадовался, но не более того. Никто не ожидал, что эта песня потом станет такой знаковой. Когда я ее записывал, вообще думал: ну песня и песня, прикладная песня к Олимпиаде, там же много песен звучит. Но она до сих пор остается с нами, и не только поколение, заставшее Олимпиаду, ее любит. Я часто исполняю ее с молодыми артистами – с Алсу, например, или Бастой. Почему молодая аудитория эту песню так хорошо воспринимает? Я думаю, она, во-первых, неформальная, добрая, в ней особый смысл – отношение к земле, к общечеловеческим ценностям. А во-вторых, все еще живо в памяти, родители до детей свое эмоциональное состояние донесли, плюс недавняя Олимпиада в Сочи, где Мишка тоже присутствовал, сыграла свою роль».

Успеть всё

Надолго запомнилась публике и другая песня – «Олимпиада-80», написанная Давидом Тухмановым на слова Роберта Рождественского. Исполнил ее эстонский артист Тынис Мяги, на следующий же день после премьеры он проснулся знаменитым. С посвящением Олимпиаде певец даже вышел в финал фестиваля «Песня года».

А бессменная участница этого конкурса Алла Пугачева к началу Олимпиады уже находилась на пике славы. Незадолго до Игр, в марте 1979 года, вышел ее фильм «Женщина, которая поет», а буквально через два месяца певица дала совместный концерт с Джо Дассеном – в честь открытия гостиницы «Космос».

Но, несмотря на насыщенный график в связи с Олимпиадой, Алла Пугачева успевала еще и учиться. В Музее современной истории России до сих пор хранится программа концертов Пугачевой, проводившихся в Театре эстрады специально для иностранных гостей Олимпиады. Как рассказывают в музее, именно эту программу Алла Пугачева сделала темой своей курсовой работы, ведь она тогда училась на четвертом курсе ГИТИСа.

Ритмы Олимпиады

Пока туристы ходили на концерты, простые советские жители могли посмотреть на любимых артистов в двух телепередачах – «Здравствуй, Олимпиада!» и «Ритмы Олимпиады». Особенно зрителям запомнился клип «Олимпийская шуточная» с Михаилом Боярским. В нем актер сыграл роль безнадежно влюбленного мужчины, который решает стать спортсменом, чтобы девушка обратила на него внимание в разгар Олимпиады. Советской публике клип пришелся по душе еще и потому, что в нем явно прослеживались отголоски «Трех мушкетеров» — герой Боярского носит голубой костюм и учится фехтовать, правда, в отличие от Д’Артаньяна, не слишком успешно.

Как рассказал Sputnik сам Михаил Боярский, «Олимпийскую шуточную» он записал совершенно случайно. «Это было время Олимпиады, и передача, которая была посвящена спортивным песням, мне предложила: «Сможешь эту песенку спеть?» Я согласился, и записали мы ее буквально за один день. Клип тоже сняли очень быстро, буквально за несколько часов, в Санкт-Петербурге, на стадионе, на Петровском».

Еще в телепрограммах часто выступали ансамбли – ВИА «Пламя», «Цветы», «Голубые гитары», «Поющие сердца», «Арай». Солистка ансамбля «Арай», певица Роза Рымбаева рассказала Sputnik, что отбор на телевидение был жестким. «Когда мы узнали, что есть в списке, конечно, испытали радость. Мы же понимали, что не каждый коллектив туда попадал. Время тогда было другое, поэтому специально к выступлениям нам костюмы никто не шил, выступали в том, что у нас есть. А еще нужно было выступать на концертных площадках по всей Москве, и мы только успевали перемещаться и настраивать звук. И это была особая атмосфера: Олимпиада, скопление туристов, концерты и мы, исполняющие песни советских композиторов».

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *