Игры для детей с ограниченными возможностями

Июн 18, 2020 Спорт

Игры для детей с ограниченными возможностями

Одной из первых задач – научить детей беречь и укреплять свое здоровье, формировать личность ребенка.
Дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с проблемами интеллекта, последствиями детского церебрального паралича и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
У детей с проблемами преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованием и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п. При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий времени и пространства, улучшают качество внимания , звуко- -проговаривание и т.п, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. В игре приобретаются навыки общения как со взрослыми, так и с детьми.
Подвижные игры это средство активного отдыха после занятий. В процессе игры необходимо руководить как действиями всей группы в целом, так действиями каждого ребенка. Он постоянно поддерживает интерес к игр, поощрять играющих. Непосредственное участие взрослого в игре придаст ей живость, сделает ее эмоциональнее. Руководя игрой, он должен помнить о задаче коррекции поддерживать самостоятельность и инициативу детей. Пассивных детей включают в активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых.- в действия, требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно управлять своими движениями.
Повторяя старые и предлагая детям новые игры, воспитатель должен стремиться улучшать их проведение. Только при условии прочного усвоения проводимых с детьми игр у детей с ОВЗ будут формироваться двигательные, развиваться интерес к игре, коллективной деятельности.
Вовлечения в игровую деятельность детей с ОВЗ начинается обычно с игр малой подвижности и простых по сюжету и содержанию. Простые игры подготавливают детей к сложным, так как в них уже требуется соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды взрослого, воспитывается выдержка и дисциплинированность, необходимые в любой игре. Искренность, доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи — вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре. Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъем.
Единственное требование к подвижным играм — они должны, интересны детям.
Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Игры в слова
1-й вариант
Играющие становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
2-й вариант
Играющие образуют круг, ведущий — в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч — четвертую и т. д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
3-й вариант
Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения.
Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.
Слова на заданные буквы
Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает «Один, два, три», объявляет тему, предположим, — «Животный мир». Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: «Географические названия». Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.
Игры с движениями
«Мы веселые ребята»
Мы сидели на скамейке,
Мы — веселые ребята,
Мы — веселые ребята,
Мы все вместе говорили:
— Правая рука, левая рука (показываем).
Затем повторяем все сначала и добавляем:
— Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:
— Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.
Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.
«Нос-Ухо-Нос»
Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: «Нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!» (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).
Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.
«Мы охотимся за львом»
Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:
— Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте)
— Не боимся мы его.
— Будем биться насмерть с ним.
— И, конечно, победим — чух!
— А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу)
— А, это топь (болото, лес, гора)!
— Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы)
— По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх. )
— Надо напрямик! (Снова повторяют все слова)
— А что же это там? (Всматриваются)
— А, это же нора!
— А кто же в ней живет?
— Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова)
— А что же это там?
— А, это хвост! (Громко. ) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь)
«Купим мы с бабушкой»
Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите.
Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я:
— Купим мы с бабушкой себе курочку.
— Курочка по зернышку — кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям)
— Купим мы с бабушкой себе уточку.
— Уточка — утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет)
Повторяем все сначала и добавляем:
— Купим мы с бабушкой себе индюшонка.
— Индюшонок — фу ты, ну ты. (Размахиваем руками)
Снова повторяем все сначала и добавляем:
— Купим мы с бабушкой себе поросенка.
— Поросенок — хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка)
Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем,
— Купим мы с бабушкой себе коровенку.
— Коровенка — му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами)
— Купим мы с бабушкой себе лошаденку.
— Лошаденка — ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем «вожжи» на себя)
— Купим мы с бабушкой себе собачонку.
— Собачонка — ав-ав. (Руками загребаем «уши»)
— Купим мы с бабушкой себе кисоньку.
— Кисонька — мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается. )
— Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор. )
— Телевизор — время — факты. (Время — поднятая рука, факты — опустить руку перед собой. )
— Дикторша — ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта. )
Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.
Игры в комнате
Тихая музыка
Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих — в карман, туфли, за воротник и т. п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше — пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел — идет водить другой человек.
Поймай платочек!
Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто не вовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.

Спортивные игры – ряд самостоятельных видов спорта, связанных с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов. Проводятся по определенным правилам. К спортивным играм относятся: баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, гандбол, городки, регби, теннис, хоккей и др. Спортивные игры требуют специально оборудованных стандартных спортивных площадок или спортивных залов.

Подвижные игры – специфический вид физической активности, характеризующийся нерегламентированным количеством играющих, отсутствием строгих правил и рамок игры. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями. Проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер.

Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе.

Подвижные игры отличаются несложными правилами, и команды для их проведения могут комплектоваться произвольно. Можно рекомендовать следующие подвижные игры: «Третий лишний”, «Мяч по кругу”, «Мяч в корзину”, «Пионербол”, «Диск на льду”.

Спортивные игры по сравнению с подвижными требуют более высокого владения приемами техники конкретного вида игры и знания правил судейства, определяющих взаимоотношения и поведение играющих.
В большинстве своем для оздоровительных целей и активного отдыха игры проводятся по упрощенным правилам.

Футбол является самой любимой и популярной игрой у всех народов. Его доступность заключается в возможности играть практически на любом ровном месте: дворовой площадке, сквере, парке, лесной опушке и т.д. Содержание игры составляет противоборство двух команд по 11 человек, стремящихся овладеть мячом и забить его в ворота соперника. Играют на специальной площадке размером от 100 до 110 м в длину и от 64 до 75 м в ширину. Для соревнований футболистов высокого класса размеры игрового поля составляют 104×69 м. С двух сторон располагаются ворота размером высотой 244 см, шириной 732 см. К ним с боков и сзади прикрепляется веревочная сетка. Каждый из игроков команды выполняет свои конкретные функции (нападение, защита, полузащита), пробить гол сложно. Ворота защищает специальный игрок – вратарь. Игра проводится по строго установленным правилам: мяч принимают и отбивают ногами, туловищем и головой, касаться его руками нельзя.
Основное время игры длится 90 минут (две половины игры по 45 мин. с перерывом между ними 10 мин.).

Особенностью данной игры является большое разнообразие двигательных действий, эффективность использования которых диктуется и определяется постоянно меняющейся обстановкой. Каждый игрок должен уметь перемещаться бегом в разных направлениях, а также лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в одну и в другую сторону, быстро менять способ и скорость передвижения, одновременно держа в поле зрения игровую площадку, расположение партнеров и соперников, перемещение мяча.

Футболисту необходимо владеть своим телом в опорном и безопорном положении, уметь резко останавливаться, мгновенно менять направление, поворачиваться на месте и в движении, правильно падать, выполнять элементарные акробатические элементы (перекаты, группировки).
В арсенале различных технических приемов большая роль принадлежит финтам (обманным движениям), с помощью которых опытный игрок дезориентирует соперника, не позволяя ему догадаться о характере двигательных действий, направленных на реализацию гола. В то же время футболист должен уметь противостоять сбивающим факторам: активному противодействию соперников, неблагоприятным условиям погоды, высокой напряженности игры и др.

Основным содержанием игры в футбол являются:
– прыжки с мячом;
– удары ногой и головой по неподвижному, катящемуся или летящему мячу;
– остановки мяча ногой, туловищем и головой;
– ведение мяча с изменением скорости и направления движения;
– перехват мяча у соперника, финты и др.
Вратарю, наряду с этими приемами, необходимо владеть техникой ловли и отбивания мяча, введения его в игру.

Возможность соперничества в силе, быстроте и ловкости, разгадывание хитроумных комбинаций, применение эффективных неожиданных приемов, результатом которых является забитый гол, представляют огромные творческие возможности для физического совершенствования. Это делает данную игру поистине народной и доступной не только подросткам, но и людям зрелого возраста, участвующим в матчах ветеранов.

Футбол предъявляет очень высокие требования к морально-волевым качествам. Высокого уровня мастерства способны добиться лишь настойчивые и упорные люди, десятки и сотни раз отрабатывающие одни и те же приемы. Овладение приемами не является самоцелью; главное – уметь выбрать наиболее эффективный в данной ситуации, неожиданный для соперников прием. Это может в одно мгновение переломить ход игры, внести в нее особый накал эмоций. Наличие возможностей для различных тактических комбинаций, большой выдумки, оригинального мышления выделяют эту игру из всех других, делая ее любимой и популярной.
В то же время футбол предъявляет высокие требования к нравственной стороне личности: ответственность за свои действия и действия партнеров, трудолюбие, умение преодолевать усталость, достойно вести себя в спорной ситуации, стойко переносить травмы различного характера, не накапливая обид на соперника.

Оздоровительный эффект при игре в футбол обеспечивается динамической работой, разнообразной мышечной нагрузкой на свежем воздухе. Игра сопровождается развитием всех качественных сторон двигательной деятельности, совершенствованием вегетативных функций. Футбол характеризуется работой переменной мощности. Это способствует совершенствованию деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые должны быстро включаться в интенсивную работу и восстанавливаться при смене характера деятельности. Регулярные занятия развивают и совершенствуют сенсорные системы, в первую очередь двигательную, зрительную и слуховую. В результате значительно увеличивается поле зрения, улучшается глубинное зрение, повышается восприятие скорости движения предметов в пространстве, совершенствуется острота слуха.

Мини-футбол – спортивная игра, преимущественно в закрытых помещениях, на площадке длиной от 25 до 45 м и шириной 15–25 м.

В матче участвуют две команды, состоящие из 5 человек, в том числе одного вратаря, с правом неограниченных замен. Цель игры – забить мяч в ворота (высота 2 м, ширина 3 м) любой частью тела (кроме рук). Положения «вне игры” не существует. Мяч из аута вводится ногами, а от ворот вратарем только руками.

Продолжительность игры составляет два равных периода по 20 минут «чистого времени”. В случае пробития 6-метровых ударов продолжительность обоих таймов должна быть увеличена. Перерыв в игре не должен превышать 10 минут.

Баскетбол – командная игра (по 5 человек) с мячом, в которой, передвигаясь по площадке различными способами и передавая мяч партнеру, нужно как можно большее количество раз забросить его в корзину команды соперников.

Баскетбольная площадка имеет размеры 15×28 м и специальную разметку. Боковые линии образуют полосу шириной 2 м, лицевые – шириной 2,5 м. С двух сторон площадки установлены щиты на высоте 2,75 м от поверхности пола до нижнего края щита, размер которых 1,8х1,2 м. Они расположены на расстоянии 1,2 м от лицевой линии. Толщина щита – 3 см. Стандартный баскетбольный мяч имеет вес 567 – 650 г.
Игра состоит из двух частей по 20 минут. Хронометрируется только «чистое время” игры. После каждого свистка судьи время останавливается. После перерыва команды меняются площадками. Если в основное время игра заканчивается ничьей, то назначаются дополнительные 5 минут для выявления победителя.
В баскетболе мяч передают только руками. Игра основана на естественных движениях: беге, ходьбе, прыжках, подскоках, бросках, поворотах. Ее характерным отличием является передвижение баскетболиста в разных стойках: высокой, средней, низкой. Игроки передвигаются боком, скрестным шагом, спиной вперед, делая резкие короткие ускорения, неожиданные повороты на одной ноге на 180°, 360° и более. Все эти движения сочетаются с ведением мяча. Соперники активно противодействуют перемещению игроков другой команды, не давая им возможности попасть в корзину. Поэтому содержание игры в баскетбол отличается многообразием финтов (обманных движений).

Баскетбол характеризуется непрерывным изменением ситуаций, что обеспечивает высокий эмоциональный подъем, необходимость быстрого поиска решений, невозможность повторения стандартных приемов. Баскетбол обладает большой притягательной силой и представляет собой эффективное средство физического воспитания.

Важной составной частью игры в баскетбол являются броски по кольцу соперников. Их результативность зависит от точности и меткости, что, в свою очередь, определяется многими факторами: уровнем развития скоростно-силовых качеств, ловкости, подвижности. Попадание в кольцо требует умения сосредоточиться на цели, хорошо ориентироваться в пространстве, соизмерять силу броска с расстоянием до цели. Броски выполняются с места, в движении, в момент единоборства с соперником, активно препятствующим игроку, – все это делает бросок центральным моментом всей игры.
Одним из элементов игры является передача мяча. Соперники стремятся не пропустить игрока с мячом на свою половину поля, и он вынужден передавать мяч партнеру, находящемуся в более выгодном положении. Для этого используются разные способы передачи: двумя руками от груди, одной рукой от плеча в прыжке, в беге, во время поворота, снизу, сверху, после удар об пол.

Высокой динамизм баскетбола способствует развитию всех качественных сторон двигательной деятельности, совершенствованию как аэробной, так и анаэробной производительности. Деятельность баскетболиста связана с необходимостью мгновенно решать, возникающие игровые задачи. Это требует высокой подвижности нервных процессов, необходимой не только для быстрого изменения структуры и темпа движения, но и для совершенствования органов дыхания и кровообращения. Поэтому занятия баскетболом хорошо развивают сенсорные системы, особенно зрительную и слуховую, положительно влияют на вестибулярный аппарат. Одни и те же приемы и способы ведения игры, осуществляемые в разных ситуациях и вариантах, обеспечивают постоянный рост творческих способностей и новых форм движений. Поэтому в баскетболе стереотипные движения должны постоянно меняться.

В баскетбол играют не только в зале, но и на открытом воздухе. В теплое время года баскетбольную площадку можно соорудить во дворе, в парке или сквере. Доступность правил, возможность проявить индивидуальные способности позволили сделать баскетбол одним из очень популярных видов спортивно-оздоровительной деятельности.

Оздоровительное воздействие баскетбола заключается в активном приросте двигательно-координационных качеств, и первую очередь ловкости, точности, меткости, а также скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости. Значительные физические и психические нагрузки разного характера укрепляют центральную нервную систему, повышают устойчивость внимания, развивают двигательную память.
Мини-баскетбол – игра в баскетбол для детей по упрощенным правилам на площадке уменьшенных размеров. Начинать играть можно с 9 – 10 лет, так как эта игра требует определенного уровня физического развития и подготовки. Условия игры можно менять с учетом возраста и подготовленности занимающихся. Так, дети 9–11 лет играют в баскетбол на площадке меньших размеров (18×19 м), с мячом меньшего веса
(до 450 г), при снижении высоты кольца (2,6 м).

Игра состоит из двух половин по 20 минут с перерывом для отдых 10 минут. Каждая половина состоит из двух периодов по 10 минут с перерывом 2 минуты между ними. Каждая команда состоит из пяти игроков на площадке, 5 запасных и тренера. Один из игроков – капитан команды. Все игроки одной команды должны быть в одинаковой форме. Дополнительное время в мини-баскетболе исключается. Каждый игрок должен играть два полных периода и быть запасным два других периода, если он не получил травму или 5 фолов – нарушений правил игры.

Сокращается также продолжительность периода игры. Это позволяет регулировать физическую нагрузку детей и подростков.

Волейбол – одна из широко распространенных игр, пользующаяся успехом у людей всех возрастов. Эта игра является универсальной. Она проводится на специальной площадке размером 9×18 м, разделенной на две половины средней линией, над которой натягивается сетка на высоте 2,43 м для мужских и 2,24 м для женских команд. Цель игры – ударами руками по мячу направить его на сторону соперника и приземлить там. Выигрывает команда (состав – 6 человек), победившая в трех партиях, каждая из которых играется до 25 очков при двух очках преимущества одной из команд. В случае равенства очков или преимущества в одно очко игра продолжается. Возможное максимальное число очков – 42.
Длительность встреч в командах высокого класса составляет 1,5–2 ч, а в отдельных случаях до 2,5–3 ч.
Специфика волейбола определяется разнообразными вариантами подачи, нападающих ударов, блокированием, разными способами передачи. За каждым игроком на своей площадке закреплена зона. По ходу игры игроки перемещаются, выполняя определенные действия. Эмоциональность данной игры достигается возможностью использовать неожиданные приемы и различные имитирующие движения, застающие другую команду врасплох.
Особенность игры в волейбол связана с необходимостью поддерживать мяч в воздухе и обеспечить наиболее удобное положение, при котором нападающий может выполнить эффективный прием. Достоинством волейболиста является не выполнение удара с особой силой, а применение обманного движения в самый неожиданный момент. Это дает возможность самодозирования нагрузки, что позволяет игре быть доступной для людей всех возрастов. В то же время двигательные действия волейболиста достаточно многообразны, включают в себя различные короткие пробежки, прыжки, прием мяча. Это требует таких специфических движений, как падение с перекатом на спину, падение в сторону и вперед, на бедро, с перекатом на грудь. Таким образом, овладение элементарными акробатическими упражнениями является важной частью физической и психологической подготовки волейболиста.

Игра в волейбол требует укрепления и развития мелких мышечных групп. Неправильное положение кистей может привести к травмированию пальцев. Поэтому опытные игроки овладевают способами приема и передачи мяча основанием кисти, основанием соединенных вместе кистей и предплечьями.
Таким образом, в волейболе сочетаются высокий динамизм и замедленный темп, остановки, паузы, резкие мощные выпрыгивания, требующие высокого мышечного напряжения. Постоянная смена характера деятельности, изменчивость ситуации и условий игры, неожиданность приемов делают игру высоко эмоциональной, обеспечивающей многостороннее воздействие на организм, воспитывающей способность к многократному переживанию различных стрессов, что имеет важное значение для тренировки психических процессов.
Существуют различные разновидности этой игры: дворовый волейбол, пляжный волейбол и др. С использованием различных передач мяча проводятся многие подвижные игры, эстафеты. Все это ставит волейбол в число самых популярных и распространенных игр, используемых для решения разнообразных задач физического воспитания.

Пляжный волейбол – спортивная игра с мячом двух команд по два игрока в каждой (без замен), на песчаной площадке 9х18 м, разделенной сеткой на высоте 2,43 м для мужчин, 2,24 м – для женщин. Цель игры – правильно направить мяч ударом кистей рук над сеткой в сторону соперника, приземлить мяч там и предотвратить приземление мяча на своей площадке. Встречаются два варианта встречи:
1) из одной партии до получения 15 очков при двух очках преимущества или до 17 – при одном;
2) из трех партий по двух побед одной команды по 12 очков в каждой с двумя очками преимущества или до 15 – при преимуществе в 1 очко.

Организация физкультурно-спортивной работы лицами с ограниченными возможностями здоровья в Западном административном округе г. Москвы

ГБУ «Центр физической культуры и спорта Западного административного округа города Москвы» в соответствии с принятием городских программ «Спорт Москвы», «Социальная поддержка жителей города Москвы , одним из приоритетных направлений в своей деятельности считает работу с лицами с ограниченными физическими возможностями различных категорий. Всего в округе проживают порядка 135 тыс. инвалидов, из них: в возрасте от 18 до 30 лет – 3000 чел.; от 30 до 50 лет — 9700 чел.; свыше 50 лет – 120000 чел; дети-инвалиды — 3100 чел.

На территории округа осуществляют работу с лицами с ограничениями в жизнедеятельности более 20 учреждений, подчиняющиеся отраслевым Департаментам: социальной защиты населения, образования, спорта.

В настоящее время в ГБУ г. Москвы «Центр физической культуры и спорта ЗАО г. Москвы» физкультурно-спортивную работу с лицами с ограничениями в жизнедеятельности ведут 9 специалистов: Лисицын С.В., Никитин С.В. (секция футбола для детей с заболеванием ДЦП);Витушкин С.А. (проводит занятия по скандинавской ходьбе с инвалидами по зрению на предприятии Всероссийского общества слепых «Кунцево-Электро»);Апинов Х.В. (проводит занятия по армспорту, с детьми-инвалидами, обучающимися в КРОЦ (школа-интернат VI вида №44); Царёва Н.Ю. (проводит занятия по оздоровительной гимнастике на базе ТЦСО «Очаково-Матвеевское» с инвалидами, проживающими в ЗАО); Кондрашов А.В. (ведёт занятия первоначальной горнолыжной подготовки с детьми — инвалидами на горнолыжном склоне ЗАО «Лата-Трек» в Крылатском); Кузнецова К.С. (ведёт занятия по общефизической подготовке в ЦССВ «Наш дом» Новозаводская ул. 18), с инвалидами имеющими ментальные расстройства и нарушения занятия проводит Федина О.А. (занятия проводятся на базе ПНИ № 4) . С инвалидами по слуху спортивную работу проводит Ковальчук В.А. (несколько спортивных объектов расположенных на территории округа). Примерный охват занимающихся составляет порядка 500 человек. Со всеми учреждениями заключены договора о совместной деятельности в области физической культуры и спорта.

За 2019 год было проведено 26 окружных и городских мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья по различным видам спорта: шахматам, шашкам, лёгкой атлетике, настольному теннису; турнир по футболу для детей с заболеванием ДЦП. Вместе с этим проводились окружные спортивные праздники для детей с ограниченными возможностями, посвящённые Дню защиты детей; Дню города; спортивный праздник для людей с ограниченными возможностями здоровья, посвящённый Дню России «Нам года не беда…»; соревнования по мини-футболу; соревнования по баскетболу среди воспитанников детских домов, расположенных в ЗАО; окружной Фестиваль инваспорта, проводившийся в рамках Декады инвалидов; спортивно-горнолыжный праздник для детей-инвалидов на горнолыжном склоне в Крылатском, посвящённый Дню защитника отечества, соревнования по скандинавской ходьбе.

При проведении физкультурно-спортивной работы с инвалидами можно выделить три направления:

  1. Работа с инвалидами на базе спортивных объектов учреждений социальной защиты населений и ГБУ по месту жительства, а также организация секций на базе районных объектов спорта и досуга;
  2. Организация занятий с инвалидами на объектах, переданных в оперативное управление ЦФК и С ЗАО г.Москвы людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детьми;
  3. Проведение соревнований как районного, так и окружного уровня.

Решен вопрос о посещении инвалидами, в том числе детьми инвалидов плавательных бассейнов, находящихся в оперативном управлении ГБУ г. Москвы «ЦФКиС ЗАО г.Москвы». Необходимо отметить, что посещение бассейнов осуществляется в организованном порядке в соответствии с договором с Управлением социальной защиты населения ЗАО г. Москвы.

Центр физической культуры и спорта ЗАО, проводя физкультурно-спортивную работу с людьми с ограничениями в жизнедеятельности, решает следующие задачи:

  • Активное вовлечение людей с ограниченными возможностями в спортивную жизнь округа;
  • Повышение социальной адаптации и физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями;
  • Создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде.

Отдел инвалидного спорта Центра активно взаимодействует на договорной основе с Центром Роналда Макдональда, проводя совместные спортивные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья на спортивных объектах и объектах образования округа. Так за 2019 год был проведен спортивный праздник, посвящённый Дню Победы, в котором приняли участие порядка 150 детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение вышеперечисленных задач позволит сократить количество инвалидов, а также возвратить их к профессиональной, общественной и деятельности.

Сборные команды округа принимают активное участие в Московской комплексной межокружной Спартакиаде «Мир равных возможностей», а также в Московской городской Параспартакиаде, в массовых соревнованиях «Московская лыжня», Всероссийский день кросса, спортивных праздниках посвящённых знаменательным датам Москвы и России.

На территории округа находится ГБУ «Спортивная школа № 93 «На Можайке». В школе работают 2 отделения лыжные гонки (нарушения слуха) и настольный теннис (ПОДА) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, занятия посещают 130 человек.

Перечень документов, необходимый для предоставления лицами с ОВЗ для занятий в секциях Центра ФКиС Западного округа г. Москвы:

  • Заявление
  • Справка медико-социальной экспертизы
  • Медицинская справка об отсутствии противопоказаний

Расписание работы спортивных секций и оздоровительных групп:

Новости инвалидного спорта

15.09.2020
Окружной этап соревнований по мини-футболу в рамках Спартакиады «Мир равных возможностей»
15 сентября 2020 года на спортивной площадке по адресу: Ельнинская улица, дом 15, состоялся Окружной этап соревнований по мини-футболу в рамках Спартакиады «Мир равных возможностей».
10.09.2020
Окружной спортивный праздник среди людей с ограниченными возможностями здоровья
10 cентября 2020 года в ЦСО «Фили-Давыдково» состоялся Окружной спортивный праздник среди людей с ограниченными возможностями здоровья.
04.09.2020
Детский спортивный праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья
4 cентября 2020 года в школе-интернате № 44 (КРОЦ) состоялся детский спортивный праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья, посвящённый Дню города и началу нового учебного года.
14.08.2020
Соревнования по игре в жульбак среди людей с ограниченными возможностями здоровья
14 августа 2020 года в ЦСО «Фили-Давыдково» прошли окружные соревнования по игре в жульбак среди людей с ограниченными возможностями здоровья.
12.08.2020
Окружные соревнования по дартс среди людей с ограниченными возможностями здоровья
12 августа 2020 года в ЦСО «Фили-Давыдково» прошли окружные соревнования по дартс среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Спортсмены соревновались в игре «набор очков» — игрок бросает 10 серий по 3 дротика — победитель определялся по наибольшему количеству очков.

Игровая педагогика, как одно из направлений педагогической науки, рассматривает игровую деятельность в качестве важнейшего пути включения детей в учебный процесс, обеспечения эмоционального и интеллектуального развития.

Особенно важную роль игровые формы и приемы играют в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С помощью игры можно успешно развивать, корректировать и улучшать важнейшие психические и личностные качества ребенка с инвалидностью, а также его физические и творческие способности. Кроме того, игры для детей-инвалидов удовлетворяют их потребность в общении, активных движениях, познании окружающего мира, способствуют творческому развитию и стремлению к самостоятельности. Играя в познавательные и развивающие игры, ребенок становится организованнее, учится ставить цель, планировать и добиваться результата. Эти умения впоследствии пригодятся детям в учебной и трудовой деятельности.

Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в нашем каталоге представлены разнообразные игры для инвалидов, формирующие развивающую предметную среду — адаптированные игровые комплексы, игры для бытовой адаптации, игровые развивающие центры, игрушки и конструкторы, полезные как мальчикам, так и девочкам.

Большое значение в работе с «особыми» детьми отводится спортивным играм для инвалидов. С их помощью можно успешно развивать мелкую моторику, логику, внимание, память, быстроту реакции, учиться принимать решения и развивать навыки самоконтроля. В каталоге нашего магазина «Стар и Млад» представлены адаптированные спортивные игры, имеющие множество развивающих функций:

— Игра «Матрешка» — способствует улучшению моторики, координации движений и развитию глазомера. В игре используются забавные матрешки на роликах, которые нужно перемещать по игровому полю, стараясь попасть в определенные «цели». Победителем становится игрок, набравший больше очков.

— Игра «Шаффлборд» — также развивает глазомер, мелую моторику и координацию. По правилам игры, нужно небольшие диски закатить в результативную точку, находящуюся на расстоянии 1,7-2,0 м.

— Игра «Новус» или морской бильярд — аналогично предыдущим играм, также способствует развитию ловкости, моторики, глазомера и координации. Маленькие фишки нужно с помощью кия «загнать» в угловые лузы.

Достоинством спортивных игр для инвалидов является то, что их можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых занятий, играть дома, в кругу семьи, а также интересно и весело провести время на детском празднике.

Товары для детей с ограниченными возможностями здоровья, представленные в нашем каталоге, можно приобрести организациям и частным лицам, сделав заказ на сайт магазина «Стар и Млад».

Все товары созданы из высококачественных материалов, разрешенных к использованию в детских учреждениях.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *