Факты о художественной гимнастике

Июн 20, 2020 Спорт

Факты о художественной гимнастике

  • Обзор
  • Описание
  • Чемпионы
  • Контакты
  • Соревнования

Художественная гимнастика по праву завоевала множество поклонников во всем мире. Возникнув сравнительно недавно, этот вид спорта имеет интересную историю. Красота женщин в Древней Греции и Риме считалась неполноценной, если она не обладала искусством грациозной походки. Научить девушек раскрепощенно и изящно двигаться, свободно владеть своим телом — эту цель и ставили перед собой создатели художественной гимнастики. В 1913 году при Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. При Международной федерации гимнастики, ФИЖ, в 1963 году была создана комиссия по спортивно-ритмической гимнастике, которую с 1998 года переименовали в «художественная гимнастика». Художественная гимнастика — исключительно женский вид спорта, формировалась в течение многих лет, а широкую популярность начала приобретать начиная с 1961 г., когда на конгрессе Международной федерации гимнастики ФИЖ, в Штутгарте было принято решение проводить международные соревнования по художественной гимнастике. В 1963 году при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики организуется техническая комиссия по художественной гимнастике. С тех пор ФИЖ регулярно проводит чемпионаты мира по этому виду спорта. Соревновательная программа включает личное первенство и многоборье — четыре упражнения с предметами и командное первенство в групповых упражнениях.

1980 год стал знаковым для художественной гимнастики. На Конгрессе МОК после завершения XXII Олимпийских игр в Москве было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу летних Олимпийских игр. Всего за три месяца до открытия Олимпийских игр 8 мая 1984 года Национальный Олимпийский комитет СССР объявил о том, что советские спортсмены не примут участия в XXIII летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Это был наш ответ бойкоту Московских игр года восьмидесятого. И наряду с Советским Союзом участия в Олимпийских играх своих спортсменов лишили и другие социалистические страны. Означало это только одно: лидеры мировой художественной гимнастики – представительницы нашей страны и Болгарии в Лос-Анджелес не едут. А значит, и олимпийский дебют будет испорчен. Но все же мы просто обязаны воздать должное олимпийским призерам образца 84 года. Это-канадка Лори Фанг. За ней расположились Дойна Стейкулеску из Румынии и Регина Вебер из ФРГ. Запомните эти имена — они были первыми…

На Играх XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 году в этом виде спорта также разыгрывался один комплект медалей — в многоборье, личное первенство. На награды претендовали 35 спортсменок из 21 страны, а борьба за победу велась в основном между гимнастками СССР и Болгарии. Олимпийской чемпионкой стала белорусская спортсменка Марина Лобач, СССР, серебряную медаль завоевала болгарка Адриана Дунавска, бронзовую — украинская гимнастка Александра Тимошенко, СССР. На Играх XXVI Олимпиады в Атланте в 1996 году программа соревнований по художественной, ритмической, гимнастике расширилась: к индивидуальному первенству в многоборье, которое было и на предыдущих Играх, добавились групповые упражнения, в которых олимпийские награды разыгрывались впервые.

Первые шаги в художественной гимнастике желательно начинать в 3-5 лет, т.к организм ребенка в этом возрасте гораздо более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста — это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Современная гимнастика – это не только суперсложные прыжки, повороты, элементы на гибкость, но и великолепная игра красок на гимнастических купальниках. Точнее, гимнастки теперь выступают не в купальниках, а в платьицах, оформление которых ни в чем не уступает нарядам фигуристов. Гимнастки времен Ирины Дерюгиной или Александры Тимошенко о такой красоте могли только мечтать. В общем, сегодня мы поговорим об истории костюма в художественной гимнастике.
Первым гимнасткам-«художницам» формой для выступлений служило самое обыкновенное гимнастическое трико. Или более привычное нам название – купальник.

Индустрия спортивной одежды в послевоенное время была еще плохо развита. Тем более в СССР, где художественная гимнастика собственно и сформировалась как вид спорта. Купальники изготавливались из обычного хлопка, линяли после первой же стирки и плохо «держали» форму тела. Впрочем, послевоенное поколение, жившее по принципу «не до жиру, быть бы живу», на такие мелочи внимания не обращало. А по части жизнерадостности и умения заряжать своей энергией публику тогдашние девушки-гимнастки дали бы фору любой нынешней спортсменке.

Главное украшение гимнастки – улыбка.

У трехкратной абсолютной чемпионки мира Марии Гиговой купальники были более чем простенькие – в соответствии с тогдашними достижениями болгарской легкой промышленности.

Впрочем, надо заметить, что и правила соревнований тех лет не позволяли спортсменкам щеголять на арене в блестящих нарядах. Поначалу вообще предписывалось выступать только в однотонных купальниках. Потом разрешили двухцветные трико, но крупные и яркие рисунки все равно не приветствовались (за нарушения в форме одежды гимнастке снижалась оценка за упражнение).
Во во второй половине семидесятых годов требования к купальникам также были довольно строги. Но ткань, из которой они изготавливались, была уже другой – более эластичной, хорошо подчеркивающей линии тела.

В моду вошли белоснежные и даже слегка прозрачные купальники. Поэтому выступления «художниц» (наряду с репортажами о соревнованиях фигуристов) были, наверное, самыми эротическими программами на тогдашнем советском телеэкране. Неудивительно, что вместе с женами-дочерьми-мамами эти соревнования с нескрываемым интересом смотрели и миллионы советских мужчин, истомленных в рамках строгой партийной морали.

На купальниках Ирины Дерюгиной даже герб СССР выглядел эротично.

В начале восьмидесятых в художественной гимнастике произошел резкий скачок сложности упражнений, связанный прежде всего с появлением на мировой арене молодого поколения болгарских «художниц» – золотых девушек Болгарии, как их называли. Но в плане экипировки каких-то особых новинок этот период не принес. Разве-что новые лидеры мировой гимнастики (Иляна Раева, Лили Игнатова, Анелия Раленкова, Диляна Георгиева, а также советские грации Даля Куткайте и Галина Белоглазова) по сравнению со звездами минувших лет обладали более субтильными фигурами.

Простая форма, но золотое содержание (сборная Болгарии середины восьмидесятых)
«Одна кожа да кости», – с грустью констатировали мужчины Советского Союза и норовили переключить телевизор на что-то более весомое. Если не на футбол, то хотя бы на певицу Людмилу Зыкину, которая, встав на весы, одна перевесила бы всю сборную Болгарии.

«Вот если бы Зыкину увидеть в купальнике, это было б совсем другое дело», – мечтали любители «фундаментальных» форм

Впрочем, талантливые фотографы и тогда на турнирах гимнасток умели найти удачно-эротичные ракурсы…

Современные конкурсы красоты отдыхают…

Цвета купальников в восьмидесятые годы стали уже более яркими.

В тон купальнику стали подбираться и предметы. Причем, не только лента, но и обруч, мяч, скакалка и даже булавы…

Фокус с булавами от Иляны Раевой

Но костюм для выступления продолжает свое развитие.

Марина Лобач — первая советская олимпийская чемпионка по художественной гимнастике 1988 г. Заслуженный мастер спорта СССР 1987 г. Наивысшее достижение в спорте — золотая медаль в индивидуальном первенстве на Олимпийских играх 1988 (Сеул, Республика Корея).

В конце восьмидесятых, когда на спортивном небосклоне ярким светом зажглись две украинские звезды – Александра Тимошенко и Оксана Скалдина, мода в художественной гимнастике оставалась по-прежнему строгой.

«Революция» случилась в следующем олимпийском цикле.

В 1993 году с целью популяризации художественной гимнастики в мусульманских странах гимнасткам было разрешено выступать в комбинезонах. Правда, исламских ортодоксов такое решение вряд ли обрадовало. Ведь, по их представлениям, ношение женщиной облегающей одежды считается еще большим грехом, чем оголение рук, ног и прочих «запретных» участков тела.

С другой стороны, ортодоксы любых мастей – будь они хоть мусульмане, хоть христиане, хоть иудеи, – дочерей своих в художественную гимнастику вряд ли отдают.

Однако модная новинка пришлась по душе многим спортсменкам из традиционных гимнастических стран. Во всяком случае, к Олимпиаде в Атланте выступление в комбинезоне стало обычным явлением.

Но и традиционный купальник в сундук спрятан не был. Просто он стал более ярким, с аппликациями и рисунками – не менее причудливыми, чем на картинах художников-абстракционистов.

Именно в этом купальнике Екатерина Серебрянская взошла на высшую ступень олимпийского пьедестала Атланты-96

А это снимок 1995 года, когда Катя стала абсолютной чемпионкой мира.

… Наличие двух разных фасонов одежды расширило возможности спортсменок для самовыражения. Одни гимнастки (как правило, это были девушки с пышными – по гимнастическим, конечно, меркам, – формами) предпочитали традиционный купальник. Облегающий комбинезон только выпячивал лишние граммы. Зато если гимнастка была высокой и длинноногой, и к тому же обладала отличной хореографической выучкой, то удлиненное трико выгодно подчеркивало красоту линий и четкость поз.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *