Жорди гратакос

Сен 30, 2019 Спорт

Жорди гратакос

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ. РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ
ЭКСПЕРТИЗА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

Есть такая шутка: на Олимпиадах наша футбольная сборная не проигрывает уже 30 лет. Но, если отбросить бойкот Лос-Анджелеса-84 и действительно большую победу в Сеуле-88, в остатке – лишь бесконечные непопадания наших юношей на важнейшие для них соревнования четырехлетия. Последние выступления наших юношеских и молодежной сборных заставили в очередной раз задуматься: что мешает им добиваться успеха? «Советский спорт» попросил выделить главные причины неудач Игоря Чугайнова, поработавшего и с юношескими сборными, и с молодежными командами «Зенита» и «Химок».

ЧТО ЕСТЬ

1. ЛЕНЬ

Первая причина наших неудач кроется в народном характере. Давным-давно сказано: русскому народу нужна сильная власть, сильная рука. Потому что иначе возникают расслабленность, брожение умов, начинаются поблажки самому себе. В России сейчас – демократия, а молодые игроки понимают это своеобразно: я могу говорить, что хочу, делать, что хочу. Вот и делают, забывая порой о главном – футболе.

Российским игрокам кнут нужен не меньше, чем пряник. А в юношеских сборных такого инструмента воздействия нет – штрафовать игроков тут невозможно.

2. СЛАБЫЙ ПРЕСТИЖ СБОРНЫХ

Отсюда вытекает вторая проблема. Современная молодежь прагматична. И рассуждает так: зачем мне сдалась эта сборная? В плане престижа попадание в нее не сулит никакой выгоды – все команды, кроме взрослых, у нас вдали от софитов, далеко от центра внимания. В ситуации, когда ни моральных, ни материальных стимулов для игроков нет, заставить их выкладываться по полной программе в играх и на тренировках крайне сложно.

Тем более когда слышишь от руководителей клубов настойчивое: «Ну зачем тебе эта сборная?». По телевизору все они могут казаться настоящими патриотами, но на практике я не раз и не два слышал от клубных боссов такие слова, адресованные молодым парням.

3. ЗАВЫШЕННЫЕ ЗАРПЛАТЫ

Молодые игроки нередко зарабатывают по миллиону рублей в год. Это просто несоизмеримо с тем, что получают их сверстники. Те в этом возрасте лишь поступают в институт и на подобные доходы могут рассчитывать лет через семь–десять в лучшем случае. В результате у молодых футболистов исчезает стимул расти и совершенствоваться.

Когда я несколько лет назад работал с юношеской сборной 1987 года рождения, был сторонником лимита на легионеров. Казалось, что, имея хороший шанс попасть в основу серьезного клуба, ребята будут работать лучше. Но жизнь заставила скорректировать взгляды: пока у нас не видно всплеска молодых талантов, а те, кто играют в премьер-лиге, почти не растут профессионально. Все-таки естественная конкуренция эффективнее, чем искусственное стремление облегчить кому-то жизнь. У ребят, получающих хорошие деньги, возникает ощущение, что все и так придет.

4. ОТСУТСТВИЕ ПОБЕДНЫХ ПРИМЕРОВ

Известно, что после серьезных успехов клубов и сборных в стране начинается бум: люди устремляются на стадионы, мальчишки бегут в секции, газеты и журналы пишут о футболе гораздо больше обычного. У нас не столь эффективно распорядились моментом, когда ЦСКА, а потом «Зенит» выигрывали еврокубки, а сборная взяла бронзу на Евро-2008. Сливки были сняты, а вот молоко прокисло. В результате перестройку нашего футбольного хозяйства теперь надо начинать в тот момент, когда первая сборная России не попала на чемпионат мира в ЮАР, а молодежная сборная, наша надежда в Лондоне-2012, проигрывает Фарерам.

Тут можно вспомнить и то, что питомцы Игоря Колыванова, выигравшие Евро-2006, сейчас практически не востребованы. Тот успех не стал стимулом в их карьере, не принес им дивидендов – и это плохой пример для подрастающих футболистов.

5. НЕСОВЕРШЕНСТВО СИСТЕМЫ ОТБОРА И СОРЕВНОВАНИЙ

Это проблема более раннего возраста, но она не менее актуальна. Евгений Ловчев в «Советском спорте» точно выразился: раньше страну прочесывали частым гребешком, сейчас – поглаживают лысину. Приведут родители мальчугана в футбольную школу – отлично. Если он пробежит пятнадцать метров, не упадет – милости просим в команду. Если еще и по мячу умеет попадать, то такому таланту цены нет!

Кроме того, в детских командах ставка чаще делается на результат, а не на развитие юного футболиста. Кто бы у нас в России выходил и вырастил Месси, у которого в дошкольном возрасте были серьезные проблемы со здоровьем?! Даже если б его взяли в секцию, то затоптали бы на первой тренировке.

6. ПРОБЛЕМА ПЕРЕРОСТКОВ

Здесь, кстати, кроется еще один важный нюанс. В советские времена на этом частенько попадались кавказские команды, которые умышленно занижали возраст молодых футболистов. Посмотришь – бегает здоровый мужик, а по паспорту – 17 лет!

К сожалению, такое существует и сейчас. Детские тренеры, которым непросто прожить на одну зарплату, порой идут на поводу у агентов, желающих повыгоднее пристроить своего клиента. В результате приходит к тебе в команду 18-летний парень, ты рассчитываешь на его дальнейшие рост и прогресс, а на самом деле он уже достиг своего потолка. И не только сам не становится серьезным футболистом, но и, подобно кукушонку, выталкивает из «гнезда» партнеров по команде, закрывая им дорогу в состав. Порой даже руководители клубов премьер-лиги не знают, что у них играют такие вот «кукушата».

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ

«НИКАКИХ ИГРУШЕК!»

У каждой проблемы есть масса решений. Причем неизвестно, к какому результату они приведут. Поэтому мои идеи – не панацея, а лишь повод задуматься, подискутировать.

1. Я стал футболистом благодаря обычной общеобразовательной школе, куда на урок физкультуры однажды пришел детский тренер по футболу. Отобрал троих, пригласил в Чертаново. Не самая крупная в столице ДЮСШ, но перед глазами ее тренеров ежегодно проходило более 500 человек!

Однако то, что раньше было естественным отбором, сейчас стало просто набором. Редко в наши времена тренер ходит по школам, выискивая таланты. А во дворах в футбол почти не играют – все больше времени и сил у ребят отнимают компьютеры. Значит, нужно уделять больше внимания футболу на уроках физкультуры.

2. Года четыре назад я общался с австрийцами, работающими в молодежном футболе. Средняя зарплата тамошнего футболиста до 21 года – 3000 евро, из которых 50 процентов съедают налоги. Максимум – 5000. Ребята с ранних лет получают представление о том, что такое деньги, привыкают их зарабатывать, а не получать. В Англии и Голландии, насколько я знаю, молодежь может иметь и более высокий доход. Но деньги идут в банк, который до 21 года выдает их только на образование, заботу о здоровье и покупку недвижимости. Никаких игрушек вроде дорогих машин быть не должно.

И в то же время, когда в клубах игрок станет получать меньше, можно ввести надбавку для членов юношеских сборных, как это было в советские времена. Откуда будут браться средства – от клубов, от спонсоров или из других источников, надо обсуждать. Моя зарплата, к примеру, после попадания в юношескую сборную в конце 80-х выросла с 200 рублей до 300. Стимул!

3. В РФС уже озадачились вопросом деятельности агентов, которые заинтересованы в том, чтобы игроки а) становились «моложе», б) как можно чаще меняли клубы. В продолжение темы – важно поднять престиж профессии детского тренера, которому родители не будут скидываться «на стипендию», не будут давать взятки за попадание их чада в основной состав.

4. Один из главных вопросов, который предстоит разрешить в ближайшее время, – лимит на легионеров. В нынешнем виде он вряд ли совершенен, и клубы говорят об этом на каждом углу. Однако нельзя забывать и об интересах сборной. Когда у тренеров есть выбор всего из 18 игроков высокого уровня – это мало. Поэтому нельзя допускать ситуации, как в московском «Динамо» пятилетней давности, когда команда сплошь состояла из иностранцев. Нужен баланс – и здесь РФС предстоит ювелирная работа по изучению мирового опыта. Молодые игроки не должны сидеть сложа руки, зная, что и так попадут в заявку и получат премиальные, но и не должны терять маячок – возможность попасть в серьезный клуб, сделать карьеру.

Текст книги «Спортивный талант: прогноз и реализация»

2.3. Современные исследования спортивного таланта

С начала 1990-х годов проблема выявления и развития спортивного таланта получила широкое признание, и количество методологических публикаций во всём мире резко возросло. Среди факторов, повлиявших на повышенный научный и практический интерес, были большие социальные и политические изменения в мире, что привело к распаду блока социалистических стран Восточной Европы и объединению Германии. Эти исторические пертурбации открыли новый этап либерализации всех форм сотрудничества между спортсменами, тренерами, менеджерами и исследователями. Многие тренеры и учёные из бывших социалистических государств переехали в западные страны с краткосрочными и долгосрочными проектами. Более того, спортивные организации в западных странах стали ощущать политическое и социальное давление, связанное с требованием занять лидирующие позиции в мировом спорте (Bailei et al., 2010). В то время интерес и внимание к проблеме поиска талантов стали проявлять различные научные сферы, и в 1992 г. был основан Международный центр талантливой молодежи (Touron и Touron, 2011). Таким образом, с начала 1990-х годов резко возросло количество научно-исследовательских и аналитических работ, посвящённых проблеме спортивного таланта.

2.3.1. Структура перспективных и инновационных проектов

В течение последних десятилетий был опубликован ряд обширных обзорных статей и докладов, посвящённых перспективным проектам, представленных с целью определения современных подходов к решению проблемы ИТ и РТ в разных странах. Краткое изложение этих последних публикаций приведено в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Краткое изложение недавних исследований и перспективных проектов, посвящённых разработке и оценке различных систем ИТ и РТ в разных странах

Первая из публикаций, перечисленных в таблице 2.3, представляет австралийский перспективный проект под названием «Поиск таланта». Авторы обоснованно предположили, что объём точно измеренной информации может быть решающим фактором в ИТ в отношении конкретного вида спорта и успешности долгосрочной подготовки молодёжи. Были приняты во внимание такие факторы, как телосложение, физиологические, психологические и социологические характеристики. В процесс оценки были вовлечены около 2000 австралийских школ; в конце программы 1 % от первоначально протестированных детей присоединился к национальной программе РТ. Участие в этой программе привело к существенному расширению представительства австралийских спортсменов на юношеских чемпионатах мира.

Одна из серьёзных статей-обзоров, посвящённых долгосрочному воспитанию молодых одарённых спортсменов, была опубликована Balyi (1996). На основании имеющихся результатов, опубликованных в восточной и западной научно-спортивной литературе, автор представил оригинальную модель многолетней подготовки, которая охватывает четыре значимых этапа (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Этапы долгосрочной спортивной подготовки (по Balyi, 1996)

Согласно модели Balyi, 1-й этап посвящён развитию общих физических способностей и основных двигательных навыков, таких как бег, прыжки, метания, ловкость, скорость и баланс. Силовые упражнения можно выполнять с собственным весом и набивным мячом. Автор подчеркнул, что радостные ощущения являются важным компонентом этого этапа. 2-й этап направлен на приобретение физических и психологических способностей, необходимых для определённого вида спорта. Спортсмены должны приобрести основные технические/тактические навыки, овладеть основами техники при выполнении, например, разминки, заключительной части тренировки, растяжки и т. д. Соревновательная практика становится частью процесса подготовки, хотя её вклад остаётся сравнительно небольшим. 3-й этап включает в себя специфическую по виду спорта индивидуализированную программу со значительным количеством соревнований и использованием упражнений высокой интенсивности. Компоненты тренировочного процесса, такие как общефизическая, тактическая и психологическая подготовка, а также программы восстановления чётко направлены на выполнение соревновательных требований. 4-й этап является заключительным в рамках многолетней подготовки; он предназначен для завоевания самых высоких спортивных наград и включает в себя наиболее эффективные и передовые средства и методы тренировки и восстановления. Его продолжительность зависит от успешности спортсмена и уровня развития его/её физических и психических качеств.

Рассмотренная выше модель Balyi представляет обоснованное содержание и последовательность этапов подготовки, хотя она во многом противоречит реалиям некоторых олимпийских видов спорта и опыту многих выдающихся спортсменов. Такие виды спорта, как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, а также плавание дают много примеров великолепных выступлений спортсменов в возрасте 15-16 лет. С другой стороны, длительность фундаментальной подготовки (4 года) кажется необоснованно длинной для талантливой молодёжи. Тем не менее в качестве общей схемы эта модель имеет определённое значение.

В статье, опубликованной Côté (1999), представлены результаты углублённого исследования с использованием интервью семей элитных гребцов и элитного теннисиста с акцентом на соответствующих «этапах участия в спортивной жизни». Первый этап под названием «время отбора» касается детей в возрасте от шести до тринадцати лет. Он характеризуется вовлечением в разнообразные приятные мероприятия, которые могут быть квалифицированы как некоторая специально организованная игра. Так что термин «осознанная игра» активно используется аналитиками и экспертами в ИТ и РТ. Автор обнаружил, что на этом этапе родители замечают одарённость своих детей и оказывают финансовую поддержку их активности.

Второй этап, названный «время специализации», соответствует возрасту 13-15 лет и характеризуется повышенной активностью в специфической по виду спорта сфере, а также снижением вклада «посторонних» занятий и упором на развитие и совершенствование специальных навыков. Автор заметил, что по свидетельствам опрошенных элитных спортсменов на этом этапе удовольствие и радость от занятий спортом по-прежнему играют важную роль. Однако исследование показало, что на этом этапе именно родители подогревают всё больший интерес к тренировочному процессу и достижениям своих одарённых детей.

Следующий этап – «время накопления опыта» – начинается в 15 лет и характеризуется гораздо более выраженной тренировочной и соревновательной активностью. Любые виды игровой деятельности заменяются огромной по объёму спортивной практикой. Роль родителей на этом этапе также изменяется. Несмотря на то что они не участвуют непосредственно в тренировочном процессе, они увеличивают своё влияние в целях содействия спортивной подготовке детей. Кроме того, они активно участвуют в обсуждении планов на будущее, способствуя продолжению спортивной карьеры своих детей.

Исследование Williams и Reilly (2000) было посвящено ИТ в футболе. Тем не менее они смогли внести ценный методологический вклад в решение проблемы выявления талантов и воспитания в спорте вообще. Авторы заявили, что спортивный талант характеризуется оптимальным сочетанием антропометрических, физиологических, психологических и социальных предпосылок. Они описали общую структуру, включающую три наиболее важные процесса, связанные со спортивным талантом, а именно: его выявление, развитие и отбор (табл. 2.5).

Таблица 2.5. Характеристика процессов идентификации, развития и отбора спортивного таланта (по Williams и Reilly, 2000)

В обширном обзоре Durand-Bush и Salmela (2001) обобщены результаты традиционных и более современных подходов, связанных с РТ в спорте. Авторы обоснованно утверждают, что, хотя наследственные предпосылки имеют сильное влияние, которое нельзя игнорировать, возможные варианты внешних факторов, включая грамотность тренера, могут в значительной степени определить качество подготовки и достижение незаурядного спортивного результата.

Немецкие исследователи Hohmann и Seidel (2003) изучали научные аспекты ИТ и РТ, сосредоточившись на имеющейся информации и перспективных подходах к дальнейшим действиям. Они подчеркнули, что для успешной подготовки молодых спортсменов крайне желательна ранняя ИТ как важное условие для успешной реализации их спортивного потенциала. Более того, ранняя ИТ имеет особенно важное значение в случае ранней специализации, которая очень типична для современного спорта. Авторы обоснованно выделили четыре интегративных критерия для ранней диагностики спортивного таланта, а именно:

1) результат, показанный в юношеском возрасте (здесь точность прогнозирования варьирует от 20 % до 65 %, а более надёжный прогноз может быть сделан, как правило, после полового созревания спортсмена);

2) темпы роста результата (они должны быть проанализированы с учётом тренда его естественного повышения, связанного с фазами многолетней подготовки и взрослением);

3) освоение специфических по виду спорта условий выполнения соревновательного упражнения, (например, технических особенностей), наличие координационных и соответствующих морфологических предпосылок;

4) способность переносить нагрузки (что означает благоприятную адаптацию и низкие шансы получения травм).

Для понимания перспектив РТ в публикации Vaeyens с соавт. (2008) были рассмотрены серьёзные ограничения традиционных подходов и более широкие рамки современных. Недостатками существующих подходов к РТ было названо сосредоточение внимания на широко используемом методе поперечных исследований. Было отмечено, что такие исследования базируются на предположении, что экстраординарные способности элитных спортсменов могут быть экстраполированы на более ранних этапах подготовки; на самом деле, как утверждают авторы, многие физические качества не могут проявиться в полной мере до позднего подросткового возраста. Процесс взросления серьёзно затрудняет возможность ИТ на ранних этапах подготовки; в результате ретарданты могут быть недооценены в сравнении с их сверстниками-акселератами. Кроме того, авторы заявили о необходимости многомерной оценки состояния молодых людей в противовес популярному на практике одномерному подходу. Теоретическая ценность этого обзора связана с применением дифференциальной модели одарённости и таланта в качестве основы для интерпретации ИТ и РТ. Эта модель предполагает, что врождённые способности охватывают четыре широкие области: интеллектуальную, творческую, социально-значимую и сенсомоторную. Безусловно, физический компонент является у спортсменов доминирующим, однако многомерность нашей природы создаёт основу как для спортивного таланта, так и для спортивной одарённости. Одарённость рассматривается как обладание высоким уровнем природных способностей (этот уровень соответствует лучшим 10 % сверстников того же возраста).

Важный методологический вклад был сделан Lidor, C t и Hackfort (2009), которые представили основные положения, связанные с многокомпонентным тестированием для ИТ и РТ. Обширный обзор соответствующих публикаций позволил авторам подчеркнуть основные преимущества и типичные ограничения существующих подходов к выявлению и развитию талантов. Сравнив восточные и западные подходы к ИТ и РТ, авторы утверждали, что в первом случае основные усилия направлялись на выявление самых перспективных талантов, в то время как западная практика была, в основном, ориентирована на их развитие. В обоих случаях батареи тестов включали оценку физических, физиологических, двигательных компонентов и навыков. Рассматривая преимущества комплексной оценки, авторы заметили, что тестирование физических качеств в сочетании с антропометрией имеет определённое значение для прогнозирования будущих успехов как в индивидуальных, так и в командных видах спорта. Однако такие факторы, как поперечные схемы исследований и недостаточное внимание к процессу взросления, существенно снижают убедительность результатов исследований. Авторы указали на типичные ограничения применяемой практики ИТ и РТ молодых перспективных атлетов, а именно:

1) черты личности, которые очень важны для прогноза, как правило, не тестируются и не включаются в модели оценки; такие показатели, как сила воли и способность справляться с соревновательным стрессом, чрезвычайно важны, но не принимаются во внимание;

2) когнитивные навыки (антиципация, способность принять решение, понимание игры и т. д.) чрезвычайно важны для командных видов спорта, но обычно не оцениваются в рамках доступных программ РТ;

3) батареи тестов для командных видов спорта должны содержать не только индивидуальные задания, но и моделирование «реальных» ситуаций со ступенчатой оценкой результатов;

4) тестирование физических качеств недостаточно информативно для прогнозирования, если проводится, когда спортсмен отдохнул после нагрузки. Следует принимать во внимание такой фактор, как устойчивость к утомлению.

Перспективы и применимость программ выявления талантов тщательно изучены в обзоре Anshel и Lidor (2012). Был рассмотрен ряд перспективных программ ИТ для различных видов спорта, которые включали тестирование двигательных способностей, физических навыков и антропометрию. Результатом их применения явилось увеличение числа одарённых молодых людей, вовлечённых в серьёзную подготовку, повышение уровня отечественных соревнований и даже увеличение количества спортсменов международного уровня. Особым аспектом программ ИТ является их ценная помощь в выборе подходящего вида спорта на ранней стадии спортивной подготовки. Упомянутая статья включает в себя обширный обзор психологических характеристик, названных различными исследователями для распознавания более и менее успешных спортсменов. Важно отметить наиболее часто упоминаемые характеристики, позволяющие различить уровень атлетов, – самомотивация и уверенность в себе. Тем не менее, авторы заметили, что точность прогнозирования таланта заметно снижается из-за ограничений методов исследования, самоотчетов и случайных эпизодов. Недостаток этих программ – отсутствие психологического тестирования, результаты которого в значительной степени способствуют точности предсказания будущего успеха.

Ценный опыт Швейцарского (Magglingen) федерального института спорта был описан в публикации Fuchslocher с соавт. (2013). В противовес теории осознанной практики авторы разработали подход «осознанного программирования», который был реализован в последующей практической работе с швейцарскими элитными и близкими к этой категории спортсменами. Авторы представили критерии оценки для прогнозирования успеха молодых спортсменов. Шкала валидности прогноза предполагает ступенчатую оценку различных критериев, с точки зрения их предсказуемости для достижения высокого результата. Самый высокий ранг получили пять оценочных критериев: результат в позднем юношеском возрасте, специфические по виду спорта показатели, результаты соревнований, мотивация к достижениям и способность быстро восстанавливаться. Средний, но по-прежнему значительный уровень влияния принадлежит факторам окружающей среды и телосложения. Остальные показатели были квалифицированы как влияющие на элитный спортивный успех меньше. Тем не менее, такие базовые интегративные характеристики, как биологическое развитие и уровень взрослости, тщательно изучены и приняты во внимание при окончательном рассмотрении спортивного статуса кандидатов.

Нынешняя ситуация с ИТ и РТ в Нидерландах проанализирована и прокомментирована в статье Elferink-Gemser (2013). В структуру Национального олимпийского комитета входят 90 национальных спортивных федераций, которые обеспечивают подготовку систематически тренирующихся спортсменов в рамках более чем 27 000 спортивных клубов. Общинные молодёжные команды и даже команды национального уровня формируются в результате ИТ спортивными клубами. Многолетний опыт показывает, что около 3 % молодых людей квалифицируются как потенциально талантливые; они присоединяются к общинным командам для дальнейшей систематической подготовки. В конечном счёте, в результате отбора менее 0,5 % подростков приглашаются в группы национального уровня. Конечно, этот окончательный отбор выполняется на основе оценки темпов роста показателей, обучаемости, отношения к тренировке; однако принимается во внимание идеальный профиль талантливого спортсмена, который всегда является специфическим по виду спорта. Исследовательская группа из национального HAN Университета прикладных наук, занимающаяся идентификацией и развитием таланта в спорте, ориентирована на дальнейшее изучение трёх основных тем: «разумного выбора вида спорта», «выявления таланта» и «развития таланта».

Недавняя публикация Burk (2014) содержит ценную информацию, относящуюся к ИТ и РТ в Китае. Иерархическая система многоступенчатой оценки молодых перспективных атлетов была принята после целенаправленного распоряжения центрального государственного органа спорта и много лет успешно применяется. Её 1-й этап направлен на первичную оценку и обоснованный выбор наиболее подходящего вида спорта для обследуемых спортсменов. Этот этап выполняется на уровне школьных учителей физкультуры и тренеров. 2-й этап предполагает регулярную подготовку отобранных кандидатов в региональных детско-юношеских спортивных школах. 3-й этап включает в себя дальнейшую подготовку наиболее перспективных кандидатов в рамках системы интернатов, где спортсмены тренируются по 4-5 часов в день 5-6 дней в неделю. 4-й этап – профессиональная подготовка в национальных спортивных центрах, где объём тренировочных программ со временем увеличивается. На верхнем уровне представленной системы – подготовка в национальных командах, где ежедневные затраты времени на тренировочный процесс достигают 10 ч. Автор заметил, что после Олимпийских игр 2008 г. в Пекине появились новые тенденции в подготовке спортсменов самого высокого уровня. Это децентрализация, либерализация и коммерциализация.

В заключение этого раздела следует отметить, что рассмотренные публикации во многом способствовали формированию методологических основ выявления и развития спортивного таланта. Отметим, что серьёзные научно-исследовательские проекты были реализованы в странах с глубокими спортивными традициями и успешным представительством в Международной олимпийской программе. По-видимому, с одной стороны, высокие олимпийские амбиции и ожидания предполагают разработку серьёзных многофакторных программ для поиска и продвижения молодых талантов. С другой стороны, реализация таких проектов ведёт к увеличению количества высококвалифицированных спортсменов и, в конечном итоге, достижению исключительных спортивных результатов.

2.3.2. Результаты исследований, оценивающих одарённость молодых спортсменов

В этом параграфе рассматриваются примеры практически ориентированных исследований, в которых оценивались молодые перспективные спортсмены и выявлялись наиболее одарённые из них. С давних пор внимание исследователей и тренеров было направлено на определение важных прогностических факторов спортивного таланта. Такое обоснованное предсказание может быть сделано на основе наиболее благоприятных комбинаций антропометрических, физиологических и физических показателей атлетов разных возрастов. Такие модели, связанные с возрастом, могут быть созданы посредством лонгитудинального исследования большой группы спортсменов, в которой одна подгруппа достигает элитного уровня. Данные спортсменов, зарегистрированные в разные периоды времени, могут быть использованы в качестве модельных характеристик для соответствующих возрастных категорий. Очевидно, что такое исследование, которое должно занять несколько лет, представляется сложным и натолкнётся на организационные проблемы, тем не менее, такие долгосрочные исследовательские проекты были проведены (табл. 2.5). Значительно более распространены так называемые поперечные исследования, в которых сравнивают менее успешную и более успешную молодёжь. Полученные результаты используются для выявления специфических характеристик гипотетически одарённых спортсменов. Рассмотрим ряд проектов, которые представляют результаты поперечных и лонгитудинальных исследований (табл. 2.6).

Таблица 2.6. Краткое изложение результатов исследований, в которых оценивали одарённость и спортивный талант

* Сокращения: ПИ – поперечное исследование; ЛИ – лонгитудинальное (продольное) исследование.

Обзор представленных выше результатов исследований показывает их разнообразие, что свидетельствует о различных тенденциях в процессе выявления талантов. Применение батареи комплексных тестов для новичков и спортсменов низкого уровня позволило выявить больше потенциальных кандидатов в регби (Pienaar et al., 1998) и гандболе (2005a). Эти данные, безусловно, имеют практическую ценность для дальнейшей спортивной подготовки потенциальных кандидатов. Важно отметить, что включение специфических по виду спорта двигательных тестов имеет особое значение из-за их более высокой чувствительности к целевым способностям. Очевидные перспективы имеет также оценка групп спортсменов различной квалификации, что позволяет находить дискриминативные признаки, которые могут быть использованы для идентификации потенциального таланта. Такие исследования были успешно проведены в теннисе.

Особый интерес вызывают данные лонгитудинального исследования, в котором результаты тестирования на ранних этапах спортивного развития атлетов соответствовали их успешности после длительной целенаправленной подготовки. Исследовательский проект с молодыми перспективными дзюдоистами привёл к неожиданным результатам: мониторинг показателей физической подготовленности в течение двух лет не выявил прогностический потенциал как общих, так и специфических по виду спорта переменных при ранжировании этих спортсменов по результатам через 8 лет после завершения программы наблюдения (Lidor et al., 2005b). Причины такого «прогностического провала» могут быть связаны с низкой однородностью группы (исходный возраст колебался от двенадцати до пятнадцати лет) и относительно низкой чувствительностью батареи тестов к высокоспецифическим способностям дзюдоистов. В любом случае каждое отдельное исследование из перечисленных в таблице 2.5 даёт определённую информацию, которая может помочь тренеру более обоснованно выбирать тесты и показатели одарённости и более осознанно оценивать специфический по виду спорта потенциал спортсмена.

Часто можно услышать об игре какого-то юного футболиста – «большой талант!» или «Бог дал, конечно!». Но о чем мы реально можем судить, глядя на то, как он играет? Только о том, что он делает, что видим прямо сейчас. Талант, как мера способностей (одаренности) проявляется в течение времени, в процессе тренировок. Мы не знаем, сколько этому «талантливому» ребенку нужно было тренироваться, чтобы выделяться.
Талант ли это или упорство и объемы тренировок? Или сочетание? Не знаем, за редким исключением и не можем знать, но сказали — «талантливый мальчик! большой талант!» и многое тем самым объяснили. В таких родительских объяснениях, в простой вроде фразе, есть большие ошибки/заблуждения:
1) решили, что их ребенок талантлив и «все будет!» или
2) напротив, решили, что их ребенок не талантлив и «какой смысл?»
3) сняли с себя ответственность за его развитие и, походя,
4) обесценили всю ту работу, которую проводит «талантливый мальчик».
Заблуждениям посвятим следующий пост, а в текущем разберемся, что такое талант вообще и талант применительно к футболу.

Что такое талант?
Обратимся к классическим определениям таланта из различных областей:
Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности, когда они достигают уровня черт характера, а также ее одаренности в какой-либо области.
Талант — это незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.
Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта.
Спортивную одаренность, спортивный талант, можно охарактеризовать как предрасположенность к более высокому уровню тренируемости в определённом виде физической активности. Считается, что она является генетически передаваемым свойством личности. В спорте правильно развиваемая одарённость предполагает достижение спортивного мастерства. (Теория спортивной тренировки. / Учеб. для ВУЗов. Авт.: проф. В.Б. Иссурин, 2016).
Существуют разные классификации талантов, отличия между ними незначительны и применительно к нашей теме достаточно самой идеи проявления талантов в разных сферах и их возможного сочетания. Например, успех в спорте обеспечивается не только телесно-кинетическими талантами. Он может быть обусловлен и влиянием таких талантов, как: вербально-лингвистический, логико-математический, пространственный, эмоциональный (внутриличностный) и межличностный — поскольку они влияют на мышление и отношение к деятельности, формируют характер. Не помогут спортсмену, пожалуй, только слуховой талант и талант взаимодействия с природой.
Не смотря на разнообразие талантов их развитие проходит по схожей схеме: выявление, понимание как это может быть применимо в интересующей вас сфере, получение максимума знаний об этой сфере, обо всей ее системе, регулярная практика индивидуальная, с наставником (тренером, учителем) и соревновательная, обязательное стремление использовать на максимуме текущий уровень таланта и постоянное его совершенствование.
Исходя из рассмотренных определений, предлагаю остановиться на следующем: Талант – это набор характеристик личности, проявляющихся в деятельности, которые позволяют усваивать определенные знания или умения быстрее остальных и добиться в их освоении более высокого уровня.
Что такое футбольный талант?
В каждом виде спорта существует определенный физиологический профиль и характеристики. Эти же физиологические профили есть и внутри спорта — для футбола, в зависимости от позиций и роли на поле. Например, ниже профили сочетаний доминирующих качеств для защитников, нападающих и полузащитников. Нужно понимать, что это не константа, это среднее, и в таком разнообразном спорте как футбол отклонения от него могут быть достаточно значительными: много стилей, амплуа и задач.

сила (F), скорость (S) и выносливость (Е)
Доминирующее сочетание биомоторных способностей в футболе (По «Программы тренировок» / научное изд. профессор, доктор наук Тудор Бомпа, 2016 г.)

Конечно, профили можно развернуть и за пределы приведенной тройки, тут это не суть. Суть в том, что даже среди физических качеств могут быть разные таланты, но есть еще психические качества. Много отдельных качеств и проявлений и очень много их сочетаний. Есть гены, которые увеличивают рост мышечной массы, скорость или выносливость, формируя соответствующий талант к занятиям спортом. Аналогичным образом по наследству могут передаваться способности к обучению, творческие задатки и особенности мышления, темперамент и так далее. В футболе это может проявляться в огромном количестве вариантов: сильный и бесстрашный, быстрый и хладнокровный, выносливый и неуступчивый и другие подобные сочетания ваших талантов будут формировать ваш уникальный профиль.
Футбол предполагает соревнование, а это уже далеко не только способности организма. Ментальные качества могут выйти на первый план и эмоциональные, межличностные или даже логико-математические таланты могут сыграть важную роль в успешном выступлении. Правильный настрой и отношение позволят максимально проявить телесно-кинетические таланты. Отдельного внимания заслуживает лидерство в спорте, а это еще одна сфера проявления эмоциональных и межличностных талантов.
В футболе востребовано много качеств, но большинство из них развивается и тренируется до нужного уровня, независимо от таланта (одаренности, генетической предрасположенности). Например, в игре нам необходима сила и выносливость, но не в той мере, в какой сила необходима тяжелоатлетам, а выносливость марафонцам для золота на олимпиаде. Им без генетической предрасположенности или одаренности их профильного качества не обойтись. А футболе в части силы и выносливости достаточно обычных, но развитых, показателей.
Сильная генетическая предрасположенность есть у скорости, в разных ее проявлениях и у способности ориентироваться в пространстве. Оба эти качества очень востребованы в футболе, прекрасно, если дети унаследовали их высокий потенциал. Но даже если нет, до достаточно далеких границ это не проблема. Скорость на 4, а не на 5 – это уже не ярко выраженный талант, но это все еще приемлемо для футбола. И так далее.
Скорость, взрывная сила, сила, выносливость скоростная и общая, ловкость, координация – какое-то из этих качеств может стать базой для ребенка. В футболе из физических качеств или их сочетаний, вероятно, только гибкость не может стать фундаментом, зато может помочь вывести на максимальный потенциал остальные качества.
Востребованы не только физические характеристики, но и характеристики нервной системы: скорость реакции, скорость принятия решений, аналитические способности, особенности работы глаз, как в части восприятия движущихся объектов, так и в части обзора — талант может проявиться и здесь.
Вообще «талант» категория, которая легко эксплуатируется и всеми кто вокруг поля стоит и теми, кто из телевизора или еще откуда-нибудь рассказывает, но при этом не особо вникают. Со словом «талант» сталкиваемся постоянно: и певцы талантливы, и спортсмены, и актеры. Да что там «водитель от бога!» или «врач от бога!» — это же тоже про талант. Сколько сфер деятельности человека, столько талантов, но нет гена, который отвечает за игру в футбол, пение, врачевание и тем более вождение автомобиля. Это слишком разнообразные и сложно организованные занятия. Высокий уровень умений, кроме талантов, складывается из интереса к деятельности и огромного количества осмысленной практики.
В работе Эпштейна «Спортивный ген» приводится описание исследования об определении таланта занимающихся музыкой, где психологи пришли к выводу: «что-то, что можно было бы толковать как врожденный музыкальный талант, на самом деле всего лишь наработанный годами практики опыт». В книге это описывается в части теории «10000 часов» (кстати) и, в общем, соответствует идее первичности развития, работы, тренировок, то есть практики, а не начальной одаренности.
Сказать что кто-то талантливый поэтому так играет – это как сказать: он ростом 1 метр и 80 сантиметров и в этом причина успеха. Нет. Он так играет, потому что развил талант. Рост — это факт, это что-то, что человеку дано, что унаследовал, но в футболе он хорош не поэтому, а потому что этим 1 метром и 80 сантиметрами он научился управлять лучше других. Людей с таким ростом много, а хорошо в футбол играет лишь очень малая их часть. Рост не гарантия. Талант не гарантия – только возможность.
Среди занимающихся, а тем более, среди ставящих высокие цели стать профессионалом, выиграть международные соревнования и другие подобные, более или менее одарены все. Не все одинаково, а именно что все в том или ином виде, достаточном для возможности развиваться, опираясь на это качество. Чтобы получить от наличия таланта выгоду, преимущество на поле – все равно придется потратить тысячи часов развития этих талантов.
Возможно, это очевидно, но так же возможно, что не всем и я оговорюсь, что речь не идет о случаях, когда заниматься чем-то с высокими целями нет смысла в силу физических или иных ограничений. Своего рода это тоже генетический дар/талант – здоровье.
Скорее всего, у каждого найдется нечто, что обеспечит ему преимущество на какой-то позиции или в какой-то роли на поле. Чем-то одарены все, понять, чем именно одарен конкретный ребенок важная задача и она не решится сама собой. Как не решится сама собой следующая задача – развивать то, что обнаружили. Нужно пробовать, искать, замечать и развивать. Возможно, придется менять команды, позиции, стиль игры — не всем это дается легко. Знаете же: «любить футбол в себе, а не себя в футболе» — те, у кого это так, справятся с переменами легче и получат возможность раскрыться и реализовать свои способности.
Можно думать, что задачи по поиску и развитию решит целиком тренер – но, скорее всего это приведет к разочарованию. Как минимум точно то, что при активном участии родителей и ребенка успешное решение этих задач более вероятно. И здесь я вернусь к предыдущему материалу о «Дне больших надежд»: на просмотре точно предполагается демонстрация умений, то есть уже выявленных и до некоторого уровня развитых талантов. Это разные, в зависимости от концепции селекции качества, но в 12-13 лет ищут не их задатки, а уже определенный уровень. Если уровня нет – это знак о месте футбола в жизни ребенка и его родителей, знак о его потенциале.
Итак, футбольные таланты обширны и не нужно уповать только на физические качества, важно понимать, развивать и использовать в игре и другие таланты. Нет отдельно взятого таланта «играть в футбол» но при этом «футбольные таланты» разнообразны, ищите свой. Скорость и обучаемость — главные, среди множества, футбольные таланты, но даже эта ключевая пара не так важна, как целеустремленность и усердие на тренировках. Последнее может развить каждый.
В музее Манчестер Юнайтед, до кубков, наград и всего несомненно важного, размещен плакат предваряющий вход в зал славы клуба, со следующими словами: «Усердно тренирующийся всегда обойдет талантливого, если талантливый не тренируется достаточно усердно» — Алекс Фергюсон. Акцент на цитату не случаен: именно такое отношение и позволяет состояться всему остальному, представленному в музее.

Можно было бы сказать что усердие — главный футбольный талант, но это не верно: мы разобрались, что талант это все-таки нечто врожденное и редкое. С усердием все не так: оно доступно каждому, быть усердным — это решение, а не врожденная характеристика. Усердие развивается. Целеустремленность и решительность — это наш выбор.
***
Подвести промежуточный итог можно так: Талант — это то, что вы способны сделать. Будете ли делать и делаете ли, определяется мотивацией. А насколько хорошо получается что-то делать, определяется опытом и отношением. При правильной мотивации, отношении и богатом опыте – мы будем делать то, что способны на максимум.
Удачи упорства в поиске и раскрытии своих талантов и усердия на тренировках!
***
Кстати на предмет спортивных талантов и того, что является врожденным, а что развивается, есть интересная концепция «Софта и железа», хорошо описанная в упомянутой выше книге Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». Да и вообще вся книга интересная, из тех, что расставляют по полочкам знания. Кому будет интересно, книга прикреплена к одному из книжных обзоров в группе.

Привить ребенку любовь к спорту – одна из самых главных задач для родителей понимающих насколько такие занятия важны для здоровья. Одного желания взрослых недостаточно, поэтому детей нужно поощрять и делать все, чтобы спортивные занятия стали частью их жизни .

В любом случае, растите ли вы будущего пловца или футболиста, от поддержки семьи и профессионализма тренера будет зависеть эффективность оказанной юному спортсмену на старте помощи. Только комплексный подход поможет воспитать уверенного в своих силах, успешного, стабильного и сильного духом чемпиона. Как это сделать с наименьшими потерями для психологии и физиологии ребенка, поможет разобраться данная статья.

Идеальный тренер – миф или реальность

Многие родители, задумываясь о спортивной карьере своего чада, в выборе тренера, в большинстве случаев, опираются на советы друзей или знакомых. Желая найти грамотного специалиста-наставника, следует обратить внимание на следующие характеристики:

  1. По-настоящему хороший тренер должен бескорыстно любить свою работу и детей, и не представлять жизни без любимого вида спорта.
  2. Знание основ педагогики и психологии – признак хорошего наставника. Общение с ребенком не может быть полноценным без применения педагогических и психологических приемов, которые способны раскрыть потенциал юного спортсмена, при этом, не навредив его самооценке и мотивации.
  3. Одно из важных человеческих качеств наставника – его желание постоянно идти вперед, прогрессировать, искать новые пути решения проблем, и передавать это настроение своим подопечным. Как показал опыт зарубежных стран, классический подход в тренерской работе важен, но не настолько, чтобы на нем останавливаться. Ежедневный поиск экспериментальных методов занятий спортом и приводит к высоким результатам.
  4. Идеальный тренер должен быть примером: в культуре поведения, в образе жизни, в стремлении достигать намеченных целей, в отношении к другим людям. Без уважения к наставнику никакие, самые инновационные методы тренировок, восприниматься подопечными не будут и не принесут пользы.
  5. Хороший тренер строг, но справедлив. Дисциплина – залог успеха, особенно в командных видах спорта. Наладить взаимоотношения внутри коллектива, настроить на победу, сплотить детей в сложных ситуациях и погасить конфликтные крайне важно, иначе атмосфера в команде не будет способствовать победам и дальнейшему совершенствованию.

Футбольная карьера: что может навредить ребенку

Многие родители ожидают от своего ребенка мгновенных результатов и спортивных рекордов, забывая о том, что главное условие будущего успеха – занятия в элитной школе, которая функционирует при профессиональном клубе. При этом, вы можете столкнуться с некоторыми подводными камнями:

  1. Такой немаловажный фактор как мастерство тренера и его желание передать свой опыт юным футболистам в каждой школе воспринимается по-своему, поэтому стоит обращать внимание не на стоимость обучения или его специфику, а на те задачи, которые планирует решать наставник.
  2. Если футбольная школа, кроме амбиций, долгое время не показывает результатов, значит, карьера вашего ребенка останется под вопросом при всех его очевидных талантах.
  3. Если выигрыши в матчах достигаются путем психологического прессинга на подростков, которые сталкиваются с недетским режимом тренировок и вынуждены подтверждать вложенные в них силы и средства победами в турнирах, эмоционально выдерживать такое давление долго невозможно и мотивация, рано или поздно, пропадет.
  4. В самых «раскрученных» школах конкуренция высока и выделиться на фоне своих сверстников или тем более, переростков очень сложно.
  5. Таким образом, способности каждого ребенка должны получить адекватную оценку со стороны профессионалов, которые раскроют талант начинающего игрока и приведут его к цели в нормальном физическом и моральном состоянии.

Путь к успеху: советы родителям

Маме и папе спортсмена следует помнить, что тренировки должны приносить радость и удовольствие, иначе их сыну придется ежедневно «ломать» себя, что может разрушить лабильную детскую психику. Вот несколько советов специалистов о том, как вырастить ребенка футболистом:

  1. Комфортная атмосфера в семье также будет способствовать правильному настрою, особенно перед ответственным матчем.
  2. Отличным вариантом будет близкое от дома расположение секции, чтобы ребенок не тратил время на утомительную дорогу и мог сосредоточиться на футболе.
  3. Нельзя навязывать мальчику свое представление о спортивной карьере и если родители будут замечать длительное отсутствие интереса к тренировкам, стоит выяснить причину этого и скорректировать дальнейшие действия.

Летний спортивный лагерь как начало карьеры

Если у вас нет желания подвергать ребенка максимальным нагрузкам, можно предоставить ему возможность испытать себя в специализированном лагере. Удобство таких спортивных школ заключается в том, что в них можно совместить полноценный отдых с активным времяпровождением и физической подготовкой. Чтобы выбрать оптимальный для вашего футболиста вариант, обратите внимание на:

  1. Авторитет и заслуги тренера, его моральные качества и готовность заменить вас на весь период смены.
  2. Репутацию лагеря, в котором вашему чаду предстоит проживать несколько недель.
  3. Насколько требования данного заведения подходят вашему ребенку.
  4. Психологический климат, царящий в лагере.
  5. Удобное территориальное расположение школы.
  6. Стоимость смены.
  7. Насколько хорошо организовано питание и есть ли условия для нормальной жизни, сна, отдыха и тренировок.
  8. Обеспечена ли ребенку безопасность.

Таким образом, футбольная карьера начинающего спортсмена зависит от множества факторов, каждый из которых имеет значение и должен быть адекватно оценен родителями. Важен авторитет тренера, психологическая и физическая подготовка, условия занятий, здоровая конкуренция и сплоченный коллектив единомышленников, нацеленных на достижение высоких результатов.

Шагай как Месси. Как вырастить звезду футбола

Об инновациях

За 13 лет в России поменялось несколько методик подготовки футболистов. Сначала была голландская, потом испанская, а теперь немецкая. Мы берём ту, которая побеждает на данный момент, пытаясь поймать за хвост уплывающую рыбку. Если Германия вдруг неожиданно провалится на чемпионате мира, а победит, например, Франция, то что, на следующий год надо переходить на французский манер?

О технике игры в шаги

Так эту методику назвали в народе. Её смысл в том, что обычный шаг во время бега заканчивается ударом по мячу. Она предполагает обучение футболиста такой технике ведения мяча, которая естественна для бега. В этом и есть её преимущество. Чтобы было понятно: самый яркий футболист с такой техникой – Лионель Месси. Понятно, что добиться ото всех такого мастерства, как у Месси, невозможно. Но сформировать похожий стиль владения мячом можно. Всё это приходит через упражнения.

О способностях

Обычно в детских командах младшего возраста есть два-три человека, которые играют именно так. Очень важно этих ребят не переучивать, а поощрять за такой стиль. И других надо ему обучать. Определить эту способность можно на первых тренировках – детям дают мяч и предлагают его повести. И эти два-три человека без дополнительных указаний тренера поведут мяч примерно в таком стиле. В 4–5 лет им так удобнее, но обычно их начинают переучивать на традиционные стили ведения.

Есть целая система упражнений, которые позволяют закрепить этот навык. Написаны книги, брошюры, снят учебный фильм. Я был на тренировках белгородского центра подготовки юных футболистов «Стрела». Он работает по этой методике уже полтора года.

Фото Владимира Юрченко (архив)

О необходимых качествах

Как определить, станет ли ребёнок футболистом? На этот вопрос нет чёткого ответа. Есть определённые черты, которые отличают высококлассного футболиста. Некоторые из них наследуются, некоторые можно тренировать. Они позволяют определить предрасположенность к тому, чтобы стать футболистом. В 5–7 лет нельзя точно сказать, будет ребёнок футболистом или нет.

Одно из этих качеств – скорость перемещения. На 70–90 % это генетика, и прокачать этот навык достаточно сложно. Поэтому стоит обратить внимание на тех мальчиков, кто выделяется в быстроте коротких перемещений. Это очень важно для футбола.

Есть люди, которые выполняют действия точно, в том числе и с мячом. Это умение, лежащее в основе техники, тоже передаётся от родителей. Есть ряд тестов, которые позволяют в 5–7 лет выявить эту способность. Но и это только предпосылка к тому, чтобы стать футболистом высокого класса. Если её нет, то это тоже не приговор.

Нет качеств, которые невозможно тренировать. Вопрос в том, до какого уровня можно дойти. Один может за десять повторений выполнить какой‑то элемент, а другому понадобится сто повторов. Он добьётся результата трудом, и это не значит, что ребёнку закрыта дорога в футбол.

О вратарях

Для вратарей важны другие качества. Сегодня на первый план выходит антиципация – предвосхищение. Это когда удар наносится с близкого расстояния и с такой силой, что голкипер не успевает среагировать. Но умелые вратари справляются и с этим. Всё дело в том, что перед самим ударом по мячу игрок совершает ударное движение. Его нога ещё не коснулась мяча, а вратарь уже предпринимает какие‑то ответные действия. Это и есть антиципация – главное качество вратаря, а не прыгучесть и что‑то иное. Все высококлассные вратари обладают этим качеством в той или иной мере.

Фото Юрия Бограда (архив)

О результате

С тем, что в детско-юношеском футболе во главу угла ставят результат, мы боремся уже давно. Пока не устраним эту проблему, у нас мало что изменится – идеология определяет всё. Особых подвижек пока нет. Есть несколько футбольных школ, они в основном частные, в том числе белгородская «Стрела», которые полностью отказались от старых методов работы. Но они работают только 2–3 года, надо подождать результат.

О судьбах чемпионов

Наши юношеские сборные выигрывают крупные турниры, но игроки потом куда‑то пропадают. Они растворяются как раз из‑за того, что во главу угла ставится результат. В сборных ребята совершенствуют командное взаимодействие, а когда они приходят в большой футбол, оказывается, что здесь всё работает по‑другому и ценится индивидуальное мастерство. Поэтому многие просто теряются. А в зарубежных сборных, которые проигрывали нашим ребятам, футболисты выходят на ведущие позиции в клубах. Нацеленность на достижение командного результата – в этом корень проблемы.

О загранице

За рубежом тренеры стараются, чтобы в первую очередь ребёнок хорошо учился. Его не перегружают тренировками, он больше времени проводит в семье. Если юный футболист уезжает в другой город, то обычно живёт не в интернате, а в семье работника клуба. Считается, что ребёнок должен жить в семейной обстановке. Футболистом он может не стать, но человеком по жизни – должен. Учиться, работать, быть здоровым членом общества.

При европейских футбольных клубах нередко существуют две команды. Одна основная, а вторая состоит из ребят, которые не попали в основу, но хотят заниматься. Тренировки во второй команде проходят на коммерческой основе, и заниматься в них можно до 20 лет. Для таких команд даже проводят свои соревнования, и если кто‑то себя покажет в этих матчах, его переводят в основу.

Как воспитать юного футболиста. методическая разработка

Футбол — один из самых популярных видов спорта на сегодняшний день. Любой мальчишка, сидя рядом с папой или дедушкой перед телевизором или на стадионе, мечтает когда-то надеть профессиональную форму и быть настоящим героем в глазах девчонок и своих родных. Однако стать футболистом может далеко не каждый, потому что от ребенка и родителей требуется выполнение определенных условий для этого и соблюдения спортивного режима с самого раннего детства. В нашей статье вы узнаете все нюансы и советы, как вырастить из своего сына настоящего футболиста. На сегодняшний день повсеместно действует очень много футбольных школ и секций. куда приглашают заниматься маленьких детей от 3 лет. На самом деле ничего толкового в таких занятиях по футболу не будет, потому что дети просто не смогут разобраться, что от них требуется. В этом возрасте дети максимум могут посещать физкультурные тренировки по начальной подготовке. А вот с 6 лет можно уже обращаться в спортивную школу по футболу. Это идеальный возраст, чтобы начать развитие ребенка, как спортсмена в этом направлении. Учтите, что тренер сразу не будет развивать в детях выносливость и тактику, потому что в таком возрасте это рано. Дети 6 лет будут учить теорию и заниматься физическими упражнениями на скорость и реакцию. В этом случае очень помогают игры с мячом, которые детям очень нравятся.

Как воспитать будущую звезду футбола. Советы для родителей

В каком возрасте следует начинать заниматься футболом

Оптимальный возраст мальчика для начала занятий футболом — от пяти до семи лет. Большинство школ объявляют набор в группы в августе. Затем ребят просматривают в течение месяца и потом уже комплектуют окончательные группы.

Девяти-десятилетнего ребенка возьмут, если паренек проявит уж очень яркий талант. Так что в этом возрасте поздновато отдавать в футбол.

Впервые пришедший в школу ребенок вовсе необязательно должен уметь жонглировать мячом или владеть какими‑нибудь футбольными финтами. Этим премудростям научат уже в школе, и для того, чтобы ваш сын приглянулся тренеру, этого не требуется.

А вот у девочек ситуация иная. Их принимают в футбол с девяти-десяти лет и даже значительно старше — тут практически нет верхнего возрастного порога.

Как распознать, что у ребенка есть талант именно к футболу

Бывает по‑разному. Иногда дошкольник своей игрой во дворе сразу начинает удивлять окружающих способностями. Но чаще даже квалифицированному тренеру требуется не менее года, чтобы распознать талант.

Так что смело отдавайте ребенка в футбол, а если по истечении года тренер скажет, что особых успехов отпрыск не добьется, то проконсультируйтесь с тренером, каким другим видом спорта стоит попробовать позаниматься.

Часто бывает, что дети, не показавшие футбольных способностей, потом успешно реализуют себя, к примеру, в легкой атлетике.

Чем полезен футбол

Сердечно-сосудистую систему футбол развивает не хуже, чем циклические виды спорта. Отлично тренирует все группы мышц (кроме ручных и плечевого пояса). Развивает координацию, ловкость, быстрое мышление. Будучи команд- ным видом спорта, приучает работать в коллективе.

Особенно ярко проявляется это в женском футболе: многие из игроков ведущих команд, недавно завершившие свои выступления, довольно быстро проявили прекрасные способности в бизнесе и административной работе.

Как правильно воспитать юного футболиста

Прежде всего вы должны помнить: пропуск занятий может отрицательно сказаться на прогрессе ребенка. И нет ничего зазорного в том, чтобы на первых порах даже заставлять ребенка посещать тренировки. А также приучать к порядку: чтобы он сам готовил одежду и обувь, укладывал и разбирал спортивную сумку.

С другой стороны, не нужно наблюдать за каждой тренировкой непосредственно в зале или с трибуны. Во-первых, это отвлекает их от занятий. А во‑вторых, психологически детям проще тренироваться под присмотром чужого для них человека, чем родителя. В некоторых школах, например, динамовской, даже запретили родителям присутствовать на тренировках.

Зарплатные перспективы

Самые талантливые футболисты начинают получать стипендию, начиная с 12 лет. В этом возрасте она может достигать пяти тысяч рублей в месяц. С 16 лет подписывают контракты с профессиональными клубами.

Годовой доход более миллиона долларов в год — нормальное явление для футболиста, выступающего в премьер-лиге. А если ваш ребенок будет играть во втором дивизионе, он может рассчитывать на месячную зарплату около 100 тысяч рублей.

Кроме того, выпускников известных футбольных школ (даже с низким баллом ЕГЭ) с охотой берут на бесплатные отделения некоторых вузов.

В женском футболе доходы пониже. В клубах молодежного и первого дивизионов зарплаты составляют около 30 тысяч рублей в месяц плюс премии и бесплатное питание.

В высшей лиге зарплаты повыше. Как правило, индивидуальные контракты. А могут поощрить и жилплощадью.

Селекционеры ведущих школ отслеживают детские турниры в провинции, и часто талантливых девочек 13‑14 лет приглашают в московские школы-интернаты с полным пансионом (жилье, проживание и стипендия).

Характерные травмы

В футболе травматизм у детей отличается от травматизма взрослых. До 11‑12 лет самые распространенные повреждения — ушибы. В юном возрасте вес ребенка небольшой, соответст­венно, и нагрузка на мышцы, связки и сухожилия невелика.

А когда ребенок достигает веса 50 килограмм, случаются надрывы связок голеностопа и колена, паховых мышц.

И чтобы этого избежать, важна общефизическая работа над укреплением мышц и связок. Также необходимо исключить резкие движения после тренировок или, наоборот, когда ребенок только пришел на занятия и еще не произвел разминку.

Для девочек, решивших заняться футболом, необходимо учитывать некоторую специфику. В день менструации лучше воздержаться от тренировки. В профессиональных командах этим занимается штатный доктор, а в подростковых и юношеских тренер может и не уследить.

Технические приемы девочки осваивают порой лучше мальчиков. Но в скоростях, в мощи им уступают. По этой причине в женском футболе реже случаются травмы голеностопов и коленных связок.

Многие девочки опасаются ударов мячом по груди. Как известно, в футболе нельзя подыгрывать себе руками, но девочкам при приеме мяча на грудь в отличие от ребят разрешается выставлять вперед прямые руки, и если мяч попадает выше локтя, нарушением правил это не считается.

Ожидаемые расходы

В большинстве школ оплата не требуется. Также бесплатно выдадут футбольную экипировку. Но существуют и коммерческие секции. В среднем оплата занятий составит там 500 рублей за час.

На родительские плечи ляжет и покупка спортивной одежды и обуви. Две пары бутс (одни с шипами, другие без) — пять тысяч рублей. Фирменный спортивный костюм — три тысячи. Две майки и двое шорт — две с половиной тысячи рублей. В среднем экипировки хватит на полтора-два года.

Гораздо больших затрат потребуют выезды в спортивные лагеря и на турниры. Расходы на каждого юного футболиста составят около 40 тысяч рублей в год, но некоторые школы оплачивают 30‑40 процентов этих расходов.

Выгодно отличается в плане родительских издержек женский футбол. Если вы решили выбрать для дочки этот вид спорта, то никаких затрат не потребуется. Ведущие школы берут все расходы на себя — и за тренировки плату не возьмут, и необходимой экипировкой обеспечат.

Конкуренция при зачислении

В ведущих школах для мальчиков статистика такова: из 100 ребят, пришедших на просмотр, зачисляют 20‑25. Впрочем, отсев идет и в дальнейшем. Есть и еще один момент, к которому родителям надо быть готовым.

Порой возникают ситуации, когда предпочтение отдается тем детям, чьи родители активно помогают школе, в том числе и материально. К сожалению, в условиях наших реалий это далеко не редкость.

Что касается женского футбола, то здесь практически нет конкурса. Если девочка здорова, координирована и просто хочет играть в футбол — этого достаточно, чтобы она попала в хорошую группу.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *