Закрытие олимпиады 80

Сен 13, 2020 Спорт

Закрытие олимпиады 80

Содержание

Спартакиада народов СССР: как готовились к главным Играм

За год до Олимпиады-80 в Москве состоялась VII летняя Спартакиада народов СССР, которая стала своего рода генеральной репетицией международного спортивного форума. Именно тогда впервые апробировались спортивные базы, оценивалась работа судьей и подготовка спортсменов. Осваивались там и журналисты. Во многом это помогло в будущем уже непосредственно на Играх.

«Мы поехали на Спартакиаду бригадой из 6-7 человек. Между нами были поделены все виды спорта. Я тогда уже третий год работал в газете «Физкультурник Узбекистана», и для меня это было большое событие. Я впервые обозревал комплексные соревнования — больше 30 видов спорта. Наш редактор Давлат Тимурович Фаттахов мотивировал нас путевкой на Олимпийские игры, сказал, что аккредитацию получит тот, кто лучше всех отработает на Спартакиаде. В итоге выбор пал на меня», — рассказывает Низаев. © Sputnik / Рамиз Бахтияров Перед началом Олимпиады оргкомитет собрал журналистов со всех союзных республик. Узбекскую ССР тогда представляли четверо: помимо Тимура Низаева, в Москву отправились Хайдар Насыров из газеты «Совет Узбекистони» («Советский Узбекистан»), Сафар Останов – «Ёш ленинчи» («Молодой ленинец») и Олег Якубов из «Правды Востока».

Коммунизм городского масштаба и журналистская хитринка

По словам собеседника, на Играх в Москве царила превосходная атмосфера, а в столице СССР на какое-то время воцарился настоящий коммунизм: необыкновенное изобилие, бесплатные напитки и транспорт для участников, гостей и организаторов Олимпиады.

«Везде было чисто и аккуратно. Тогда всех люмпенов отправляли за 101 километр. На полках магазинов было все, даже много из того, что раньше не продавали или трудно было достать. Помню, я накупил массу сувениров по очень доступной цене», — вспоминает Тимур Таджиевич.

© Sputnik / Владимир Акимов В одном из помещений пресс-центра. Церемония открытия Главного пресс-центра XXII летних Олимпийских игр (19 июля — 3 августа). Зубовский бульвар, дом 4. Условия размещения и работы также порадовали: прессу поселили в центре Москвы в гостинице «Россия» в комфортабельных номерах, а работали журналисты неподалеку — в современном и просторном пресс-центре в «Лужниках». Там же общались с тысячами коллег из других стран. Этому в том числе способствовала атмосфера пресс-бара с десятками сортов пива. «Помню, как-то мы сидели в баре с главным редактором грузинской спортивной газеты «Лело» Тенгизом Гачечиладзе. Пообщались, выпили, выходим, а я думаю, странно, почему он не спрашивает, сколько там с каждого получилось. Оказалось, что и он, и я заплатили за двоих не сговариваясь. Вот такая была атмосфера дружеская», — вспоминает Тимур Таджиевич. © Sputnik / Рамиз Бахтияров Архивные фотографии журналиста Тимура Низаева Впрочем, во время работы конкуренция тоже присутствовала. По словам Низаева, прежде всего, соперничество было с белорусскими коллегами, хотя каждый писал про свою страну. Это больше походило не на дух соревнования, а на пропаганду своих спортсменов, видов спорта, республик.

«Я тоже держал про запас несколько собственных наблюдений, видений. Это не приобретало националистический характер, скорее, это были профессиональные хитринки», — добавил спортивный корреспондент.

© Sputnik / Рамиз Бахтияров Памятная медаль журналиста Тимура Низаева с Олимпиады-80 Он признался, что 25 дней промчались незаметно. Остались в памяти внезапные и шокировавшие всю страну похороны Владимира Высоцкого. Пробиться сквозь кордон Низаев так и не смог, наблюдая за церемонией издали. © Sputnik / Валерий Шустов Кроме того, Тимуру Таджиевичу, как и десяткам тысяч гостей и спортсменов, а также миллионам телезрителей запал в душу улетевший в небо олимпийский мишка. Непроизвольно слезы наворачивались у всех. Спортивная сказка закорчилась вместе с коммунизмом в отдельно взятом городе: уже на другой день горничные в гостинице привычно ворчали на постояльцев.

Встречи с призерами и новости по телефону

На Игры в Москву в 1980 году приехало рекордное число узбекистанцев — 15. На каждого спортсмена Низаев заранее подготовил зарисовку, досконально изучив и виды спорта, в которых они выступали, и биографию атлетов. Газета «Физкультурник Узбекистана» выходила три раза в неделю, а из четырех полос три были про Олимпиаду. Почти все эти материалы вышли в печать.

«То, что было в Москве, – это шик, блеск, красота. На каждой арене были субпресс-центры: в Крылатском, на гребном канале, в конноспортивном комплексе «Битца». Особенно мне запомнились Мытищи. Там проходили соревнования по стендовой стрельбе, на которых серебряным призером стал наш Рустам Ямбулатов. В той же «Битце» в командном зачете по конному спорту чемпионом в командном зачете стал Юрий Ковшов. Один из наших соотечественников Собиржон Рузиев — серебряный призер. Я сделал несколько репортажей о нем. На велотреке «серебро» завоевал Александр Панфилов – парень из Сырдарьи», — отметил собеседник. © Sputnik / Сергей Киврин По его словам, самым удачным получилось интервью с Собиржоном Рузиевым. Со спортсменом он был знаком еще до Игр в Москве, сделав с ним первое интервью в 1977 году. Рузиев постоянно был в разъездах за границей, поэтому вживую посмотреть за его выступлениями не всегда удавалось.

«Я ни разу при Союзе никуда не выезжал. Это уже потом мне удалось поездить по всему миру в годы независимости. Как Рузиев фехтует, я впервые увидел только на Олимпийских играх. Его выдержка до решающего укола незабываема», — вспоминает Тимур Низаев.

Были также материалы с конником Юрием Ковшовым и стрелком Рустамом Ямбулатовым.

«Единственное, с кем мне не удалось побеседовать, это Лариса Павлова. Она стала олимпийской чемпионкой в составе женской сборной по волейболу. Но вот как-то не сложилось», — отметил журналист.

© Sputnik / Валерий Шустов Фотокорреспонденты готовятся к съемкам соревнований XXII Олимпийских игр на московском стадионе. Вспоминая о работе на соревнованиях, Низаев заметил, что 40 лет назад технологии были совсем иными. Так, новости в Ташкент он передавал по телефону, а съемка на стадионах и в спорткомплексах, конечно, не шла ни в какое сравнение с нынешними возможностями прессы. «В Пекине на олимпийском стадионе было 36 камер, а в Москве, если не ошибаюсь, только 12. Сейчас и с дронов снимают, и крупным планом. Сразу видны эмоции спортсмена, выводятся повторы на экран. Тогда ни о чем подобном и речи не было. Технологический рывок поражает», — добавил журналист. © Sputnik / Валерий Шустов Фотокорреспонденты АПН Дмитрий Донской (слева) и Юрий Сомов освещают события Олимпиады-80. XXII летние Олимпийские игры (19 июля — 3 августа). Из личного архива Ларисы Павловой В то же время побывавший на четырех Играх Низаев особенно ценит именно Олимпиаду-80 как первую в своей карьере.

«Я много где побывал: и на Азиатских играх, и на других трех олимпиадах. Меня в Пекин приглашали уже не от Узбекистана, а от руководства МОК, даже награду вручили в номинации «Спорт и пресса». Везде было по-своему прекрасно, но первые Игры — это как первая любовь: такое забыть нельзя», — признается он.

© Sputnik / Рамиз Бахтияров Спортивный журналист Тимур Низаев освещал четыре олимпиады и несколько Азиатских игр, а также десятки других международных турниров

Спорт спасет мир

Sputnik / Рамиз Бахтияров Тимур Таджитович, как и многие неравнодушные к спорту люди, с сожалением воспринял новость о переносе Олимпийских игр на 2021 год из-за пандемии коронавируса. Он напомнил, что подобные крайние меры вводятся в пятый раз в истории. В то же время он отмечает весомый вклад спорта не только в культурно-гуманитарную составляющую международных отношений, но и в экономику любой страны. «Не случайно президент Международного олимпийского комитета Томас Бах говорил, что в Европе три процента трудового населения заняты в спорте, а два процента европейского ВВП составляет спортивный бизнес. Это большие цифры, которые говорят о важности этой сферы», — уверен Низаев. © Sputnik / Рамиз Бахтияров За свою многолетнюю журналистскую карьеру Тимур Низаев объехал полмира

По его мнению, пандемия изменила привычный мир, привнесла новые взаимоотношения. В этих непростых реалиях, полагает журналист, именно спорт должен стать объединяющим началом для всего человечества.

3 августа 1980 года в Москве состоялась церемония закрытия Олимпийских игр, во время которой в небо был запущен талисман Олимпиады-80 — Олимпийский Мишка. Его со слезами на глазах под песню в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой провожали с центра арены стадиона «Лужники» москвичи и гости столицы.

Куда улетел Олимпийский мишка и какова была его дальнейшая судьба, рассказывает «АиФ».

История создания талисмана

История создания образа олимпийского Мишки началась с 1977 года, когда в стране через программу «В мире животных» и редакцию газеты «Советский спорт» был проведён опрос населения, где зрителям предложили выбрать символ Олимпиады. Практически единогласно предпочтения были отданы медвежонку Мише. После утверждения образа талисмана был сделан заказ лучшим художникам страны. Итоговый вариант был выполнен иллюстратором детских книжек Виктором Александровичем Чижиковым. Его вариант среди 60 медвежат, вышедших в финал, понравился и президенту МОК того времени лорду Киланину. Организационный комитет Московской олимпиады выбрал в качестве символа именно это животное, поскольку ему присущи такие характерные для спортсмена качества, как сила, упорство и смелость.

К Олимпийским играм был создан шестиметровый резиновый талисман — аэростат «Олимпийский Мишка». Первоначально его планировали изготовить в Москве в НИИ резиновой промышленности, но из-за больших габаритов Мишки процесс изготовления был перенесён в филиал института, расположенный в Загорске (ныне — Сергиев Посад). Для испытаний и на случай возникновения непредвиденных обстоятельств было сделано два дубликата.

Проект «Медведь»

По замыслу организаторов, олимпийский Мишка должен был взлететь высоко в небо во время церемонии закрытия. В апреле 1979 года в подмосковном городке Жуковский в Центральныом Аэро-Гидродинамическом институте (ЦАГИ) начались работы по проекту «Медведь». Перед группой учёных была поставлена задача обеспечить подъём талисмана в воздух. Мишка не просто должен был взлететь над стадионом вертикально вверх. Достигнув определенной высоты (3,5 м от верхнего края трибун), он должен был как можно скорее покинуть стадион, не задев при этом чашу с Олимпийским огнём.

Поначалу инженер Александр Трусов предложил отказаться от куклы и нарядить человека в костюм медведя, привязав его к шарам, накачанным гелием. Испытание проходило на подмосковном аэродроме Кубинка-2. Трусов сам пошёл на испытание и надел костюм (его изготовили на фабрике меховых игрушек в украинском городе Жёлтые Воды) и отправился в полёт. Первый полёт прошёл успешно, после чего было решено провести следующий эксперимент в условиях, максимально приближенных к требуемым: сумерки, подъём на 30 метров (высота трибун Лужников). Но в этот раз на высоте ста метров Олимпийский Мишка неожиданно развернулся, пролетел 50 метров, а затем стал резко уходить вверх, исчезнув из поля зрения.

После этого инженерами была разработана система так называемых «несущих шаров». Суть её заключалась в следующем: перемещаясь определённым образом, шары способствовали смещению центра тяжести объекта (Мишки), что, в свою очередь, позволяло с достаточной степенью точности контролировать направление полёта. Двигаясь определённым образом, воздушные шары смещали центр тяжести объекта в нужную сторону. Контролировать направление полёта должен был оператор в кабине в правой задней лапе. Но на испытании этого варианта кукла потеряла управление, пролетела над горящим олимпийским факелом и вспыхнула. Инженер Игорь Артамонов, который сидел в кабине, скончался от полученных ожогов. Тогда было решено закрепить шары только на верхних лапах и ушах, чтобы медведь не переворачивался.

До сих пор доподлинно неизвестно, что произошло с Олимпийским Мишкой после того, как он августовским вечером 1980 года покинул арену «Лужники» и скрылся в небе. Был ли он пилотируемым аппаратом или просто огромной резиновой куклой с воздушными шарами — никто точно не знает.

Известно лишь, что после церемонии закрытия спустя несколько часов куклу-талисман нашли на Воробьёвых горах и отвезли на склад. Осенью 1980 года к советскому правительству обратилась одна западногерманская фирма с предложением купить резинового Мишу за 100 тыс. немецких марок. Однако в приобретении талисмана фирме было отказано. Некоторое время Мишка был выставлен в павильоне «Юный техник» ВДНХ, а потом хранился в подвале Олимпийского комитета, где его через несколько лет съели крысы.

Елена Слободян

Сегодня, 3 августа, ровно 40 лет назад, в 21 час по местному времени под рыдания впечатлительных зрителей олимпийский Мишка взмыл в небо, и на этом история XXII летних Олимпийских игр в Москве подошла к концу. Если хотите знать, как складывался этот последний день чуть ли не поминутно, с резюме всех главных событий тех Игр, – добро пожаловать в наш архивный онлайн.
«Чемпионат» в свою очередь завершает персональный проект, который вёл в течение 10 дней. «Медведь прошёл» – это попытка 40 лет спустя найти следы проведения в нашей стране этого глобального события. Следы в самом буквальном смысле этого слова: оставшиеся здания, памятные знаки, логотипы, граффити, олимпийские кольца. В заключительной серии мы предпринимаем последнюю попытку обнаружить собственно главного героя – того самого восьмиметрового Медведя из прорезиненной ткани, который 3 августа улетел в московское небо. Стадион «Лужники» – главная арена Олимпиады-80 – место, где его видели в последний раз. Никто до сих пор достоверно не знает, что с ним произошло дальше.
Сразу скажем: «Чемпионат» выяснил место и адрес, где последний из резиновых талисманов нашёл свою безвременную кончину.

Принято считать, что Лужники – то место, где бережно относятся к своему олимпийскому наследию 1980 года. Если бы не судьба олимпийского бассейна, это было бы так на все сто процентов. Бассейн, построенный в 1956 году и обновлённый под московские Игры (именно в нём наша мужская сборная по водному поло в последний раз в своей истории стала олимпийским чемпионом), посчитали «морально устаревшим» — на протяжении нашего проекта мы много раз слышали это выражение. Почти шесть лет назад он был полностью снесён, в конце прошлого года запущен. От старого здания осталось 12 исторических барельефов (фигуры спортсменов с кубками и лавровыми венками), которые разместили внутри нового комплекса. Проведение соревнований в новом Дворце водных видов спорта на уровне концепции и конструктивных особенностей не предусмотрено.

В том же 1956 году в Лужниках были построены Дворец спорта и Малая спортивная арена, которые к 1980 году существенно реконструировали (не прибегая к полному сносу). Там прошёл мужской турнир по волейболу, соревнования по дзюдо и спортивной гимнастике (по результатам которого гимнаст Александр Дитятин со своими восьми медалями из восьми возможных вошёл в Книгу рекордов Гиннесса). Оба олимпийских объекта пока стоят, используются, и об их реконструкции речи не идёт.

1 из 3

Фото: РИА Новости

Плавательный бассейн Центрального стадиона в Лужниках

3 августа 2020 Дворец спорта и Малая спортивная арена в Лужнках

Фото: РИА Новости

Финальная встреча турнира по волейболу среди мужских команд. Малая спортивная арена в Лужниках

3 августа 2020 Дворец спорта и Малая спортивная арена в Лужнках

Фото: РИА Новости

Майкл Моррис Килланин пи Александра Дитятина

3 августа 2020 Дворец спорта и Малая спортивная арена в Лужнках

Так вот, об олимпийском наследии. Спорткомплекс «Лужники» сейчас, пожалуй, единственное место, где можно без особых усилий ощутить атмосферу и настроение Игр-80. Главная жемчужина коллекции – это, вне всяких сомнений, чаша олимпийского огня на Аллее Славы, установленная в 2010 году. Это та самая знаменитая чаша, которая по 1996 год располагалась на Восточной трибуне Центрального стадиона им. Ленина, именно там горел олимпийский огонь две с половиной недели июля-августа 1980 года.
Огонь в чаше зажигался всего пять раз – первый раз во время открытия Олимпийских игр, в последний раз – во время последнего публичного выступления Виктора Цоя и группы «Кино» летом 1990 года. После начала очередной реконструкции арены её решили не сдать в духе времени на металлолом, а сохранить на будущее. Почти 15 лет её 10-метровый каркас хранился в законсервированном виде на Лужнецкой набережной, а анодированная алюминиевая облицовка – в помещениях Большой спортивной арены (сама же арена за 40 прошедших лет кардинально переделывалась дважды – к Всемирным юношеским играм 1998 года и чемпионату мира по футболу — 2018, а потому ожидать увидеть там что-то олимпийское сейчас – кроме сохранившихся на колоннах табличках с победителями – немного наивно).
Сейчас «ножка» чаши по сравнению с оригинальной укорочена, но и в усечённом варианте она смотрится весьма величественно: 9 метров в высоту и 7 метров в диаметре. Также сохранена некоторая окалина и окись внутри – ведь это не что иное, как свидетельство того самого огня, вспыхнувшего на стадионе от факела олимпийского чемпиона Сергея Белова.

Кроме того, на Аллее Славы можно обнаружить несколько важных символов, посвящённых Олимпиаде-80, – несколько памятных знаков и медальонов, а также скульптуру олимпийского Мишки прямо перед чашей. Все они, правда, сделаны уже в наше время, в основном к 30-летнему юбилею. Этим летом особо пытливые могут заказать экскурсию и посмотреть, что называется, «настоящие» артефакты: аутентичный пьедестал почета, на котором 40 лет назад вручались медали, олимпийские кольца с церемонии открытия и даже мужской гимнастический конь (для Александра Дитятина этот снаряд не считался коронным, тем не менее в Москве он был в таком ударе, что сумел взять на нём серебряную медаль).

+5 1 из 9

Фото: Александр Сафонов

Памятный знак Олимпиады 1980 года в Москве

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Пресс-служба Лужники

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Пресс-служба Лужники

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Статуя Олимпийского мишки

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Пресс-служба Лужники

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Москве

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Памятная табличка в окрестностях стадиона «Лужники»

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках Внимание главного олимпийского объекта Москвы-80 к таким деталям говорит о том, что улетевший олимпийский Мишка имел все шансы продолжать радовать нас своим присутствием ещё долго. Его можно было сохранить как главный исторический артефакт Игр на многие годы вперёд – если бы кто-то из причастных лиц считал, что это хоть сколько-нибудь важно.

Удивительно, но тогда, в 1980 году, никто так не считал. При чтении воспоминаний и опросах очевидцев, ответственных за организацию полёта Медведя, удивляет тщательность подготовки (за неё отвечали, помимо членов оргкомитета «Москвы-80», группа конструкторов НИИ резиновой промышленности, художники московского оформительского комбината, работники центральной аэрологической обсерватории, авиасотрудники, контролировавшие воздушный коридор) – так вот, тщательность подготовки, и полнейший пофигизм на дальнейшую судьбу талисмана после приземления. На него просто махнули рукой: сказано «возвращайся в свой сказочный лес», дальше не наша забота. Хотя по уверениям производителя, при надлежащем уходе лет 20 он бы ещё точно был пригоден к демонстрации.
Что же произошло 3 августа 1980 года в 21:00 по московскому времени? Самая реалистичная версия, после выслушивание нескольких приближённых к процессу, выглядит так. Мишка, надутый гелием (по этой причине о каком-то пилотировании изнутри агрегата не может быть и речи), поднялся до максимально возможной высоты 1000 м и летал час-другой, постепенно снижаясь. Приземлился он, по одной версии, на Воробьёвых горах, по другой — в ближнем Подмосковье. Это как раз не очень важно.

Обнаружили его сразу же – всё это время за ним наблюдала группа поиска и слежения. Но возникла проблема: при приземлении Мишка сильно повредил свою прорезиненную «кожу» — то ли о деревья, то ли встречающие постарались побыстрее его обезвредить колюще-режущими предметами, чтобы не взлетел обратно. В теории талисман подлежал реставрации, но на практике никто – ни оргкомитет, ни непосредственные создатели – изначальную заинтересованность в его судьбе и сохранении не выказывали. А потому ответственные лица не стали особо мудрствовать. За отсутствием чётких указаний и так повреждённого олимпийского Мишку утилизировали. Больше летающий оригинал никогда на публике не появлялся.
Это и был главный провал организаторов Олимпиады — не подумать о сохранении главного символа Игр. Выражаясь современным языком, маркетинговые и имиджевые возможности летающего Медведя ещё долго бы приносили дивиденды отечественному спорту. Разумеется, по официальной версии, быстро опубликованной в советских газетах, с Мишкой ничего не случилось, он спокойно приземлился на некую «лужайку», после чего его отреставрировали и отдали на радость детям.
Это, к сожалению, неправда. В павильоне «Юные натуралисты и техники» (а затем в павильоне «Спорт») на ВДНХ резиновый маскот в натуральную величину действительно выставлялся до конца 80-х. Но это был, по подтверждённой из нескольких источников информации, второй экземпляр, дублёр. Его сделали сразу на всякий случай – вдруг с уникальным что-то произойдёт. Табличка, под которой он жил 10 лет, звучала уклончиво: «Олимпийский талисман Миша. Участник торжественной церемонии закрытия XXII Олимпийских игр».

Ну а дальше произошёл уже провал №2, совсем неисправимый. Дублёр без правильного ухода начал потихоньку портиться, и руководство ВДНХ отдало его производителю – НИИ резиновой промышленности, которому он в те тяжёлые годы тоже оказался не нужен. Так и лежал он на складе опытного завода НИИРП в сдутом виде, постепенно разрушаясь. Опросив работников НИИРП, нам достоверно удалось выяснить адрес этого склада: ст. метро Фрунзенская, Трубецкая улица, дом 28, строение 2. Он стал последним местом нахождения и «смерти» олимпийского Мишки. Теперь на этом месте элитный клубный дом. По грустной иронии, глава оргкомитета «Москва-80» Игнатий Новиков жил в считаных сотнях метров от последнего пристанища символа тех Игр – практически напротив, на противоположной стороне усадьбы Трубецких. Сейчас на этом доме висит мемориальная табличка.

+9 1 из 13

Фото: Алёна Сахарова

Парк Олимпийской деревни в Москве

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Стадион «Пионер»

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Дмитрий Голубович

Стадион «Лужники»

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Вид на велотрассу «Крылатское»

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Буклеты, посвящённые Олимпийским играм 1980 года в Москве

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Универсальный спортивный комплекс ЦСКА

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Памятный знак олимпийскому движению в окрестностях стадиона «Лужники»

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Легкоатлетическо-футбольный комплекс ЦСКА

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

Природный комплекс «Лысая гора»

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Алёна Сахарова

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Фото: Александр Сафонов

3 августа 2020 Памятные знаки Олимпиады 1980 года в Лужниках

Если вам кажется, что это чрезвычайно грустная концовка, то нет. Люди всё ещё продолжают заморачиваться, чтобы найти следы события, случившегося 40 лет назад. Людям по-прежнему важно, куда делись 150 метров и 64 килограмма прорезиненной ткани, пущенных на вымышленного персонажа. Это значит, что Олимпиада-80 в Москве до сих пор вызывает эмоции.
Это значит, что олимпийский Мишка – жив.

Источник: «Чемпионат»

Заглавное фото: РИА Новости

«Первый канал» отказался показывать в своем эфире церемонию закрытия Олимпийских игр в Пхёнчхане. Вещатель объяснил это тем, что МОК не разрешил спортсменам из России пройти по стадиону с государственным флагом Читать в полной версии Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Церемонию закрытия ​ХХIII зимних Олимпийских игр в корейском Пхёнчхане, которая прошла в воскресенье, 25 февраля, показал в своем эфире телеканал «Матч ТВ». Изначально транслировать мероприятие должен был «Первый канал». Его представитель причиной отказа от трансляции в разговоре с РБК назвал запрет спортсменам пройти по стадиону с российским флагом.

Церемонию закрытия, согласно предварительным данным исследовательской компании Mediascope, на «Матч ТВ» с 13:15 по 16:07 мск посмотрели 229,6 тыс. москвичей старше четырех лет (данные по всей России будут готовы к среде). Для сравнения, финал олимпийского хоккейного турнира, в котором встречались сборные России и Германии, в тот же день на «Первом канале» посмотрели, по предварительным данным, почти 1,2 млн зрителей в Москве (эфир с 7:00 по 10:26 мск). Во время церемонии закрытия Олимпиады «Первый канал» показал повтор хоккейного матча между Россией и Германией.

Международный олимпийский комитет (МОК) не разрешил использовать российский флаг в церемонии закрытия Олимпиады в связи с дисквалификацией Олимпийского комитета России из-за допингового скандала. Пересмотреть свое решение МОК отказался, поскольку уже во время Игр в применении допинга были уличены два члена команды «Олимпийские атлеты из России» — керлингист Александр Крушельницкий и бобслеистка Надежда Сергеева.

Олимпийские игры в этом году показывали три федеральных вещателя: «Первый канал», «Россия 1» и «Матч ТВ». Показывать церемонию открытия Игр должна была «Россия 1», закрытия — «Первый канал». Но за несколько дней до начала Олимпиады «Россия 1» отказалась от своего права на трансляцию церемонии открытия, и это мероприятие освещал в своем эфире «Матч ТВ».

​Стоимость прав на телетрансляцию Олимпийских игр 2018 года в Корее и Игр 2020 года в Токио составила для российских вещателей около $40 млн, рассказывали ранее источники РБК на телевизионном рынке.

Фото: Кадр youtube.com

3 августа 1980 года в Москве состоялась церемония закрытия Олимпийских игр, во время которой в небо был запущен талисман Олимпиады-80 — Олимпийский Мишка. Его со слезами на глазах под песню в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой провожали с центра арены стадиона «Лужники» москвичи и гости столицы.

Кто придумал Олимпийского Мишку?

Церемония закрытия Олимпиады-80. Источник: Wikimedia/RIAN archive

За три года Мишка стал всем почти родным. В 1977 году начались выборы символа московской Олимпиады. Организационный комитет, учитывая результаты народного голосования, остановил выбор на медведе – как-никак «национальный» герой, увековеченный в сказках, символ смелости, силы и мощи. Серьезным конкурентом был лось, но победа все-таки осталась за колосапым. Победу в конкурсе на лучшее изображение талисмана Олимпийских игр одержал 42-летний художник и иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. Он рассказывал, что идея надеть на Мишку пояс с олимпийскими кольцами пришла к нему во сне.

В договоре было указано, что художнику просто заказали рисунок «Забавный медвежонок». Изначально Чижикову, который в любой другой стране стал бы миллионером, хотели заплатить 250 рублей, оценив эскиз по площади, по квадратным сантиметрам, но сошлись на тысяче с лишним – «за уникальную графику». Ни об авторских правах, ни о патенте речи не шло. Чиновники заявили, что раз символ Олимпиады-80 выбирал весь советский народ – значит и автор народ. Когда художник попытался что-то отстоять, умудренные опытом друзья посоветовали ему не связываться и смириться с ситуацией.

Олимпийский Мишка на почтовой марке, 1980 г. Источник: Wikimedia

К Олимпиаде изготовили огромную резиновую куклу-аэростат высотой более 6 метров. Проект, над которым работали сотрудники Центрального Аэрогидродинамического института, назывался лаконично и почти по-военному – «Медведь».

Внутри Олимпийского Мишки был гелий, туловище сделали из прорезиненной ткани, которой ушло 150 метров. А надувные лапы прикрепили с помощью шарниров. Когда начались испытания, то проект оказался под угрозой. В ЦАГИ были в панике. Главной проблемой стало то, что медведь не хотел взлетать вертикально: он кренился набок, переворачивался на спину. Лишь когда талисману Олимпиады утяжелили ноги и привязали к лапам воздушные шары, положение выправилось.

Один из вариантов предусматривал замену гигантской куклы человеком в костюме медведя, привязанным к гигантским шарам. Также фигурировала идея сделать Мишку управляемым, поместить человека внутрь куклы. Рассказывали, что на испытаниях не обошлось без жертв: однажды кукла потеряла управление и, пролетев слишком близко к горящему олимпийскому факелу, загорелась, а сидевший в «кабине» в одной из задних лап инженер впоследствии скончался от ожогов.

Медведи летать не могут!

Церемония закрытия Олимпиады-80. Источник: Wikimedia/RIAN archive

Прощание с Олимпийским Мишкой многие до сих пор считают самым трогательным моментом как в истории Олимпиады, так и в истории СССР. Это потом уже настала пора грандиозных салютов и спецэффектов.\А в Москве 1980-го для того, чтобы тронуть сердца миллионов, достаточно было взмывающей ввысь куклы, изображения символа Игр на гигантском экране («картину» создавали с помощью четырех с лишним тысяч солдат, сменявших по команде цветные щиты) и одной скупой слезы, покатившейся из глаза медведя.

А ведь этого могло и не быть! Идея с улетающим медведем чиновникам не нравилась — вариант, когда в финале Мишка заползает в берлогу прямо на стадионе казался им более подходящим и легко осуществимым. Как потом рассказывал заместитель главного режиссера-постановщика Олимпиады в Москве, полет пришлось «пробивать». Вначале партийные боссы заявляли, что медведь летать не может, потом апеллировали к тому, что он может столкнуться с самолетом. По слухам, проект спасло лишь вмешательство высокопоставленного генерала авиации, пообещавшего предоставить Мишке «воздушный коридор».

Он улетел и не обещал вернуться

Церемония закрытия Олимпиады-80. Источник: Wikimedia/RIAN archive

Махнув на прощание лапой на шарнире, Олимпийский Мишка медленно скрылся в ночном небе. Как сложилась его дальнейшая судьба – одна из самых больших загадок. Также как и то, действительно ли внутри куклы находился управлявший ей человек, или нет. Официальная версия гласит, что через несколько часов талисман Олимпиады-80 приземлился в районе Ленинских гор (сегодня – Воробьевы горы), после чего его отправили на склад. Вскоре его захотела выкупить одна из западногерманских фирм за 100 тысяч марок, но ей, разумеется, отказали.

Какое-то время на Мишку можно было полюбоваться в одном из павильонов ВДНХ, а потом его отправили на склад – то ли в подвал одного из павильонов ВДНХ, то ли помещения, принадлежавшего Олимпийскому комитету. Говорят, что там он томился около двух десятков лет, пока его не сгрызли крысы.

Но еще несколько месяцев после Олимпиады по Москве ходили самые невероятные слухи. Одни рассказывали, что Мишка банально рухнул в спальном районе столицы, перед этим сбив пивной ларек. Со временем эта история обросла подробностями: нашлись «свидетели», утверждавшие, что гигантский медведь сбил не только ларек, но и двух выпивок, отмечавших закрытие Олимпийских игр.

Самая трагическая версия путешествия Олимпийского Мишки – он, управляемый пилотом, долетел чуть ли не до Можайского водохранилища, где свалился на землю из-за сильного ветра, а пилот погиб.

Есть и совершенно невероятная версия, что управляемый человеком медведь своевольно отправился в дальнее путешествие и долетел аж до заграницы. Якобы эту историю мгновенно засекретили: в Союз и пилот, и кукла больше не вернулись, а на ВДНХ, чтобы никто ничего не узнал, выставляли дублера Мишки. В последнем утверждении есть и доля правды – потом один из специалистов НИИ резиновой промышленности, участвовавшего в создании куклы, рассказывал, что при посадке медведь получил «ранение» — его оболочка порвалась, поэтому на Выставку достижений народного хозяйства отправили дублера.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *