Власов борец

Сен 7, 2019 Спорт

Власов борец

Первые упоминания: шумеры и египтяне

Самые ранние материальные свидетельства использования людьми борцовских приемов относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Речь идет об изображении борьбы шумерского героя Гильгамеша со львом, где человек берет зверя на удушающий как настоящий профи.

В Ираке найдены таблички, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, причем древние борцы, судя по изображениям, любили ломать противникам пальцы. А найденная примерно на той же территории статуэтка воспроизводит сцену с двумя воинами, которые борются друг с другом с кувшинами на головах. Датирована она приблизительно 2600 годом до нашей эры.

Больше всего информации о самых древних борцах нам доносят египетские источники. Например, на стенах гробниц в Саккаре и в усыпальнице номарха Хнумхотепа II найдены настенные росписи, изображающие схемы борцовских приемов, как в стойке, так и в партере.

По рисункам видно, что борцы часто били друг друга руками и использовали болевые приемы. В гробнице фараона Рамзеса III есть изображения борцов разных рас, развлекающих схваткой фараона и его гостей. Судя по другим сведениям, люди более высоких каст имели право применять больше приемов, чем их менее знатные соперники.

Греция и Рим

Наивысшего расцвета в древнем мире борьба достигла в Греции, что отображено в названии классической или греко-римской борьбы, хотя ее правила далеко не так похожи на то, что делали греки и римляне во время боя.

Вообще, как таковых правил у греков не существовало, и чаще всего перед схваткой о них договаривались отдельно. Постепенно все же сложились часто используемые порядки — например, проигравшим считался борец, которого трижды бросили на землю. Самым позорным было упасть на спину, и некоторые чемпионы очень гордились тем, что их никто никогда не укладывал на лопатки.

Борцовские схватки проходили на земле, борцы были обнажены и намазаны маслом, а судья, если он присутствовал, следил за тем, чтобы противники не кусались и не выдавливали друг другу глаза — в этом случае он лупил их палкой.

Борьба была настолько популярной, что в 708 году до нашей эры ее включили в Олимпийские Игры, а такие гиганты философской мысли как Сократ и Платон активно занимались ей. Платон даже боролся в Истмийских играх.

Плутарх же считал борьбу наиболее интеллектуальным спортом, так как в ней нужно было не просто побороть противника, а перехитрить, используя ловкость и сноровку. У греков было несколько видов борьбы, в одном боролись только в стойке, в другом — также и в партере, а где-то были разрешены все виды ударов (панкратион, ставший прообразом нынешних смешанных боевых искусств).

Для обучения борьбе были созданы специальные школы — палестры, где мальчики познавали все премудрости этого искусства в играх с борцовскими элементами. В этом, как легко можно догадаться, особенно отличились спартанцы. У них была такая игра — на землю ложится человек, на него еще один, потом еще и еще. Над ними стоит водящий с палкой и лупит лежащих по спине, а играющие пытаются заползти друг под друга, чтобы спиной ближнего своего закрыться от града ударов. Кто получил больше всего — становится водящим.

Было и кое-что повеселее. В темной комнате водящий пытается поймать отбивающихся противников и, внимание, укусить! Если укушенный заорет — его сначала бьют всей толпой, а потом он сам становиться водящим.

После захвата Греции Римом, вместе с искусствами, инженерией и философией, римляне переняли и борьбу, добавив схватки борцов к гладиаторским играм. Борьба была настолько популярна, что ей занимались даже императоры, а один из них — безумный Коммод, был задушен во время борцовского поединка рабом Нарциссом по приказу заговорщиков.

Средневековье

В дальнейшем христианство запретило борьбу, как часть гладиаторских игр и языческое наследие, а церковные иерархи не раз клеймили ее в своих проповедях. Так, например, Тертуллиан в своей книге «О зрелищах» писал, что «борьба — дело дьявола», да и папы в своих буллах от 1588, 1611 и 1685 годов запрещали этот вид единоборств.

Несмотря на такое отношение со стороны церкви, борьбой увлекались не только крестьяне и горожане, но и воинское сословие, особенно когда доспехи стали слишком массивными. Пробить их мечом или копьем становилось трудной задачей, а вот бросить противника на землю и заколоть кинжалом в забрало, а может даже взять в плен и получить выкуп — милое дело.

Даже короли иногда игнорировали церковные запреты и боролись друг с другом в самом прямом смысле. Так, например, состоялась борцовская схватка между королем Франции Франциском Первым и королем Англии Генрихом Восьмым, при этом более ловкий француз смог опрокинуть полагавшегося на силу английского короля на землю.

Борьба в средневековье была настолько актуальной в подготовке воина, что ее приемы часто включали в учебники по фехтованию, а в 1511 году вышла отдельная книга, посвященная борьбе, — произведение Ганса Вурма «Борьба», а в 1539 — «Искусство борьбы. 85 приемов» Ф. Ауэрсвальда.

Новое время

С появлением огнестрельного оружия прикладное значение борьбы для солдата упало, но к ней сохранился интерес, как к зрелищу. Поэтому борцовские поединки часто проходили на ярмарках или в цирках, где атлеты поражали зрителей не только своей силой, но и ловкими, хитрыми приемами.

Тогда же впервые появляется термин «греко-римская борьба». Его использовал итальянский борец Базилио Бартолетти еще в 18 веке, чтобы подчеркнуть свое сходство с героями Древнего Рима и Греции, которые были тогда так популярны.

В 1848 году солдат наполеоновской армии по имени Эсбройе, любивший бороться на популярных ярмарках, придумал правила для придуманного им вида борьбы, и назвал это искусство «борьба без ног». Собственно, из названия понятны и правила — схватка проходила без использования подножек и захватов ниже пояса.

Так появились первые правила классической или греко-римской борьбы, долгое время имевшей еще одно название — французская борьба. Эти правила быстро завоевали популярность по всей Европе, кроме Британии. Там они не прижились, и англичане развивали свою борьбу, используя и захваты за ноги и подножки. Так родился второй популярнейший ныне вид спорта — вольная борьба.

Поединки в греко-римской борьбе в то время не лимитировались, и могли продолжаться по нескольку часов. Так, например, матч Уильяма Малдуна с Кларенсом Уистлером в Нью-Йорке длился восемь часов и закончился ничьей, а на Олимпийских Играх в 1912 году поединок между шведом Андерсом Альгреном и финном Иваром Боелингом длился девять часов, также закончившись ничьей. Обоим борцам тогда выдали серебряные медали, видимо судьи просто устали на них смотреть.

В 1896 году французская борьба была включена в программу Олимпийских Игр, что дало безумный скачок ее значению и популярности. С 1898 года проводятся чемпионаты Европы, а с 1904 года — чемпионаты мира. До 1948 года сохранялось и название — французская борьба, однако позже ее переименовали в греко-римскую.

Греко-римская борьба в MMA и в уличной драке

Как же борцы греко-римского стиля чувствуют себя в ММА? Вполне себе неплохо, правда чуть хуже, чем вольники, но и классики за счет отличной техники дают жару. Даже наш самый знаменитый классик Александр Карелин однажды участвовал в поединке по смешанным единоборствам.

Основатель ММА промоушена Rings Акира Маеда решил красиво уйти на пенсию, бросив вызов Русскому медведю, причем Карелин говорит, что его не предупредили, просто на конференции к нему подошел японец, и что-то агрессивно кричал на своем языке, брызгая слюной.

Уже потом ему пояснили, что это вызов, и Карелин согласился. Маеда бил ладонями и ногами, и пытался бороться, но за два раунда Карелин просто сделал из него котлету, ни разу не ударив.

Классиков в MMA не так много как вольников, но все же любители смешанных единоборств прекрасно помнят Дена Хендерсона, или запомнившегося скорее своим треш-током Чейла Соннена. Ну а Джон Джонс, начинавший свою спортивную карьеру как раз в классической борьбе, известен любому, кто хоть раз слышал о UFC.

Что же можно сказать о классической борьбе на улице? Борец в поединке на улице — опасный противник, особенно если его не успели уложить, пока он не подошел вплотную. А зная, что падать придется на асфальт или твердую землю — становится по-настоящему страшно.

И даже если ты толстый школьник — борьба поможет в конфликте. Да и вообще занятия борьбой дают мощнейшее развитие силы и выносливости, и даже средний борец гораздо сильнее среднего человека.

Также борьба удобна, если тебе приходится утихомиривать человека, которому не хочется разбивать лицо — например, в конфликтах с пьяным батей или друзьями. При достаточном навыке можно обездвижить тело, пока оно не придет в себя. Но стоит помнить, что борцу сложно биться против нескольких противников, что иногда может привести к трагедии, как, например, в нашумевшем случае с убийством Юрия Власко.

Борьба — самое естественное из всех единоборств. Борются дети, борются взрослые, борются короли и крестьяне, и даже коалы борются, пока вы читаете эту статью!

Греко-римская борьба

Греко-ри́мская борьба́ (классическая борьба, французская борьба, спортивная борьба греко-римского стиля) — европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе, в отличие от вольной, запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног руками. Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века.

С 1896 года греко-римская борьба входит в программу Олимпийских игр, с 1898 года проводятся чемпионаты Европы, с 1904 года — чемпионаты мира. В Международной федерации борьбы — ФИЛА (FILA; основана в 1912 году) состоит свыше 120 стран (1997).

Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века был признан российский спортсмен Александр Карелин, являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом, 9-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России.

Правила

Греко-римская борьба — это единоборство двух спортсменов. Борьба с технической стороны проводится с помощью различных приёмов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка — прижать противника спиной к ковру (туше́). Борец может также одержать победу, выиграв 1 или 2 периода, если борец, набрав преимущество в 8 баллов, побеждает, то встреча заканчивается, когда счёт остается равным, судья даёт дополнительное время, чтобы определить, кто из них активнее, и сделать выбор. Встреча проводится в 2 периода по 3 минуты с перерывом в 30 секунд. Встреча может закончиться броском в 5 баллов и победой борца. Борцы набирают определённое количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки в случае, если его соперник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). Продолжительность схватки — два периода по три минуты. Если победитель не определился, то с помощью жребия одному из борцов предоставляется возможность провести атаку, в случае удачной атаки победа присуждается атакующему, а в случае неудачной — тому, кто оборонялся. На схватку запрещено выходить со смазанным какими-либо веществами телом, что может привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступление в дискуссию с судьёй запрещено и карается зачислением проигрыша. Также борцы не имеют права разговаривать друг с другом и покидать ковёр без разрешения судьи.

Техника ведения борьбы

Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику — правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая — для защиты.

Хотя ноги и не «участвуют в схватке», их сила и быстрота играют огромную роль. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.

Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги не рекомендуется, так как это может привести к потере устойчивости.

Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля, запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги соперника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками (более 5 секунд). Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела соперника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы, которые могут подавлять соперника силой.

В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия — перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого — это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше) используется «дожим».

Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо, применяются на теле, что требует большей физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.

Гибкость и сила

Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета, при котором ковра касаются только ноги, лоб, иногда подбородок, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, рондат, стойка на руках, подъём со спины прогибом, забегания, мост. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижными играми, особенно популярно регби. Приёмы отрабатывают на манекене (или чучеле) и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются — приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), силовые упражнения на шею, работа со жгутом. Рекомендуется заниматься со жгутом возле гимнастической стенки, отрабатывать повороты бедра.

Самые титулованные борцы греко-римского стиля

Трехкратные олимпийские чемпионы:

  • Александр Карелин – 9-кратный чемпион мира
  • Михаин Лопес Нуньес – 5-кратный чемпион мира
  • Карл Вестергрен – чемпион мира

Двукратные олимпийские чемпионы:

  • Валерий Резанцев – 5-кратный чемпион мира
  • Иштван Козма – 3-кратный чемпион мира
  • Петр Киров – 3-кратный чемпион мира
  • Хамза Ерликая – 3-кратный чемпион мира
  • Армен Назарян – 3-кратный чемпион мира
  • Роман Власов – 2-кратный чемпион мира
  • Боян Радев – 2-кратный чемпион мира
  • Сим Гвон Хо – 2-кратный чемпион мира
  • Анджей Вроньский – чемпион мира
  • Александр Колчинский – чемпион мира
  • Филиберто Аскуй – чемпион мира
  • Аксель Грёнберг – чемпион мира
  • Йон Рённинген – чемпион мира
  • Оскар Фриман – чемпион мира
  • Ивар Юханссон, также олимпийский чемпион по вольной борьбе
  • Рудольф Свенссон
  • Винченцо Маэнца
  • Митхат Байрак
  • Вяйнё Коккинен
  • Клас Юханссон

Другие выдающиеся борцы:

  • Хамид Сориан – олимпийский чемпион, 6-кратный чемпион мира
  • Николай Балбошин – олимпийский чемпион, 5-кратный чемпион мира
  • Роман Руруа – олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира
  • Артур Алексанян – олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира
  • Александр Томов – 3-кратный серебряный призёр Олимпийских игр, 5-кратный чемпион мира
  • Виктор Игуменов – 5-кратный чемпион мира
  • Гоги Когуашвили – 5-кратный чемпион мира

Греко-римская борьба в искусстве

Кинематограф

1. Художественный фильм «Чемпион мира», СССР, 1954 г. — история деревенского парня, ставшего чемпионом мира. В главной роли — Алексей Ванин.

2. Художественный фильм «Борец и клоун», СССР, 1957 г. — история дружбы борца Ивана Поддубного с клоуном-дрессировщиком Анатолием Дуровым. В роли Поддубного — Станислав Чекан, в роли одного из борцов снялся Александр Мазур.

3. Художественный фильм «Воздухоплаватель», СССР, 1975 г. — биографическая драма о русском борце Иване Заикине. В главной роли — Леонард Варфоломеев.

4. Художественный фильм «На арене Лурих», СССР, 1984 г. — о событиях из жизни борца Георга Луриха. В главной роли — Тыну Луме.

5. Художественный фильм «Знай наших!», СССР, 1985 г. — в начале 20-го века казахский борец Хаджимукан Мунайтпасов выступает на большой арене. В главной роли — Алеухан Бекбулатов, в роли Рауля ле Буше (укр.)русск. — Сослан Андиев.

6. Художественный фильм «Арена неистовых», СССР, 1986 г. — историческая спортивная драма. В главной роли — Отар Мегвинетухуцеси.

7. Художественный фильм «Поддубный», Россия, 2014 г. — история жизни Ивана Поддубного. В главной роли — Михаил Пореченков.

8. Художественный фильм «До конца», Россия, 2018 г. — молодой спортсмен-борец идет к мечте своей жизни, стремится достичь вершин спортивной карьеры. В главной роли — Сероп Сергоян.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *