Usada что это за организация

Май 12, 2020 Спорт

Usada что это за организация

На фоне громких допинговых скандалов с участием российских спортсменов, развития и выхода проблемы использования допинга на новый уровень видится наиболее актуальным освещение данной проблематики уже в ММА.

Часто в заголовках мы видим фразы «USADA дисквалифицировало бойца на 2 года», «Боец был проверен USADA за год 10 раз» и тд…Так что же такое USADA? В чем функция, роль этой организации? Как происходит их сотрудничество с UFC? Чем еще полезна эта компания?

Антидопинговое агентство США является официальной организацией по борьбе с использованием допинга на территории всех Соединенных Штатов. Чтобы защитить конкуренцию и целостность спорта, USADA обеспечивает просвещение и образование в сфере своей компетенции, руководит научными инициативами, проводит тестирование и контролирует процесс всей антидопинговой политики в стране.

У Агентства есть официальный документ под названием «Game plan 2020», в котором обозначены основные его цели:

  1. А) Построение культуры чистой и здоровой конкуренции внутри спорта
  2. Б) Надежное партнерство всего антидопингового сообщества в глобальном масштабе
  3. В) Использование инновационных исследовательских технологий, стратегического и научного подхода в противодействии допингу

Первые две задачи дополнительного пояснения, очевидно, не требуют, а на третьей хотелось бы остановиться поподробнее. Антидопинговое агентство США является некоммерческой неправительственной организацией. Согласно закону Соединенных Штатов, регулирование деятельности НКО осуществляется Кодексом США. Кодекс Соединённых Штатов Америки — сводная кодификация федерального законодательства США, издаваемая Палатой представителей Конгресса. Это нормативный акт, регулирующий вопросы от безопасности, налогов и сборов до сельского хозяйства. 26-й раздел документа, включающий в себя Кодекс внутренних доходов (налоги и сборы), имеет §501 (с)(3), в который входят организации, освобожденные от уплаты федерального подоходного налога в силу специфики своей деятельности. В перечень американских НКО входят 29 видов выполняемых функций. Антидопинговое агентство относится непосредственно именно к научным организациям.

У зрителя ММА уже сложилось стойкое мнение, что USADA является своеобразным карательным органом, налево и направо раздающим бойцам дисквалификации и иные санкции. Но, учитывая приведенные в предыдущем абзаце положения, нам однозначно стоит рассмотреть ее в первую очередь как компанию, осуществляющую колоссальный вклад в науку. Ведь, что главное, в обратном случае организация потеряет статус НКО, а вместе с ним соответствующие налоговые и иные льготы, что крайне пагубно скажется на ее деятельности. Агентство является целой научной империей, осуществляющей весомый вклад во всю мировую науку и даже медицину. Это и есть основная его суть, призвание, о котором, к сожалению, в ММА сообществе говорить не принято. И что скрывать – в юридической среде также мало кто упоминает антидопинговые организации в вышеупомянутом качестве.

С 2002 года USADA проводит ежегодный симпозиум по антидопинговой науке, направленный на объединение экспертов со всего мира, включая гостей из более чем 30 стран, для информирования и формирования значимых программ исследований на будущее. В состав участников входят аккредитованные ВАДА лаборатории, антидопинговые организации, Международные федерации олимпийского движения, а также научные эксперты в области, представляющей интерес для каждого конкретного симпозиума.

Наука и научные разработки, согласно официальной позиции USADA, играют решающую роль в борьбе за чистую конкуренцию, способствуя как сдерживанию, так и выявлению употребления допинга в спорте. Чтобы признать и наградить достижения ученых, которые оказали влияние на антидопинговую деятельность, USADA в 2016 году учредило ежегодную премию доктора Ларри Д. Бауэрса за выдающиеся достижения в области антидопинговой науки. Премия присуждается ученому, внесшему наибольший вклад в развитие антидопинговой науки на протяжении всей своей карьеры. Кандидатам следует в течение длительного времени заниматься данной проблематикой, а также демонстрировать независимость расследования, новаторство и практическую направленность собственных разработок.

За несколько лет USADA выделило более 12 миллионов долларов на передовые научные исследования, направленные на понимание проблемы, а также эффективную борьбу с использованием запрещенных препаратов. USADA собрало и обработало результаты более чем 100 000 тестов в независимых аккредитованных ВАДА лабораториях. Вышеперечисленные факты позволяют сделать однозначный вывод о том, что Агентство является полноценной научной организацией мирового масштаба.

Хотя USADA не является правительственным учреждением, оно частично финансируется Управлением национальной политики контроля над наркотиками (ONDCP) США, а оставшийся бюджет формируется засчет частных контрактов на антидопинговые услуги со спортивными организациями, в том числе с UFC. Во многом именно сотрудничество с UFC позволяет USADA финансировать все научные разработки в области изучения организма человека и влияния на него допинга. UFC впервые подписал контракт с USADA в 2015 году, став первой крупной профессиональной спортивной лигой, передавшей агентству полномочия по тестированию своих бойцов. В 2018 году организации заключили новое совместное соглашение. Во время расширенного интервью на «JRE MME Show” в 2018 году Джефф Новицки, вице-президент по здоровью и производительности спортсменов UFC, объявил, что по новому контракту USADA будет принимать общее количество ежегодных тестов на допинг в количестве до 4300-4400. Это равняется 59-62% прироста по отношению к предыдущему контракту 2015 года, что является колоссальным прогрессом и позволяет Агентству наращивать свои научно-исследовательские мощности.

Немаловажно, что в целях сохранения статуса НКО и последующей возможности заниматься научной деятельностью, USADA, согласно §501 (с)(3) Кодекса США, должно вести свою деятельность добросовестно, тк взаимодействующие с Агентством лица могут подать жалобу в соответствующий налоговый орган (IRS-форму 13909), чтобы оповестить о ненадлежащей или мошеннической деятельности. Также, согласно положениям об НКО США, USADA не может основной своей целью ставить получение прибыли каким-либо частным лицом (акционером) или группой определенных лиц. Немаловажным требованием законодательства США является и обязанность любых НКО раскрывать в ежегодных отчетах налоговому органу основные источники своих доходов, однако по усмотрению самой организации эти источники могут не раскрываться общественности. В финансовых отчетах Агентства данные источники указаны скорее в виде прямой ссылки на сам процесс сотрудничества с различными спортивными ведомствами и организациями.

Подводя итог, необходимо упомянуть, что, на мой взгляд, ММА сообществу не стоит воспринимать USADA исключительно как карательно-контрольный орган, а юридическому сообществу, в свою очередь, уделить больше внимания проблеме изучения допинга в спорте. Именно поэтому в скором времени статья «UFC in Law 4. Doping» будет продолжена второй частью!

Для любых консультаций в сфере спорта или Гражданского права обращайтесь по адресу электронной почты danielbotvinnik@gmail.com

Международная федерация футбола (ФИФА) и Всемирное антидопинговое агентство (WADA) заинтересовались допинг-пробами российских футболистов, взятыми во время чемпионата мира – 2014 в Бразилии. «Газета.Ru» вспоминает наиболее резонансные случаи применения запрещенных веществ в футболе и делает вывод, что команды, чьи цвета представляли дисквалифицированные игроки, никогда не подвергались наказанию.

Кого и как проверяют

Несмотря на то что футбол — командная игра, каждый из игроков перед антидопинговыми законами отвечает в одиночку: в конце концов, и запрещенные препараты он может принять втайне от врачей клуба или сборной, в которую он приглашается.

На футболиста распространяются все те же правила, что и на спортсменов в других — и личных, и командных — видах: он может подвергнуться проверке в любое время.

Это может быть контроль внутри клуба или сборной, когда тесты организуются штатными врачами: нельзя же представить себе, что многомиллионные контракты подписываются «с завязанными глазами» в этом отношении.

Национальные и международные антидопинговые структуры проводят проверки как плановые — после сыгранных матчей, жребием определяя «цель», так и внезапные — когда специалисты могут нагрянуть на тренировку команды или даже домой к футболисту. Ни в первом, ни во втором случае, конечно, игроку не известно о том, что его должны проверять. По крайней мене, так гласят правила, но живем-то мы в эпоху «утечек» и «сливов»…

Допинг-контроль для футболистов подразумевает взятие проб мочи, крови, а также проверку на употребление эритропоэтина (ЭПО) и гормонов роста.

Данные всех проверок фиксируются и вместе составляют «паспорт спортсмена», по которому можно отслеживать аномальные отклонения от годами установленной нормы для каждого конкретного человека.

Конечно, этот инструмент предоставляет косвенные доказательства использования спортсменом запрещенных препаратов, отклонение просто сигнализирует: «Тут что-то было!» Но изменения конкретных параметров указывают, какие именно проверки нужно проводить в данном случае, чтобы вывести подозреваемого в нечестной борьбе на чистую воду.

В конце концов, если в данный конкретный момент проверка по таким подозрениям не дала конкретного результата, еще не факт, что она не будет положительной в будущем: как и в других видах спорта, в футболе взятые пробы хранятся до десяти лет и могут быть повторно проверены с совершенствованием новых методов их изучения.

Масштаб работы в области антидопинга весьма внушительный.

Например, только УЕФА в сезоне-2015/16 провел около 5 тыс. проверок: 2242 в национальных сборных на Евро-2016 и 2542 — в прочих турнирах. За проведение этих процедур отвечают собственные офицеры УЕФА по допинг-контролю. В эту группу входят 55 врачей из 27 государств.

Кого и как уличали

История профессионального футбола знает несравнимо меньше допинг-скандалов, нежели многие другие, в основном индивидуальные виды спорта. Употребление запрещенных веществ никогда не являлось здесь проблемой серьезного масштаба, однако совсем без этого, конечно же, не обошлось. В основном игроки попадались на легких (и не очень) наркотиках.

Великий и ужасный Диего Марадона — не только один из двух-трех лучших исполнителей в истории игры, но и самый известный футболист, получивший дисквалификацию за нарушение антидопинговых правил. В 1991 году аргентинца на 15 месяцев отстранили от выступлений после обнаружения в анализах следов кокаина. Сам Диего Армандо оправдывал случившееся так: он, мол, принимал наркотик не как допинг, а в качестве успокоительного средства для снятия депрессии.

В 1994-м Марадону вновь дисквалифицировали: теперь из-за применения психоактивного ядовитого алкалоида эфедрина, который по психостимулирующему действию близок к амфетамину.

В 1997 году 37-летний заметно погрузневший форвард попытался вернуться в большой футбол, однако вновь провалил тест на кокаин, доказав, что ничему его жизнь так и не научила…

Естественно, клубы аргентинца той поры, равно как и национальная сборная, не понесли ввиду положительных допинг-проб своего игрока никаких санкций. ЧП рассматривалось в правовом поле исключительно как частный случай конкретного спортсмена.

Годы спустя историю Марадоны повторил Адриан Муту. Неплохой в общем-то нападающий с юности имел проблемы с дисциплиной, но в 2004 году ему представился невероятный шанс закрепиться в лондонском «Челси», который под руководством Жозе Моуринью предпринимал тогда первые шаги по установлению гегемонии в английском футболе.

Румын подарком судьбы не воспользовался. Испортив отношения с португальским специалистом, он подсел на кокаин и в сентябре сдал положительную допинг-пробу.

Месяц спустя Муту был уволен из «Челси» и подвергся беспрецедентному по тем временам наказанию со стороны Футбольной ассоциации Англии: семимесячной дисквалификации и штрафу в £20 тыс.

Кроме того, ФИФА обязала провинившегося выплатить клубу астрономические £9,6 млн: после подачи им апелляции и последовавшей судебной волокиты сумма компенсации в пользу «Челси» выросла до £14,3 млн. Разумеется, лондонская команда была признана в этом деле потерпевшей, а не соучастницей преступления.

Среди европейских звезд первой величины, попадавшихся на употреблении «классического» допинга, — голландцы Эдгар Давидс и Яп Стам. В начале 2000-х годов они, защищая цвета итальянских «Ювентуса» и «Лацио» соответственно, отбывали непродолжительные дисквалификации (в несколько месяцев) за применение анаболического стероида нандролона.

В России по части допинга вне конкуренции «бромантановый скандал», вспыхнувший в московском «Спартаке» в 2003 году.

Единственной известной жертвой процесса оказался тогдашний капитан красно-белых Егор Титов. Взятая после первого стыкового матча к Евро-2004 между сборными России и Уэльса в Москве проба дала положительный результат на бромантан.

По слухам, активно муссировавшимся в СМИ, применение указанного психостимулятора в столичном клубе было поставлено на поток. Провалом допинг-тестов на бромантан, в частности, объясняли внезапный отъезд из молодежной сборной страны группы игроков «Спартака».

Известно, что в Уэльсе раздавались робкие голоса добиться отмены результата игры (0:0) и присуждения России технического поражения со счетом 0:3. Однако до конкретных действий так и не дошло. В ответной встрече подопечные Георгия Ярцева без отстраненного Титова достигли выездной победы (1:0) и завоевали путевку в Португалию.

В 2006 году восьмимесячную дисквалификацию схлопотал Александр Тихоновецкий из «Луча-Энергии», попавшийся на курении марихуаны. Клуб из Владивостока и не подумал разрывать контракт со своим нападающим, а сам он на долгие годы превратился в героя футбольных шуток и различных мемов. Собственно, история с травкой принесла Тихоновецкому больше популярности, чем все его подвиги на поле вместе взятые. Сегодня Александр входит в тренерский штаб «Луча».

Наконец, самый свежий пример имел место лишь прошлой осенью. Ведущий хавбек московского ЦСКА и сборной Финляндии Роман Еременко получил неожиданно сверхжесткую дисквалификацию за кокаин — целых два года.

Доподлинно неизвестно, решил ли УЕФА таким способом превратить разбирательство в показательный процесс, или же просто Еременко пришелся не по нраву тамошним функционерам.

При этом ни к армейскому клубу, ни к национальной команде Финляндии УЕФА никаких претензий не предъявил.

«Очередной наезд на Россию»

В понедельник в СМИ появилась информация о том, что 23 российских футболиста, входившие в заявку национальной сборной страны на чемпионате мира – 2014 в Бразилии, попали в список независимого эксперта Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена. Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) отправило в ФИФА по соответствующему запросу информацию о допинг-пробах «нескольких известных игроков».

Как уже рассказывала «Газета.Ru», комиссия WADA потребовала данные о тестах Александра Кокорина, Игоря Акинфеева, Юрия Жиркова, Дениса Глушакова и Игоря Денисова.

Также есть сведения, что в докладе Макларена фигурирует экс-капитан сборной России Роман Широков, уже завершивший карьеру. Впрочем, сам спортсмен, как и его агент Арсен Минасов, ранее категорически опроверг факт употребления допинга.

Широков пропустил ЧМ-2014 из-за травмы. Помимо вышеназванных футболистов в обойму команды Фабио Капелло на турнире входили вратари Юрий Лодыгин и Сергей Рыжиков, защитники Василий Березуцкий, Сергей Игнашевич (оба уже не выступают за сборную по личным соображениям), Георгий Щенников, Владимир Гранат, Алексей Козлов, Андрей Ещенко, Дмитрий Комбаров, Алексей Семенов, полузащитники Алан Дзагоев, Виктор Файзулин, Олег Шатов, Александр Самедов, нападающие Алексей Ионов, Максим Канунников, Александр Кержаков.

Кроме Широкова, все остальные продолжают трудовую деятельность в своих клубах Российской футбольной премьер-лиги и Футбольной национальной лиги.

На вопрос о возможном употреблением российскими футболистами допинга и возможном наказании в случае подтверждения этих фактов «Газета.Ru» попросила ответить знаменитого спортивного доктора Юрия Василькова, в разные годы трудившегося в московских «Спартаке», «Динамо» и сборной страны. По мнению медицинского работника, интерес ФИФА к игрокам не имеет под собой серьезной почвы.

«Совершенно очевидно, что здесь мы имеем дело с ситуацией, когда нет ни дыма, ни огня, — отметил, Васильков. — Проще говоря, это очередной наезд на Россию, ничем не подкрепленный и не обоснованный. Единственная задача таких вбросов — создать звон там, где не звенит. Я прекрасно знаю, насколько щепетильно и трепетно относятся к этой теме как врачи сборной России, так и ее игроки. Так было в мое время. Так, я уверен, остается и сейчас. И зная это, кто-то очень хочет надавить нам на болевые точки. Не имея ни малейших доказательств и не приводя никаких серьезных аргументов.

Поймите, в современном футболе все очень просто.

Если спортсмен действительно пойман на допинге, неизбежно наступает наказание. Свежайший пример тому — Роман Еременко. А то, с чем мы имеем дело сейчас, обыкновенный навет.

Работая в сборной, я отлично помню, сколь скрупулезно относился медицинский штаб к своим обязанностям. Убежден, что высочайший уровень стандартов в этом отношении сохранился и сейчас.

Полностью соглашусь. Простому обывателю вся эта истерия уже надоела как русская редька. Всем ведь очевидно, что за Россию взялись с лихвой. Обвинения не должны быть голословными. Когда нас постоянно хотят загнать в угол — такого просто не может быть. Мы всегда исправно выполняли все директивы ФИФА и УЕФА, а потому от нас нужно просто отстать. Конечно, единичные случаи употребления допинга в нашем футболе отрицать бессмысленно, но такие случаи происходят по всему миру. Футбол в этом плане вообще очень «чистый» вид спорта — на тысячу игроков бывает один-два случая».

По мнению президента Московской федерации футбола Сергея Анохина, проведению ЧМ-2018 в России по-прежнему ничто не угрожает. В разговоре с «Газетой.Ru» чиновник выразил уверенность в том, что Европа «устала от истерики» по поводу звучащих в адрес нашей страны обвинений в махинациях с допингом.

«Думаю, выражу общую позицию, если скажу, что этот Макларен всем уже надоел, — подчеркнул Анохин. — По-моему, все эти его инсинуации в адрес нашей страны уже никто не воспринимает всерьез. Не знаю, что он там в очередной раз понапридумывал в этом своем закрытом докладе, но воспринимать это серьезно — просто кощунство. У нас все хорошо. Тем более в футболе. Наши команды всех возрастов — от главной до юношеской — планомерно готовятся к выступлению на больших турнирах. А ребята 2000-го года рождения и вовсе скоро поедут играть на элитном уровне.

Очевидно, что адекватная европейская пресса сама давно уже устала от всей этой истерики и прекрасно все понимает. Продолжать мусолить эту тему — значит делать в очередной раз Макларену ненужный пиар.

Cогласен, за имиджем нашего футбола сейчас нужно следить особенно тщательно. Мы не можем не реагировать совсем, но в данном случае полемика неуместна. Сейчас всем нам хочется говорить не о придуманных скандалах, а о чисто футбольном аспекте подготовки к мундиалю. О наших успехах и неудачах. Давайте говорить только о футболе!»

Другие новости и материалы можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».

СПОРТИВНОЕ ПРАВО

Н. А. Овчинникова*, В. В. Каткова**

Особенности правового статуса профессиональных спортивных лиг1

Аннотация. Данная статья посвящена анализу нововведений законодательства РФ в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта. Авторами детально рассмотрены вопросы правового статуса профессиональных спортивных лиг как одного из основных субъектов профессионального спорта, в том числе профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные клубы, а также порядок их взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями, в том числе в части заключения договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России. Особое внимание в статье уделяется проблемам заключения соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий организаторами азартных игр в букмекерской конторе с субъектами профессионального спорта, а именно с общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия.

Ключевые слова: субъекты профессионального спорта, профессиональные спортивные лиги, профессиональные спортивные соревнования, профессиональные спортивные клубы, международные спортивные соревнования, общероссийская спортивная федерация, договор о делегировании, организаторы азартных игр, символика спортивных мероприятий, наименование спортивных мероприятий, целевые отчисления.

1 Статья подготовлена в рамках XI международной научно-практической конференции «Правовое регулирование экономики в спорте» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

© Овчинникова Н. А., Каткова В. В., 2018

* Овчинникова Наталья Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры спортивного права Института современного прикладного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), начальник Юридического управления Общероссийской общественной организации «Федерация хоккея России» onalaw@gmail.com

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Каткова Виктория Владимировна, магистр юриспруденции, начальник отдела корпоративного обеспечения юридического управления Общероссийской общественной организации «Федерация хоккея России»

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

001: 10.17803/1994-1471.2018.91.6.109-117

В настоящее время активное развитие спортивной индустрии, а также тенденция коммерциализации профессионального спорта сопровождается рядом актуальных проблем, связанных с отсутствием необходимого законодательного регулирования сферы физической культуры и спорта. На протяжении долгих лет в юридической литературе отмечалась необходимость совершенствования законодательства РФ в части профессионального спорта, в том числе определения правового статуса его участников. Кроме того, на заседании Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта от 02.07.2015 Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил необходимость законодательного закрепления правового статуса субъектов профессионального спорта, включая профессиональные клубы и лиги, определения порядка их создания, сотрудничества и финансовые взаимоотношения как с общероссийскими федерациями, так и с государством, в том числе по вопросам проведения чемпионатов России2.

Важным шагом в развитии профессионального спорта и регулировании деятельности его участников стал вступивший в силу Федеральный закон от 22.11.2016 № 396-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта»3 (далее — Федеральный закон). В соответствии с Федеральным законом основными субъектами профессионального спорта являются общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, спортивные судьи, спортивные агенты, спортсмены и тренеры, участвующие в профессиональных спортивных соревнованиях. Заслуживают внимания и нововведения российского законодательства, вступившие в силу

01.04.2017 посредством принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта»4. В соответствии с указанным законом организатор азартных игр в букмекерской конторе, заключающий пари на спортивные мероприятия, обязан заключать соглашения об использовании символики, наименований спортивных мероприятий с субъектами профессионального спорта, а именно общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки, и на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр, направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта. Предметом исследования, проводимого в настоящей статье, является определение правового статуса такого значимого субъекта профессионального спорта, как профессиональные спортивные лиги, а также особенности их взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями и организаторами азартных игр в букмекерской конторе согласно новеллам российского законодательства в сфере физической культуры и спорта.

Профессиональной спортивной лигой признается юридическое лицо, которое создается в предусмотренных законодательством РФ организационно-правовых формах, основными целями деятельности которого являются организация и (или) проведение профессиональных спортивных соревнований в порядке и случаях, установленных Федеральным законом. Под профессиональными спортивными соревнованиями понимаются спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие

2 URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/49615 (дата обращения: 04.12.2017).

3 СЗ РФ. 2016. № 48 (ч. I). Ст. 6736.

4 СЗ РФ. 2017. № 14. Ст. 2003.

в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников.

В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований. Стоит отметить, что если в ранее действовавшем законодательстве предусматривалось создание лиг только в форме некоммерческих организаций, то легальное определение профессиональной спортивной лиги позволяет создавать ее в любой организационно-правовой форме, что предоставляет лиге больше финансовых возможностей для реализации ее коммерческого потенциала.

Определяя основной целью деятельности профессиональной спортивной лиги организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, Федеральный закон при этом предусматривает право лиги проводить всероссийские профессиональные спортивные соревнования только с согласия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта, выражаемое посредством принятия постоянно действующим коллегиальным органом спортивной федерации решения о делегировании профессиональной спортивной лиге прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России и заключения между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России (далее — договор о делегировании).

К основным правам профессиональных спортивных лиг по организации и проведению профессиональных спортивных соревнований относятся: осуществление подготовки контролеров-распорядителей, ведение учета данных о спортсменах и выдача документов, удостоверяющих принадлежность спортсменов к про-

фессиональным спортивным клубам, в порядке, определяемом Министерством спорта РФ, с учетом требований законодательства РФ в области персональных данных, а также иные права, делегированные лиге общероссийской спортивной федерацией. К числу основных обязанностей профессиональных спортивных лиг относятся:

— размещение на официальных сайтах правил по соответствующему виду спорта, положений и регламентов организуемых или проводимых ею соревнований, результатов таких соревнований, сведений об их участниках, а также сведений об органах управления профессиональной спортивной лиги;

— участие в деятельности по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним, противодействию проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

— принятие мер по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним в соответствии с требованиями Закона о спорте;

— содействие в организации спортивных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации по запросу общероссийских спортивных федераций, в том числе определение обязанностей и ответственности в отношении субъектов профессионального спорта.

Федеральный закон детально регламентирует порядок заключения, продления и расторжения договора о делегировании, а также устанавливает перечень прав, делегирование которых невозможно. Так, данный договор не может предусматривать делегирование прав на утверждение и изменение положения (регламента) соревнования, определение условий допуска профессиональных спортивных клубов к участию в нем, определение состава участников (профессиональных спортивных клубов), определение порядка определения победителей и лучших участников, организацию спортивного судейства и др. Исключение данных прав из числа прав, делегируемых профессиональной спортивной лиге на проведение всероссийских

соревнований, представляется целесообразным в связи с тем, что они принадлежат в исключительном порядке основным организаторам всероссийских соревнований по соответствующим видам спорта — общероссийским спортивным федерациям5.

Нововведения коснулись и срока действия договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России: срок договора увеличивается с трех до четырех лет и должен содержать положение об автоматической пролонгации на такой же срок при условии отсутствия существенных нарушений со стороны как лиг, так и общероссийских спортивных федераций.

Иной порядок предусмотрен для договора о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России профессиональной спортивной лиге, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. Стоит отметить, что впервые законодательно установлено создание в профессиональном спорте профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. В настоящее время такими лигами являются Континентальная хоккейная лига и Единая баскетбольная лига. Создание такой профессиональной спортивной лиги исключает создание иных профессиональных спортивных лиг в соответствующем виде спорта, по которому проводятся международные профессиональные спортивные соревнования, за исключением создания действующей профессиональной спортивной лигой отдельных

профессиональных спортивных лиг (в том числе женской, молодежной) при наличии заключенного с общероссийской спортивной федерацией договора о делегировании прав на проведение ими официальных спортивных соревнований. Основным правомочием профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, является организация международных профессиональных спортивных соревнований, включаемых в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. При этом реализация данного права осуществима только при соблюдении следующих условий:

— наличие согласия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта;

— наличие согласия международной спортивной федерации, членом которой является соответствующая общероссийская спортивная федерация, или при условии получения от соответствующих иностранных спортивных федераций стран, к которым относятся соответствующие иностранные профессиональные спортивные клубы, согласия на участие этих клубов в указанных соревнованиях. Общероссийская спортивная федерация может признавать участие российских профессиональных спортивных клубов в таких международных спортивных соревнованиях участием в соответствующих чемпионатах, первенствах и кубках России, а спортивные результаты, достигнутые этими клубами, использовать при

5 В свою очередь, под проведением спортивных мероприятий в науке понимается «система создаваемых организатором данного мероприятия (или лицом, уполномоченным организатором на проведение соревнования от его имени и по его поручению) правовых, экономических и организационных мер, направленных на эффективную, точную и полную реализацию утвержденного регламента (положения) соревнования и обеспечение условий его проведения с учетом соблюдения прав и интересов участников, организаторов, зрителей и иных лиц, в том числе представляющая собой заключение необходимых для обеспечения нормального хода соревнования сделок и обеспечение их исполнения (сбор финансовых средств, аренда спортивных сооружений, оплата и организация проезда, питания, проживания участников, изготовление символики соревнования, распространение билетов, учет участников, аккредитация СМИ и другие аналогичные действия), а также осуществление действий, направленных на текущую работу с участниками по их взаимодействию друг с другом и с организатором соревнования» (Спортивное право России : учебник для магистров / под ред. Д. И. Рогачева. М. : Проспект, 2016. С. 233).

наделении их статусом чемпионов России, победителей первенств России и обладателей кубков России в соответствии с договором о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России.

В данном случае, как уже отмечалось, договор о делегировании прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, обладает своей спецификой. Она обусловлена передачей при заключении договора прав, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте), при условии получения от профессиональной спортивной лиги вознаграждения за передачу этих прав, размер и порядок оплаты которого определяется исходя из положений договора о делегировании.

Кроме того, профессиональная спортивная лига, объединяющая как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, обладает совокупностью самостоятельных прав при проведении международных профессиональных спортивных соревнований, а именно:

— разработка и утверждение с соблюдением требований соответствующей международной спортивной федерации и с учетом мнения общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта положений (регламентов) таких соревнований, а также иных норм;

— осуществление в случаях, установленных Законом о спорте, подготовки контролеров-распорядителей;

— осуществление совместно с общероссийской спортивной федерацией аккредитации спортивных агентов, осуществляющих свою деятельность в связи с соревнованиями, организуемыми профессиональной спортивной лигой;

— разработка и утверждение порядка аттестации тренеров профессиональных спортивных клубов, участвующих в соревнованиях, организуемых такой лигой, при условии со-

гласования с общероссийской спортивной федерацией.

Профессиональная спортивная лига — организатор международных профессиональных спортивных соревнований может осуществлять иные права в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К числу основных обязанностей профессиональной спортивной лиги, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, относятся:

— утверждение календарных планов проведения проводимых соревнований в соответствии с календарными планами спортивных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта;

— согласование с общероссийской спортивной федерацией условий допуска российских профессиональных спортивных клубов к международным профессиональным спортивным соревнованиям в части осуществления этими клубами мер по развитию детско-юношеского спорта.

Таким образом, анализируя правовой статус профессиональных спортивных лиг, в том числе объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы, можно отметить, что они обладают широким кругом полномочий по организации международных профессиональных спортивных соревнований. При этом часть данных полномочий подлежит реализации только при условии их согласования со стороны общероссийской спортивной федерации, что представляется целесообразным. Основной целью деятельности общероссийской спортивной федерации является развитие соответствующего вида спорта на территории РФ, его пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд Российской Федерации. Цели и задачи деятельности профессиональных лиг должны соответствовать общей концепции развития вида спорта на территории РФ. В частности нормы, ими разрабатываемые и утверждаемые, должны быть взаимосогласованными с нормами общероссийских спортивных федераций,

особенно в части применяемых правил вида спорта, положений (регламентов) соревнований, подготовки судей и их аттестации, подготовки тренеров и их аттестации, ведения системы данных о спортсменах, подготовки контролеров-распорядителей, норм по аккредитации спортивных агентов, порядка антидопингового и медицинского обеспечения соревнований, порядка разрешения споров.

Федеральный закон внес и иные коррективы в порядок взаимодействия профессиональных спортивных лиг и общероссийских спортивных федераций, в том числе по вопросу обеспечения представительства в данных субъектах профессионального спорта. В состав постоянно действующего коллегиального руководящего органа профессиональной спортивной лиги, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные клубы, должен входить представитель соответствующей общероссийской спортивной федерации, а в составе постоянно действующего коллегиального руководящего органа общероссийской спортивной федерации в случае создания в развиваемом ею виде спорта такой профессиональной спортивной лиги должен быть один ее представитель. На наш взгляд, реализация данных норм усилит взаимодействие и сотрудничество данных субъектов профессионального спорта, позволит им принимать совместные согласованные решения по вопросам организации и проведения официальных спортивных соревнований, развития соответствующего вида спорта в целом.

Немаловажными в вопросах взаимодействия между общероссийской спортивной федерацией и профессиональной спортивной лигой стали также положения, устанавливающие порядок урегулирования спора между ними в отношении заключаемого договора о делегировании (в том числе о его заключении, исполнении, изменении, прекращении,продления срока его действия), а также по вопросам совместного ведения. Спор подлежит разрешению в третейском суде в соответствии с законодатель-

ством РФ об арбитраже (третейском разбирательстве) с особенностями, установленными Законом о спорте, либо в ином порядке, установленном сторонами. Вместе с тем в случае возникновения спора о размере вознаграждения по договору о делегировании на период до разрешения спора в порядке и случаях, которые установлены Законом о спорте, размер каждого вознаграждения считается равным размеру, установленному сторонами в ранее заключенном договоре о делегировании, прекратившем свое действие.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы заключения соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий между организатором азартных игр в букмекерской конторе и субъектами профессионального спорта. Порядок заключения таких соглашений, обязательные условия, включающие порядок направления соответствующих целевых отчислений, примерная форма таких соглашений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение использования допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта6. Средства, полученные организаторами спортивных мероприятий, в виде целевых отчислений от азартных игр, направляются на развитие детско-юношеского спорта — в размере 20 % от общего объема отчислений, на развитие профессионального спорта — 80 %7.

Таким образом, с принятием данных поправок в законодательство РФ императивным условием как для профессиональных спортивных лиг, общероссийских спортивных федераций, так и для организаторов азартных игр в букмекерских конторах, заключавших пари на спортивные мероприятия, стало заключение

6 Федеральный закон от 28.03.2017 № 44-ФЗ.

7 Порядок распределения указанных средств устанавливается общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой.

соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий.

Министерство спорта РФ во исполнение положений вступившего с силу Федерального закона утвердило Порядок распределения средств, полученных организаторами спортивных мероприятий в виде целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта, Порядок заключения соглашений об использовании символики, наименований спортивных мероприятий между организатором азартных игр в букмекерской конторе и общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, организующими спортивные мероприятия, в отношении которых он принимает ставки (далее — Соглашения) и обязательных условий таких Соглашений, а также примерную форму Соглашений (приказы Минспорта России от 30.03.2017 № 300, 299, 284, соответственно).

Стоит признать, что применение принятых в законодательстве нововведений окажет значимое влияние на развитие профессионального и детско-юношеского спорта, в первую очередь в части финансирования их субъектов, а также усилит рекламную составляющую деятельности букмекеров. Вместе с тем принятие указанных нормативных правовых актов вызвало многочисленные вопросы, оставшиеся без внимания.

В частности, в предмете разработанной Министерством спорта РФ форме Соглашения предусмотрено, что организатор азартных игр уплачивает субъекту профессионального спорта вознаграждение за использование символики, наименования спортивных мероприятий от соответствующих азартных игр (имущественных прав). Вместе с тем установленная обязанность организатора азартных игр уплачивать суммы целевых отчислений предполагает наделение субъектов профессионального спорта, независимо от их организационно-правовой формы, средствами целевого финансирования. В этой связи целесообразно было бы определить предмет Соглашения как реализацию обязательств организатора азартных игр по выплате целе-

8 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

вых отчислений субъектам профессионального спорта для финансирования мероприятий по развитию профессионального и детско-юношеского спорта.

Стоит отметить, что для исключения двойного толкования, а также возможных налоговых последствий для субъектов профессионального спорта на законодательном уровне была проведена дополнительная работа. 27.11.2017 принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», инициатором которого выступил депутат Государственной Думы, президент Общероссийской общественной организации «Федерация хоккея России» В. А. Третьяк. Согласно нововведениям, средства, получаемые субъектами профессионального спорта на основании заключенных соглашений с организаторами азартных игр, не будут учитываться при определении налоговой базы. В этой связи с 01.01.2018 субъекты профессионального спорта, а именно общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги, освобождаются от уплаты налога на прибыль с поступивших от организаторов азартных игр целевых отчислений на финансирование профессионального и детско-юношеского спорта.

Также следует отметить, что в случае делегирования общероссийской спортивной федерацией профессиональной спортивной лиге прав на проведение чемпионатов, первенств и кубков России исключительные права на использование символики и наименования таких мероприятий, согласно Закону о спорте, принадлежат их организаторам — общероссийским спортивным федерациям. В данном случае представляется целесообразным заключение трехстороннего соглашения между организатором азартных игр, профессиональной спортивной лигой и общероссийской спортивной федерацией.

Кроме того, в соответствии с действующим Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»8 допускается распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осу-

ществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) при соблюдении условий, закрепленных в указанном Законе.

Между тем распространение рекламы организаторами азартных игр способами, перечисленными в Федеральном законе «О рекламе» может повлечь за собой серьезные проблемы, в том числе и для субъектов профессионального спорта (профессиональных спортивных лиг, общероссийских спортивных федераций) при проведении крупных международных соревнований в государствах, в которых деятельность букмекерских контор запрещена или ограничена. Так, например, в Финляндии действует контролируемая государством монополия на все формы азартных игр. Законодательство Финляндии запрещает иностранным игровым провайдерам рекламировать свою продукцию через финские публикации и трансляции. Подобные действия признаются уголовным преступлением, за совершение которого налагаются санкции в виде штрафов либо тюремное заключение до двух лет для СМИ и игровых компаний9. В Швейцарии в отношении онлайн-ставок на спорт также действуют ограничения: законными признаются только онлайн-ставки, предлагаемые кантонскими лотереями. Ставки на спорт по-прежнему запрещены в соответствии с Федеральным законом о лотереях и коммерческих торгах 1923 г. Есть только две законные формы заключения пари на спортивных соревнованиях, предлагаемых единственным законным лотерейным провайдером в Швейцарии10. Учитывая изложенное, предлагается внести в принятые законодательные акты поправку, согласно ко-

торой в случае проведения спортивных соревнований на территории других государств распространение рекламы организаторов азартных игр должно осуществляться с соблюдением требований национального законодательства данных стран.

Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что важным шагом в развитии законодательства РФ в сфере физической культуры и спорта стало принятие Федерального закона от 22.11.2016 № 396-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта». Нововведения напрямую затронули деятельность профессиональных спортивных лиг как одного из основных субъектов профессионального спорта, порядок их взаимодействия с общероссийскими спортивными федерациями, а также создание и порядок деятельности профессиональных спортивных лиг, объединяющих как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. Немаловажным нововведением в сфере физической культуры и спорта стал и вступивший в силу 01.04.2017 Федеральный закон от 28.03.2017 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта». Однако с учетом вопросов, возникающих в связи с применением норм данного Закона, представляется необходимым его дальнейшая доработка с учетом той правовой действительности, которая будет складываться в ходе его реализации. Важной задачей на данном этапе становится мониторинг эффективности норм данного Закона и их адаптация к существующим правовым реалиям.

9 Casino City // URL: http://www.casinocity.com/finland/online-gaming/ (дата обращения: 04.12.2017).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Спортивное право России : учебник для магистров / под ред. Д. И. Рогачева. — М. : Проспект, 2016.

Материал поступил в редакцию 4 декабря 2017 г.

PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF PROFESSIONAL SPORTS LEAGUES

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *