Спорт 6

Май 28, 2020 Спорт

Спорт 6

Январь

2-5. Хоккей с шайбой. Молодежный (до 20 лет) чемпионат мира. Плей-офф. Чехия

Команда Валерия Брагина нацелена на самый высокий результат. В прошлом году наша молодежь завоевала в Канаде «бронзу», хозяева и родоначальники хоккея провалились в четвертьфинале, а их обидчики финны отчасти сенсационно взяли титул. Россия не была чемпионом с 2011 года, так что уже пора!

20-26. Фигурное катание. Чемпионат Европы. Грац (Австрия)

Все внимание по традиции последних лет будет приковано к выступлениям одиночниц.

Состав сборной России на континентальное первенство определится по итогам национального чемпионата в конце декабря в Красноярске.

Здесь конкуренция у девушек на три места в команде огромная. Юные примы, первый сезон катающиеся на взрослом уровне Александра Трусова, Алена Косторная, Анна Щербакова, с одной стороны, и уже завоевавшие звания чемпионок мира Евгения Медведева и Елизавета Туктамышева — с другой.

Может быть, в этот спор вклинится и действующая обладательница континентального «золота» Софья Самодурова.

Февраль

13-23. Биатлон. Чемпионат мира. Антерсельва (Италия)

В прошлом году на ЧМ в шведском Эстерсунде россияне выиграли два «серебра» и одну «бронзу», что в итоге дало лишь седьмое место в медальном зачете. Результаты нынешнего сезона позволяют надеяться, что сейчас в Италии, где будет разыграно 12 комплектов наград, для нашей сборной турнир сложится получше.

16-22. Фигурное катание. Чемпионат мира. Монреаль (Канада)

Состав сборной страны будет зависеть от результатов январского первенства Европы. На ЧМ в Монреале у нас максимальная квота представительства (по 3) во всех видах программы, кроме мужского одиночного катания (2).

Март-апрель

29 марта — 5 апреля. Хоккей с мячом. Чемпионат мира. Иркутск

Май

8-24. Хоккей с шайбой. Чемпионат мира. Швейцария

Команда Алексея Кудашова, работающего со сборной в качестве главного тренера первый сезон, начнет турнир в Цюрихе, где в группе «В» встретится со Швейцарией, Норвегией, США, Италией, Казахстаном, чемпионом мира-2019 Финляндией и Латвией.

В Лозанне в восьмерке «А» выступят Канада, Швеция, Чехия, Германия, Словакия, Дания, Белоруссия и Великобритания. В плей-офф выйдут по четыре лучшие сборные.

Год назад в Словакии с рулевым Ильей Воробьевым россияне стали третьими, но этот результат был расценен как неудача для абсолютно звездного состава, где преобладали игроки, задающие тон в НХЛ.

30. Футбол. Финал Лиги чемпионов. Стамбул (Турция)

Июнь-июль

12 июня — 12 июля. Футбол. Евро-2020

Евро-2020 организован в принципиально новом формате — матчи турнира пройдут на территории сразу 12 стран, в том числе и в нашей стране. В самый разгар белых ночей в городе на Неве в группе «В» сыграют: 13 июня. Россия — Бельгия; 17 июня. Россия — Финляндия; 22 июня. Финляндия — Бельгия. Единственную гостевую встречу на этом этапе подопечные Станислава Черчесова проведут 18 июня с датчанами в Копенгагене. В остальных пяти квартетах предварительного этапа соперники сразятся в Баку (Азербайджан), Риме (Италия), Бухаресте (Румыния), Амстердаме (Голландия), Лондоне (Англия), Глазго (Шотландия), Дублине (Ирландия), Бильбао (Испания), Будапеште (Венгрия) и Мюнхене (Германия). В Питере на 3 июля запланирован один из четвертьфинальных матчей. Финал состоится в Лондоне на легендарном стадионе «Уэмбли».

Июль-август

24 июля — 9 августа. Летние Олимпийские игры. Токио (Япония)

Токио уже принимал летнюю Олимпиаду в 1964 году. На этот раз будет разыграно 339 комплектов наград — рекордное за всю историю число. Новые виды спорта в программе Игр — карате, серфинг, скалолазание, скейтбординг, вернули себе олимпийский статус бейсбол и его женский аналог софтбол. Новые дисциплины — баскетбол 3х3, где Россия уже точно выступит мужской и женской сборными, фристайл в BMX (разновидность велосипеда), мэдисон в велотреке (командная гонка на выносливость), смешанные соревнования в ряде видов спорта.

Непосредственно старты Олимпиады начнутся за два дня до торжественного открытия — 22 и 23 июля пройдут первые матчи турниров по футболу и софтболу.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 20 (235).

Филология. Искусствоведение. Вып. 56. С. 59-62.

Е. А. Войтик

СПОРТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ПОНЯТИЕ И ЕЕ РОЛЬ В МА СС-МЕДИА

В статье исследуется понятие ‘спортивная информация’ с точки зрения журналистики. Раскрытие термина ‘спортивная информация ’ в первую очередь базируется на понимании термина ‘информация’ и его значения в системе СМИ., а также на изучении взаимоотношений спорта и масс-медиа в рамках массовых спортивных коммуникаций. На основании анализа и обобщений автор предлагает свое определение термина ‘спортивная информация ‘.

Ключевые слова: спорт, информация, спортивные массовые коммуникации, спортивная информация, информационное взаимодействие, журналистика, информациология.

Стремительное развитие в последнее десятилетие информационных и коммуникационных технологий привело к существенным преобразованиям функциональных моделей, структуры масс-медиа, характера их взаимодействия с различными сферами общества. Это коснулось многих специализированных направлений массовых коммуникаций: политических, экономических, культурных, экологических и других. К ним относятся и массовые спортивные коммуникации.

В настоящее время при изучении взаимоотношения спорта со СМИ важно понимание термина «информация’. Несмотря на широкое распространение понятия ‘информация’, у него до сих пор нет постоянного обозначения.

Немецкий ученый Г. Рагер выделяет следующие характеристики информации: объективность (способность представить неискаженную картину мира), форма подачи материала, актуальность (доминирует настоящее время и вполне конкретная ситуация в определенном пространстве), релевантность (то есть соответствие между информационными запросами аудитории и полученным ею сообщением)1.

Благодаря своим характеристикам информация способна решать такие социальные задачи2, как:

• создание общей «картины мира»;

• создание «картины отдельной общности».

Особое значение имеют технологии передачи информации, однако «сами по себе техноло-

гии вовсе не предопределяют положительного либо отрицательного результата своего использования. Все дело в том, кто, как и зачем их применяет. Важной задачей является изменение сознания человека; его системы ценностей, норм, правил и традиций поведения, его отношения к природе и другому человеку. Устойчивое развитие, соответственно, может быть результатом глубинного преобразования всех социальных структур и структур сознания, хотя, естественно, этот процесс, в свою очередь, не может происходить без воздействия и использования накопленных технических средств и научных знаний»3.

Для исследователей СМИ информация — сообщение о чем-либо или сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи4. Однако журналист изначально «должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным»5.

При рассмотрении роли информации в СМИ выделяются четыре главных момента, характеризующих ее сущность, средства распространения и манеру подачи, взаимодействие с внешней средой. Первый из них основывается на том, что информация, используемая в практике, имеет глубокий коммуникативный смысл.

Второй момент помогает понять, что сам процесс, в котором создается и согласуется информация, «принципиально важен и должен включать глубокое обсуждение среди ключевых участников и инициировать особый социальный процесс, чтобы создать общепринятое значение информации»6.

Третий момент вскрывает фактор значения самой информации. Она может быть представлена в нескольких видах (в научной литературе по теории журналистики выделяют массовую (общую), специальную, специализированную

информацию), выражающих объективные и субъективные точки зрения на ту или иную тему, проблему.

Последним ключевым моментом в успехе коммуникативного воздействия информации является характер развития самой социальной среды. Как правило, «социальная среда обладает уже сформировавшимися системами предпочтений и установок»7. Поэтому аудитория обычно отвергает все, что ей противоречит: она склонна интерпретировать информацию в привычных «координатах», ценностных иерархиях и искать ее там, где она подается в соответствии с ее представлениями, убеждениями и верованиями. Информация, которая этому не соответствует, игнорируется средой. Данное обстоятельство диктует необходимость избирательного подхода в распространении той или иной информации.

В рамках понимания, что такое ‘спортивная информация’, автор предлагает следующее определение: спортивная информация — это любое спортивное сообщение в СМИ, созданное с использованием всех творческих и технических возможностей (текст, графика, фото, видео), основной задачей которого является отражение спортивной сферы деятельности, и все, что с ней связано, а также привлечение к теме спорта, как можно большего количества аудитории.

‘Спортивная информация’ как понятие соотносится с содержанием сообщений о явлениях, фактах и событиях, происходящих в спортивной сфере общества. Информация о спорте достаточно разнообразна и охватывает все стороны спортивной жизни, начиная от общих представлений о спорте как об основе образа жизни, как о зрелище, как о бизнес-индустрии и заканчивая характеристикой видов спорта, личности представителя спортивной сферы (включая спортсмена, тренера, функционера).

Само раскрытие значения термина ‘спортивная информации’ напрямую связано с «законами» информациологии. Информациология как наука помогает определять законы появления, распространения, преобразования и использования информации8. В соответствии с воззрениями информациологов все происходящие процессы могут рассматриваться как сложная система переработки информации, на каждом этапе которой фактически любая информация претерпевает определенные изменения, происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысление,

выработка решения, формирование ответного действия.

В результате применения подобного подхода, как пишет Э. П. Семенюк, «происходит построение модели исследуемого процесса, которая составлена из гипотетических блоков, соединенных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции»9. Таким образом, в социуме информация о спорте не только формирует общий информационный потенциал, но и вовлекает в коммуникативные процессы все больше представителей из различных слоев общества.

В то же время многие аспекты представления спортивной информации в рамках масс-медиа до сих пор не раскрыты. На наш взгляд, это объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что в большинстве случаев исследования проводились и проводятся в контексте периодической печати, реже — телевидения. Изучение коммуникативного взаимодействия спорта и радио, не говоря о представлении спортивной информации в интернет-журналистике и информационных агентствах, до сих пор остается за пределами научных интересов.

Во-вторых, за последние два десятилетия произошли значительные изменения во многих сферах общества, особенно в России. Это коснулось не только индустрии спорта, но и системы средств массовой информации. И само понимание понятия ‘спортивная информация’ расширяется и приобретает новое значение, которое может рассматриваться не только с точки зрения спорта и журналистики, но и экономики, РЛ, рекламы, а также с позиций конвергентных, когнитивных, инновационных и других технологий.

Однако нас в первую очередь интересует представление спортивной информации в СМИ, так как именно редакции газет, журналов, радиовещания, интернет-СМИ, информационных агентств, а особенно телевидение играют важную организационную роль в реализации информации о спорте. На сегодняшний день выявляется прямая связь между явной заинтересованностью общества в развитии спорта и активным участием в этом средств массовой информации, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Многие государства, в том числе и Россия, именно через СМИ решают многие социальностратегические и социально-прагматические задачи, связанные с развитием и функционированием спорта как сферы деятельности.

Спортивная информация как понятие и ее роль в масс-медиа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спортивная информация важна как фактор этического регулирования в социуме. В журналистских материалах очень часто исследуются такие важные аспекты: занимает ли спорт достойное место в системе культурных ценностей современного общества? Соответствует ли он гуманистическим идеалам, основанным на принципах «fair play»? Насколько полно реализуется его социокультурный потенциал в современном мире? Способен ли спорт стать элементом образования и воспитания, можно ли с его помощью выработать определенную модель гармоничного развития личности?

Спортивная информация является ключевым моментом, влияющим на степень популярности того или иного вида спорта. Самой популярной темой в российских (в том числе и региональных) масс-медиа являются олимпийские виды спорта (в их состав входят 28 летних (300 дисциплин) и 15 зимних видов (78 дисциплин)) и соответственно сами Олимпийские Игры (независимо от места проведения). Информацию о проходящих Олимпиадах можно встретить не только в специализированных изданиях, телерадиопередачах, интернет-сайтах, но также и в газетах и журналах, ТВ и радиопрограммах (от национальных до региональных), на вебстраницах, далеких от тематики спорта.

В то же время такие важные темы, как детский спорт, спорт для пожилых людей, национальные виды спорта и некоторые другие, до сих пор остаются не востребованными в должной мере. Совсем мало материалов о юных спортсменах (до 12 лет), хотя при раскрытии этой темы есть возможность разъяснить аудитории, какое значение имеет физкультура и спорт на ранней стадии развития человека. Отсутствие такой информации, на наш взгляд, свидетельствует о недостаточной заботе о подрастающем поколении. Российские, а особенно региональные СМИ, пока не в полной мере выполняют задачу вовлечения каждого в занятия физической культурой. В местных масс-медиа преобладает позитивная информация о спорте, а критической совсем мало, несмотря на существование острых проблем в региональном спорте.

Для всестороннего понимания спорта и его места в СМИ важно раскрытие не только социальной, но и эстетической его стороны. В ЭТОМ случае спорт рассматривается как неповторимое эстетическое явление, зрелище. Необходимо отметить, что зрелищные виды спорта приобрели свое нынешнее значение одновременно с возникновением массового производства,

которое обостряет удовлетворяемые спортом потребности, создавая при этом технические возможности для продажи спортивных соревнований более широкой аудитории1″. Поэтому, безусловно, понимание спортивного действия способствует развитию эстетического вкуса аудитории. С другой стороны, многое здесь зависит от зрителя, от осознания того, чего он хочет от спортивного состязания — сильных впечатлений или искренних переживаний, эмоциональной разрядки или ощущения постоянной напряженности. На самом деле для многих болельщиков порой одинаково увлекательно и то, и другое.

В свою очередь зрелищность основывается на остроте спортивной борьбы, которая может быть отражена в журналистских материалах через позитив или негатив. СМИ довольно часто обращают внимание на позитивные ситуации, когда спортсмены проявляют корректность, уважительность не только по отношению друг к другу, но и к сопернику. С другой стороны, пресса, вскрывая негативные моменты в спорте, которые чаще всего основаны на эмоциональных выпадах против спортсменов другой команды, арбитров, журналистов, болельщиков, старается не только констатировать тот или иной факт негативного поведения, но дать разностороннюю объективную оценку каждому отдельному случаю.

В целом, необходимо отметить, что многие существующие масс-медиа, особенно местные, способствуют открытости, публичности спортивной деятельности как в рамках одного региона, так и в пределах всего общества. Что согласуется с концепцией массовых спортивных коммуникаций, заключающейся в информационном взаимодействии между социальными субъектами (личностями, группами, организациями и т. д.), основанном на производстве, распространении и потреблении спортивной массовой информации.

Примечания

2 Богомолова, H. H. Социальная психология печати, радио и телевидения. М. : Моск. ун-т, 1991.С. 12.

3 Данилов-Данильян, В. И. Состояние и проблемы среды в Российской Федерации // Науч-

ные и технические аспекты окружающей среды Вып. 10. М., 1995. С. 67.

4 Березин, В. М. Массовая коммуникация : сущность, каналы, действия. М., 2003. С. 5.

5 Введение в журналистику. М., 1998. С. 33.

6 Judith, Е. Innes Information in Communicative Planning. URL : http://www.asu.edu/caed/pro-ceedings99/JAPA/INNES.HTM.

7 Дридзе, Т. М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С. 99.

8 Попов, В. Д. Социальная информациология и журналистика. М., 2007. С. 3

9 Семенюк, Э. П Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1988. С. 171.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *