Советская гимнастка
РИГА, 11 авг — Sputnik, Владимир Дорофеев. Наверное, есть в этом что-то символическое — самая большая в Балтии коллекция олимпийских мишек, талисмана московской Олимпиады 1980 года, находится в кабинете директора Дома Москвы Юрия Силова. Всего в собрании более трехсот медведей. Юрий Генрихович — страстный коллекционер всего олимпийского, и самый добрый символ Олимпиады занимает в его собрании особое место.
Когда проходила та легендарная Олимпиада, Юрий был студентом Рижского политехнического института и соревнования видел только по телевизору. Он занимался легкой атлетикой и в тот год участвовал во многих всесоюзных состязаниях в составе сборной Латвии. И сейчас Юрий без труда вспоминает победителей той Олимпиады, особенно своих, латвийских.
© Sputnik / Sergey Melkonov Коллекция олимпийских мишек Юрия Силова — самая большая в Балтии
«Помню, как Дайнис Кула из Вентспилса завоевал свою золотую медаль как копьеметатель, – рассказывает Юрий, сидя за столом в окружении олимпийских мишек. – Помню серебряную медаль в гребле Жоржа Тикмерса, нынешнего президента Латвийского олимпийского комитета, золотую медаль Александра Музыченко в парусной регате и золото Павла Селиванова в составе волейбольной сборной СССР, а после депутата Рижской думы и нынешнего директора Рижской волейбольной школы».
Содержание
Одноглазая капелька и прочие талисманы
Теперь Юрий бывает на всех Олимпиадах, начиная с 1996 года в американской Атланте, и потому о талисманах Игр говорит со знанием дела.
«Кто сегодня может вспомнить непонятного зверька Винисиуса из Рио-2016 или загадочную запятую в белых ботинках Иззи (сокращение от what is it? или «что это такое?») из Атланты-1996? Я уж не говорю про веселую одноглазую капельку стали, которая стала талисманом Олимпийских игр в Лондоне. Вот где у дизайнеров воображение куда-то в иные галактики улетело. И без особого толка улетело, далеко не каждый коллекционер олимпийской символики сможет сказать, что это вообще такое и что символизирует.
Другое дело – наш Мишка. Вот кто действительно олимпийский символ и всеобщий любимец», – говорит Силов, поглаживая один из фарфоровых экспонатов по голове.
© Sputnik / Sergey Melkonov Олимпийских мишек разных размеров и форм делали сотни советских заводов. Найти сегодня всех не так и просто
В коллекции Силова не только олимпийские мишки, но и различные олимпийские значки, факелы и даже электромобиль латвийского производства RAF, который перевозил спортсменов и судей на соревнованиях.
«Три недели назад умер создатель Мишки, талантливейший мультипликатор и художник Виктор Чижиков, – вздыхает Силов. – Успех талисмана московской Олимпиады – это прежде всего его успех.
© Sputnik / Sergey Melkonov В июле ушел из жизни настоящий отец Олимпийского мишки – талантливейший советский художник и мультипликатор Виктор Чижиков
У художников тогда тоже были свои непростые, можно сказать, олимпийские состязания за право нарисовать талисман этого спортивного события. Началось все с опроса читателей газеты «Советский спорт» с просьбой помочь выбрать талисман Олимпиады, и из 45 тысяч ответов большинство просило нарисовать медведя как настоящего русского зверя. Поняв настроение болельщиков, олимпийский спорткомитет провел предварительный отбор эскизов, на котором из тысяч профессиональных рисунков был выбран один эскиз, который еще потом дорабатывался. Мишка, первый из олимпийских талисманов, смотрящий прямо в лицо зрителю. Причем смотрящий с доброй улыбкой, вызывающей ответную добрую реакцию».
© Sputnik / Sergey Melkonov В июле ушел из жизни настоящий отец Олимпийского мишки – талантливейший советский художник и мультипликатор Виктор Чижиков
Самый добрый и интеллигентный
Ряды фарфоровых, керамических стеклянных мишек дружно улыбаются, столпившись на столе. Некоторые из них один в один похожи на оригинал, другие несколько отличаются выражением «лица». Как казалось бы, у медведя морда, но про олимпийского мишку такое сказать не получается. Ну какая же это морда? Такое интеллигентное «лицо» не у каждого человека есть.
Олимпийский мишка — это не только символ спортивных состязаний, это еще и символ эпохи, его породившей. На самом деле, Олимпиада оставила так много архитектурных следов, что не заметить их просто невозможно. В Москве аж 78 архитектурных объектов, из которых иностранцы вроде нас могут прежде всего заметить аэропорт Шереметьево-2, гостиницы «Измайлово» и «Космос». Собственно, МИА «Россия сегодня» тоже находится в одном из зданий, возведенных к Олимпиаде.
© Sputnik / Sergey Melkonov Коллекция олимпийских значков Юрия Силова
Сейчас, по прошествии 40 лет мало кто помнит о том, где проходила в рамках этой Олимпиады парусная регата, и мало кто вспоминает тюлененка Вигри, ее талисмана. А проходила она в Таллине, хотя первоначально у Риги было больше шансов ее принять. Но первый секретарь ЦК латвийской компартии Август Восс не захотел этого, а вот соседи с радостью переняли мероприятие и получили роскошный район Пирита с гостиницей и спорткомплексом, телебашню, новое здание Главпочтамта и еще 8 архитектурно значимых следов «советской оккупации».
Немного утешает, что на той регате наш яхтсмен Александр Музыченко взял золотую медаль, но размен, мягко говоря, неравноценный.
Эстонцы подсуетились: как Рига отдала олимпийскую регату Таллину>>
Пионер, автоинспектор и полиглот
На одной из стен висят значки с олимпийскими мишками. Значков много – целый стенд. Конечно, больше всего значков выпустила Москва, но и другие советские заводы не отставали. Самый красивый значок – изделие латвийского производственного объединения Daiļrade. Этого Мишку даже сам Чижиков отмечал как наиболее аутентичного.
© Sputnik / Sergey Melkonov Мишек делали из чугуна и бронзы, из алюминия и дерева, из фарфора и керамики. Не говоря уже о брелках, мягких и резиновых игрушках
Самый необычный – Мишка в янтаре – литовцы отличились. У всех в янтаре насекомые, а у них целый олимпийский талисман. Экспонат из самой далекой страны – кубинский Мишка, таких давали новоиспеченным кубинским пионерам. Казалось бы, символика спортивного события в Москве, ан нет, не только. Практически философский символ советского строительства, взаимовыручки и идеалов.
Или вот значки автоинспекторов Москвы на время проведения Олимпиады в виде все тех же олимпийских мишек. Таких вежливых и корректных автоинспекторов Москва не знала ни до, ни после. Конечно, именно этого от них начальство тогда и требовало, но и сам талисман своей улыбкой призывал делать мир добрее и лучше. Отдельным рядом здесь поместились американские значки. Несмотря на то, что спортсмены США на Олимпиаду не поехали, американские бизнесмены верно оценили коммерческие возможности мероприятия и бились за рынок, как гладиаторы. Поэтому с символикой американского производства все в порядке. Ее много. Как много и коллекционеров в США, ее собирающих.
© Sputnik / Sergey Melkonov Хоть американские спортсмены и проигнорировали Олимпиаду 1980, бизнес США себе этого позволить не мог. В том числе и рынок сувенирной продукции. Американские значки с олимпийским мишкой появились сразу, как только стало понятно, насколько он будет популярен
«Обычно аукционная цена на аутентичного сувенирного Мишку тех времен – 300–400 долларов, – рассказывает Юрий Силов, держа на руках одного из коллекции любимцев. – Цена редкого экспоната может и до 1500 долларов дорасти.
Смешно сказать, 40 лет прошло, а тема олимпийского мишки не отпускает. Украинцы достали старые пресс-формы Коростенкского фарфорового завода и наводнили всю Европу сегодняшним новоделом. Цена таких мишек – 20-30 долларов. Видно, что они новые, видно, что форма старая, еще советская. Не думаю, что они платят отчисления России и олимпийскому комитету».
В 1980-е олимпийских мишек выпускали около 200 советских заводов и фабрик. И теперь во многих семьях хранятся фарфоровые и керамические мишки той эпохи.
© Sputnik / Sergey Melkonov Мишек делали из чугуна и бронзы, из алюминия и дерева, из фарфора и керамики. Не говоря уже о брелках, мягких и резиновых игрушках
«В моей коллекции самый красивый мишка производства ленинградского Ломоносовского фарфорового, с цветочками в стиле югенд, и производства московского Дулевского фарфорового, – рассказывает Силов. – Они и оригинальные, и характерно русские, и в то же время изысканные.
А вот этот мишка с банкой меда – совсем не классический чижиковский Мишка, зато именно такие фарфоровые сувениры с настоящим медом в банке давали участникам Олимпиады.
Вот этот мишка, вырезанный из дерева, в моей коллекции один, хотя деревянных мишек – тысячи. Просто их резали в каждой поделочной мастерской СССР, сходства с чижиковским Мишкой у них, как правило, немного, и основной поток пришелся на время уже сильно после Олимпиады. Этот в мою коллекцию попал, потому что у него сохранилась дата изготовления, 1980 год. То есть, несмотря на материал, это настоящий раритет».
© Sputnik / Sergey Melkonov Коллекция олимпийских мишек Юрия Силова — самая большая в Балтии
Аромат победы
Отдельное место занимает Мишка-флакон. По слухам, даже наш Dzintars выпустил духи в честь Олимпиады. Но это не он, а флакон ленинградской фабрики «Северное сияние», и называется одеколон «Миша». Как описывают его специалисты, «энергичный, жестковатый, слегка пряно-древесный аромат». Когда я открываю пробку, в нос бьет запах «Шипра», что и говорить, изменилась мода на ароматы.
© Sputnik / Sergey Melkonov Мишка-флакон – ныне один из самых редких экспонатов. Аромат победы сегодня пахнет совсем иначе
«Ни одному олимпийскому талисману не удалось завоевать такой международной популярности, как нашему Мише, – с нежностью и гордостью говорит Юрий Генрихович. – Он стал частью символики советской культуры, наравне с полетом Гагарина и легендарной победой наших советских хоккеистов над канадцами. Он совершенно узнаваем, его знают и любят даже те, кто никак не разбирается в спорте и истории советского времени. Он герой мультфильмов, причем не только советских, но и, например, японского мультсериала».
-
Мишек делали из чугуна и бронзы, из алюминия и дерева, из фарфора и керамики. Не говоря уже о брелках, мягких и резиновых игрушках © Sputnik / Sergey Melkonov
-
Коллекция олимпийских значков Юрия Силова © Sputnik / Sergey Melkonov
-
Коллекция олимпийских мишек Юрия Силова — самая большая в Балтии © Sputnik / Sergey Melkonov
Известная советская гимнастка Ольга Корбут приняла решение продать пять своих олимпийских медалей на аукционе в США, где спортсменка проживает с 1991 года. Причины этого неожиданного решения не разглашаются.
Обыкновенным февральским вечером поклонников советского спорта застала врасплох ошеломляющая новость: феномен советской гимнастики Ольга Корбут выставила на аукцион пять из шести своих олимпийских медалей.
Спортсменка оставила себе на память только золото мюнхенских Игр 1972 года за упражнения на бревне, а другие три награды высшей пробы, как и два олимпийских серебра, вскоре уйдут с молотка.
Среди «отвергнутых» Корбут медалей — два золота Олимпиады за командное первенство, завоеванные в 1972 году в Мюнхене и в 1976 году в Монреале, еще одно — за вольные упражнения (1972), а также серебро за выступления на брусьях (1972) и на бревне (1976).
Вполне возможно, что на откуп коллекционерам достанутся и золотые медали чемпионата мира, которых у Корбут целых три. Также среди продаваемых наград, предположительно, фигурируют медали за победу в чемпионате СССР и серебро, добытое в 1973 году на чемпионате Европы.
Для тех, кто мало знаком с историей советского спорта, эта новость вряд ли покажется шокирующей. Подумаешь, знаменитость давно минувших дней избавляется от былых регалий.
Однако Корбут была не просто спортивной знаменитостью, хотя и этого достигают лишь единицы. Она в 17 лет стала легендой мировой гимнастики, которая произвела революцию в этом виде спорта и подняла его популярность до небывалых высот.
На той мюнхенской Олимпиаде 1972 года, после которой фан-клубы Корбут начали открываться даже в США, несмотря на то что «холодная война» с СССР была в самом разгаре,
Ольга исполнила знаменитый трюк, названный в ее честь «петлей Корбут», — элемент, изобретенный ею совместно с тренером Ренальдом Кнышем, который после смогла повторить лишь одна гимнастка — Елена Мухина.
При исполнении «петли» гимнастка встает на верхнюю часть разновысоких брусьев и делает прыжок назад, цепляясь руками за верхнюю перекладину, после чего на скорости захватывает ногами нижние брусья и без использования рук оборачивается вокруг них.
В настоящее время «петлю Корбут» невозможно увидеть на официальных соревнованиях, поскольку гимнасткам запретили вставать ногами на верхние брусья из-за чрезмерной опасности.
Также в историю спорта вошли такие элементы, как «сальто Корбут» (советская гимнастка стала первой в мире, кто сумел исполнить сальто на бревне) и «флик Корбут».
Среди наград, выставленных на аукцион, числится и статуэтка Корбут из Зала славы гимнастики. Эту награду тоже никак нельзя назвать «очередной» или «одной из многих» хотя бы потому, что
советская спортсменка была включена в Зал славы первой в мире еще в 1988 году.
Следующей гимнасткой, удостоившейся такой чести, стала прославленная Надя Команечи, но произошло это только пять лет спустя — в 1993 году.
Корбут всегда ассоциировалась с революционными веяниями в спорте, новаторскими и до невозможности рискованными элементами.
Девочка с косичками или просто Crazy — два самых известных прозвища Ольги — на всех международных стартах становилась любимицей публики,
потому что каждый раз преподносила что-то новое и пыталась поднять планку еще выше, даже если в итоге это могло привести (и иногда действительно приводило) к грубым ошибкам и потере места в тройке призеров.
Возможно, именно из-за этой своей дерзости Корбут так и не завоевала главную награду любой гимнастки — золото в индивидуальном многоборье.
В некоторых видах программы советская спортсменка выступала блестяще и становилась олимпийской чемпионкой, а в других допускала серьезные промахи, что мешало претендовать на победу по сумме всех выступлений — в многоборье.
Жизнь гимнастки вне спорта также никогда не шла по прямой, словно на протяжении всех этих лет исполняя знаменитую «петлю» имени Корбут.
Огромный успех на двух Олимпиадах подряд, гастроли по Америке, спровоцировавшие бум спортивной гимнастики в этой стране, подготовка к выдающейся тренерской карьере на родине — и вдруг потеря партбилета, всеобщее осуждение, конец карьеры, переезд в США.
Крепкая семья с известным певцом, солистом группы «Песняры» Леонидом Борткевичем, 22 года брака, сын — и вдруг развод и свадьба с Алексеем Войничем моложе ее на 17 лет.
Так что вполне возможно, что аукцион, который закончится в Далласе 25 февраля и на котором будет пущен с молотка даже гимнастический купальник, в котором спортсменка выступала в Лондоне в 1973 году, а также паспорт США, выданный ей в 2000 году, является лишь очередным дерзким решением прославленной гимнастки или витком бесконечной авантюры под названием «петля Корбут».
С другими новостями и материалами вы можете ознакомиться на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».
Иола́нда Евге́ньевна Чен (род. 26 июля 1961, Москва, СССР) — советская и российская легкоатлетка, начинавшая выступать в пятиборье, но затем переключившаяся на прыжки в длину и тройной прыжок. Чемпионка мира в закрытых помещениях 1995 года в тройном прыжке (15,03 м, мировой рекорд). Заслуженный мастер спорта России.
Биография
Мать — русская. Отец — Евгений Чен, советский спортсмен-легкоатлет — наполовину китаец, внук китайского революционера и дипломата, министра иностранных дел в нескольких китайских правительствах 1920-30-х гг. Евгения Чена, дети которого в 1927 году после так называемой Шанхайской резни оказались в СССР. Иоланду назвали в честь двоюродной бабушки по отцовской линии — кинооператора Иоланды Евгеньевны Чен.
Училась в общеобразовательной политехнической школе № 210 (сейчас — ГБОУ «Школа 1570») вместе с певцом Александром Ивановым из группы «Рондо».
Была замужем несколько раз. Первый муж — Владимир Трофименко, чемпион Европы по прыжкам с шестом. Второй — Николай Чернецкий, олимпийский чемпион в эстафете 4×400 м. В настоящее время замужем за Евгением Бондаренко, бывшим прыгуном с шестом, ныне тренером.
Телевидение
После окончания спортивной карьеры Иоланда работает телеведущей спортивных передач, телекомментатором. Свою телевизионную карьеру Чен начала в 1996 году на создававшемся тогда канале СТС при непосредственном участии тогдашнего спортивного продюсера канала Василия Кикнадзе. С декабря 1996 по 1997 год работала ведущей программы «Спорт на грани» на этом телеканале.
После закрытия программы и изменения концепции вещания на СТС в 1997 году Иоланду Чен приглашает к сотрудничеству спортивный комментатор Анна Дмитриева. После этого Чен стала спортивным комментатором каналов производства «НТВ-Плюс», а также комментатором спортивных программ и ведущей новостей спорта в информационной программе «Сегодня» на телеканале НТВ. Работала комментатором на Олимпийских играх в 2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2012, 2016 и 2018 годах. Среди комментируемых видов спорта были лёгкая атлетика, пулевая и стендовая стрельба.
Вследствие развития события вокруг «дела НТВ» в апреле 2001 года Иоланда Чен покинула спортивную редакцию НТВ вместе со всем основным составом сотрудников телекомпании. С весны 2001 по январь 2002 года — ведущая спортивного блока в программах «Сегодня» и «Сейчас» на телеканале ТВ-6. В феврале 2002 года Иоланда Чен была в числе корреспондентов «НТВ-Плюс», освещавших Зимние Олимпийские игры в американском городе Солт-Лейк-Сити. Являлась ведущей программы «Спорт и…» на НТВ-Плюс Спорт.
С июня 2002 по июнь 2003 года работала ведущей спортивного блока в информационных программах телеканала ТВС. В 2001—2003 годах также периодически появлялась в качестве ведущей юмористической программы «Тушите свет» на ТВ-6 и ТВС.
После закрытия ТВС продолжила работать спортивным комментатором и ведущей передач на телеканалах собственного производства «НТВ-Плюс». В мае 2004 года состоялся дебют Иоланды Чен как корреспондента программы НТВ «Намедни» — в рубрике программы под названием «Журналист не меняет профессию» был показан её репортаж с операции липосакции. Затем, в августе 2004 года был показан её репортаж о подготовке журналистов к Олимпийским играм в Афинах в рамках эфира информационной программы «Сегодня».
В 2009—2013 годах вместе с Василием Парняковым и Родионом Гатауллиным являлась автором и ведущей информационно-аналитической программы «Королева на Плюсе» на телеканале «НТВ-Плюс Спорт». Также являлась спортивным комментатором русскоязычной версии канала «Евроспорт».
В феврале 2014 года Иоланда Чен провела «Олимпийский канал» из Сочи на канале «Спорт Плюс» в паре с Владимиром Молчановым.
С ноября 2015 года по настоящее время работает комментатором лёгкой атлетики, прыжков на лыжах с трамплина и фигурного катания на телеканале «Матч ТВ». В январе 2016 года вместе с Василием Уткиным, Алексеем Андроновым, Кириллом Дементьевым и другими известными спортивными журналистами и комментаторами была выведена за штат сотрудников канала.
Примечания
- «На меня косились тысячи шведов». Интервью с певцом Александром Ивановым. Газета.ру (16 декабря 2007).
- ИОЛАНДА ЧЕН: «Я ГОТОВА СНЯТЬСЯ ДЛЯ «ПЛЕЙБОЯ” В ГОРАЗДО БОЛЕЕ ОТКРОВСННЫХ ПОЗАХ”. Personize (14 декабря 1999).
- ТВС покупает Алину Кабаеву? // KP.RU
- СТС: Формула успеха. Журнал Теле-Спутник (1 июля 1997).
- РАЗБОР ПОЛЕТА. Эхо Москвы (14 декабря 2017).
- Иоланда Чен: «Мне ужасно интересно работать на НТВ-ПЛЮС». НТВ-Плюс.
- Утиная история. МК-Бульвар (14 мая 2001).
- Иоланда ЧЕН: НЕ НАДО ЖАЛОВАТЬСЯ!. Городской дилижанс (28 сентября 2000).
- НТВ-Плюс будет показывать олимпиаду 48 часов в сутки. Теле-Спутник (2004).
- Олимпиада на телевидении. Как нам покажут Олимпийские игры?. Советский спорт (6 февраля 2006).
- Кадры решают все. Как телеканалы будут освещать Олимпийские игры в Пекине. Российская газета (8 августа 2008).
- Медального плана нет, пить запрещено, флаг несет Маша, Мутко опять во главе. В пятницу в Лондоне открываются XXX летние игры. Россия рассчитывает на третье-четвертое место в общемедальном зачете. Новая газета (27 июля 2012).
- РАСПИСАНИЕ ТРАНСЛЯЦИЙ XXXI ЛЕТНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР С 8 ПО 13 АВГУСТА 2016 ГОДА. Sporttvnews (7 августа 2016).
- Где и когда смотреть ХХIII Зимние Олимпийские Игры: ТВ, интернет. SkiRu (8 февраля 2018).
- Текст от 4 июля 2016 года
- ИОЛАНДА ЧЕН СТАЛА САДОМАЗОХИСТКОЙ. НА ФОТОГРАФИЯХ. Ведущая ТВ-6 позирует с хлыстом и в кожаном белье, а её коллега с ТВЦ снимает с себя последнее. Комсомольская правда (10 октября 2001).
- Было дело. Как показывали Солт-Лейк-Сити-2002. Sports.ru (28 октября 2013).
- И «БОЛЬШАЯ СТИРКА» НЕ ГАРАНТИРУЕТ ЧИСТОПЛОТНОСТИ. От майского эфира остался риторический вопрос: что противнее — сквернословие Кушанашвили или хамство Коржакова?. Новая газета (3 июня 2002).
- Спортсменки на ТВ: от Семенович до Шараповой. Мария Шарапова на время Олимпиады в Сочи собирается стать тележурналистом. Вспоминаем других наших спортсменок, сделавших телекарьеру. Чемпионат.com (18 ноября 2013).
- Обезжиренная телезвезда Иоланда Чен. Московский комсомолец (27 мая 2004).
- Шок — это по-нашему!. Известия (28 мая 2004).
- Клиника Beauty Plaza → Истории с обложки → Иоланда Чен. beauty-plaza.ru.
- Шок и два литра жира. Независимая газета (28 мая 2004).
- Журналисты готовятся к освещению Олимпиады. НТВ (12 августа 2004).
- «Время Королевы». Легкая атлетика — как она есть. Иоланда Чен и Родион Гатауллин профессионально и с любовью расскажут вам о «королеве спорта». НТВ-Плюс.
- Viasat Sport покажет концовку Diamond League. Television-Sport.ru (2 сентября 2015).
- Время страстей человеческих. Журналист (4 марта 2014).
- Траньков и Боброва прокомментируют ЧМ по фигурному катанию на «Матч ТВ». Рамблер (21 марта 2018).
- Запуск «Матч ТВ». Онлайн. Television-Sport.ru (1 ноября 2015).
- Новости об изменениях на «Матч ТВ» стали неожиданными и неприятными — Чен. Р-Спорт (25 января 2016).
Ссылки
- Биография на сайте IAAF (англ.)
- Интервью «Аргументам и фактам»
- Интервью радиостанции «Эхо Москвы»
Елена Мухина могла стать чемпионкой на московской Олимпиаде, но страшная травма, полученная за несколько недель до соревнований, кардинально изменила ее жизнь. На сборе перед Играми гимнастка решила без страховки и тренера выполнить сложнейшую связку. До этого она была лидером сборной СССР, а вот «после» уже было совсем другим – спортсменка недокрутила, врезалась в помост головой и сломала шею. Операцию 20-летней гимнастке провели не раньше чем через сутки, а кто-то говорит – через три дня. Мухина навсегда осталась парализованной
Тренера Елены, отсутствовавшего на базе в Минске, звали Михаил Клименко. Он взял Мухину 14-летней и решил, что ее козырем будет специально созданная сложнейшая программа – до того Клименко работал только с мужчинами. Через три года Елена стала второй в многоборье на первенстве СССР и выиграла три золота на отдельных снарядах на чемпионате Европы в Праге, представив там прежде неизвестный элемент на брусьях, который впоследствии был назван в честь нее – «петля Мухиной». В следующем году она победила в общем зачете чемпионата страны и завоевала три золота на мировом первенстве в Страсбурге. На награждении Мухина не смогла сдержать слез.
Никто не подозревал, что это были не слезы радости, а разочарования. «Об этом никто не знает, но я на чемпионат ехала, я прощалась со спортом. Что вот это последние соревнования, и я ухожу, я больше не выдерживаю. Не столько физическая нагрузка, сколько психологическая. Физически я была не то что слаба, у меня, к сожалению, сил было не так много. Вылезала я только на технической подготовке и на эмоциональном сосредоточении – только на внутренней энергии. И поэтому, когда я встала на пьедестал, это было такое жуткое разочарование. Как озарение. Я поняла, что чемпионка прошедшего чемпионата мира, прошлого года. Что я вот сейчас сойду с этого пьедестала, и все надо начинать сначала. Я хотела уйти, но внутренние ощущения – что меня никто не отпустит», – рассказывала Мухина в интервью много лет спустя.
Говоря, что ее никто не отпустит, Мухина в первую очередь имела в виду Клименко. Тренера она слушалась беспрекословно. Были травмы, сильные боли, но Клименко не реагировал на жалобы. Напротив, он обвинял свою подопечную в том, что она делает себе поблажки, ленится, капризничает. Лена продолжала работать.
Первая серьезная травма случилась в 1975 году во время Спартакиады народов СССР в Ленинграде. После неудачного приземления у гимнастки произошел отрыв остистых отростков шейных позвонков. Мухина оказалась в больнице, не могла поворачивать шею. Тем не менее ежедневно после врачебного обхода Клименко забирал гимнастку в зал, снимал ортопедический ошейник, и она тренировалась до вечера. В тот момент спортсменка почувствовала, как стали неметь ноги; узнала ощущение слабости, впоследствии ставшее для нее привычным.
Далее – переломы, сотрясения, повреждения суставов и голеностопов, выбитые пальцы, мышечные травмы. Елена Вайцеховская, как и Мухина выступавшая за ЦСКА, запомнила ее такой: «Она выглядела заторможенной, часто плакала. Как-то сказала, что не успевает полностью перейти проспект перед спорткомплексом ЦСКА, пока горит зеленый свет – не хватает сил. При этом ее произвольная программа практически на всех снарядах продолжала оставаться сложнейшей в мире».
Мухина не решилась бросить гимнастику после чемпионата мира-1978 и на показательных выступлениях осенью 1979 года в Англии сломала ногу. Провела полтора месяца в гипсе, после чего выяснилось, что кости разошлись. Ей снова наложили гипс. Клименко не стал дожидаться выздоровления и отправил Мухину тренироваться в зал на одной здоровой ноге.
«Клименко всегда страшно нервничал перед соревнованиями, дергал меня, – вспоминала Мухина. – Наверное, потому, что прекрасно понимал, что его собственное благополучие и карьера напрямую зависят от того, попаду я в сборную или нет. Я же относилась к тренировкам крайне ответственно. Бывали случаи, когда, чтобы согнать лишний вес, бегала по ночам, а утром шла в зал. При этом мне постоянно приходилось выслушивать, что я быдло и должна быть счастлива, что на меня обратили внимание и дали мне шанс».
Отбор в национальную команду на Олимпиаду стартовал в марте 80-го, но Елена к нему восстановиться не успела – чемпионат СССР она пропустила, а на июньском Кубке страны стала 14-й. Мухина к Играм не была готова – это понимали все, в том числе и Клименко, – однако из сборной ее не вычеркивали, оставляя шанс. Последним этапом подготовки шел заключительный сбор в Минске, по итогам которого должна была быть сформирована команда из шести гимнасток.
«Она тогда вообще в команду не попадала. Из-за этого беда и случилась. Клименко очень хотел, чтобы Мухина в Москве выступила. Никто не сомневался, что команда завоюет олимпийское золото, и он надеялся стать тренером олимпийской чемпионки. Загнал ли он гимнастку? Именно. У Лены безумно болела нога, а он заставлял работать», – рассказывала Лариса Латынина.
Усложняя программу Мухиной в преддверии Олимпийских игр, Клименко включил в нее новый элемент в вольных упражнениях: после фляка и сложнейшего прыжка (полтора сальто с поворотом на 540 градусов) приземление должно было происходить головой вниз в кувырок. Этот элемент назывался «сальто Томаса» и был взят из мужской гимнастики. По воспоминаниям Мухиной, она неоднократно говорила тренеру, что ей не хватает скорости и высоты для выполнения нового элемента, что сальто Томаса крайне опасно, так как она рискует сломать себе шею. Клименко же считал, что новый элемент не несет опасности для Мухиной и не пожелал услышать свою ученицу.
«Я несколько раз видела свое падение во сне, – говорила Мухина. – Видела, как меня выносят из зала. Понимала, что рано или поздно это действительно произойдет. Я чувствовала себя животным, которое гонят хлыстом по бесконечному коридору. Но снова и снова приходила в зал. Наверное, это судьба. А на судьбу не обижаются».
На сбор в Минске спортсменка приехала нездоровой: от перегрузок болели колени и голеностопы, началось воспаление суставной сумки кисти. Трагедия произошла 3 июля. Известно, что Клименко в тот день не работал с гимнасткой, уехав в Москву по делам – по неофициальной информации, тренер собирался договориться со спортивными чиновниками, которые хотели отцепить Мухину от олимпийской команды.
По наиболее распространенной версии, Клименко, уезжая, запретил Мухиной самостоятельно тренировать сальто Томаса на помосте, только в поролоновую яму. Но спортсменка все же решила исполнить программу полностью, включая новый элемент. Свидетелем злополучного падения стала гостренер сборной СССР, ныне комментатор по спортивной гимнастике Лидия Иванова, у которой свое видение истории.
«В тот день Лена неважно себя чувствовала, но тренер настоял, чтобы она сделала прогон, показала всю программу с максимальной сложностью в вольных упражнениях, – рассказывала Иванова. – В одном из сложных прыжков, когда Лена уже пошла в воздух и начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп: Мухина недокрутилась и со всего размаху ударилась о ковер. К Лене подбежали, она была без сознания, померили давление – по нулям. Когда проверили ноги – они не откликались. Перелом позвоночника! Ее сразу перевезли на самолете в Москву, оперировать взялся доктор из клиники на Красной Пресне. Операция была очень сложной, жизнь Лене спасли, но вернуть здоровье уже не смогли. Она так и осталась навсегда парализованной».
Иванова не уточнила, какой именно тренер настоял на полном прогоне программы; также остается непонятным, как получилось, что в Минске не смогли прооперировать гимнастку сразу после ее падения. Немедленное хирургическое вмешательство могло значительно облегчить положение Мухиной. Но в тот день у врачей нужной квалификации были то ли выходные, то ли отпуска.
Нина Лебедева, методист по лечебной гимнастике и массажу спинально-мозгового отделения 19-й московской городской больницы, описывала травму спортсменки следующим образом: «У нее случился анатомический разрыв, а это – перелом шейных позвонков с повреждением спинного мозга. То есть к моменту операции начались необратимые процессы. Анатомический разрыв – это, повторюсь, не только повреждение позвоночного столба. При такой травме пострадавший обречен на неподвижность, а без операции – на верную смерть».
После первой операции последовали другие, но видимых результатов они не принесли. Гимнастка оставалась почти полностью парализованной: не могла стоять, сидеть и даже держать ложку. Двигательная активность сохранилась только у плечевого и локтевых суставов. Около года она провела в спинальном отделении столичной больницы, после чего вернулась в московскую квартиру. Мухина обращалась к Валентину Дикулю, создателю методики по реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата. Но через пару месяцев серьезных физических нагрузок ее вновь госпитализировали – стали отказывать почки, и занятия пришлось прекратить.
Несмотря на всю безнадежность ситуации, Елена не утратила интерес к жизни. «После всех этих бесчисленных операций я решила, что если хочу жить, то из больниц мне надо бежать. Тогда же поняла, что надо кардинальным образом менять отношение к жизни. Не завидовать другим, а учиться радоваться тому, что мне доступно. Иначе можно сойти с ума. Поняла, что заповеди «не думай плохо», «не поступай плохо», «не завидуй» не просто слова. Что между ними и тем, как человек себя чувствует, есть прямая связь. Я стала чувствовать эти связи. И поняла, что по сравнению с возможностью думать отсутствие возможности двигаться – это такая ерунда», – признавалась Мухина.
Елена поступила в Московский институт физкультуры. Преподаватели приходили к ней домой, читали лекции, принимали экзамены, и так гимнастка смогла получить высшее образование. Затем защитила кандидатскую. Мухина много читала, продолжала интересоваться гимнастикой, смотрела все выступления по телевизору. В 1982 году во время своего визита в Москву президент МОК Хуан Антонио Самаранч приехал в гости к Мухиной и вручил ей высшую награду олимпийского движения – Олимпийский орден. К пенсии по инвалидности со временем ей пробили персональную президентскую.
Сальто Томаса через некоторое время после травмы Мухиной было запрещено правилами в женской спортивной гимнастике.
«Я не осуждаю кого-либо или порицаю за то, что случилось со мной. Ни Клименко, ни тренера национальной команды, который был со мной в это время, – Амана Шаниязова. Мне жалко Клименко, он жертва системы, член клана людей, которые делают свою работу. Я получила повреждение, потому что все вокруг меня были нейтральными наблюдателями и соблюдали тишину. Позже они говорили, что я была не готова, чтобы исполнить этот элемент. Но они были безмолвны. Никто не остановил человека, который забыв про все, неистово тренировался», – отмечала Мухина.
Тем не менее забыть своего тренера, который так и остался в памяти тесно связанным с кошмаром прошлого, гимнастка не смогла. Она заметно сдала, когда узнала, что Клименко, вскоре после трагедии уехавший с семьей в Италию, вернулся в Москву. Встречаться с ним Мухина категорически отказалась.
Елена умерла 22 декабря 2006 года. Она никогда не жаловалась. Она приняла испытания, выпавшие на ее долю, и показала другим пример достойного поведения в самой безысходной ситуации.
Двукратная олимпийская чемпионка разделась для ESPN Body Issue
Украинскому гимнасту вручили золото под гимн Узбекистана
Ощути гамму спортивных эмоций с помощью приложений Eurosport.ru для iOS и Android