Ширвиндт интервью

Июл 28, 2020 Спорт

Ширвиндт интервью

Первые годы театра

1924 год. В столице открывается новый театр общественно-злободневной сатиры. Главным режиссером стал Давид Гутман, до этого руководивший легендарным Теревсатом – Театром революционной сатиры. Вместе с Гутманом у истоков стояли режиссер Георгий Холмский (директор) и драматург Виктор Типот (заведующий художественной частью). Сначала театр хотели назвать «Комедия», но вскоре отказались в пользу названия «Театр сатиры», которое полнее отражало стремление создателей высмеивать недостатки современного общества.

В труппе было 27 человек. Репетировали и показывали спектакли в подвальном помещении Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагался театр-кабаре «Летучая мышь».

Фото: mos.ru

Над первой постановкой-обозрением «Москва с точки зрения» работали писатели Виктор Типот, Николай Эрдман и Владимир Масс. Спектакль состоял из небольших историй, объединенных основным сюжетом. Герои каждой – москвичи, измученные квартирным вопросом (в то время в стране полным ходом шло уплотнение). Постановка стала аншлаговой. Затем последовали и другие обозрения, среди которых «Европа что надо», «Всесвалка», «Не хулиган ли вы, гражданин?».

«Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры», – говорил Давид Гутман.

Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя и театру нужны современные сатирические комедии. Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.

Новый дом и новый руководитель

Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Через несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) – и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал ставить режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале – Эммануил Краснянский, бывший художественный руководитель оперной мастерской «Молодое творчество».

Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.

Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал сначала в 3-й студии МХТ, затем – во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Сначала Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.

Инфографика: mos.ru

Военные годы

Во время Великой Отечественной войны во многих столичных театрах начали создавать фронтовые бригады. Часть артистов Театра сатиры, среди которых были Валентина Токарская, Рафаил Холодов, Рафаил Корф и Яков Рудин, отправились с бригадой московских актеров № 13 на фронт. Они выступали перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.

В 1941-м бригада попала в окружение. Корф и Рудин погибли. Токарскую, Холодова и нескольких других актеров из бригады нацисты взяли в плен. Сначала актеры выступали перед ними. В 1944 году, отступая, немцы увезли артистов в Германию, где они выступали перед советскими военнопленными. Из освобожденного Берлина Холодов и Токарская шли пешком до Польши, откуда были отправлены поездом в Москву.

Фото: mos.ru

Как и многие московские театры в годы войны, Театр сатиры был отправлен в эвакуацию. Николай Горчаков остался в столице, в созданном им Театре драмы. Временно исполняющим обязанности художественного руководителя стал популярный актер Владимир Хенкин. Сначала Театр сатиры был направлен в Иркутск, потом во Владивосток, затем в Магнитогорск, Хабаровск. В столицу он вернулся только в 1944-м.

В то время ставились спектакли по произведениям Алексея Толстого, Льва Шейнина, Сомерсета Моэма. В постановках играли Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин и другие.

На посту художественного руководителя Горчакова сменил Петр Васильев, Васильева – Николай Петров. На афишах – «Факир на час», «Вас вызывает Таймыр», «Где эта улица, где этот дом», «Остров мира» и другие.

Эпоха Плучека

В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Через год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек – ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее – Драматический театр Северного флота в Мурманской области.

В 1953-м режиссер и театральный художник Сергей Юткевич предложил поставить «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Вместе с ним в работе принимали участие Плучек и Петров. Позднее эта же команда приступила к другой комедии Маяковского – «Клоп». В 1963 году спектакль показали на театральном фестивале в Париже, где он получил высокую оценку жюри.

Фото: mos.ru

В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его постановка «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Ажиотаж был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Через два года Плучек ставит «Дамоклов меч» – спектакль идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш – острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.

В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже через год переехал на площадь Маяковского – в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прототип театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем – Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что здесь когда-то был цирк, напоминает только купол.

К 1960-е годы в театре было поставлено 112 советских комедий – по произведениям Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Михаила Рощина, Александра Гельмана и многих других.

Фото: mos.ruФото: mos.ru

Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта и другие.

Постановка Валентина Плучека «Женитьба Фигаро» (1969 год) стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Александр Воеводин и Роман Ткачук, костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев. Спектакль не уходил со сцены почти 20 лет. После смерти Андрея Миронова показы прекратили – вводить в спектакль нового Фигаро сочли неуместным.

В 1980-е на сцене появляются «Вишневый сад», «Родненькие мои», «Гнездо глухаря» в постановке Валентина Плучека, «Концерт для театра с оркестром» Александра Ширвиндта. Режиссер Евгений Каменькович ставит «Восемнадцатого верблюда» – это его дебют в Театре сатиры и третий созданный им спектакль.

Фото: mos.ru

Звание «Академический» театру присвоили в 1985 году.

В 1994-м Плучек ставит «Укрощение строптивой». Режиссер не стал переносить действие шекспировской комедии в современность и придумывать новые концепции, но история страстного противостояния упрямого Петруччо и строптивой Катарины оказалась близка и понятна современным зрителям. Эту постановку Плучек называл завещанием молодому поколению.

Новая эпоха

В 2000 году Театр сатиры возглавил режиссер, актер и педагог Александр Ширвиндт. Среди поставленных им спектаклей театра – «Кошмар на улице Лурсин», «Швейк, или Гимн идиотизму», «Женщины без границ».

Фото: mos.ru

Сегодня визитной карточкой театра, наряду с «Укрощением строптивой», считается спектакль «Где мы?∞!…» Родиона Овчинникова. Герои – деревенский мудрец и пьяница, известный телеведущий и столетний обитатель Дома ветеранов сцены – оказываются в сумасшедшем доме, главврач которого не торопится их лечить. Роли исполняют Федор Добронравов, Александр Олешко, Александр Ширвиндт и Юрий Нифонтов.

Еще один любимый зрителями спектакль в постановке Ширвиндта – комедия положений «Слишком женатый таксист». Таксист Джон Смит – очень ловкий человек. У него два дома и две жены, которые не подозревают о существовании друг друга: Смит отлично продумал график посещений обеих возлюбленных. Привычный ход жизни нарушает авария – двоеженца вот-вот выведут на чистую воду.

Фото: mos.ru

«Хотим сыграть Мольера» – прошлогодняя премьера Александра Ширвиндта по пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольера и Жан-Батиста Люлли. В постановке, жанр которой в театре определяют как «ироническое баловство», использовали музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. В главной роли – Федор Добронравов.

Кроме основной сцены, в театре есть еще одна – «Чердак сатиры». Это почти абсолютная копия основной, но в несколько раз меньше. Если в большом зале могут разместиться 1206 зрителей, то в малом – 150. Там показывают постановки «Бешеные деньги», «Горгоны», «Муж и жена снимут комнату», «Родненькие мои» и другие.

Фото: mos.ru Фото: mos.ru Фото: mos.ru Фото: mos.ru Фото: mos.ru Москва, Триумфальная пл., д. 2 Смотреть на карте 8 (495) 699-63-05 satire.ru

Сегодня вечером на YouTube-канале «В гостях у Гордона» выйдет интервью с российским актером и режиссером Александром Ширвиндтом, сообщил «ГОРДОН» основатель издания, журналист Дмитрий Гордон.

Интервью записали в апреле по Skype.

Во время интервью Ширвиндт говорил о карантине, Украине, российских режиссерах Марке Захарове и Галине Волчек, об актерах Михаиле Державине и Богдане Ступке, возрасте и смерти.

Трансляция начнется в 18.00 (будет доступна ).

Ширвиндт родился в 1934 году в Москве. В 1952 году поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина, которое с отличием окончил в 1956 году. Тогда же начал работать в Московском театре имени Ленинского комсомола (сейчас – «Ленком»). Дебютировал на сцене театра в роли белогвардейского офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая конная». Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, возглавившим театр в 1964 году. Два года (1968–1970) проработал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, затем перешел в Московский театр сатиры. С 2000 года и по сегодняшний день является художественным руководителем этого театра. Всего за свою театральную карьеру он сыграл более полусотни ролей, поставил около 20 спектаклей.

Голосом Ширвиндта говорят многие герои мультфильмов (Чеширский Кот в «Алисе в Стране чудес», царь Горох в «Как грибы с горохом воевали» и др.). Был ведущим нескольких программ на российском телевидении.

Ширвиндт находится в базе «Миротворца» из-за незаконной гастрольной деятельности на территории временно оккупированного Россией Крыма.

19 июля народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 86 лет. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить».
– Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей, – говорил Марк Захаров. – Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

Я говорил ему не раз, что он, наверное, никакой не актер. И тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу: профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт.

В 2017 году Александр Ширвиндт стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены» (единственная номинация, победители которой определяются не путем народного интернет-голосования, а решением дирекции премии). Награду Александр Анатольевич получил на большой торжественной церемонии в Театре Вахтангова.
– Я прикинулся интеллигентом и заглянул в словарь Даля, – сказал он, появившись на сцене. – «Легенда» – это притча о необыкновенно светлом явлении. Светлое явление налицо, но притча…

Я тут вспомнил совершенно замечательный анекдот, как старая кляча ввозит во двор подводу с дровами, и молодой возница орет: «Я дрова привез!» Кляча оборачивается и говорит: «Он, блин, привез!» Я как старый мерин, получая эту награду, вспоминаю, во-первых, о том, что эта сцена, где я сейчас стою, – это, так сказать, моя «альма-матерь».

65 лет назад (ужас, да?) я на этой сцене вместе со своим курсом играл в массовке, в Соловьевской пьесе «Великий государь». Мы в огромных страшных боярских, пропахших чем угодно, тулупах, еще времен Мольера, вот здесь стояли в углу. И вот мы ждали потрясающего Иосифа Моисеевича Толчанова, который играл Великого царя. Мы играли два года, на словах: «Великий государь!», мы плюхались на эти страшные пыльные (сейчас-то их вымыли) подмостки.
Выходил Иосиф Моисеевич, и говорил: «Бояре!..», а мы начинали отсчитывать про себя: «Раз-два-три-четыре». – «Я пришел…» Мы: «Раз-два-три-четыре». «… Чтоб сказать…» И за эти два года он ни разу не сбился с ритма. На сцене была огромная светелка царя, и на весь задник сооружалось окно. А за этим окном небо и маленькие московские купола из фанерочки, подсвеченные.

Но кончилось наше пребывание в этом спектакле тем, что наш староста, замечательный актер Вадик Грачев, отыграв эти ужасные поклоны Толчанову, подоткнув свой длинный кафтан, в семейных трусах, тихонечко, чтоб не спугнуть действие пошел из одной кулисы в противоположную, думая, что он за занавесом. Он крался голый по пояс, аккуратно придерживая луковицы церквей…
Это были первые ростки той режиссуры, которая сейчас расцвела таким прекрасным цветом, о чем сейчас так взволнованно говорили мои любимые руководители театра…

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *