Результаты шахматы

Июл 13, 2020 Спорт

Результаты шахматы

05.08.2008

Как вы помните из последних шахматных новостей, в финале Чемпионата мира по быстрым шахматам за I место боролись Вишванатан Ананд (Индия) и Магнус Карлсен (Норвегия), за бронзу — Александр Морозевич (Россия) и Юдит Полгар (Венгрия).
Ананд сыграв с Карлсеном четыре партии, две выиграл и две закончил вничью. Таким образом, индиец получил 3 очка, а норвежец только 1. Морозевич из четырех партий три закончил вничью и только одну победой. В конечном счете, россиянин заработал 2,5 очка, а Полгар — 1,5.
Финальная турнирная таблица выглядит следующим образом:

  1. Вишванатан Ананд (Индия)
  2. Магнус Карлсен (Норвегия)
  3. Александр Морозевич (Россия)
  4. Юдит Полгар (Венгрия)

Виши Ананд с марта 2007 года возглавляет рейтинг-таблицу ФИДЕ. Его игра с быстрыми продуманными ходами, с неприступной защитой всегда восхищала поклонников шахмат. В блицах устоять его скорости и натиску пока еще не может никто. Вот и сейчас он показал красивую игру и подтвердил свое звание чемпиона мира по быстрым шахматам!
Ананд является одним из четырех шахматистов, рейтинг которых превышал 2800.

Сегодняшняя статья посвящена необычной теме. Мы не будем рассуждать о стратегии или тактике, эндшпиле, миттельшпиле и психологии шахматистов. В тексте нет отсылок к теоретическим основам игры. Но речь пойдет о шахматах — мы разберем четыре десятка фактов об этой замечательной игре. Приведенные ниже сведения стоит рассматривать как фундаментальные основы, на которых покоится шахматный мир. Надеемся, что собранные данные помогут вам глубже понять величие игры.

1. Количество уникальных партий, которые могут сыграть оппоненты за доской, превышает число атомов во Вселенной. Первая цифра оценивается в 1×10120, вторая — в 1×1079.

2. Математически смоделированная партия с максимальным числом ходов будет очень продолжительной. Игра завершится после 5949 перемещений фигур шахматистами.

3. Наиболее поздняя рокировка, зафиксированная в официальных матчах, состоялась на 46-м ходу партии между Бобоцором и Ирковым (1966 год).

4. До 1561 года рокировка совершалась в два хода. Первой перемещалась ладья. После ответного хода оппонента шахматист мог обезопасить своего короля.

5. Термины «шах» и «мат» происходят от персидской фразы «Shah Mat», которая означает «шах мертв».

6. Отто Блати (1860-1939) известен как создатель самой длинной шахматной задачи, в ходе которой мат достигается за 290 ходов.

7. В 1973 году от полицейского рейда пострадал шахматный турнир в Кливленде (Огайо, США). Детективы арестовали директора соревнований и конфисковали все шахматные доски. Учредители турнира были обвинены в незаконной организации азартных игр (победитель и призеры получали денежные призы) и владении запрещенными игровыми устройствами (досками и наборами фигур).

8. Задача о ходе коня обладает 122 миллионами решений на классической доске.

9. Наиболее продолжительная шахматная партия в рамках официальных турниров состояла из 269 ходов (Николич против Арсовича, Белград, 1989 год). Поединок завершился вничью.

10. Начальная расстановка фигур позволяет белым поставить мат королю черных в два хода (8 вариантов) или три хода (355 вариантов).

11. Продвижение пешки на две клетки со стартовой позиции стало использоваться в Испании в 1280 году.

12. Доктор Эмануил Ласкер удерживал титул чемпиона мира по шахматам дольше любого другого игрока в истории: 26 лет и 337 дней.

13. В 1985 году советский шахматист Гарри Каспаров стал самым молодым обладателем титула чемпиона мира в возрасте 22 лет и 210 дней.

14. Первая шахматная доска с привычным нам чередованием темных и светлых полей появилась в Европе в 1090 году.

15. Во время Второй мировой войны ведущие шахматисты мира принимали участие в расшифровке нацистских секретных кодов. Британские мастера Гарри Голомбек, Стюарт Милнер-Бэрри и Хью Конел О’Донел Александр были членами рабочей группы, которая взломала шифровальную машину «Энигма».

Уточнение: в 1932 году польские криптографы Мариан Реевский, Генрик Зигальский и Ежи Ружицкий дешифровали код «Энигмы», что позволило польской разведке читать перехваченные сообщения военных атташе и послов Третьего рейха. После начала Второй мировой войны Реевский, Зигальский и Ружицкий поделились полученными знаниями об устройстве шифровальной машины с британскими учеными. Гарри Голомбек, Стюарт Милнер-Бэрри и Хью Конел О’Донел Александр приняли участие в изучении усовершенствованных Германией версий «Энигмы» и смогли расшифровать использовавшийся немецкими военными код.

16. В ходе матча за звание чемпиона мира между Фишером и Спасским в 1972 году (Рейкьявик, Исландия) советская делегация полагала, что неуверенная игра Бориса каким-то образом связана с креслом Бобби. Организаторы турнира взяли соревновательный зал под круглосуточную охрану. Рентгеновское исследование стула Фишера и химические анализы не показали присутствия посторонних предметов или веществ в этом предмете обстановки.

17. Первые механические часы для шахмат были созданы Томасом Уилсоном в 1883 году. Прежде игроки пользовались песочными часами — их повсеместное применение началось после лондонского турнира в 1862 году. Прообраз современных кнопочных хронометров был представлен в 1900 году.

18. Складная доска была создана в 1125 году священником, который любил играть в шахматы. Из-за церковных запретов поклонник интеллектуальной забавы был вынужден прятать игровое поле и фигуры от коллег. Складная доска имела вид лежащих друг на друге книг.

19. Худшее выступление игрока на официальных турнирах датируется в 1889 годом. Маклеод из Канады проиграл 31 партию на двухкруговых соревнованиях в Нью-Йорке.

20. Фрэнк Маршал (1877-1844) стал первым американцем, который сумел одолеть советского игрока. Партия состоялась в 1924 году в Нью-Йорке. Маршалл удерживал звание чемпиона США на протяжении 30 лет, но защищал свой титул в очном противостоянии с претендентом лишь раз. Фрэнк победил Эда Ласкера в 1923 году со счетом 5-4. Маршалл стал первым шахматистом, который провел сеанс одновременной игры с сотней оппонентов.

21. В 1985 году Эрик Кнопперт провел 500 десятиминутных партий в течение 68 часов.

22. Альбер Эйнштейн дружил с шахматным чемпионом Эмануилом Ласкером. В интервью New York Times (1936) физик заявил, что не играет в шахматы из-за собственной занятости и потребности в отдыхе после завершения работы. Эйнштейн приступил к регулярным шахматным тренировкам после приостановки активной научной деятельности.

23. В 1882 году в партии Мейсона против Макензи было зафиксировано 72 последовательных хода черного и белого ферзей.

24. Рекордное количество ходов без единого взятия фигуры пришлось на матч М. Уокера против Торнтона в 1992 году. Нотация вместила 100 перемещений по доске по первой принятой жертвы.

25. Армейские новобранцы или новички спортивных команд в английском языке именуются rookie. Этот термин произошел от слова rook, которым обозначается ладья в шахматных нотациях. Ладьи последними начинают движение по доске, а новобранцы последними пребывают в стан действующей армии в период боевых действий.

26. Компьютерная программа Deep Thoughtbeat стала первым софтверным решением, которое смогло продемонстрировать игру на уровне международного гроссмейстера (1988 год, Лонг-Бич, Калифорния, США).

27. Шахматы вслепую — распространенная забава, к которой прибегают многие сильные шахматисты. Игра без визуального контакта с доской требует развитых навыков визуализации. Обилие и высокая скорость ходов усложняют задачу шахматного мастера. Рекорд по количеству одновременных партий вслепую принадлежит венгру Яношу Флешу. В 1960 году он провел сеанс с 52 соперниками. Янош одержал 30 побед.

28. Шахматисты могут изучить более 1000 дебютов. Вариации действий в защите многократно умножают дебютный репертуар игроков.

29. Шахматы рассматриваются врачами как эффективный способ для улучшения мнемонических способностей человека. Решение сложных задач и развитие творческого потенциала позволяет отсрочить проявление симптомов болезни Альцгеймера. Некоторые исследователи утверждают, что шахматные поединки способствуют повышению IQ. Это информация требует проведения дальнейших исследований. Но положительное влияние шахмат на детскую дисциплину, навыки счета и анализа неоспоримо.

30. Аббревиатура FIDE расшифровывается как Fédération Internationale des Échecs — Международная шахматная федерация.

31. Книга о шахматах стала вторым изданием в мире, напечатанном на английском языке.

32. Автором первой шахматной программы стал математик Алан Тьюринг в 1951 году. В тот момент ни один компьютер в мире не обладал достаточной мощностью для исполнения алгоритма ученого. Тьюринг самостоятельно тестировал созданную программу, выполняя вычисления вручную. Каждый ход рассчитывался в течение нескольких минут.

33. Наиболее древняя из известных шахматных нотаций относится к 900-м годам. Запись отражает ход партии между историком из Багдада и его учеником.

34. Старейшие из найденных археологами шахматных комплектов относятся к 12 веку. Местом их обнаружения стал остров Льюис в Северной Шотландии. Фигуры и доска произведены на территории Исландии или Норвегии. Внешний вид этих шахмат использовался при создании фильма «Гарри Поттер и философский камень» (сцена в заключительной части фильма — героям необходимо сыграть партию в волшебные шахматы, Рон Уизли одерживает победу, жертвуя собой).

35. Более шестисот миллионов жителей Земли знакомы с правилами игры в шахматы.

36. Во многих языках пешка (англ. pawn) означает воина-пехотинца. В немецком и испанском языках эта фигура именуется крестьянином и фермером соответственно.

37. Шахматные фигуры не похожи на реальных королей, воинов или священнослужителей (русс. слон, англ. bishop — епископ). Причина этого заключается в том, что шахматы попали в Европу из исламского мира. Ислам налагает запрет на создание статуй или миниатюр животных/людей. Поэтому шахматные фигуры столь абстрактны. В христианской Европе их форма не претерпела существенных изменений.

38. Шахматы появились на территории современной Индии в период империи Гуптов. Со временем игра обрела популярность в Персии Сасанидов. Оттуда шахматы привезли на Ближний Восток. Крестовые походы привели к дальнейшему распространению шахматных досок и фигур по миру.

39. Первоначальные правила шахмат предполагали, что ферзь может двигаться на одну клетку по диагонали. Позже диапазон перемещений расширился до двух полей. В период испанской Реконкисты ферзь стал сильнейшей фигурой на доске. Определенное влияние на это оказала личность Изабеллы — королевы Арагона и Кастилии.

40. В шатрандже — предшественнике шахмат — ферзь именовался визирем или советником. Эти названия фигуры до сих пор присутствуют во многих языках мира.

Шахматы с резервными полями

За всю историю существования игра в шахматы стала не просто развлечением, а интеллектуальным спортом, который требует от игроков мастерства и умения распределять свои силы. Несмотря на то, что игра в шахматы на столько продвинулась вперед, накопила огромный мировой опыт, она фактически стала «игрой комбинаций».
Шахматы напоминают реальное поле сражения, а в реальных армиях всегда были резервные части. Главнокомандующий знал в какой момент направить эти резервные части в бой, чтобы восполнить потери и таким образом добиться преимущества. А обычные шахматы, не имея резервных фигур фактически противоестественны – отсутствует принцип восполняемости, как это существует в реальных сражениях. Если для проведения комбинации в классической партии не хватает определенных фигур, то в обновленной версии всегда можно взять из резерва необходимые утраченные фигуры и, таким образом, победить противника.
С точки зрения обывателей шахматы исчерпали себя, поэтому мы считаем, что дополнение игры – это импульс, который придаст ей свежее дыхание. Новый взгляд на устоявшиеся правила повлечет за собой массовый интерес. В СССР шахматы не были элитарным видом спорта, они были предметом интереса каждого – люди отслеживали новости настольного спорта в газетах, искали комбинации.
Если игра по новым правилам добьется популярности, многие дети отвлекутся от киберспорта, который портит не только зрение, но и формирующиеся мировоззрение, моральные ценности, а в конечном итоги и души детей. Новизна, привнесенная в игру даст ей «второй шанс», популяризирует этот вид спорта — привлечет новые аудитории.
Огромным плюсом нового вида игры станет то, что можно будет придумать сотни новых комбинаций или воспроизводить и дополнять уже существующие при недостатке фигур, что не удалось бы во время разыгрывания классической партии. Например, возможно будет совершить комбинацию, в которой взаимодействуют слоны, находящихся на клетках одного цвета.
Чтобы оживить игру я придумал использовать дополнительные поля с резервными фигурами, которые игрок может использовать в течение игры. Правила почти не отличаются от стандартных правил игры, но есть некоторые коррективы, связанные с фигурами на дополнительных полях.
Владимир Угличин.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *