Посещаемость ФНЛ

Июл 21, 2020 Спорт

Посещаемость ФНЛ

Развитие ФНЛ в прошедшем календарном году было очевидно даже болельщику, который не следит за этой лигой. Во-первых, красавцы-стадионы, построенные к чемпионату Мира, остались в распоряжении «Нижнего Новгорода», калининградской «Балтики», волгоградского «Ротора», «Сочи» и саранской «Мордовии». Неудивительно, что сразу после завершения мундиаля именно эти команды стали ставить рекорды посещаемости. С другой стороны, в местных СМИ неоднократно появлялась информация о том, каким образом достигались рекорды. Билеты раздавались бесплатно, а в худшем случае, народ был чуть ли не насильно загнан на стадион.

Embed from Getty Images

Начиная с конца прошлого сезона на нашем портале то и дело появлялись сообщения о невероятном количестве зрителей на отдельном стадионе или в целом за тур. В текущем сезоне лучший результат установили в Нижнем Новгороде, где на матче «Нижний Новгород» – «Авангард» побывали 31 369 зрителей. По среднему показателю на первом месте «Волгоград Арена». За одиннадцать проведённых матчей на этом стадионе следили за перипетиями матча, в среднем, 22 054 человека. На второй позиции Нижний Новгород – 21 086 зрителей (11 матчей). В Саранске получилось меньше, но и для ФНЛ всё равно приличные цифры – 14 693 поклонников поддержали местную «Мордовию» в двенадцати встречах. В Калининграде бесплатно зрителей на футбол пускать не захотели. Как итог, 5948 поклонников футбола поддержали «Балтику». В Сочи болельщики никак не привыкнут к своей «новой» команде, считая её всё еще питерской. Возможно, что поэтому стадион «Фишт» посетили 3585 болельщиков.

Embed from Getty Images

Не будем акцентировать внимание на лидерах гонки. После рекордов в Волгограде, Нижнем Новгороде и Саранске появилась информация, что людей сгоняли на эти матчи чуть ли не в приказном порядке. Первое время тем, кто не успел побывать на матчах мундиаля, было интересно вживую увидеть новые стадионы. Но если тебя заманивают не просто бесплатно, а ещё и заставляют придти, то начинаешь задумываться о правильности мероприятия. Посещаемость матчей первого дивизиона, до текущего сезона, непременно падала, достаточно посмотреть на картину за последние двадцать лет. В 1999 году средняя посещаемость матчей первого дивизиона составляла 8637 человек. 2004 – 5661 зритель, 2009 – 4676 болельщиков. Сезон 2013/2014 – 3320 зрителей. 2017/18 – 2610 человек. За 24 сыгранных тура сезона 2018/19 средняя посещаемость составляет 4663 зрителя.

Embed from Getty Images

Если не брать во внимание новые стадионы, то на домашние матчи лидера текущего сезона ФНЛ «Тамбов» ходит 3806 человек. Немного больше в Томске – 3832 человека. И это при том, что в городе с населением более полумиллиона человек, по сути, только один профессиональный спортивный клуб. Больше трёх тысяч человек ходит ещё только в Курске. В остальных от 1500 до 2500 зрителей. Меньше зрителей, что также объяснимо, посещают матчи «Спартака-2» и «Зенита-2».

Embed from Getty Images

В чём причина подобных цифр? Если сравнивать с девяностыми годами, то можно сделать вывод о возможности выбора более качественного футбола. Сегодня нет проблем следить за АПЛ или Ла Лигой, практически все матчи можно наблюдать по телевизору. Падение уровня жизни в регионах, как следствие, экономия на всём. Это больше характерно для самих клубов. В ряде городов билеты на матчи ФНЛ не стоят и ста рублей. Хочется верить, что новые стадионы станут первым шагом к повышению уровня интереса к лиге со стороны зрителей. Именно интереса, а не «приказного боления» за команду из родного города. за В противном случае, скоро футболисты будут играть только для себя …

Константин Лицин

Спорт 7 Июн 09:38
Фото: www.transfermarkt.ru

В общей сложности за сезон на «Волгоград Арене» побывало 245 427 человек.

Волгоградский «Ротор», занявший первое место по итогам досрочно завершённого сезона ФНЛ 2019/20, оказался лидером и по посещаемости, причём лидером безоговорочным. Практически в каждом туре, где у сине-голубых была домашняя игра, «Волгоград Арена» собирала больше зрителей, нежели остальные стадионы.

По данным transfermarkt.ru, за весь сезон, который получился неполным, на матчах «Ротора» побывало 245 427 человек (в среднем 18 879 за одну игру). В тройке лидеров также расположились команды, играющие на стадионах ЧМ-2018: «Нижний Новгород»» (97 925 человек и 6 995 в среднем за матч) и «Балтика» (75 305 человек и 6 275 в среднем за игру).

Интересно, что 5-е место по суммарной посещаемости занял снявшийся с чемпионата «Армавир». Его стадион «Юность» по вместимости является одним из самых маленьких в ФНЛ (3 650 мест), но в среднем на матч приходило 3 306 болельщиков, а за сезон набралось 46 278.

Сложно представить, но уже завтра начинается новый сезон Футбольной Национальной Лиги. Гении из неё вновь удивляют — окончательно утверждённый состав участников стал понятен за неделю до старта, а в чемпионате сыграет рекордное количество участников (22 команды, в последний раз такое было в прекрасном 2008-м).

Но так получилось, что мы ещё не успели подвести итоги прошедшего сезона, хотя фактически он завершился ещё 15 марта. И раз есть инфоповод, то почему бы это не сделать сейчас. Ниже максимально подробный разбор темы посещаемости ФНЛ в сезоне-2019/20.

Инфографика

Перед анализом значений и цифр я предлагаю вам взглянуть на традиционно полную инфографику с картой участников, а также максимально возможным набором цифр о посещаемости матчей:

  • средний показатель домашних игр;
  • максимальные и минимальные значения;
  • все стадионы, на которых были сыграны матчи у каждой команды, их вместимость и средняя заполняемость;
  • динамика каждой команды по сравнению с прошлым сезоном;
  • динамика посещаемости всей лиги за последние 20 лет.

В отличном разрешении можно увидеть по клику.

Значения в целом по лиге

В общей сложности было сыграно 270 матчей, из них со зрителями — 269. Из статистики исключён последний матч сезона «Балтика» — «Армавир», который прошёл в Калининграде без зрителей из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки по требованию местного отделения Роспотребнадзора.

Загружаю…

Средняя посещаемость чемпионата составила 3294 зрителя — на 22.5% меньше, чем сезоном ранее (4254 зр./матч). Достаточно большое проседание, однако за всю современную историю ФНЛ, которая ведётся с переходного сезона-2011/12 после реформы первого дивизиона, это четвёртый по величине показатель. Больше был в сезонах-2011/12 (4769), 2018/19 (4254) и 2012/13 (3320).

Доминирование «Ротора»

В своём канале в Телеграм (подписывайтесь, кстати!) я уже неоднократно писал на тему того, что «Ротор» может установить рекорд домашней посещаемости за всю современную историю ФНЛ (с сезона-2011/12). Так и получилось — 18 879 человек в среднем на каждом домашнем матче — это действительно лучший показатель за данный период. Ниже приведён рейтинг десяти лучших показателей домашней посещаемости в новой истории ФНЛ. Кстати, у волгоградцев сезоном ранее цифра была чуть меньше:

Зрительская аудитория матчей по ходу сезона закономерно возрастала по ходу тёплого сезона (лета и ранней осени) и падала ближе к холодному периоду. Ниже — график количества болельщиков, пришедших на каждый домашний матч «Ротора» в текущем сезоне.

Самые посещаемые матчи

Если смотреть на рейтинг посещаемости отдельных матчей, то там также тотальное преимущество «Ротора»: из двенадцати самых посещаемых матчей прошедшего сезона ФНЛ — двенадцать домашних матчей волгоградской команды. Ниже приведён рейтинг топ-30 игр с наибольшей аудиторией. Полная версия рейтинга — в конце текста.

Рекордная аудитория собралась на игру «Ротор» — «Торпедо». В последний день лета на матч против тогдашнего лидера лиги из Москвы (коллектив из Волгограда на тот момент занимал третью позицию) пришли 36 219 человек, что стало третьей по величине аудиторией в истории вообще всего Первого дивизиона (и лучшей, не считая тестовых матчей перед ЧМ-2018).

Загружаю…

Топ-5 самых посещаемых матча за всю историю ФНЛ/Первого дивизиона:

Если не брать в учёт тестовые матчи к ЧМ-2018, то эта игра становится самой посещаемой за всю историю Лиги.

Топ-3 самых посещаемых матча за всю историю ФНЛ/Первого дивизиона без учёта тестовых матчей:

Общий обзор показателей

Топ-3 самых популярных команд с наилучшей посещаемостью домашних матчей составили клубы с новыми стадионами ЧМ. Помимо Волгограда (18 879) это Нижний Новгород (6995) и Калининград (6275). Инфраструктура действительно помогла немного продвинутся в проблемном вопросе посещаемости нашего футбола. Но, несмотря на современные стадионы, уже на второй сезон в том же Нижнем серьёзно упал интерес к футболу (на 54%). Очевидно, что разогревать интерес к походу на футбол нужно не только строительством, но и более изящными и интересными matchday-программами.

«Химки» оказались так высоко (4-я позиция) только благодаря бесплатным билетам на матчи. Посмотрим, как изменится ситуация в РПЛ. За счёт высокой степени известности соперников и большего числа выездных болельщиков средний показатель вырастет даже с введением платного входа.

Наблюдая на пятой и шестой позициях «Армавир» и «Авангард», хватаешься за голову от нелогичности всего, что происходит в футбольном хозяйстве России. Вместо поддержки и дальнейшего развития команд, которые вызывают достаточно высокий интерес в своих городах, мы видим значительное понижение в классе: либо лишение профессионального статуса («Армавир»), либо добровольный переход в ПФЛ («Авангард»).

Загружаю…

«Томь», «СКА-Хабаровск» и «Енисей» являются последними хоть сколько-нибудь стабильными командами в Сибири и Дальнем Востоке. За исключением этих трёх городов и субъектов, регионы, занимающие 2/3 территории Российской Федерации, не имеют представителя в РПЛ. В то же время в ПФЛ убили группу «Восток» — единственную, куда логичнее всего помещать команды с этих земель. Разумеется, росту посещаемости всё это не способствует. На эту тему нужен, безусловно, отдельный пост, однако крайне печален факт практически полного исчезновения на карте России клубов за Уралом.

31 августа 2019 г. «Ротор» — «Торпедо». 36 219 зрителей.

«Факел» продолжают топить вниз неумелые управленческие решения. Уже третий сезон подряд команда завершает в зоне вылета, но благодаря особой магии российского футбола никак не вылетит в ПФЛ. Из когда-то самого посещаемого клуба страны (сезон-2000 в Высшей лиге, 23 120 зр./матч) воронежская команда превратилась в середняка ФНЛ по этому показателю, собирая на своих трибунах аудиторию в 11 раз меньше.

«Луч» — всё. Об этом уже много всего сказано. Планомерный развал клуба лишил жителей Владивостока (по крайней мере как минимум 1932 человек) профессионального футбола. Вместе с ним в Небесную лигу, скорее всего, отправляется и «Мордовия». Наследие Чемпионата Мира не сработало — город с как минимум двумя стадионами уровня премьер-лиги будет без профессионального клуба в наступающем сезоне.

«Шинник» традиционно для последних лет не смог собрать большой аудитории. Ярославле по-прежнему более популярен хоккей — там есть и комфорт на арене, и результаты у команды. «Торпедо» ещё как минимум 3 года будет без своего стадиона и, как очевидно, нормальной посещаемости.

Для «Чайки» большой плюс играть в своём собственном селе. РФС и ФНЛ хватило мозгов допустить небольшой стадион команды из Песчанокопского до проведения матчей лиги. Собирают немного, но зато на играх по-настоящему домашняя атмосфера.

Загружаю…

Показать хорошие цифры средней домашней посещаемости «Текстильщику» помешала реконструкция стадиона, заключавшаяся в приведение его под требования лиги. Первые семь домашних матчей коллектив из Иваново играл в Москве и Ярославле. У «Нефтехимика» похожая история. Только в Нижнекамске более глобальная реконструкция и команда все матчи играла в Казани — на расстоянии 220 километрах от своего города.

12 октября 2019 г. «Текстильщик» — «Луч». 4800 зрителей.

«Чертаново» является районной командой, которой тяжело привлечь большое внимание на своих домашних матчах, зато хорошо удаётся работать в медийном пространстве. «Спартак-2» и «Краснодар-2», будучи молодёжными командами своих основных подразделений также вряд ли могут рассчитывать на высокий живой интерес к своим матчам. Хотя «Спартак» делает интересный эксперимент уже не первый раз, допуская вторую команду к игре на большой «Открытие Арене»: в этом сезоне на встречу с «Торпедо» пришло 6233 человека — отличный показатель для второй по силе лиги. Может, Сергею Галицкому стоит рассмотреть такой сценарий для своих молодых «быков»?

Посещаемость всех матчей лиги

Ну и в завершение я прилагаю рейтинг всех матчей прошедшего сезона ФНЛ, отсортированных по количеству зрителей, с информацией о дате, времени, месте проведения матча, а также погоде для правильной оценки и восприятия значений.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Футбольная картография» — там еще больше интереснейших карт, тестов и неожиданных фактов о футболе

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *