Погибли альпинисты

Май 4, 2020 Спорт

Погибли альпинисты

Пик Сталина или Пик Коммунизма – так называлась горная вершина в Таджикистане, самая высокая точка Советского Союза. 80 лет назад – 3 сентября 1933 года – ее покорил легендарный советский альпинист и скульптор Евгений Абалаков. В мировой практике это было первое восхождение на такие высоты – 7495 метров. Его планировалось совершить во время трёхмесячной Таджикско-Памирской экспедиции. Рассказывают «Новости культуры».

«На высоте семи тысяч метров восходителей застала горная буря, свирепая, поэтому они остались наедине со стихией горной, – рассказывает сын Евгения Абалакова Алексей Абалаков. – Температура упала до минус 45 градусов. На Евгении, в основном, держался весь успех экспедиции. На его выносливость, силу, умение преодолевать скальный маршруты и тащить ха собой участников экспедиции вверх, потому что предполагалось, что это будет массовое восхождение».

Однако последние метры удалось преодолеть только Евгению Абалакову. Восхождение на Пик Сталина было непросто выдающимся спортивным достижением. Это было задание Академии наук и Совнаркома СССР для комплексного изучения неосвоенных тогда горных районов Памира и Тянь-Шаня. Туда отправили специальный отряд, состоявший из лучших советских альпинистов. Покорив вершину, Евгений Абалаков сделал зарисовки и схемы ближайших ледников и хребтов. Была установлена автоматическая метеорадиостанция. Абалаков одним из первых был удостоен звания заслуженного мастера альпинизма и впоследствии совершил еще десятки опасных восхождений. Его дневники были опубликованы в 63-м под названием «На высочайших вершинах Советского Союза».

Новости культуры

ДУШАНБЕ, 16 фев — Sputnik, Вадим Попов. Во время Второй мировой войны в горах Памира произошла одна из самых крупных авиакатастроф не только в истории Таджикистана, но и всего Советского Союза.

В 1942 году, 16 февраля, биплан Р-5 вылетел из Сталинабада (Душанбе) в Хорог. Из-за тяжелых погодных условий самолет не долетел до цели, а зацепился за одну из вершин перевала Одуди Рушанских Ворот, и упал в урочище Калаи Вамар Памира. В этих местах горы настолько высоки, что самолеты идут между ними. Подобные проходы между скалами и называются «воротами». Пилот и пассажиры: четверо мужчин и женщина с двумя детьми выжили, но дальнейшая их судьба потрясет многих даже спустя 77 лет.

Голод и холод: 85 дней в снежном плену

Над Памиром проходит одна из самых опасных воздушных трасс в мире, и 16 февраля очень надежный советский биплан 30-40-х годов не справился с перелетом и потерпел крушение.

© Sputnik / РИА Новости Великая Отечественная война 1941-1945

На борту Л3316 находились пилот Василий Княжниченко, начальник Памирского погранотряда майор Андрей Масловский, работник Наркомата НКВД капитан Михаил Вихров, сотрудник НКВД Таджикской ССР Жуковский, а также Анна Гуреева, жена хорогского начальника аэропорта, с двумя детьми: десятилетним сыном Сашей и шестимесячным Валерием.

© Sputnik / Амир Исаев

После падения самолета люди оказались на высоте 4400 метров в снежной ловушке. На этом уровне разреженный воздух не позволяет нормально дышать, часто из носа и ушей начинает идти кровь, учащается сердцебиение, появляется одышка, организм обезвоживается. Резкие перепады дневных и ночных температур, морозы до -30, снегопады не под силу выдержать даже крепким мужчинам, не говоря о детях.

Спустя несколько часов после падения Княжниченко и Вихров, получившие минимальные травмы при крушении, отправились искать проход к реке Пяндж, но вернулись так и не найдя пути. Дальнейшие поиски выхода показали, что самолет упал на край ледника, который «стекал» в глубочайшую пропасть.

В ледяной берлоге

Выжившие приняли решение дожидаться поисковой команды из Хорога. В распоряжении у пленников заснеженного Памира были запасы пищи: сливочное масло – 600 грамм, колбаса – 1000 грамм, сыр – 1200 грамм, одна банка крабов, три бутылки водки «Ара», питьевой воды не было.

Люди питались один раз в день по несколько граммов разных продуктов, вместо воды использовали снег, но в горах снег и лед жажду не утоляют. Каждая ночь давалась с большим трудом. Сидели друг у друга на коленях в 4-х местном купе, пытались каждую ночь выходить в физюляж самолета, но немедленно замерзали и уходили оттуда в тесную кабину пассажиров, временами выходили за снегом и ели его.

Так продолжалось в течение трех дней — до 19 февраля, когда мужчины опять предприняли попытку найти выход. Пройдя 6 километров через глубокий снег по грудь, они вернулись обратно, изнемогая от усталости.

Уже к 24 февраля закончились продукты, силы стали покидать товарищей по несчастью. Стало ясно, что подмоги нет смысла ждать, и было принято решение всем мужчинам отправиться на поиски последний раз, найти выход к Пянджу или умереть. Женщину с детьми оставили в обломках самолета.

Судьба брошенных

Через несколько дней пути сквозь снежную толщу Масловский, Вихров и Княжниченко все-таки дошли до кишлака Матраун, где их подобрали местные жители и переправили в Хорог. Жуковского с ними не было. Выжившие получили сильнейшие обморожения, двоим ампутировали ноги. Княжниченко повезло больше, на нем были теплые унты, которые полагались пилотам.

© Sputnik / Михаил Воскресенский

В кишлаке никто из троих даже не вспомнил о Гуреевой с детьми. Местные жители утверждали потом, что если бы узнали об этом сразу, то Анну с Сашей они могли бы спасти. Лишь в Хороге летчик и чекисты вспомнили о брошенной ими женщине, прибавив, что она, скорее всего, уже умерла вместе с сыном от голода и морозов. Жуковского и Гурееву с детьми никто не искал еще два месяца. Помог случай.

В Душанбинское управление гражданской авиации пришла шифротелеграмма за подписью Вячеслава Молотова, которая предписывала найти все разбившиеся до этого времени Р-5, снять с них двигатели и направить в ВВС. На поиски самолета отправилась группа, в которую вошел муж Анны Иван Гуреев.

«Настоящий человек»: образ Алексея Маресьева в культуре и в жизни

Идя к месту падения Р-5, отряд наткнулся на тело Жуковского, который по пути к кишлаку сорвался в пропасть. Мужчина лежал у реки, а вокруг россыпью пистолетные гильзы. В обойме «ТТ» не было ни одного патрона. Троица бросила товарища, а тот стрелял, зовя их на помощь, но так никого и не дождался.

На третьи сутки поисков, 12 мая, экспедиция вышла к обломкам, где увиденное повергло два десятка мужиков в шок. На физюляже сидела Анна, превратившаяся за 85 дней в живой труп.

Женщина повернула голову, и оцепеневшие мужчины в мертвенной тишине ясно услышали ее вопрос.

«Ваня, а ты уже, наверное, женился?!», — сказала Анна. Гуреев действительно женился за месяц до этого.

«Где сын, где Саша?» – спросил начальник хорогского аэропорта.

Женщина указала на лежащий рядом обглоданный череп.

Дневник Анны Гуреевой

На Масловского, Вихрова и Княжниченко было заведено уголовное дело по факту оставления женщины с детьми в безвыходной ситуации. Все трое получили разные сроки наказания. Пилота отправили на фронт в штрафной батальон, где он вскоре погиб.

К уголовному делу был приобщен дневник Анны Гуреевой, который и стал источником подробностей о ее заточении в ледяном аду. Кроме записей Анны в деле фигурируют еще и письма сына Саши.

«Здравтвати Коля и Витя и теть Варя шлю я вам горячий привет жилаю всива харашава. Бабушка намали нам богу чтобы нас из этой бирлоги вытощили», — из письма Саши.

Сделанные Анной и Александром записи невозможно читать без содрогания. Мальчик умер только 23 марта, продержавшись больше месяца. Его мать дожидалась спасения еще 7 недель.

Почти каждый день она делала записи — подробности своего мучительного ожидания спасения или смерти, а также распоряжения мужу, как обойтись с вещами и деньгами, которые были при ней. Женщина просила позаботиться об их общем сыне Владимире и других родственниках.

История Р-5 не закончилась

Анна Гуреева больше года наблюдалась в Душанбинской психиатрической больнице. Что дальше было с ее мужем и сыном Владимиром неизвестно. Сама же Анна второй раз вышла замуж, родила детей. Затем появились внуки. Она дожила до преклонных лет в Нуреке (Таджикистан).

Обломкам самолета Р-5 суждено было оказаться еще в одной передряге.

В 1985-м было принято решение найти части легендарного советского биплана для музея авиации в Монино (Россия). Специальная экспедиция обнаружила бензобаки, двигатель и другие детали. Обломки вывезли двумя рейсами на вертолете в Душанбе. Начался процесс восстановления машины по найденным в частных коллекциях чертежам.

© Sputnik / Э. Литвинов Вертолет в горах. Архивное фото.

В кустарных условиях самолет был закончен за семь лет. Винт был сделан из дерева лиственницы. На склеивание всех деревянных деталей понадобилось около 18 килограммов клея ПВА.

В 1992 году, когда в Таджикистане уже шла гражданская война, самолет был почти готов, обтяжку проделали три 70-летние пожилые женщины – сотрудницы авиазавода в Айни. Работу эту они знали хорошо, так как обтягивали крылья Р-5 в далеких 40-х.

Поползли слухи, что машину хотят вывезти за границу и продать. Тогда реконструкторы решили укрыть самолет на российской военной вертолетно­-ремонтной базе в Айни. Биплан прицепили тросом к автомобилю и тащили по земле 15 километров, по дороге попали под обстрел. Когда привезли, начался скандал. Руководство таджикского авиапредприятия потребовало вернуть самолет. Тогда из Москвы прислали авиатранспорт, чтобы вывезти Р-5.

Пять лучших видов оружия Советского Союза

На сегодняшний день легенда российского и советского самолетостроения находится вот уже 26 лет в музее Российских военно-воздушных сил в Монино. Мало кто знает, что с этим экспонатом связана такая полная драматизма история.

По данным Национального полицейского агентства Японии, в 2019 году в горах произошло 2531 случая бедствия, с ними столкнулось 2937 человек. По сравнению с рекордными с момента начала сбора статистики в 1961 году цифрами 2018 года, эти показатели немного снизились, но всё ещ остаются весьма высокими.

Из графика видно, что, хотя число случаев и количество людей увеличивается, число погибших и пропавших без вести практически не меняется. Одним из факторов, за счёт которых растёт число известных несчастных случаев в горах, считают улучшение антенн мобильных устройств, из-за чего расширилось покрытие мобильной связи, благодаря чему стало возможно сообщать и о незначительных проблемах, которые раньше приходилось решать на месте.

Среди людей, поднимавшихся в горы группой и попавших в бедствие, доля погибших и пропавших без вести составляет 6,5%, в то время как из 1117 человек, попавших в бедствие при одиночных восхождениях, погибло или пропало без вести 180 человек, 16,1%. Стоит учитывать, что справиться с проблемами в одиночку при несчастных случаях сложнее, чем в группе, поэтому лучше совершать восхождения группой с лидером, которому можно довериться.

Национальное полицейское агентство призываете при планировании восхождения учитывать погодные условия и физические возможности участников, а чтобы обеспечить скорейшее проведение поисково-спасательных работ, оставлять план восхождения и заявку на восхождение родственникам либо коллегам по работе и в ящике для заявок на восхождение у входа на маршрут.

Фотография к заголовку: PAKUTASO

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *