Первые соревнования по фигурному катанию

Июн 5, 2020 Спорт

Первые соревнования по фигурному катанию

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегуЮжного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Зарождение (XVI—XIX век)

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований, впервые это произошло вГолландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона. Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (в другой транскрипции Гейнц; 1840—1875), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли «на ура», Николай Александрович Панин-Коломенкин писал:

он показал изумлённым европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства.

Первые чемпионаты (конец XIX века)

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев.

На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был созданМеждународный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс, Германская империя). В 1903 году в честь 200-летияСанкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов, 2-е — Николай Панин-Коломенкин).

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием «снегурки»), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс.

Развитие (1900—1960)

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Очевидно, парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — её произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет. Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер.

В парном же катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками, не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнёров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты».

До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттонсовершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программучемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года.

Расцвет (1960—2000)

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе. Это положило конец доминированию США в фигурном катании.

Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман. Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира (1962—1965).

С появлением телевидения возник такой парадокс. Обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу. Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60% очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики» (этим известна, например, Беатрис Шуба). В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50%. В 1972 году добавилась короткая программа, дававшая 20%. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно.

Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы. В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп.

Практически весь пьедестал почёта в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова—Протопопов, Роднина—Уланов/Зайцев, Валова—Васильев, Гордеева—Гриньков,Бережная—Сихарулидзе… В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова—Горшков, Линичук—Карпоносов и Бестемьянова—Букин принесли советской стране много первых мест.

В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер (ГДР), давшая таких спортсменок, как Зайферт, Пётч и Витт. В 1990-е на время вернули свои позиции США. Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон, Орсер, Бойтано, Браунинг, Стойко. В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину, подготовившему таких спортсменов, как Урманов, Ягудин и Плющенко.

Современность (2000 — настоящее время)

По мнению арбитра С. Бьянкетти, время таких программ, как «Чаплин» Бережной—Сихарулидзе, к сожалению, прошло.

Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002 (Солт-Лейк-Сити). Это стало толчком к появлению Новой судейской системы. Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец «подсечкам» через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов. С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков.

Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды, большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась.

В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко, Стефан Ламбьель и Бриан Жубер. На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек. В женском — Ирина Слуцкая, Мики Андо, Ким Ён А и Мао Асада. В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина—Маринин; также можно отметить китайцев Пан Цин—Тун Цзянь, Шэнь Сюэ—Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко—Шолковы. Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка—Костомаров.

Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась, ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.


Ситуация в СССР и России

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Когда закончилась революционная разруха, фигурное катание снова начало набирать силу — правда, в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович, затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52).

В 1960-е годы — после полувекового перерыва — Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впрочем, советские книги предпочитают умалчивать об их заслугах — в 1979 году они стали «невозвращенцами». Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хени, став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с1964 до 2006г. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Мария Бутырскаяи Ирина Слуцкая.

В 2000-е годы Россия начала сдавать позиции, зато встали на ноги Китай и Япония. Олимпиаду-2010 Россия фактически проиграла. Александр Горшков, олимпийский чемпион, ныне функционер Федерации фигурного катания России, считает причиной этого разруху 90-х годов, когда приостановилась подготовка спортивных кадров, и «утечку тренерских мозгов».

Синхронное фигурное катание

Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия, но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году Международный союз конькобежцев (ISU), официально признал синхронное фигурное катание пятой дисциплиной фигурного катания. В 1996 г. в Бостоне в США прошел первый Кубок мира по синхронному фигурному катанию. Первый чемпионат мира под эгидой Международного союза конькобежцев прошел в 2000 году в Миннеаполисе, штат Миннесота. С основания соревнований лидирующие позиции удерживают команды Швеции иФинляндии. Наиболее популярен этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции.


История развития фигурного катания на коньках в России

История фигурного катания

С давних времен фигурное катание было популярным видом отдыха. Катали обычно на замерзших реках, озерах, прудах. Во второй половине XIX века в таких крупнейших городах России, как Петербург, Москва, Нижний Новгород, Саратов, Воронеж, для этих целей стали огораживать площадки и специально заливать их. Первый такой каток появился в Петербурге в 1865 г. Под него приспособили пруды Юсупова сада (ныне сад Октябрьского района). Именно там систематически стали заниматься фигурным катанием на коньках первые русские спортсмены, объединившиеся в 1877 в Петербургское общество любителей бега на коньках.

В 1890 г. на льду Юсупова сада был разыгран первый неофициальный чемпионат мира, в котором приняли участие сильнейшие фигуристы России, США, Австрии, Германии, Швеции. Во всех разделах катания сильнейшим был А.П. Лебедев. Катание этого выдающегося русского спортсмена отличалось высокой техникой, точностью движений, удивительным изяществом.

Выступления А.П.Лебедева, его педагогическая и общественная деятельность оказали влияние на формирование так называемого международного стиля катания. В развитие фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США. Организационно он оформился в 1892 г., был создан Международный союз конькобежцев (ИСУ). Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

В 1896 г. ИСУ решил проводить первенства мира. Право организовать первые соревнования на столь высоком уровне было предоставлено Петербургскому обществу любителей бега на коньках. Соревнования состоялись на льду Юсупова сада. На старт вышли бронзовый призер чемпионата Европы немец Г. Фукс, «юсуповцы» Г. Сандерс и Н. Подусков. Победителем стал Г. Фукс, Г. Сандерс и Н. Подусков проиграли и в «школе», и в произвольном катании. Г. Сандерс оказался первым в исполнении спиральных фигур — особом разделе фигурного катания. Его фигуры считали самыми красивыми и самыми сложными.

Чемпионат мира 1896 г. стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжал Панин, опираясь на традиции, заложенные А.П. Лебедевым. Систематическая и упорная работа вскоре дала свои плоды. Сам Панин участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках и в 1901 г. сменил на пьедестале почета первого русского чемпиона А.Н. Паншина, завоевавшего этот титул в 1897—1900 гг. Победитель отлично выполнил школьные фигуры, в произвольном катании продемонстрировал высокое художественное мастерство, пластику. Его манера катания во многом напоминала манеру «дедушки русских фигуристов» А.П. Лебедева. Панин завоевывал титул чемпиона России и в 1902, и в 1903 гг. О нем заговорили за рубежом.

В 1903 г. праздновалось 200-летие Петербурга и комитет Международного союза конькобежцев поручил Петербургскому обществу любителей бега на коньках провести розыгрыш очередного первенства мира. На катке Юсупова сада создали школу фигуристов. Из Австрии был приглашен известный тренер В. Зейберт. Под его руководством и тренировались Н.А. Панин, Ф.И. Даттин, К.А. Олло и другие петербургские фигуристы.

Чемпионат мира 1903 г. собрал сильный состав участников. Приехал двукратный чемпион мира швед У. Сальхов, экс-чемпион мира немец Г. Фукс, чемпион Австрии М. Богач и чемпион Германии Э. Лассан. От России был заявлен Н.А. Панин. Первое место тогда занял У. Сальхов, второе — Н.А. Панин.

Еще трижды Н. Панин был чемпионом России, неоднократно занимал высокие места на чемпионатах Европы и мира. В 1908 г. он решил прекратить выступать и посвятить себя тренерской работе. И все же ему пришлось выйти на лед. В феврале в соревнованиях на приз А.Н. Паншина на льду Юсупова сада он вступил в единоборство с семикратным чемпионом мира У. Сальховым. В общем зачете Н. Панин опередил прославленного фигуриста и занял первое место.

Судьба свела их снова в том же году в Лондоне на IV Олимпийских играх. Из-за нечеткого судейства обязательных упражнений Н.А. Панину пришлось отказаться от произвольного катания. В соревнованиях по специальным фигурам он продемонстрировал изумительное мастерство, безукоризненно выполнил все изобретенные им рисунки на льду и стал первым русским олимпийским чемпионом.

После Олимпийских игр Н.А. Панин переключился на педагогическую и тренерскую деятельность. Вскоре и его ученики добились больших успехов: К.А. Олло выиграл первенство России в 1910, 1911, 1912 гг.; К.Г. Цезар побеждала на всех чемпионатах страны с 1911 по 1915 г.

Серьезного успеха добились «юсуповцы» и на первенстве Европы 1911 г., которое разыгрывалось на их льду. К.А. Олло занял тогда второе место. В соревнованиях среди женщин К.Г. Цезар была второй, Л.П. Попова — третьей.

Петербург явился одним из центров формирования международного стиля фигурного катания. Успех самобытного катания А.П. Лебедева, первая в России золотая олимпийская медаль Н.А. Панина и успехи группы фигуристов, ставших тренерами после Великой Октябрьской социалистической революции, таковы основные вехи в развитии катания того времени.

Важно отметить появление в 1910 г. труда Н.А. Панина «Фигурное катание на коньках (международный стиль)», в котором автор обобщил материал, накопившийся к концу первого десятилетия XX века в области техники и методики фигурного катания. Эта работа заложила фундамент теории фигурного катания.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила дальнейшее развитие фигурного катания как части физической культуры страны. В общем строю фигурное катание проделало сложный путь развития, став одним из самых массовых видов спорта.

В первые годы после победы Великого Октября вся работа по физической культуре и спорту была подчинена главной задаче подготовке воинов для фронтов гражданской войны. Но и в грозное время, по свидетельству Н.А. Панина, любители фигурного катания находили возможность выделять время для занятий.

В 1920 г. были организованы первые соревнования по фигурному катанию иа катке ипподрома Семеновского плаца.

В 1923—1924 гг. состоялись показательные выступления фигуристов на катке Юсупова сада. В них участвовали Л.П. Попов К.Г. Цезар, А.Д. Конопатова, И.И. Богоявленский.

В 1926 г. в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые площадки для фигуристов. Особую роль в развитии этого вида спорта сыграла школа фигурного катания — так называемая Семинария инструкторов фигурного катания.

После Великой Отечественной войны стали активно работать секции добровольных спортивных обществ «Динамо», «Спартак: ДСО профсоюзов в Москве, Ленинграде и Таллине. Была организована группа специализации по фигурному катанию в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград). Появилась талантливая группа фигуристов, осваивавшая все более сложные программы, особенно в парном катании.
Чемпионами страны в эти годы среди женщин были В. Падури, Ю. Николаева, Н. Картавенко, Т. Лихарева, у мужчин И. Митрущенков, В. Захаров, И. Персианцев, в парном катании — Т. Гранаткина и А. Толмачев, М. Гранаткииа и В. Захаров, М. Беленькая и И. Москвин.

В 50-х гг. уже накопился известный опыт тренировочной работы особенно в парном катании. У советских фигуристов появилась возможность попробовать свои силы на международной арене.

В 1956 г. советские фигуристы впервые вышли на европейский лед, но первый большой успех был достигнут в Братиславе в 1958 г. — Н. и С. Жук завоевали первые медали и сразу же серебряного достоинства! Другая советская пара — Л. Белоусова и О. Протопопов продемонстрировала лиричную, полную изящества программу и заняла 10-е место. Впервые участвуя в том же году первенстве мира в Париже, Н. и С. Жук заняли 8-е, а Л. Белоусова и О. Протопопов 13-е место. Хорошей школой для советских фигуристов явилось их участие VIII Олимпийских играх в Скво-Вэлли в 1960 г. Наша первая пара — Н. и С. Жук заняла 6-е место, Л. Белоусова и О. Протопопов — 9-е.

Настоящим триумфом советской школы фигурного катания явились IX Олимпийские игры, где Л. Белоусова и О. Протопопов завоевали золотые медали, а юные дебютанты Олимпиады — Т. Жук и А. Гаврилов заняли 5-е место.

Имена наших фигуристов И. Родниной и А. Уланова, а затем и Зайцева, Т. Москвиной и А. Мишина, Т. Жук и А. Горелика, Смирновой и А. Сурайкина, Т. Карелиной и Г. Проскурина в парном катании, И. Гришковой и В. Рыжкина, Л. Пахомовой и Горшкова в танцах на льду, С. Четверухина в одиночном катании прочно вошли в списки сильнейших мира.

Строительство закрытых ледяных площадок, необычайно расширившаяся география фигурного катания, широкая информация по телевидению и в кино содействовали большой популярности вcex видов фигурного катания. Наряду с массовостью в настоящее время весьма возросло мастерство фигуристов. Независимость от погодных условий помогла значительно интенсифицировать процесс обучения, больше времени отводить творческим поискам. Современная звукозапись, творческие контакты тренера и хореографа позволили повысить музыкальную и хореографическую культуру занятий, сыграли важнейшую роль в росте мастерства фигуристов.

Особая роль в этом процессе принадлежит тренерам С. Жуку, Е. Чайковской, И. Москвину и другим.

28 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Попытки сорвать общенациональный диалог не прекращаются, заявил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко на заседании четвертой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.

«Задачи, которые нам предстоит решать в ближайшее время, напрямую связаны с подготовкой Всебелорусского народного собрания, которое призвано стать платформой для обсуждения вопросов, имеющих судьбоносное значение для будущего Беларуси. Надо сказать, что в общественную дискуссию, развернутую в рамках этой работы во всех регионах, сегодня включается все больше белорусов. В процесс вовлечены представители практически всех слоев общества, эксперты, крупнейшие общественные объединения, бизнес-союзы. Вместе с тем попытки сорвать начавшийся общенациональный диалог не прекращаются. С подачи ряда западных государств и некоторых безответственных зарубежных политиков обстановка в стране непрерывно нагнетается, звучат призывы к развалу экономики, а уличные акции приобретают все более радикальный характер», — сказал Владимир Андрейченко.

По его словам, органы власти, государственные служащие и обычные люди, для которых судьба Беларуси не просто звук, подвергаются жесткому психологическому давлению. «Главной жертвой манипуляций при этом становится молодежь — студенты, школьники, которых инициаторы массовых беспорядков просто цинично используют для реализации своих политических амбиций, — отметил спикер. — Очень важно, что в этих условиях абсолютное большинство наших граждан сохраняет спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию. Благодаря их взвешенной, ответственной позиции и четким действиям правоохранителей интернет-провокаторам не удается погрузить страну в хаос и анархию. Это подтверждается и стабильной работой отечественных предприятий, и основными итогами социально-экономического развития Беларуси за 9 месяцев».

Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко и заместитель председателя Палаты представителей Валерий Мицкевич

Несмотря на трудности, обусловленные мировым кризисом и последствиями пандемии, нам удалось обеспечить рост ВВП после его проседания в первом полугодии. «Более того, сегодня наблюдается постепенное оживление хозяйственной деятельности. Сохраняется рост в сельском хозяйстве и строительстве. Позитивную динамику демонстрирует промышленное производство. Имеется положительное сальдо во внешней торговле. Это, конечно, неплохой результат. Но надо понимать, что сегодня на всех, кто принимает решения, включая парламентариев, лежит колоссальная ответственность. Нам ни в коем случае нельзя упустить контроль над социально-экономической ситуацией», — заявил Владимир Андрейченко.

Спикер добавил: «Надо держать руку на пульсе и знать, чем живут трудовые коллективы. Ведь забастовка провалилась, поскольку люди прекрасно понимают, что ее последствия тяжело ударят прежде всего по ним самим. И мы должны их поддержать словом и делом».-0-

Фото Андрея Покумейко

Никто кроме самих белорусов не сможет навести порядок на нашей земле и сохранить мир — Андрейченко«При этом сосредоточиться нужно не на вымышленных, искусственно навязанных нашему обществу темах, а на реальных проблемах, касающихся каждого гражданина Беларуси», — сказал председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Шаги в фигурном катании являются тем, что объединяет все элементы танца в одно целое и украшает номер. Им обучают новичков с самого начала.

Это комбинации, в которые входят: толчки, дуги, перетяжки, тройки, скобки, крюки, петли и другие виды.

Используя их, фигурист может передвигаться по катку. Шаги необходимы также для того, чтобы набрать скорость перед прыжком.

Они делают переход от одного элемента программы к другому естественным. Жюри оценивают программу фигуриста, технику и артистизм выполнения. Один из главных оцениваемых критериев – это шаги, важно, чтобы в них была четкость, плавность и соответствие ритму музыки.

Сложности шагов в фигурном катании

По сложности (в зависимости от смены ноги, смены направления и фронта) шаги разделяют на:

  • простейшие (которые используются при обучении фигурному катанию);
  • простые;
  • сложные.

К простейшим относятся: основной и беговой шаг, дуга, подсечка, шассе, кроссролл.

К простым: перетяжка, тройка, моухок.

К сложным: петля, крюк, выкрюк, скобка, твизл, чоктау.

Виды и названия элементов

В фигурном катании существуют различные типы шагов.

Без смены ноги, направления и ребра

Шаги без смены ноги, направления и ребра подразделяются на дуги и петли.

Дуги

Дуга (голландский шаг) — это обязательный базовый элемент, исполняющийся на одной ноге. Спортсмен движется в одном направлении на ребре конька. Дуга может исполняться на любой ноге, вперед или назад, на внутреннем или на внешнем ребре. Длина дуги может быть различной: короткой 30—40 см или длинной (в половину катка). На длинной дуге фигурист показывает красивую позу.

Фото 1. Фигурист выполняет дугу. Спортсмен катится на одной ноге, вторая конечность поднята параллельно полу.

В процессе исполнения важно правильное положение корпуса. Спина должна быть прямой, с небольшим наклоном в центр представляемого круга по направлению движения, а колено опорной конечности — мягким и слегка согнутым. До начала выполнения этого шага фигурист отталкивается ребром конька свободной ноги назад и немного в сторону, а опорная конечность скользит вперед и слегка по диагонали. Руки в это время направляются в стороны ладонями вниз.

Петля

Петля относится к сложным элементам. Петля — это элемент, который исполняется на одной ноге и на одном ребре в направлении вперед или назад с полным оборотом корпуса. После его исполнения на катке остается след, который похож на петлю с круглым или заостренным концом.

Начинается элемент с движения вперед либо назад по дуге. Свободная нога отставлена назад. После этого фигурист производит разворот корпуса внутрь описываемой окружности, закручивание передается нижней части туловища. Плечи должны быть наклонены внутрь круга, то есть плечо, ближнее к центру, находится ниже расположенного с внешней стороны. На коньке выполняется полный разворот по малой окружности и выезд во вторую дугу.

При выполнении разворота и выезде во вторую дугу плечи и руки тормозят вращение. Корпус важно держать строго прямо, не заваливая его вперед или назад. Больший наклон туловища вперед нужен во время входа в петлю.

Для выполнения этого элемента следует эффективно поработать координацию корпуса, колена и конька. Петли выполняются на внешних и внутренних рёбрах, а сам элемент — только на ребре захода.

Шаги без смены ноги

Данный тип включает больше всего разновидностей.

Тройка

Тройка — это элемент, который выполняется на одной ноге с поворотом конька и переходом на другое ребро. Тройка относится к простым шагам. Она применяется при заходе на прыжки и вращения и является основным способом, который применяется при изменении направления движения.

Тройка начинается со скольжения по дуге на ребре конька, опорная конечность в этот момент согнута.

Фигурист поворачивает конек (в этот момент нога выпрямляется) и корпус внутрь представляемого круга, по которому перемещался, а потом вновь возвращается на первоначальную дугу, но только на другом ребре, то есть осуществляется смена фронта движения.

После исполнения элемента на льду остается след, который напоминает цифру три, в честь чего он и был назван. Каждое из ребер оставляет след похожий на дугу, а при смене ребра посередине между дугами образуется изгиб.

Для совершения тройки фигуристу требуется определенная скорость скольжения и правильное положение корпуса и нижней конечности, на которую спортсмен опирается.

Скобка

Скобка — это элемент, который исполняется на одной ноге, с поворотом конька и переменой ребра. Этот элемент похож на тройку, но считается немного сложнее. При выполнении тройки поворот конька осуществляется по направлению внутрь представляемого круга, а при выполнении скобки фигурист поворачивает конек через внешнюю сторону круга, таким образом, происходит смена ребра. При исполнении скобки фронт не меняется.

Сначала фигурист скользит по дуге на наружном или внутреннем ребре.

После этого совершается резкий разворот конька: сначала в сторону от дуги, перпендикулярно линии движения, и второй обратно на прежнюю линию движения, в этот момент меняется опорное ребро.

Корпус должен быть зафиксированным, скручивание совершается только в нижней половине тела. Такой шаг оставляет после себя след, напоминающий фигурную скобку.

Важно! При выполнении тройки разворот совершается за счёт реакции льда, а при выполнении скобки — за счет движения корпусом в обратную сторону.

Крюк

Крюк — это шаг, который выполняется на одной ноге, одном ребре и с поворотом конька. При этом изменяется направление движения. Сначала фигурист скользит по дуге, после этого разворачивает корпус и конек внутрь или наружу окружности, происходит смена фронта движения, затем передвигается на том же ребре, но уже по другой дуге (другой окружности). В процессе фигурист разворачивается внутрь первой окружности (дуги).

Фото 2. Схема выполнения шага крюк в фигурном катании. Зеленой линией указан след, который остается на льду после исполнения элемента.

При выполнении крюка необходимо двигаться на согнутой опорной конечности, а при повороте выпрямлять колено. Это поможет при развороте конька, а сам поворот начинается с разворота плеч и корпуса. Это похоже на то, как будто спортсмен заходит на поворот-тройку, а выходит из скобки.

Выкрюк

Выкрюк — это обратный вариант крюка. Он похож на то, как будто спортсмен заходит на скобку, а выходит тройкой.

Сначала фигурист движется по дуге, после этого разворачивает корпус и конек внутрь или наружу окружности, происходит смена фронта движения, и затем скольжение продолжается на том же ребре, однако по другой дуге (другой окружности). В процессе выполнения выкрюка фигурист поворачивается наружу.

Перетяжка

Перетяжка — это шаг, при котором меняется ребро при движении на одной ноге в одном направлении (опорная конечность не меняется и поворот конька не происходит).

Схематически это выглядит как движение по двум дугам со сменой ребра между ними.

После выполнения на льду остается волнообразный след. Основным условием выполнения является осуществление смены ребра за счет движения конька, но не за счет рук или туловища.

Твизл

Твизл— это элемент, в процессе которого совершается оборот фигуриста на одной ноге вокруг своей оси, при этом осуществляется продвижение по льду по прямой. При выполнении этого элемента важно, чтобы движения были непрерывными, строго вертикальное положение корпуса и зафиксированное положение плеч и бедер. Чем больше скорость вращения, тем оно выше будет оценено судьями.

Со сменой ноги

В шаги со сменой ног входят: шассе, кроссролл, подсечка, беговой шаг.

Шассе

Шассе — это элемент, который выполняется на двух конечностях, во время его исполнения осуществляется смена ребра, а фронт и направление движения не изменяется.

В процессе выполнения шассе фигурист движется по прямой поочередно на правой и левой ноге, при этом для опоры применяются разные ребра коньков.

При таком шаге фигурист отталкивается внешней ногой, а внутреннюю только немного приподнимает.

Кроссролл

Кросс-ролл — шаг, который исполняется на двух ногах, без изменения ребра и фронта движения. Скольжение фигурист начинает по дуге на наружном ребре конька вперед, а затем свободная конечность переносится накрест опорной, конек ставится на ребро, фигурист отталкивается свободной ногой и продолжает скольжение по другой дуге.

Подсечка

Подсечка — элемент, который применяется в случае необходимости набора скорости при заходах на прыжки и вращения.

Подсечка представляет собой простой элемент, который связывает части программы и относится к базовым.

Беговой

Беговой шаг — это последовательность подсечек вперед или назад.

Со сменой ноги и направления: моухок, чоктау, обманный шаг

Шаги со сменой ноги и направления включают три разновидности.

Моухок

Моухок — шаг с изменением направления движения, в нем принимают участие обе ноги. Это вид разворота переступанием, в котором не меняется ребро и направление дуги движения.

Чаще всего он применяется, когда нужно изменить направление движения или в дорожках шагов, а также бывает необходим для захода на прыжок.

Моухок нужно специально разучивать, в то время как обычный разворот зачастую «приходит» сам по себе, когда отрабатывается езда спиной вперёд.

Чоктау

Чоктау схож с моухоком, но при чоктау дополнительно меняется ребро. Он зачастую применяется в дорожках шагов. Чоктау выполняют с использованием обеих ног.

Обманный

Обманный шаг является составным и состоит из комбинации: тройка вперед-наружу, выпад на свободную ногу, выпад на опорную конечность, подсечка, открытый моухок.

Хорошие комбинации шагов

Среди наиболее известных комбинаций выделяют: вальсовую тройку, джексон и риттбергерную тройку.

Вальсовая тройка

Вальсовая тройка —это простая комбинация шагов, предназначенная для разворота. В нее входит тройка вперед-наружу с переходом на ход назад-наружу свободной ноги.

Джексон

Джексон имеет простейшее сочетание противовращательных элементов. Поэтому такая комбинация зачастую применяется в исполнении детей и непрофессионалов, если нужно резко изменить направление вращения.

Комбинация Джексон включает в себя наружный моухок.

Если Джексон начинается в левую сторону, то он будет выполняться таким образом: левая нога вперед-наружу, правая назад-наружу — моухок. После этого происходит скрещение спереди, переход на левую ногу, ходом назад, внутреннее ребро.

Последний шаг — переход на правую вперед-внутрь. Если комбинация начинается в правую сторону, то выполняется то же, только с другой ноги.

Риттбергерная тройка

Это комбинация тройки, закрытого моухока, смены ноги, подводящее упражнение к риттбергеру.

Ритбергеровая тройка — шаг, при котором изменяется фронт движения и ребра. Если фигурист начинает двигаться в левую сторону, он скользит на левой ноге.

Делает широкий шаг, а после этого переходит на правую ногу. Левая нога остается спереди.

Затем выполняется тройка на правой ноге назад-наружу, вперед-внутрь. А потом осуществляется переход на левую ногу назад-внутрь и снова толчок на правую.

Дорожка шагов: что это такое

Дорожка шагов — это последовательное выполнение различных шагов в процессе соревновательной программы. Она оценивается как отдельный элемент, который исполняется по определенным правилам. При выполнении дорожки в первую очередь оценивается их сложность и мастерство исполнения.

Внимание! Во время исполнения программы все элементы должны соответствовать ритму музыки.

Для новичков подойдут элементы, которые по сложности относятся к простейшим: основной и беговой шаг, дуга, подсечка, шассе, кроссролл.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором демонстрируются примеры дорожек шагов в фигурном катании.

Соблюдение техники безопасности

Катание на коньках — это приятное времяпрепровождение. Чтобы не нанести вред себе или окружающим, важно соблюдать технику безопасности.

Покупать удобные коньки, которые не будут сдавливать ноги. Зашнуровывать их очень крепко, чтобы нога не болталась, но и не была сильно зажата. Фигурист должен уверенно стоять на льду. Своевременно проводить затачивание коньков, иначе падения будут частыми и можно растянуть связки или мышцы. Для фигурного катания подбирается специальная одежда, которая будет не тяжелой, но теплой. Длинные волосы лучше завязывать, чтобы они не мешали при выполнении или разучивании программы.

Фото 3. Профессиональные коньки для фигурного катания от производителя Jackson. Ботинки продаются отдельно от лезвий.

Не стоит падать назад, так как это может привести к перелому. Лучше осуществлять падение вперед (сгруппировавшись) или набок. При этом голову нужно направлять в противоположную сторону от падения. Если на катке присутствуют еще другие фигуристы, то необходимо падать так, чтобы коньки не были направлены в их сторону. Иначе можно поранить окружающих.

Фигурное катание – это красивый вид спорта, который любят многие девочки. Родители поддерживают своих детей и отдают ребёнка в школы фигурного катания. Чтобы ребёнку было комфортно заниматься, необходимо не только купить форму, но и поработать с причёской.

Детские прически для фигурного катания требуют особого подхода. Первым делом необходимо определить тип волос ребенка, чтобы выбрать наилучшее решение. Только после этого можно приступать к созданию прически нужной формы, длины с использованием различных украшений и декоративных элементов.

В салоне красоты «ТЕРА» в Санкт-Петербурге мы готовы предложить аккуратные, стильные и красивые детские прически на выступления по фигурному катанию. Это идеальный вариант для мам, которые желают сэкономить время и помочь ребенку в выборе образа.

Сколько стоит прическа для фигурного катания?

Стоимость прически для выступлений по фигурному катанию — от 500 до 1500 рублей в зависимости от сложности.

Какие прически для девочек для фигурного катания актуальны?

Главное требование к прическе для выступлений по фигурному катанию – это удобство. Челка не должна мешать при катании. Чаще всего молодым фигуристкам предлагаются хвосты, косы, собранные на резинку сзади, дополненные различными декоративными элементами.

Если ребенок готовится к выступлению на соревнованиях, то для создания причесок можно использовать цветы, заколки, покрыть волосы небольшим количеством геля и лака.

В салоне красоты «ТЕРА» работают парикмахеры, которые помогут выбрать красивую и удобную прическу для фигуристок любого возраста. Приходите к нам в гости!

Наши парикмахерские услуги для детей:

Детские прически для танцев

Создание детской прически для занятий танцами – это увлекательный и очень интересный процесс. Не должно быть торчащих прядей, небрежности, изобилия …

Детские прически для фигурного катания

Фигурное катание – это красивый вид спорта, который любят многие девочки. Родители поддерживают своих детей и отдают ребёнка в школы …

Детские прически для гимнастики

Многие девочки любят заниматься гимнастикой. Здесь требуется не только специальная форма для тренировок, но и соответствующая причёска, что особенно важно …

Модные детские стрижки для девочек и мальчиков

Мода на детские стрижки также популярна, востребована и переменчива, как и на взрослые. Модные родители с ранних лет пытаются привить …

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *