Первенство России по фигурному катанию

Окт 21, 2020 Спорт

Первенство России по фигурному катанию

26 марта 2015 года Елизавета Туктамышева удачно исполнила тройной аксель в короткой программе на Чемпионате Мира в Шанхае, открыв тем самым новую страницу в истории нового Олимпийского цикла – главу под названием «Гонка за самой высокой технической оценкой».

Елизавета Туктамышева на Japan Open 2015

На самом деле, эта глава была начата и раньше – например, канадской спортивной парой Меган Дюамель-Эриком Редфордом, исполнявшими четверной выброс или Максимом Ковтуном, заявлявшим про «пять четверных на две программы». Все они делают элементы повышенной сложности, так называемые «ультра-си элементы».

Загружаю…

Если вбить в строку гугла «элементы ультра-си», мы прочитаем написанное сухим словарным языком «сверхсложные, высшей трудности элементы спортивных упражнений», то есть в фигурном катании это прежде всего четверные прыжки (к каким можно отнести и тройной аксель – прыжок в три с половиной оборота), четверные выбросы и подкруты в парном катании. Но что такое в действительности и в живых эмоциях эти сверхсложные и трудно поддающиеся элементы, что они значат для развития фигурного катания и не лучше ли не гнаться за ползущей вверх технической оценкой в ущерб красоте и привлекательности самого очаровательного вида спорта?

Первым на соревнованиях удачно исполнил четверной прыжок Алексей Урманов. Вот что он говорит об этом: «Подготовка к четверному прыжку — долгий процесс. Моя дорога к нему началась, наверное, еще с четырех лет, когда я только пришел в фигурное катание. Что такое прыжок в четыре оборота? Это элемент ультрасложности. Приходя в любой вид спорта, человек встает на путь к элементу ультра-си. И я шаг за шагом шел к своему четверному прыжку.»

Все, кто внимательно следит за турнирами и протоколами знают, что в современном фигурном катании популярна как раз тенденция усложнения. Из девушек тройной аксель в соревновательные программы в этом сезоне включили Мао Асада и Лиза Туктамышева, тем самым заложив себе самую высокую техническую базу. Выброс четверной лутц тренируют вышеупомянутые Дюамель-Редфорд. Четверной подкрут в арсенале американской и китайских пар. Почти все мужчины, выступающие в первых разминках, так или иначе, с переменным успехом прыгают четверные тулупы и сальховы.

Основная дилемма ультра-си элемента в том, что фигурист, направляя и концентрируя все силы на его исполнении, зачастую не выкатывает остальную часть программы. А с другой стороны, к примеру, чисто и с надбавками исполненный тройной аксель стоит практически столько же сколько каскад три-три. (В цифрах базовая стоимость 3А – 8,5 баллов, с максимально возможными надбавками – 11,5 баллов. Стоимость каскада 3Lz-3T – 10.3, с максимальными надбавками – 13.3).

Загружаю…

Очень хорошо про ультра-си элементы рассказывает Юко Кавагути в недавнем интервью Андрею Симоненко, который как раз выражает опасения по поводу того, будет ли получаться у Юко и Саши стабильно четверной выброс.

» — Юко, только что на тренировке вы за несколько минут исполнили два чистейших четверных выброса. Этот суперсложный элемент — главное, над чем вы сейчас работаете?

— Да никакой он не суперсложный! — мгновенно отвечает фигуристка. — Все его делают. Китайцы делают, канадцы делают, много кто делает. Просто тренировать его надо, как любой другой элемент. Вот про подкрутку вы же не говорите, что она суперсложная? А мы ее тренируем столько же, сколько четверные выбросы.

— Так подкрутка тройная, а выброс четверной. Вот поэтому про него столько разговоров. И прогнозов, будете вы его делать стабильно или нет.

— Вы же видели, что мы их делаем, разве нет? Да, на контрольных прокатах в Сочи я на четверных выбросах в произвольной программе ошиблась. Но вопроса, три оборота делать или четыре, не стоит. Только четыре. Варианта нет другого. Все больше и больше пар их делают — и нам надо.

— Почему, если это не суперсложный элемент, он нечасто, так скажем, получается?

— Да сложный, конечно, на самом деле, — улыбается Юко. — Но главная сложность не в том, что надо сделать четыре оборота в воздухе, это почти то же самое, что три. А в том, что надо преодолеть психологический барьер, страх от мысли, что этих оборотов четыре.

— Вы преодолели?

— Нет. До сих пор боюсь.

Загружаю…

— Когда летите в воздухе, уже знаете, получится четверной выброс или нет?

— Не знаю (смеется). Очень быстро все происходит, сообразить ничего не успеваешь.

— Некоторые одиночники рассказывают, что во время четверного прыжка успевают много чего подумать.

— Нет, если я начну о чем-то думать, на лед лягу. Лучше все на автомате делать.»

Невольно и часто возникают мысли, не проще ли за призрачным не бежать и тренировать безошибочное и чистое исполнение стандартных элементов. Таким путем идет группа Нины Мозер: Татьяна Волосожар – Максим Траньков, Ксения Столбова — Федор Климов, Евгения Тарасова – Владимир Морозов. Путь верный, надежный, испытанный и, что самое главное, — не так чреватый внезапными травмами и угрозой просмотра соревнований с дивана. Но если взглянуть на протоколы с прошедшего в эти выходные турнира «Ondrej Nepela Trophy» и рассмотреть конкретно выбросы, то несложно увидеть, чем именно быстрее достанется победа.

Любовь Илюшечкина так же утонченна и прекрасна, как наша Верочка Базарова и точно так же чаще не прыгает чистые тройные прыжки, чем прыгает. А в протоколе мы видим не что иное, как четверной выброс, да не сальхов и не риттбергер, а самый что ни на есть дорогой по стоимости – флип (на льду правда не увидели, я вообще не поняла, что он четверной, Люба таким моторчиком летела и так уверенно на лед рухнула, что тут уж не до счета оборотов было). Переходя к сухим цифрам: 4F выброс стоит 9 баллов с нулевыми надбавками, а со всеми минусами выходит 6, да еще минус один за падение, итого 5 чистейших баллов, а это не много не мало – базовая стоимость тройного выброса риттбергера. Таким образом, «топовым» парам (ну или тем, кто хочет в этом топе числиться) с тройных выбросов падать как будто бы уже не комильфо.Так напрашивается само собой может и несправедливое, но тем не менее возмущение: чем же занимались Столбова-Климов, пропустив Чемпионат мира, чего ради они с него снялись? Ради тройного тулупа на месте каскада в ПП? Ради заваленного тройного выброса в КП? Можно сколько угодно упоминать невкатанность программ в начале сезона, недостаточную форму, но именно в случае Ксении и Федора – это непростительно дорогие ошибки. Пока все пары, претендующие на пятерку сильнейших, пробуют и оттачивают на турнирах первой половины сезона исполнение своих сложных элементов, Ксения у нас падает с тысячу раз исполненного тройного выброса. И да, чтобы меня не обвинили в предвзятости, — я люблю Ксюшу, восхищаюсь ее катанием, ее мощью, мне безумно нравится ее костюм к ПП и весь образ в целом и я искренне болею и переживаю за эту пару. Что нам покажут китайские и канадская пара, я еще не видела, но расклад в начале сезона получается, к сожалению, пока не самый веселый.

Загружаю…

Ксения Столбова и Федор Климов на открытых прокатах в Сочи

Еще один весомый минус ультра-си, о котором я упоминала вначале – выполненный или невыполненный, он способен развалить на куски всю оставшуюся программу. Собственно, это и произошло с Адьяном Питкеевым на всё том же, прошедшем в выходные турнире. В прошлом сезоне, который был для него первым взрослым, Адьян начал включать в программы четверные прыжки, иногда они у него даже отлично получались, в частности на чемпионате России в КП он прыгнул четверной тулуп в каскаде, в ПП – чисто исполнил отдельным прыжком. Тем не менее, так было не на всех соревнованиях. Вот что говорит о четверном в этом контексте Этери Тутберидзе: «Четверной прыжок — это чуть-чуть другая планета, другая психология и адреналин. Ведь дело не только в том, чтобы прыгнуть четверной, но и в том, чтобы собрать всю программу.» В этом сезоне для того, чтобы иметь возможность конкурировать со взрослыми соперниками, Адьяну необходим четверной как воздух . В Братиславе, сделав тулуп в начале короткой программы, всю остальную прыжковую часть он благополучно завалил. Но я надеюсь, что в случае Адьяна, это лишь начало долгого пути и крепкого опыта. Он молодец, что пробует, пытается любой ценой улучшить свою оценку за технику, а со второй оценкой, думаю, проблем у него не предвидится.

Загружаю…

Адьян Питкеев на открытых прокатах в Сочи

Подобную же ситуацию на каждом турнире прошлого сезона мы наблюдали у Максима Ковтуна. Прыгнуть шикарный четверной сальхов и развалить всё остальное в неизвестность – Макс может, умеет, практикует. В этом сезоне мы не видели его ни на турнирах, ни на прокатах, он должен начать выступать на этапе гран-при во Франции и судя по его инстаграму, четверные ему вполне удаются.

Однако, некоторые мужчины-таки шли по пути наших пар, далеко ходить не надо, всё с того же последнего соревнования пример – американец Джейсон Браун. Брал нещадным артистизмом и интересными программами и, в принципе, до этого сезона, оно ему вполне удавалось. Но все идет к тому, что и Браун ступит на дорожку набивания боков об лед в процессе изучения четверных, хотя, говоря начистоту, и тройные подотработать еще не мешает.

Загружаю…

Подводя итог, несложно заметить, сколько опасностей и рисков таит в себе исполнение ультра-си элементов. Именно поэтому, огромное уважение и восхищение вызывают у меня фигуристы, исполняющие их. Лично я всегда за усложнение программ в разумных пределах и с разумным развитием и скоростью этого усложнения, ведь зрелищность и визуальное восприятие композиций от этого только растет, как растет и моя гордость за тех, кто демонстрирует нам эту сложность. Вспоминаю, как я гордилась Лизой, как я радовалась ее безупречному великолепному акселю. как я сжимала кулаки за Юко и Сашу, как переживала на каждом турнире за наших талантливых мальчиков. Так пусть в этом сезоне все сложные элементы у тех, кто их исполняет, прибавят к себе три полноценных балла ГОЕ, а у тех, кто их только учит, начнут щелкаться словно семечки.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *