Ники лауда хант
Содержание
Ники Лауда: Жаль, что сегодня с нами нет Джеймса Ханта
Считанные дни остаются до мировой премьеры нового фильма Рона Ховарда Rush, повествующего о борьбе за титул между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года. Перед выходом картины в прокат журналисты британской газеты The Telegraph встретились с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой, чтобы обсудить впечатления от фильма и жизнь после печально известной аварии на Нюрбургринге в 1976 году.
В фильме Rush показан молодой Лауда, целеустремленный и прагматичный. За выступающие вперед передние зубы, Ники прозвали «Крысой», но он никогда не обижался – ему всегда было всё равно, как он выглядит.
«Тогда моим спонсором была компания Marlboro, – рассказал Лауда. – Они приклеили к моему визору наклейку с надписью The Rat. Маркетолог подумал, что это из-за моих зубов…
Когда я вернулся после аварии, окружающие были шокированы моей внешностью. Это меня огорчало. Я думал, что с их стороны невежливо не скрывать негативные эмоции при виде меня. Посмотрев фильм, я увидел ситуацию иначе – глазами тех, кто смотрел на меня. Это помогло мне понять, почему люди были шокированы.
Увидев меня первый раз после аварии, моя жена потеряла сознание, так что я предполагал, что всё плохо. По мере того, как я старел, шрамы потерялись в морщинах, да и, в конце концов, ко всему привыкаешь.
Я перенес только операцию на глазах. Пластическая хирургия – это скучно и дорого. Единственное, что она могла мне дать – это другое лицо. Операция на глазах была нужна, чтобы вернуть зрение, а на остальное я не обращаю внимания.
Мне всегда предлагали пластическую операцию. Видите штуку у меня на лице? Это сделал бразильский хирург Иво Питанги. В те времена он был самым известным пластическим хирургом. Он хотел сделать всё и спросил меня: «Вы ненормальный? Почему вы не хотите сделать пластическую операцию?» Мне просто не нравилось, как всё это выглядело. Он посмотрел на меня, рассмотрел мое лицо и сказал: «Я не закончил свою работу. Что вы думаете о глупых женщинах, которые постоянно делают пластические операции». Я ответил: «Не знаю, задайте мне этот вопрос лет через десять».
Мне кажется, это плохо: если вы что-то изменили, пластика сразу становится заметна. Мне не нравится, когда женщины делают пластические операции – это означает, что их не устраивает их прежняя внешность. Раньше окружающие часто интересовались тем, как я выгляжу, и я мог ответить, что попал в аварию. Я не могу смириться с мыслью, что некоторые люди что-то меняют в своей внешности, хотя не попадали в аварии – я не выношу пластическую хирургию! У вас должен быть достаточно сильный характер, чтобы справиться с проблемами с внешностью, и вы должны найти в себе силы полюбить себя таким, какой вы есть. Жизненный опыт многому меня научил. Мне кажется, до аварии я был гораздо менее харизматичным».
В фильме Rush Ники Лауда и Джеймс Хант изображены непримиримыми соперниками, которые, в конце концов, проникаются уважением друг к другу.
«Мы были друзьями, – заявил Лауда. – Я знал Джеймса до Формулы 1. Наши пути постоянно пересекались. Он был весьма конкурентоспособным и очень быстрым парнем. У нас много общего. Я уважал его на трассе. Он никогда не делал глупостей, так что можно было проехать в двух сантиметрах от его машины.
Мне нравился его образ жизни. Я был немного похож на него. Я не такой серьезный, каким показан в картине. Впрочем, я был гораздо более дисциплинированным, чем он. Я никогда не пил перед гонкой. Конечно, после финиша это случалось. Каждая гонка могла стать для меня последней. Сейчас всё изменилось, а тогда было гораздо сложнее. После каждой гонки, в которой нам удалось выжить, мы устраивали вечеринки. Это были другие времена. После гонки мы могли выпить по пиву с соперниками, а потом распрощаться. Это не было дружбой, но с Джеймсом сложились совершенно другие отношения, он был другим.
Может ли в Великобритании появиться новый Джеймс Хант? Нет. Сегодня жизнь гонщиков изменилась. Гонки стали максимально безопасными. Последним на трассе погиб Айртон Сенна, это произошло 19 лет назад, и с тех пор мы добились огромного прогресса. Сейчас ничего не происходит. Всё не так. Теряется ли интерес из-за этого? Возможно. Впрочем, Льюис Хэмилтон отлично провел недавнюю гонку. Он отличный парень, у него сильный характер.
Мы с Хантом во многом были диаметрально противоположными, но оба стремились к победе. Жаль, что его сегодня нет с нами. Впрочем, у него были сложные времена. Он четыре года воздерживался от крепких спиртных напитков, но затем с ним случился сердечный приступ. Джеймс умер слишком рано, слишком молодым. Мне хотелось бы, чтобы он тоже увидел этот фильм. Это было бы здорово!»
Завершив карьеру в 1985 году, Ники Лауда основал компанию авиаперевозок – Lauda Air. После нескольких лет успеха, ее пришлось закрыть из-за авиакатастрофы в Таиланде, в результате которой погибло 223 человека.
«Авиакатастрофа Boeing 767 стала ужасным событием, – продолжил Лауда. — Я многое пережил и понимаю, что нельзя контролировать будущее, поэтому не переживаю. Всегда можно научиться преодолевать трудности. При этом я всегда был решительным человеком. Однако я начал карьеру в автоспорте не из-за этого. В Формуле 1 надо контролировать машину и искать пределы своих возможностей. Именно ради этого все гоняются – хочется чувствовать скорость и машину, и понимать, что все под контролем. В мои времена слишком агрессивное поведение на трассе могло обернуться гибелью. Граница тонка, и надо найти баланс, чтобы остаться в живых.
Испытывал ли я когда-нибудь страх? Нет. У меня было много успехов и неудач, но я никогда не боялся. Несмотря на аварию, у меня никогда не было желания оставить автоспорт – я знал ситуацию и понимал риски. Меня спрашивали, хотел ли я продолжить карьеру. Я всегда отвечал да. Я хотел понять, смогу ли я вернуться в Формулу 1.
Та авария меня не удивила – все эти годы я видел, как умирали гонщики прямо у меня на глазах. Даже два моих сына от первого брака не повлияли на мое желание остаться в гонках. Я был предельно сосредоточен и продолжал гоняться. Теперь я снова женат и у меня двое близнецов – мальчик и девочка».
В сентябре 2009 года у трехкратного чемпиона родились Макс и Миа от второй жены, бывшей стюардессы бюджетной авиакомпании FlyNiki.
«Я встретил Бриджит на вечеринке и сразу влюбился, – признался Ники. — Это был один из тех случаев, когда увидев кого-то, вы понимаете, что влюбились. Она сразу же привлекла мое внимание из-за сапог: они на плоской подошве в стиле хиппи. На той вечеринке все остальные девушки носили обувь на высоком каблуке. Затем я узнал, что Бриджит работает в моей компании.
После развода в 1991 году я поддерживаю отношения с первой женой. Марлен – часть моей жизни. Она живет в нашем доме на Ибице. Моя старая и новая семья часто встречаются. Недавно мы втроем ходили в ресторан – Марлен, Бриджит и я. Марлен – потрясающая женщина, она счастлива, когда все вокруг счастливы. Несмотря на развод, мы остались друзьями. Ничего не изменилось. Более того, Бриджит тоже стала ее подругой».
Сам Лауда сейчас живет в окрестностях Вены. На вопрос, не чувствует ли он искушения погоняться на улицах, он ответил: «Нет. Но когда меня останавливает полиция за небольшое превышение скорости, я всегда отвечаю, что не могу без этого. Это в моей крови. Они либо смеются, либо наказывают меня».
24 октября 1976 года на трассе Fuji International Speedway в Японии шел проливной дождь. 25 гонщиков готовились стартовать в последнем этапе сезона, который стал первым в истории островной страны. Накануне квалификацию второй раз в карьере выиграл американец и будущий чемпион мира Марио Андретти. Но в финальной гонке внимание было приковано к совсем другим парням. Их называли пилотами-антиподами, так как характер и стиль вождения, отношение к жизни и приоритеты каждого из них весьма отличались, будто один находился в начале длинного круга, а второй – в его конце. Но на самом деле они были гораздо ближе, ведь круг начинается именно в том месте, где заканчивается.
Финальная гонка чемпионата 1976 в классе «Формула-1» станет одним из ярчайших примеров того, насколько разными могут быть люди, идущие к одной на двоих цели, и насколько противостояние математических расчетов и здравого ума отличается от пижонства, пренебрежения собственной безопасностью и желанием первенствовать.
В предпоследнее воскресенье октября должна была решиться судьба чемпионства, на которое претендовал триумфатор 1975-го Ники Лауда, и большинству известный своими пьяными выходками (ведь только в сезоне-1976 он был по-настоящему успешен) Джеймс Хант. Их легендарная борьба была гораздо серьезнее, нежели банальное соперничество на трассе. Между ними шла настоящая война личностей, которые вряд ли пересеклись бы в обычной жизни – настолько разными были любимец женщин и главный завсегдатай заведений, где разливали алкоголь, Джеймс Хант, и австриец Ники Лауда, которого за характерную внешность прозвали обидным прозвищем «крыса», но который настолько отдавался своему делу, что мог пойти на любые жертвы.
От соседей по комнате до легенд Формулы-1
История борьбы двух знаменитейших пилотов Формулы-1 началась еще за несколько лет до их официального дебюта в Больших Призах. Тогда британец Хант делил однокомнатную квартиру в Лондоне с чудаковатым на вид австрийским пилотом Ники Лаудой, сбежавшим из семейного гнезда ради гонок, на которые он готов был потратить все, что имел. Неизвестно, предполагали они когда-либо, что уже через несколько лет им предстоит стать едва ли не самыми заклятыми соперниками в истории Формулы-1, но после нескольких попыток засветиться в младших сериях Лауда и Хант, каждый по-своему, получили шанс в королевском классе, которым сполна воспользовались.
Лауда попал в Формулу-1 в сезоне-1971, когда на заимствованные у банка деньги смог купить себе место в кокпите молодой команды March, основанной Максом Мосли, Аланом Ринзом, Грэмом Кокером и Робином Хердом для выступлений в Формуле-3, но с 1970-го дебютировавшей в королевском классе.
Хант был буквально ошарашен тем, что малообщительный австриец сумел пробраться в Формулу-1, хотя успешным с довольно нестабильной британской командой Лауда так и не стал. Он не набрал ни одного пункта за сезон-1972, который австрийский гонщик совмещал с участием в европейской и британской Формуле-2 (последнюю Николаус выиграл с March Engineering).
В то самое время путь Ханта лишь начинался. Владелец команды Hesketh Racing, эксцентричный лорд Александр Хескет, создавший конюшню ради личного развлечения, полностью разделял пристрастие своей, как он называл Ханта, «суперзвезды», поощряя купание в роскоши, выпивку, сигареты и, пожалуй, самое важное в жизни Джеймса – регулярное общение с женщинами. Но все же, несмотря на столь разгульный образ жизни, Хант от своей мечты покорить Формулу-1 никогда не отказывался. Александр Хескет оказался бессильным против харизмы своего любимчика, решив, что раз уж у команды ничего не выходит в Формуле-2, то пусть лучше ничего не будет получаться в Формуле-1. Так, в 1973 году Джеймс Хант буквально ворвался в элиту автоспорта со своей шумной компанией фанатов и одновременно партнеров из команды Hesketh Racing.
В сезоне-1973 Хант без проблем опередил Лауду. Тогда об очной борьбе британца, занявшего восьмое место в личном зачете после двух подиумов в Нидерландах и США, и австрийца из команды Marlboro-BRM, где Ники в очередной раз за одолженные средства купил себе место пилота, но лишь единожды приехал пятым на этапе в Бельгии, речь даже не шла. Но 1974-й стал довольно неожиданным для многих деятелей Формулы-1, ведь после мучений с BRM Лауда получил предложение присоединиться к легендарной конюшне Scuderia Ferrari.
Хант вновь завоевал несколько подиумов, завершив сезон на том же месте, что и в 1973-м, а вот Лауда достиг большего. Он активно участвовал в модернизации автомобиля Энцо Феррари, неоднократно критикуя детище гениального конструктора. Ярлык «кусок дерьма», повешенный австрийским гонщиком на красный болид, безусловно, конфликтовал с мнением Энцо, но итальянец терпел скверный характер Лауды, так как знал, что вскоре этот гонщик поднимет его команду, для которой последние чемпионаты сложились не наилучшим образом, на былой уровень. Так и произошло. Уже в дебютном сезоне Ники, с подачи которого инженеры Ferrari едва не после каждого уик-энда вносили изменения в настройки болида, завоевал шесть поул-позиций и дважды поднимался на первое место пьедестала, став четвертым в личном зачете.
Тогда Джеймс мало задумывался над тем, как улучшить болид Hesketh, дабы побороться за высшую позицию. Хант еще больше ушел в мир пьяных тусовок, пристрастился к наркотикам, не выпускал изо рта сигарету и всегда, в любой ситуации, придерживался своего заветного правила «секс – завтрак чемпионов», никогда не оставаясь голодным. Популярность малоуспешного британца в разы превосходила известность его будущего противника. И это касалось не только женщин. Джеймс приобрел славу правдоруба и любимчика слабого пола, а его команда – коллектива, который присутствовал в Формуле-1 не столько ради побед и славы, сколько ради личного удовольствия. Впрочем, как и сам Джеймс Хант.
Но уже тогда отношения между Лаудой и Хантом начали обостряться. Опального британца безумно раздражала правильность, расчетливость и предельно аккуратный подход к каждой гонке, ведь Ники всегда пытался минимизировать возможность получения травм, даже если речь шла всего о нескольких процентах.
Но Лауда был совсем другого мнения. В те времена смертельные аварии на этапах Формулы-1 были нормой, они случались довольно часто. Ники же всегда стремился подходить к каждой гонке с холодной головой, дабы шанс на попадание в аварию был минимальным. Его тоже бесил образ жизни Ханта, хотя позже он расскажет, что и сам не был таким уж скромным и тоже мог пропустить стаканчик после гонки. Однако он не понимал, как можно садиться за руль мчащегося на бешенной скорости болида, когда еще несколько мгновений назад ты наслаждался выпивкой в командном гараже. Пилоты при каждой возможности пытались зацепить друг друга. Конечно, зацепить не в гонке, где любая авария могла стать последней, а перед или после этапа. Однажды Хант так допек Лауду, с которым у них еще недавно были товарищеские отношения, что Ники не сдержался, коротко кинув в сторону соперника:
«Ты всегда называешь меня крысой. Что ж, я не против. Крысы не очень симпатичные, но они чертовски умны и организованы. А ты, Джеймс, продолжай развлекаться».
Но развлекаться Джеймсу оставалось не так уж и долго. Перед сезоном 1976 года, после того, как Ники Лауда впервые выиграл чемпионство, а Хант занял четвертое место в личном зачете, Хескет сообщил своему пилоту одну из самых неприятных новостей в его жизни – команда обанкротилась. В тот момент судьба Ханта в Формуле-1 повисла на волоске. Подкинула дров в огонь страстей и его жена Сьюзи Миллер, которая долго терпела выходки Джеймса, но любому приходит конец, тем более когда стоит выбор между бездушным изменщиком и знаменитым актером, к которому она и ушла.
Хант был опустошен. Полное отсутствие здравого смысла в его действиях и его образ жизни завели «охотника за авариями» в тупик. Ни одна команда не хотела видеть в своем составе такого «прославленного» гонщика по кличке Hunt – the Shunt (человек-катастрофа). Но Джеймсу выпал счастливый билет. Пообещав впредь быть более сдержанным (хотя тогда ему мало кто поверил), Хант занял место Эмерсона Фиттипальди в McLaren (Эмерсон внезапно принял решение выступать за команду своего брата, освободив место в британской конюшне).
Гонщикам предстояло провести самый сложный сезон в карьере каждого из них. Борьба между Хантом, жаждущим доказать команде McLaren свою пригодность, и Лаудой, который не намерен был проигрывать дуэль своему оппоненту только потому, что выскочка слыл красавцем и знаменитостью, обещала быть крайне жесткой.
Птица Феникс. Трагедия на Гран-при Германии 1976
Сезон-1976 начался двумя победам действующего чемпиона. Хант не отпускал далеко Лауду (в Бразилии и ЮАР Джеймс стартовал с поула), но сход в первой гонке и второе место на южноафриканском этапе не давали ему покоя. Австриец на Ferrari снова был быстрей и сильней, ему больше везло. На Гран-при США Хант сошел еще на третьем круге из-за аварии, но в Испании Джеймсу удалось вновь подняться на подиум, причем на наивысшую его ступень. Радость Джеймса длилась недолго. Апелляция Ferrari вынудила дирекцию дисквалифицировать болид McLaren, так как шины на их автомобиле были на несколько миллиметров шире нормы. Но тут повезло и Ханту: дисквалификацию отменили и первую победу за McLaren британец все же одержал. После триумфальных для Лауды этапов в Бельгии и Монако (в этих двух гонках Хант вновь не увидел клетчатый флаг) и подиума в Швеции многие начали подумывать о том, что Лауда никому не отдаст титул и в этом сезоне. Даже Ханту, который старался больше всех.
Джеймс ни в коем случае не хотел оказаться хуже Ники. Безусловно, он не скрывал того, что единственная его цель в Формуле-1 – это чемпионский титул, за который предстояла нешуточная борьба.
Одной из самых курьезных побед Лауды над Хантом можно считать Гран-при Великобритании. Накануне пилот McLaren выиграл вторую гонку в сезоне, а Лауда сошел из-за проблем с коленчатым валом на Ferrari 312T. На домашнем этапе Джеймс категорически не собирался уступать, но и Лауда, жаждущий показать свое превосходство над Хантом, решительно ехал в Брэндс-Хэтч только за победой. Выиграв квалификацию, Ники стартовал рядом с Хантом, но главным героем их противостояния стал еще один пилот «скудерии» Регаццони, который со старта догнал Лауду и врезался в него, задев и болид шедшего позади Ханта, который после «полета» над трассой полностью уничтожил подвеску. Гонку остановили. На повторный старт из пострадавших в инциденте только Ники Лауда смог выйти на том же болиде, остальным пришлось использовать запасные машины. Пролидировав 45 кругов, Ники внезапно понял, что у него возникли проблемы с коробкой передач, после чего его обогнал Хант. Джеймс выиграл гонку, но вновь его ожидали неприятные новости. Всех, кто стартовал в британском этапе на запасных болидах, дисквалифицировали (решение о дисквалификации было принято только перед этапом в Монце, а причиной послужило нарушение топливного регламента, за нюансы которого и зацепились в Ferrari). Таким образом, Хант вновь упустил первое место, но на сей раз уже безвозвратно.
Как оказалось, эта победа для Лауды стала последней в сезоне-1976, хотя до его завершения оставалось еще семь гонок.
Все мы помним или хотя бы слышали о той ужасной аварии на Гран-при Германии, в которой жизнь Ники Лауды едва не оборвалась. Пожалуй, тот этап, несмотря на весь трагизм, действительно показал, насколько разными были Джеймс Хант и Ники Лауда. Квалифицировавшись первым, Хант настраивался выиграть гонку на 22-километровом Нюрбургринг. Но перед стартом встал вопрос об отмене этапа – трассе совсем не отвечала минимальным требованиям безопасности. Нестранно, что инициатором этого совещания, в котором приняли участие все гонщики, выступил именно Лауда. Как говорилось ранее, Ники был очень расчетлив. Перед тем как выйти на старт любого этапа, он дотошно взвешивал все «за» и «против». И на сей раз «против» перевесили все «за». Ники предложил бойкотировать этап, дабы организаторы поняли, что по такой опасной трассе ездить просто невозможно. Больше всего австрийца волновала длина трека, ведь случись что-нибудь в одной из дальних его точек, бригаде скорой помощи или пожарным пришлось бы преодолеть не стандартных 2-3 километра, а дистанцию, которая могла достигать более 10 км.
Сначала многие с пониманием отнеслись к словам Лауды. В то время безопасности в Формуле-1 практически не существовало. Пилот никогда не знал, доедет ли он до финиша и выйдет ли из кокпита живым. Особенно если речь шла о Нюрбургринге. Но после того как слово взял Хант, многие изменили свое мнение. Джеймс назвал Лауду трусом, который, подтолкнув всех к бойкоту, хочет еще более увеличить свои шансы на чемпионство, ведь фаворитом здесь негласно считался именно обладатель поул-позиции Джеймс Хант.
Лауду обидело и разозлило такое заявление противника, который ставил победу в очередном этапе выше, нежели жизни своих коллег, да и собственную жизнь. Но вызов был принят, и Ники вышел на старт. Не справившись с управлением на одном из наиболее отдаленных участков трассы, Ники на большой скорости ударился об ограждение, после чего болид вспыхнул и вновь вернулся на гоночную траекторию. Ехавший позади американец Брет Ланджер из команды Surtees-Ford на полном ходу протаранил пылающий Ferrari Лауды. Пилоты, которые остановились на месте пожара, пытались оперативно извлечь австрийца из болида, но Ники зажало между обломками. К счастью, общими усилиями им удалось достать Лауду из того, что всего несколько секунд назад было болидом, а теперь превратилось в сгоревшую груду металла.
Австриец получил серьезные ожоги головы, а организм был отравлен токсичным дымом. Гонщика максимально оперативно доставили в госпиталь, а тем временем Джеймс Хант завершил Гран-при Германии триумфатором. В больнице Лауда провел шесть мучительных недель. Он пропустил только два этапа, но этого хватило Ханту, дабы сократить отставание от австрийца.
Последнее противостояние Ханта и Лауды. Жизнь против мечты
Неожиданно для всех Ники, который едва не погиб в Германии, вернулся в Формулу-1 на домашний для своей команды этап. Из-за обильных ожогов его лицо изменилось до неузнаваемости, ему было трудно и больно надевать шлем, а пострадавшее в пожаре зрение довольно сильно ограничивало его возможности. Но Ники вернулся, словно Феникс, восставший из пепла. Всю жизнь он переживал из-за своей внешности, а теперь ему казалось, что уродливые шрамы на лице еще больше отпугивают окружающих. Но это было не так.
Сильнее всего ждал возвращения Лауды не кто иной, как Джеймс Хант. Возможно, британец не показывал этого, да и борьба за титул была в самом разгаре, но Хант, несомненно, радовался возвращению главного конкурента. Джеймс Хант любил борьбу, а составить конкуренцию ему мог разве что Ники.
Перед Гран-при Италии их разделяло всего 14 очков, а после – уже 17. Но две победы Ханта в следующих гонках позволили ему сократить отставание до трех пунктов, которые давали бороться за титул в последнем этапе на новом для всех Гран-при Японии.
Перед гонкой пилоты по-разному готовились к важнейшему этапу в карьере каждого из них. Хант делал это точно так же, всегда. Претендент на титул провел целую неделю в токийском отеле, куда частенько захаживали стюардессы британских авиалиний, что еще более зарядило гонщика на предстоящую битву за чемпионство (говорили, что за ту неделю в номере Ханта побывало более 30 женщин).
Квалификацию на трассе Fuji International Speedway выиграл Марио Андретти, но Хант и Лауда расположились прямо за ним. При таком раскладе Джеймсу было необходимо выигрывать заезд и надеяться, что Ники постигнет неудача. Но коррективы в гонку внесла отвратительная погода: уже с утра автодром залило дождем. Дирекция долго рассуждала об отмене этапа из-за сложных метеоусловий, но позже решили провести гонку.
Тогда не существовало страта за автомобилем безопасности, что практикуется в наше время. Первый круг был боевым. Но уже на втором Ники Лауда свернул в боксы. Вода заливала ему глаза, так как вследствие ожогов он не мог закрывать веки. После катастрофы в Германии австриец не хотел рисковать жизнью вновь, хотя и неоднократно утверждал, что в тот момент, как никогда ранее, ничего не боялся.
70 оставшихся кругов Лауда, его супруга и весь коллектив Ferrari напряженно смотрели за тем, как при нулевой видимости круг за кругом шел к первому триумфу Джеймс Хант. В этом парне Ники уже не видел того заносчивого пьяницу из пижонской команды. В нем он видел единственного в своем роде гонщика, пилота, которого уважал, гонщика, с которым они были диаметрально противоположны, но имели общее стремление – побеждать любой ценой. И сейчас один из них победил себя, отказавшись от гонки ради здоровья и своей семьи, а второй – шел к не менее важной победе, к победе всей своей жизни.
Дабы стать первым после досрочного завершения гонки Лаудой британцу на McLaren необходимо было финишировать как минимум третьим. Но Хант захватил лидерство, и безошибочно вел за собой отставший пелотон до 61-го круга, пока не проколол колесо. За пять кругов до финиша он направился в боксы. В тот момент тысячи фанатов Ханта и Лауды замерли в ожидании возвращения Джеймса на трек. Он выехал пятым, и для титула ему было просто необходимо оперативно разобраться с австралийцем Аланом Джонсом и гонщиком Ferrari Клейем Регаццони, что они сделал. Перевеса в одно очко хватило, дабы стать чемпионом.
Лауда проиграл, а Хант буквально на зубах добрался до первого места. Но Ники не расстроился, по крайней мере – расстроился не так сильно, уступив титул Ханту. Он знал, что в любых условиях, если у Джеймса Ханта будет хоть малейший шанс на завоевание титула – он воспользуется им:
«Мы принципиальные соперники, но это настоящий топ-пилот своего времени. Можно ехать в двух сантиметрах от него, колесо в колесо, 300 километров или больше, и знать, что ничего не случится», – сказал Лауда в одном из своих интервью.
Вскоре Лауде судьба воздаст – он завоюет еще два титула чемпиона мира, а Хант, добившись главной цели в Формуле-1, постепенно начнет угасать, ведь он больше не стремился стать первым.
Каждый из них был особенным и ярким гонщиком. Единственным в своем роде, неповторимым.
После завершения карьеры Джеймс Хант поработал комментатором, а Лауда, взяв титутл с McLaren, куда он пришел после перерыва в карьере, занимался авиацией, которую полюбил не менее чем гонки. Бурная молодость сыграла с Джеймсом злую шутку – он ушел из жизни в возрасте 45 лет, всего через несколько часов после того, как сделал предложение руки и сердца своей девушке Хелен Дайсон, с которой встречался уже более четырех лет.
Узнав, что Джеймса не стало, Лауда сказал:
«Когда я узнал, что Джеймс умер от сердечного приступа в возрасте 45 лет, я не был удивлен. Я был просто опечален».
Есть множество мнений о том, кем были эти пилоты: заклятыми врагами в гонках и в жизни, друзьями, противниками на треке, но товарищами за его пределами. Известно лишь одно: они были весьма разными, но в чем-то очень похожими, уважали друг друга как личность и как спортсмена. Как бы то ни было, они подарили миру Больших Призов одно из самых легендарных противостояний, навеки вошедших в историю.
Сюжет
Художественный фильм основан на реальной истории противостояния двух гонщиков «Формулы-1»: австрийца Ники Лауды и британца Джеймса Ханта.
В центре сюжета сезон Формулы-1 1976 года. Чемпион мира 1975 года Лауда в начале сезона считался абсолютным фаворитом чемпионата, особенно после перехода Эмерсона Фиттипальди из команды «Макларен» в Fittipaldi (англ.). На место Фиттипальди приглашают молодого и перспективного Ханта. Бóльшую часть сезона Лауда лидирует в зачёте пилотов, однако его авария на Гран-при Германии вносит коррективы в расстановку сил. Несмотря на тяжёлые ожоги головы, Лауда возвращается за руль болида уже через несколько недель и вновь вступает в спор за титул.
Судьба чемпионства решается в последней гонке сезона на Гран-при Японии. Перед стартом пошёл сильный дождь, и Лауда, проехав два круга, добровольно сходит с дистанции из-за практически нулевой видимости, не желая погибнуть за рулём. Хант, до 61 круга лидировавший в гонке, за 5 кругов до финиша заезжает в боксы и возвращается на трассу на 5-м месте, которое бы принесло титул чемпиона мира Лауде. За оставшееся время Хант обгоняет Алана Джонса и Клея Регаццони, финиширует третьим и завоёвывает чемпионский титул с отрывом в одно очко.
После получения титула чемпиона мира Хант начинает прожигать жизнь в стрип-клубах и заведениях сомнительного характера, наслаждается наркотиками и разнообразными женщинами, объясняя это тем, что «жизнь не нужна без удовольствий». Лауда же начинает увлекаться авиацией.
В конце фильма рассказывается о дальнейшей судьбе героев: через некоторое время Хант бросает гонки и становится телеведущим, а Лауда — снова чемпионом мира. В 1993 году 45-летний Хант умирает от сердечного приступа.
Критика
Фильм «Гонка» получил в целом положительные отзывы.
На сайте Rotten Tomatoes его пользовательский рейтинг составляет 88% на основании 79 тысяч оценок и рейтинг кинокритиков 89% на основании 223 рецензий, а его консенсус гласит:
«Отполированный, блестящий, хорошо смазанный механизм», „Гонка“ — это прекрасно сделанная спортивная драма с последовательностью волнующих гонок и хорошей игрой Криса Хемсворта и Даниэля Брюля».
Оригинальный текст (англ.) A sleek, slick, well-oiled machine, Rush is a finely crafted sports drama with exhilarating race sequences and strong performances from Chris Hemsworth and Daniel Brühl.
Другой агрегатор рецензий, Metacritic, который присваивает нормализованный рейтинг, на основании 43 рецензий присвоил «Гонке» рейтинг 75/100.
Ники Лауда в целом был доволен фильмом и сказал:
«Когда я увидел фильм в первый раз, я был впечатлен. Никаких голливудских изменений не было или же в изменённом было лишь немного „Голливуда“. Всё было очень аккуратно. И это было для меня очень приятной неожиданностью».
Оригинальный текст (англ.) When I saw it the first time I was impressed. There was no Hollywood changes or things changed a little bit Hollywood-like. It is very accurate. And this really surprised me very positively. > См. также
- Формула-1 в сезоне 1976
- Гран-при Германии 1976 года
Примечания
- Rush (2013) — Box office / business
- «Гонка» (англ.) на сайте Box Office Mojo
- The Dark Tower: Ron Howard distracted by racing film? | Inside Movies | EW.com
- Начались съемки фильма Rush о Ники Лауде
- Льюис Хэмилтон может получить роль в фильме «Rush»
- Jagernauth, Kevin. Watch: New Clip From ‘Rush’ Plus Details On The Soundtrack Which Includes David Bowie, Thin Lizzy & Hans Zimmer (недоступная ссылка). IndieWire (28 августа 2013). Дата обращения 24 сентября 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
- Rosen, Christopher. Hans Zimmer On His ‘Rush’ Soundtrack, Oscar Nominations & ‘Man Of Steel 2’, The Huffington Post (16 сентября 2013). Дата обращения 24 сентября 2013.
- Rush (2013). Soundtrack.net. Дата обращения 24 сентября 2013.
- Hunt vs. Lauda: F1’s Greatest Racing Rivals. BBC. Дата обращения 22 сентября 2013.
- Davies, Serena. Hunt vs Lauda: F1’s Greatest Racing Rivals, BBC Two, review, London: The Telegraph (14 июля 2013). Дата обращения 22 сентября 2013.
- Smarp ‘Chris Hemsworth in Chelsea Clearview Cinema, New York, NY, USA’ (недоступная ссылка). Дата обращения 24 сентября 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
- Премьеры: Гонка
- Rush Reviews. Rotten Tomatoes. Flixster. Дата обращения 30 сентября 2013.
- Rush Reviews. Metacritic. CBS Interactive. Дата обращения 30 сентября 2013.
- Rush True Story vs. Movie. History vs. Hollywood. Дата обращения 26 сентября 2013.
> Ссылки
- Официальный сайт (англ.)
- «Гонка» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Гонка (англ.) на сайте allmovie
Хант, Джеймс
Джеймс Саймон Уоллис Хант (англ. James Simon Wallis Hunt; 29 августа 1947 — 15 июня 1993) — английский автогонщик, чемпион мира 1976 года по автогонкам в классе Формула-1. По окончании гоночной карьеры работал комментатором на BBC и предпринимателем.
Начав карьеру гонщика в кузовных автогонках, Хант вскоре переходит в Формулу-3. Своими успехами он привлёк внимание команды Hesketh и в 1973 году впервые выступил в классе Формула-1 в составе этой команды. В конце 1975 года он становится пилотом McLaren и в 1976 году, одержав 6 побед, становится чемпионом мира. В последующие два года Хант продолжает выступать в McLaren, но уже с гораздо меньшим успехом, и в 1978 году он уходит в отставку. В 1979 году Хант возвращается в Формулу-1 в составе новой команды — Walter Wolf Racing. Из семи гонок он закончил лишь одну (восьмое место), после чего уже в середине сезона Хант окончательно уходит из большого спорта.
Джеймс Хант ![]() |
|||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гражданство | ![]() |
||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | 29 августа 1947 | ||||||||||||||||||||||||
Место рождения |
|
||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | 15 июня 1993 (45 лет) | ||||||||||||||||||||||||
Место смерти |
|
||||||||||||||||||||||||
Выступления в «Формуле-1» | |||||||||||||||||||||||||
Сезоны | 7 (1973–1979) | ||||||||||||||||||||||||
Автомобили | Hesketh, McLaren, Walter Wolf Racing | ||||||||||||||||||||||||
Гран-при | 93 (92 старта) | ||||||||||||||||||||||||
Чемпион мира | 1 (1976) | ||||||||||||||||||||||||
Дебют | Гран-при Монако 1973 | ||||||||||||||||||||||||
Последний Гран-при | Гран-при Монако 1979 | ||||||||||||||||||||||||
|
Формула-1
Хант (в центре), Ники Лауда (слева) и Клэй Регаццони (справа) на подиуме Гран-при Нидерландов (1975 год)
Когда в 1973 году Хант вышел на старт Гран-при Монако за Hesketh, многие сочли это за несмешную шутку. Это действительно было лишь подобие команды, для которой гонки не были частью души. То, чем прославилась команда и Джеймс, было шампанское на завтрак, приятное времяпрепровождение в пятизвёздочных гостиницах и девушки в боксах. Тем не менее, шасси, купленное у March, и мотор Форд позволили Джеймсу прийти два раза на подиум в первом же сезоне. Это можно было считать успехом, но команда по-прежнему оставалась без спонсоров. В 1974 году Хант шесть раз смог закончить гонку, и в половине из них он приезжал третьим. На этом команда не перестала удивлять публику и уже в следующем году Хант добыл свою первую победу. Впрочем, по окончании сезона 1975 года у владельца команды лорда Хэскета закончились средства, и Джеймс остался без контракта.
К его счастью, прямо перед началом следующего сезона чемпион мира 1974 года Эмерсон Фиттипальди неожиданно покинул команду Макларен, и Хант получил шанс проехать сезон в топ-команде. В августе 1976 года, его главный соперник Ники Лауда попал в страшную аварию, что поспособствовало быстрому продвижению Ханта по «очковой» лестнице. Лауда вышел на трассу через 42 дня после аварии с многочисленными ожогами лица и героически окончил гонку четвёртым, несмотря на сильные боли и общее состояние. Джеймс же остался позади вследствие поломки машины. В финальной гонке у подножия горы Фудзияма Хант пришёл третьим после отказа Лауды продолжить гонку на втором круге — этого хватило, чтобы опередить Лауду на одно очко и стать чемпионом.
Результаты в Формуле-1
Сезон | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1973 | Hesketh Racing | March 731 | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | F | АРГ | БРА | ЮЖН | ИСП | БЕЛ | МОН 9 |
ШВЕ | ФРА 6 |
ВЕЛ 4 |
НИД 3 |
ГЕР | АВТ Сход |
ИТА НС |
КАН 7 |
СОЕ 2 |
8 | 14 | ||
1974 | Hesketh Racing | March 731G | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | F | АРГ Сход |
БРА 9 |
8 | 15 | |||||||||||||||
Hesketh 308 | ЮЖН Сход |
ИСП 10 |
БЕЛ Сход |
МОН Сход |
ШВЕ 3 |
НИД Сход |
ФРА Сход |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
АВТ 3 |
ИТА Сход |
КАН 4 |
СОЕ 3 |
||||||||||
1975 | Hesketh Racing | Hesketh 308B | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | F | АРГ 2 |
БРА 6 |
ЮЖН Сход |
ИСП Сход |
МОН Сход |
БЕЛ Сход |
ШВЕ Сход |
НИД 1 |
ФРА 2 |
ВЕЛ 4 |
ГЕР Сход |
АВТ 2 |
СОЕ НС |
4 | 33 | ||||
Hesketh 308C | ИТА 5 |
СОЕ 4 |
|||||||||||||||||||||
1976 | Marlboro Team McLaren | McLaren M23 | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | G | БРА Сход |
ЮЖН 2 |
СШЗ Сход |
ИСП 1 |
БЕЛ Сход |
МОН Сход |
ШВЕ 5 |
ФРА 1 |
ВЕЛ ДСК |
ГЕР 1 |
АВТ 4 |
НИД 1 |
ИТА Сход |
КАН 1 |
СОЕ 1 |
ЯПО 3 |
1 | 69 | |
1977 | Marlboro Team McLaren | McLaren M23 | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | G | АРГ Сход |
БРА 2 |
ЮЖН 4 |
СШЗ 7 |
МОН Сход |
БЕЛ НС |
5 | 40 | |||||||||||
McLaren M26 | ИСП Сход |
БЕЛ 7 |
ШВЕ 12 |
ФРА 3 |
ВЕЛ 1 |
ГЕР Сход |
АВТ Сход |
НИД Сход |
ИТА Сход |
СОЕ 1 |
КАН Сход |
ЯПО 1 |
|||||||||||
1978 | Marlboro Team McLaren | McLaren M26 | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | G | АРГ 4 |
БРА Сход |
ЮЖН Сход |
СШЗ Сход |
МОН Сход |
БЕЛ Сход |
ИСП 6 |
ШВЕ 8 |
ФРА 3 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР ДСК |
АВТ Сход |
НИД 10 |
ИТА Сход |
СОЕ 7 |
КАН Сход |
13 | 8 | |
1979 | Olympus Cameras Wolf Racing | Wolf WR7 | Ford Cosworth DFV 3,0 V8 | G | АРГ Сход |
БРА Сход |
ЮЖН 8 |
ИСП Сход |
БЕЛ НС |
МОН Сход |
ФРА | ВЕЛ | ГЕР | АВТ | НИД | ИТА | КАН | СОЕ | — | 0 | |||
Wolf WR8 | СШЗ Сход |
ИСП НС |
БЕЛ Сход |
- Young and Hunt 1978, p. 9.
- Donaldson 1994, pp. 16-19.
- Donaldson 1994, pp. 24-30.
- Donaldson 1994, pp. 29-31.
- До 1990 года в зачет чемпионата мира в гонках Формулы-1 шли не все очки, заработанные пилотом, а лишь несколько лучших результатов (см. Система начисления очков в Формуле-1). Число вне скобок означает очки, зачтенные в чемпионате, число в скобках обозначает общее количество очков, заработанных пилотом в сезоне.
- 1 2 Лидировал от старта до финиша.
- 1 2 Совершил «хет-трик»: стартовал с поул-позиции, показал быстрейший круг в гонке и победил.
> Литература