Кто запретил олимпийские игры

Июн 27, 2019 Спорт

Кто запретил олимпийские игры

История игр

По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. Согласно мифу, Рея передала новорождённого Зевса Идейским дактилям (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в храме Геры в Олимпии ещё во времена Павсания (II век н. э.). С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 728 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью Олимпиада (хронология)).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. ἐκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ἱερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

С самого начала единственным видом спорта был бег, но потом к нему присоединились гонки на колесницах и борьба.

Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново возрождены в 1896 году (см. Олимпийские игры).

Хронология античных олимпийских игр согласно «Хронике Евсевия» представлена в статье Олимпиада (хронология).

Организация игр

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь полноправные эллины. Подвергнувшиеся атимии греки, а также варвары могли быть только зрителями. Позднее исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом даже смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. При этом женщины имели возможность принять заочное участие в Олимпийских играх, просто прислав свою колесницу (победителем считался владелец лошадей, и первой чемпионкой стала Киниска). Кроме того, специально для целеустремлённых женщин греки решили сделать исключение и организовали специальные игры, победительница которых получала оливковый венок и съестные припасы, в частности мясо.

Число зрителей и исполнителей Олимпийских игр было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, другая часть — религиозным обрядам с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования античных Олимпийских игр».

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались элланодиками; они назначались при помощи жребия из местных элийцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд алитаев, с адитархами во главе.

Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элладонам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке, дав в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодонами в Олимпийской гимназии.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους ἐπίχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными ценными призами.

Спортивные сооружения в Олимпии

Олимпийский стадион строился постепенно с увеличением популярности игр. Это был первый стадион в Древней Греции, на котором имелись трибуны. После модернизации в V веке до н. э. он мог принимать около 40 тыс. зрителей. Размеры спортивного поля стадиона составляли 212 на 32 метра, а на беговой дорожке могли одновременно бежать двадцать человек.

Олимпийский ипподром имел внушительные размеры — свыше 700 метров в длину и более 300 метров в ширину.

Для тренировок спортсменов использовался Гимнасий — открытое сооружение с беговой дорожкой той же длины, что и на стадионе, окружённое колоннадой. Рядом находилась Палестра — квадратное сооружение с внутренним двором для тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта.

В IV веке до н. э. архитектором Леонидом был построен «Леонидойон», выполнявший функцию олимпийской деревни. Здание состояло из центрального двора, окруженного перистилем из 44 колонн, в который выходили комнаты со всех четырёх сторон. Снаружи здания находилась непрерывная колоннада из 138 ионических колонн.

Поскольку Олимпийские игры имели важное религиозное значение, в Олимпии находилась система храмов и святилищ.

После запрета игр сооружения пришли в упадок, были разрушены двумя мощными землетрясениями в VI веке, а ипподром был полностью уничтожен во время наводнения.

> В современном искусстве

  • Мультфильм Фёдора Хитрука «Олимпионики» (1982)

> См. также

  • Панэллинские игры
  • Олимпийские игры
  • Олимпиада (хронология)
  • Соревнования античных Олимпийских игр

Кто запретил Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры в Древней Греции – одно из величайших событий в эллинской истории. Начало их проведения точно датируется – это 776 год до нашей эры. Местом проведения празднества — Олимпия, поселение и святилище, находившееся в северо-западной части Пелопоннеса. Главную роль в празднествах занимают спортивные состязания, победа является престижной не только для участника, но и для представляемого им города.

Первые Олимпийские игры в Древней Греции

Самые первые Олимпийские игры в древней Греции были проведены в 776 году до н.э. Все последующие игры проходили один раз в четыре года. С этого момента началось ведение записей о победителях игр и был установлен порядок их проведения. Олимпиада начиналась каждый високосный год, в месяц церемонии, соответствующий современному промежутку времени с конца июня до середины июля.

История сохранила большое количество версий, в которых обосновывается зарождение традиции проведения этих спортивных состязаний. Большинство этих версий имеет вид легенд, так или иначе связанных с богами и героями Древней Эллады. Например, первое место в списке занимает легенда, по которой царь Элиды по имени Ифит отправился в Дельфы, где получил сообщение от жрицы Аполлона. Народ Элиды к этому времени был изнурен постоянным вооруженным соперничеством греческих полисов, а потому боги повелели устроить спортивные состязания и атлетические празднества. Таким образом, царь Ифит в союзе со знаменитым спартанским правителем Ликургом, а также афинским реформатором Клиосфеном заключили соглашение о порядке и правилах проведения соревнований. Проводить празднество было решено в Олимпии, и с тех пор это место стали считать священным, куда запрещено было входить вооруженным людям. Другая легенда гласит, что положил начало играм Геракл, знаменитый сын Зевса, в честь победы своего божественного отца над Кроном.

Также существует легенда, что самые наипервейшие Олимпийские игры в Древней Греции устроили между собой не кто иной, как боги. Именно во время этих состязаний Зевс победил верховного бога Крона, и занял его место, став правителем мира.


Участники Олимпийских игр в Древней Греции

Первоначально атлетами могли быть только и исключительно местные жители Олимпии. Однако, к тринадцатым по счету играм, к ним присоединяются жители всей Древней Греции. Впоследствии, к участникам олимпийских состязаниий присоединяются жители из древнегреческих городов-колоний, прибывавшие отовсюду — от Черного до Средиземного морей.

Участниками Олимпийских игр в древней Греции становились только свободные греки, не совершавшие когда-либо тех или иных преступлений, не нарушавшие клятвы и не запятнавшие себя бесчестными поступками. Соотвественно, рабам и чужеземцам невозможно было представлять какой либо греческий город.

Что касается возрастных ограничений, то участниками состязаний могли стать как взрослые мужчины, так и юноши.

Запрещалось участвовать женщинам. Причем ограничение касалось не только участия в соревнованиях, но и самого присутствия на территории, где проходило празднество. Исключением из правила было присутствие жрицы, представительницы богини Деметры, а также возницей квадриг могла быть женщина, соответсвенно получая право выступать на ипподроме.

Проживали участники Олимпийских игр на окраине Альтиса, где за месяц до открытия состязаний они тренировались. Эта традиция стала прообразом олимпийской деревни, имеющей место в современных играх. Расходы на проживание спортсменов в Олимпии, подготовку состязаний и различных религиозных церемоний, брали на себя либо сами атлеты – участники игр, либо город, от которого они выступали.

Рассвет Олимпийских игр

Существует достоверный исторический факт, что во время проведения Олимпийских игр прекращались какие-либо военные действия. Эта традиция называлась экехерия, согласно которой воюющие стороны были обязаны сложить оружие. Также запрещалось производить судебные дела, откладывалось на потом исполнение казней. Нарушителей правила экехерии наказывали штрафом.

Виды Олимпийских игр в Древней Греции

Первостепенным, и по всей видимости самым популярным видом спорта, включенным в программу античных Олимпийских игр, был бег. Сохранились сведения даже о том, что древний царь по имени Эндимион устроил состязание по бегу среди своих сыновей, а в качестве награды победитель получил царство.

Существовало несколько видов состязаний по бегу. В первую очередь это был аналог современного спринта, бег на короткую дистанцию – фактически с одного конца стадиона до другого. Дистанция составляла 192 метра и называлась «олимпийская стадия». Атлеты выступали в этих соревнованиях абсолютно обнаженными. Бег на дистанцию был самым первым и единственным состязанием за историю Олимпийских игр и, оставался таковым до тринадцатой Олимпиады. Начиная с четырнадцатой, к соревнованиям добавился так называемый «двойной бег». Атлеты должны были пробежать от одного конца стадиона до другого, затем пробежать вокруг столба и вернуться на место старта. В программу пятнадцатых Олимпийских игр к вышеуказанным состязаниям по бегу добавился долгий бег. Изначально он включал в себя семь стадий, но в последующие годы длина дистанций менялась. Бегуны пробегали стадию, пробегали вокруг столба, возвращались на старт, и разворачивались обратно вокруг другого столба.

В 520 году до нашей эры, во время 65-й Олимпиады появился еще один вид соревнований по бегу – «бег гоплитов». Атлеты пробегали две дистанции в полном вооружении – на них был шлем, поножи и щит. В более поздних Олимпиадах среди вооружения оставили только щит.

Также среди видов Олимпийских игр в Древней Греции были и единоборства. Следует отметить, что гибель атлета во время боев не была чем-то особенным, и даже мертвого бойца могли назначить победителем.

Начиная с 18-й Олимпиады в программу игр была включена борьба. Было запрещено наносить удары, сражаться можно было только с помощью толчков. Были две основные позиции – стоя, и на земле. В греческом языке существовало множество названий различных приемов.

Спустя пять Олимпиад среди единоборств появились кулачные бои. Нельзя было пинать противника, делать захваты и подножки. Руки обматывали специальными ремешками, благодаря чему этот вид состязаний был одним из самых опасных. Источники, сохранившиеся до наших дней, красочно описывают повреждения, нанесенные такими ударами. Особое уважение заслуживал тот боец, который победил, не получив ни одного удара со стороны противника. Если борцы уставали, им давали перерыв на отдых. Если победителя было никак не выявить, то назначалось определенно число ударов, которые противники наносили друг другу по очереди, при этом нельзя было защищаться. Проигравшим считался тот, кто добровольно сдавался, подняв руку.

В 648 году до нашей эры, во время 33-й Олимпиады появился так называемый «панкратион». Этот вид единоборств включал в себя удары ногами и руками. Разрешалось использовать удушающие приемы, но нельзя было выдавливать глаза и кусаться. Сначала это было соревнование только для взрослых мужчин, а затем, начиная со 145-й Олимпиады, панкратион был введен и для юношей.

Позднее в программу игр добавили пятиборье. В Древней Греции этот спорт получил название «пентатлон». Из названия можно догадаться, что состоял этот вид спортивных состязаний из пяти различных видов спорта – начинались они с прыжка в длину, затем были бег на одну дистанцию, метание диска, а также метание копья. Пятым видом спорта была борьба. На сегодняшний день не сохранилось точных сведений о том, каким образом определялся победитель. Считается, что все участники разбивались по парам и состязались между собой. В итоге оставалась одна, последняя пара. Отличался особой техникой прыжок в длину. Атлеты совершали прыжок прямо с места, не разбегаясь, а чтобы увеличить дальность прыжка, использовались гантели.

Среди олимпийских состязаний имели место и конные бега. Примечательно, что в них участвовать женщины, так как в качестве победителя объявляли не наездников, а владельцев животных и колесниц. За годы существования Олимпийский игр, конные бега видоизменялись. Сначала это были гонки на квадригах, затем, начиная с 33-й Олимпиады, к ним добавились скачки на лошадях. На 93-й появились гонки на колесницах, в которые запрягались две лошади. Состязания подразделялись на две категории — в одной состязались молодые жеребцы, а в другой взрослые кони.

Закат Олимпийских игр

Во втором веке до н.э. Олимпийские игры начали терять свою большую значимость, превратившись в соревнования местного масштаба. Это связано с завоеванием Древней Греции римлянами. Причинами потери былой популярности считают несколько факторов. Одним из них называют профессионализм атлетов, когда игры стали по сути коллекционированием побед со стороны олимпиоников. Римляне, под чьим господством оказалась Греция, спорт воспринимали исключительно как зрелище, соревновательный дух Олимпиады им не был интересен.

Кто запретил Олимпийские игры в Древней Греции

Прекращение тысячелетней истории Олимпийских игр стало следствием изменения религии. Они были тесно переплетены с греческими языческими богами, поэтому их проведение стало невозможным после принятия христианской веры.

Исследователи связывают запрет Олимпийских игр с неким римским императором, Феодосием. Именно он издает в 393 году н.э. свод законов, запрещающих язычество, и Олимпийские игры в соответствиями с этими новыми законодательными актами становятся полностью запрещенными. Лишь спустя столетия, в 1896 году происходит возрождение традиции проведения спортивных Олимпийских игр.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Олимпийские игры — величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого ЗевсаИдейским дактилям (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Хронология античных олимпийских игр согласно «Хронике Евсевия» представлена в статье Олимпиада (хронология).

История игр

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в храме Геры в Олимпии ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 728 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью.).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элидустраной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

Учёные из разных стран до сих пор ведут споры по поводу того, в каких видах спорта соревновались атлеты. Самая распространённая версия — это то, что с самого начала единственным видом спорта был бег, но потом к нему присоединились гонки на колесницах и борьба.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, участие они принимали исключительно голыми так как они считали, что это сособствует поддержанию в них спортивного духа и конечно же для удобства в состязаниях просто так им ничего не мешало. Не подвергнувшиеся атимии, варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом даже смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры.Но специально для целеустремлённых женщин власти решили сделать исключение и сделали специальные игры для женщин, победительница которых получала оливковый венок и съестные припасы, в частности мясо, а также возможность принять участие в играх, просто прислав свою колесницу. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям , другая часть — религиозным обрядам с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования античных Олимпийских игр».

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались элланодонами; они назначались при помощи жребия из местных элийцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд алитаев, с адитархами во главе.

Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элладонам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке, дав в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодонами в Олимпийской гимназии.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы, победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными самыми что не на есть ценными на то время призами.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *