Кто такой гонщик?

Июн 5, 2020 Спорт

Кто такой гонщик?

В сентябре 2014 года в штат Red Bull Racing попали сразу три студента, выигравших конкурс молодых талантов… Читать в полной версии Получить работу в Формуле-1 мечтает, наверное, каждый поклонник «Королевских гонок». И если руководителями команд становятся, в основном, бизнесмены и бывшие гонщики, а для спортивной карьеры необходимы огромные спонсорские вливания, путь инженера или механика оказывается наиболее реалистичным способом. В большинстве случаев дорога в «Большие призы» оказывается длинной и не всегда успешной: на пути можно застрять в молодежных гоночных сериях или попасть на теплое место в каком-нибудь автоконцерне. Конечно, ведущие производители наверняка смогут предложить неплохую зарплату и, возможно, не самую скучную работу, однако для настоящего болельщика Формулы-1 такая должность станет очевидным поражением. Если ты не в гоночной команде – ты не соприкасаешься с миром «Королевских гонок». И никакие другие привилегии этого не заменят.В конце восьмидесятых годов прошлого века шанс молодым специалистам давала компания Honda. Автопроизводитель конструировал двигатели для Формулы-1 – японская марка снабжала моторами команду McLaren, которая регулярно выигрывала чемпионские титулы. В качестве персонала, обслуживающего силовые установки, Honda посылала на гонки Формулы-1 совсем молодых сотрудников – зачастую их стаж в компании ограничивался месяцами, если не неделями. По замыслу японцев, конкурентная атмосфера Формулы-1 должна была научить новобранцев работать быстро и максимально эффективно.Не учитывали в Honda одного – команды, которым приходилось возиться с неопытными выпускниками, совсем не горели желанием кого-то обучать. Гоночным коллективам нужен результат, а политика Honda приносила его в жертву своему стремлению растить новых специалистов. В результате в командах-клиентах сложилась парадоксальная ситуация: весь сезон конюшни находили общий язык с новыми мотористами, к середине сезона инженеры, наконец, вникали в суть автогонок и начинали приносить реальную пользу, а в конце чемпионата Honda забирала их обратно в Японию, чтобы затем выслать командам очередную порцию выпускников. Что при этом творилось в голове у отозванных инженеров, гадать не приходится: многие сравнивают работу в Формуле-1 с наркотиком, с которого невозможно слезть.С уходом Honda из Формулы-1 подобные программы перестали пользоваться популярностью. Опытные игроки Формулы-1 предпочитают не брать людей «с улицы», а новые команды быстро разочаровываются в молодых и перспективных. Так, бывший инженерный директор команды Marussia Николай Фоменко активно обещал нанимать российских специалистов, но уже через пару месяцев признал, что в нашей стране инженеров уровня Формулы-1 просто нет. В итоге команду отдали на откуп британским специалистам, а год спустя должность потерял и сам Фоменко – теперь в формально российском гоночном коллективе нет ни одного россиянина.

Прямо сейчас возродить практику гоночных стажировок пытается чемпионский коллектив Red Bull Racing. Все организационные моменты взял на себя Infiniti – титульный спонсор команды. В отличие от Honda, эта компания не строит двигатели Формулы-1 – Red Bull Racing уже много лет пользуется силовыми установками Renault и не собирается их ни на что менять. Тем не менее, Infiniti пытается развивать партнерство с командой в других областях – к примеру, в сфере композитных материалов, трансмиссии и общей методологии работы на заводе.В 2013 году компания устроила конкурс среди студентов и недавних выпускников технических ВУЗов: призом за победу стали три рабочих места в штаб-квартире Red Bull Racing с предоставлением жилья и служебного автомобиля. Заявки на конкурс подали полторы тысячи человек из сотни различных университетов. Среди конкурсантов были и представители России, но они не вошли в финальную дюжину, которой предстояло бороться за победу. В течение трех дней 12 финалистов проходили испытания, связанные с конструированием различных узлов для гоночного болида. Итоговых победителей выбрал экспертный совет во главе с техническим директором Red Bull Racing и самым успешным инженером за всю историю Формулы-1 Эдрианом Ньюи.Самым старшим работником-стажером стал 25-летним Эрик ЛаРош из Университета Мэриленда, США, а самым младшим – 21-летний Джейсон Зайд из Лагуны-Бич, штат Калифорния. К американцам присоединится 23-летний британец Уильям Прист, представляющий Университет Эксетера. «Эти парни входят в список лучших инженеров своего поколения, — убежден директор проекта Infiniti в Формуле-1 Томмасо Вольпе. – Они присоединились к команде в сентябре и уже работают над проектами, в которых мы можем добиться максимального обмена технологиями между командой Формулы-1 и автопроизводителем. Дополнительно ребята участвуют в доводке Infiniti Q50 Eau Rouge, создание которого курирует четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель».Последует ли Infiniti примеру Honda в плане ротации инженеров, пока не объявлено, но трио победителей уже уведомило компанию, что хочет остаться работать в Формуле-1 навсегда. «Все будет зависеть от их результативности и амбиций, — пообещал Вольпе. – Если у нас будет возможность, мы оставим их в Red Bull Racing».Прямо сейчас ни один российский ВУЗ не готовит специалистов, способных справиться со специфическими задачами Формулы-1. Наиболее близко к решению кадровых задач «формульных» коллективов подошли в Сильверстоуне, где каждый год проходит Гран-при Великобритании. Непосредственно рядом с трассой англичане возвели учебное заведение для будущих специалистов гоночных наук: курс обучения платный и доступен всем студентам независимо от пола, возраста и гражданства.Ну а если молодой специалист уже получил образование, обратиться можно в команду Haas: американский коллектив дебютирует в Формуле-1 в 2016 году и сейчас активно нанимает людей. Антон ПогорельскийФото: Infiniti, Getty Images

Мы поговорили с одним из лидеров чемпионата РСКГ и чемпионом России в классе «Легенды” Ефимом Гантмахером, и узнали, как стать профессиональным гонщиком.

Успенский Ралли Техника

— Идеальный возраст для старта, если тебе уже больше 10 лет?

Ну, даже в 10 лет мы уже пролетаем мимо Формулы-1, если измерять мир ею. На самом же деле, все напрямую зависит от целей и задач. Для кузовного пилота начинать можно и в 18, для формульного старт должен происходить в 7-8 лет. Всю жизнь можно разделить на этапы:

Картинг (7-14 лет)

Младшие формулы (14-17 лет)

GP3, Formula 2, Formula 1 (17 и старше)

Но бывает иначе. Например с 10 лет в автокроссе, и к 18 мы уже вовсю бороздим трассы Ралли-Кросса, либо уходим в Ралли. Этих вариантов очень много и, в большинстве своем, они зависят от финансирования спортсмена.

Ефим Гантмахер

Арсений Гантмахер

— С чего начинают пилоты? Смотрят ролики на YouTube и записываются на картинг?

Дети начинают с нереализованных комплексов родителей, а если серьезно – у каждого свой путь. Лично я бредил гонками с первого класса, но возможность заняться картингом представилась лишь к 15-ти годам. Папа подарил на день рождения оплаченную квитанцию на обучение в детской школе картинга.

Арсений Гантмахер

— Можно ли стать крутым пилотом, гоняя в обычном прокатном картинг-клубе с теми, кто приходит туда отметить корпоратив или День рождения?

Тут, как в шахматах. Если хочешь чему-то научиться, надо соревноваться с теми, кто сильнее тебя. Поэтому обогнать торжествующих – это полезно в самом начале пути. Но есть и такой вид тренировок – приехать в прокатное время пойти кататься с абсолютными новичками, и чем их больше – тем лучше. Так мы учимся прорываться на первых кругах.

— Как часто нужно тренироваться гонщику, чтобы выйти на уровень прорайдера?

Тренировки – дело условное и непрерывное. Не могу отвечать за каждого, но лично я тренируюсь практически 24 часа в сутки. Во сне визуализирую трассы, как их проходить, иногда отрабатываешь стандартные ситуации, утром разминка и осмысление наспанного, потом прыгаешь за руль и оттачиваешь в спокойном режиме каждое движение рук и ног. Потом в спортзал, укреплять мускулатуру. Так можно продолжать бесконечно. Тренировки – это не только наработка мышечных навыков, это еще и работа мозга, а мозг можно тренировать всегда и везде. Что касается ездовых тренировок – они начинаются за неделю до этапа на конкретной трассе. Там все веселее – после каждого заезда начинаешь разгребать мегабайты данных, поворот за поворотом. Анализируешь и ищешь, где можно ускориться.

Арсений Гантмахер

— Какие дополнительные физические нагрузки нужны будущему пилоту? В качалку обязательно ходить?

Сколько людей – столько и мнений. Мы проезжаем гонки по 50-60 км. Это 25-30 минут в салоне автомобиля при температуре до 70 градусов с постоянными перегрузками до 1.5g. Я считаю, что даже при такой легкой нагрузке надо быть физически крепким. Гонщики F1 едут почти два часа с перегрузками, порой переваливающими за 5g – вот там без «качалки» никуда))

— Сколько придется откладывать с получки, чтобы стать профессиональным пилотом?

Базовый класс кубка России – это класс «Национальный». По моему опыту выступления в нем на конкурентной технике стоят из расчета 3000$(150000р) за этап. Это без учета самой машины. Этап в серии Legends значительно доступнее, а аренда машины в цену уже включена.

Арсений Гантмахер

— Как найти спонсоров и когда уже можно к ним идти?

Как найти спонсора – вечный вопрос. Ответ на него не очевиден и весьма индивидуален. Если бы у меня был на него ответ – дал бы подробную инструкцию. Но есть некоторые правила, единые для всех. Первое – опрятный вид, чистая экипировка и красивая машина. Никто не захочет видеть грязную, мятую рекламную площадку. Второе – спортивный результат и яркие выступления. Эта рекламная площадка должна быть на виду. Третье – работа на сторонних мероприятиях – это дополнительное расширение рекламной площади. Думаю вы уже уловили общую черту – реклама. К спонсорам надо идти, когда вы можете аргументированно показать, что ваша рекламная площадка принесет спонсору новую аудиторию.

— Сколько стоит гоночная тачка?

Все зависит от гонок. Моя старенькая «Калина» класса национальный обошлась в 1.1 млн рублей. Это стоимость новой калины и работ по доработке. Но всегда можно найти машину уже готовую. Годовалую Калину можно купить за 500-700 тысяч рублей, машина Legends стоит от 500 до 900 тысяч. Машины старших классов стоят существенно дороже.

Арсений Гантмахер

— Что испытываешь, когда разбиваешь машину с такой стоимостью?

Некоторую опустошенность в районе кошелька))

На самом деле никогда об этом не думаешь. Ибо задуматься о цене машины – значит проиграть гонку.

— Какое будущее ждет профессионального пилота? Они уходят на пенсию?

Кто-то бросает, не добившись результата, кто-то бросает, потратив все деньги, кто-то в 57 еще молод. Сэр Стирлинг Мосс закончил гоночную карьеру на девятом десятке. Многие уходят в тренерскую, конструкторскую или менеджерские ипостаси. Но никто не забудет про гонки. Это все #автоспортголовногомозга.

В воздухе пахнет жженой резиной. Две тюнингованных Toyota Mark II подъезжают к стартовой линии. Толпа болельщиков окружает машины.

Ведущий коротко знакомится с каждым водителем и представляет их публике. Потом все, кроме одной девушки, отходят за специальную линию. «Готов?» — спрашивает она водителей по очереди. Оба подтверждают готовность дальним светом. Она мгновенно поднимает руки вверх и дает отмашку.

Тысячи водителей образуют движение стритрейсеров в Москве. Студенты на Жигулях и мажоры на Porsche и BMW собираются раз в неделю, чтобы прочувствовать скорость. Членов этого полулегального братства можно распознать по фирменной наклейке на заднем бампере.

Speedhunters

В ночь перед гонкой сотни машин собираются на Воробьевых Горах и встают в несколько рядов вдоль улицы Косыгина. Останавливаются как дорогие иномарки, так и дешевые ВАЗы, часто тюнингованные до неузнаваемости.

В самом начале этой колонны стоят две огромные колонки. Между ними растянут флаг неформального движения уличных гонщиков Москвы, Speedhunters. Черный смайл на оранжевом фоне выглядит дерзко и символизирует смелость и мятежность гонщиков, идущих против правил в погоне за адреналином.

Рядом с флагом стоят две огромные колонки и человек с микрофоном.

«Не проезжай мимо! Попробуй свои силы в уличных гонках! Получи море позитива и адреналина!» — выкрикивает массивный парень, а блондинка рядом с ним жестами призывает проезжающие автомобили присоединиться к движению. Многие останавливаются.

«Мы просто ехали мимо, услышали объявление и решили посмотреть, что это такое», — говорят два студента на аляповато тюнингованной Тойоте. Гигантский спойлер, минимальный просвет из-за массивных обвесов и яркая раскраска наводят на мысль, что парни лукавят, не желая делиться информацией с непроверенным человеком.

Главного зазывалу все знают под именем «Гарпуха». Его настоящие имя Андрей и он главный шоумен движения Speedhunters.

«С ментами проблем нет. Как ты думаешь, если гонки проходят уже 9 лет с 2010 года и если их до сих пор не прикрыли, что это значит? Проблемы могут возникать, но они быстро разруливаются», — говорит Андрей.

Не смотря на оптимизм Гарпухи, организаторы гонок стараются не отсвечивать. «Мы не дружим с прессой», — отсекает главный организатор и закрывает тонированное окно своей машины, не желая продолжать разговор.

Чем меньше гонщики светятся где-либо, тем лучше для организаторов. Слава может принести не только пополнение рядов братства, но и новые проблемы с городскими властями. Очевидно, что это не нужно никому.

Колонна на аварийках

Speedhunters – последний оплот фанатов «Форсажа”, скорости и моторов в Москве. «Тусовка на ВВЦ была, но давно рассосалась. Там сейчас никого нет», — говорят три парня, которые приехали на Воробьевы на прокаченной KIA. Музыка из их машины в буквальном смысле ревет на весь район главного университета страны.

«Гоняете сегодня»?

«У нас другая дисциплина», — говорит один из них и открывает пассажирскую дверь KIA, показывая, что в нее встроено сразу 10 динамиков разных размеров. Все остальные двери также буквально покрыты динамиками.

За несколько минут до часу ночи организаторы начинают сворачивать палатку, а водители гадают, где они будут гонять сегодня. Место проведения гонок держится в строгом секрете. Все терпеливо ждут, слушают музыку, курят кальяны прямо из багажников и общаются.

Ровно в час мимо рядов припаркованных машин проносится авто организатора и подает сигнал, призывая ехать за ним. Все бросаются за руль и вклиниваются в поток.

Колона едет в два-три ряда, оставляя левый крайний ряд для проезда обычных авто. Все двигаются строго на аварийках. Благодаря этому вытянутую змею из огней четко видно даже тогда, когда она растягивается на несколько километров по Ленинскому проспекту. Организаторы ведут ее в сторону области.

Четверть мили

В какой-то момент мигающие огни сбиваются в кучу и образуется затор: стритрейсеры съезжают с трассы и стягиваются в одну линию, чтобы заехать на развязку. За поворотом – рай для гонщиков.

Узкий съезд ведет на идеально ровную и широкую трассу. Она закрыта для проезда всем, кроме стритрейсеров. Это классическая четверть мили свободного, ровного асфальта. Здесь начинается скорость.

Организаторы берут 500 рублей с одной машины за въезд. С одной гонки они могут заработать до 250 тысяч рублей, судя по количеству машин. Но все затраты на организацию и проведение гонок держатся в тайне.

По словам анонимного стритрейсера, все деньги уходят на танцовщиц Go-Go, музыкальное оборудование, организацию fire show и «договор» с дорожной полицией. «Организаторам из всей собранной суммы хватает максимум на бензин», — цитирует его слова газета МК.

Всем «легальным» машинам на край лобового стекла наклеивается крошечная бумажка определенного цвета. Так на старте выявляют нелегалов.

С нелегалами, которые пытаются проехать в объезд организаторской таксы, обходятся жестко. Двум шкодам пришлось экстренно эвакуироваться под гневную тираду организаторов. Возможно, они лишились права участия в стритрейсинге навсегда.

Полноправные стритрейсеры въезжают на закрытую трассу и паркуют свои аппараты елочкой вдоль дороги. Машин так много, что до старта приходится еще минут пять идти пешком. Здесь бурлят страсти.

Бесконечная вереница машин стягивается к линии старта, которая оборудована высокоточной техникой для фиксации фальстартов и заездов за линию. Водители сами выбирают, стартовать им «по прибору» или «по девочке».

По обе стороны от старта растягиваются зрители. Здесь продают чай и кофе, и даже жарят шашлыки на мангале. Виски наливают тем, кто сегодня не за рулем. Кальяны раскуривают прямо из багажников своих машин. Любимых стритрейсеров поддерживают веселыми криками – стоит атмосфера праздника. В отдалении от линии старта атмосфера становится деловой.

«Какой мотор? Привод? Коробка?» — стритрейсеры подыскивают себе достойного противника для заезда. Машины стараются подбирать примерно схожие по комплектации: турбированные движки не едут с атмосферами, а ручные коробки не соревнуются с автоматами.

«Я участвую в каждой гонке», — говорит Антон на KIA Rio. «В этом году было уже четыре заезда и во всех, кроме одного, я выиграл. Когда последний раз проиграл, было ужасное чувство горечи поражения. Сегодня я вздерну его».

Ставки здесь не делают ни водители, ни зрители. Дух соперничества поддерживается только спортивным интересом и ничем более, хотя никто не запрещает водителям договориться о денежном призе в обход организаторов.

Две машины медленно подтягиваются к старту. «Еще, еще, еще», — организаторы выстраивают их на линию с точностью до сантиметра. «Готов?!» — спрашивает «девочка» первого из них. В ответ он моргает ей фарами. «Готов?!» Второй подтверждает свою готовность. Она резко поднимает руки вверх, расставляет их в стороны и дает отмашку. С визгом шин и ревом моторов, соперники уходят в горизонт.

Наступит новый день и стритрейсеры вольются в московский трафик. Они будут стоять в пробках и ездить не быстрее 60 км/ч. И только по наклейке на заднем бампере другие стритрейсеры узнают в них своих.

Михаил Лепехов, пилот, основатель и руководитель Академии ралли и раллийной моносерии Volkswagen POLO CUP, организатор программы участия автомобилей Volkswagen в кольцевых гонках, рассказывает, как простому человеку оказаться за рулем настоящего гоночного автомобиля.

— Михаил, для многих автоспорт — это нечто недосягаемое, то, что показывают только в роликах в Сети, в кино. Если у вас нет титулованных гонщиков в семье или своей нефтяной вышки, что делать? Это же довольно затратное занятие?

— Скажу честно, финансово это всегда тяжело, если сидеть на диване и ждать, что за тебя все сделают, куда-то позовут. Для этого нужно встать и для начала заработать стартовый капитал. Потом вы приходите к таким как мы и спрашиваете, что делать. Начинать следует с обучения. Нужно понять: денег недостаточно, необходимо иметь основу, накопить опыт. При этом пройденные курсы экстремального вождения — не то. 1–3 занятия не дают вам право садиться в гоночный автомобиль и сразу мчать. Даже если вы оказались за рулем гоночного автомобиля, главной задачей для вас будет финиш в первой гонке. Человек должен понять, как гонка складывается, как ведет себя спортивный автомобиль в боевых условиях, а не на тренировке. В гонке нет права на ошибку.

— А если человек задумал пробиваться самостоятельно… Он же может построить гоночный автомобиль?

— Зачем самому строить? Все проще — машину можно арендовать. На начальном этапе такой расклад идеален. Есть же вероятность, что автоспорт вам просто не понравится. К тому же, свою машину вы можете подготовить не по регламенту соревнований — там есть определенные технические требования. Но допустим вы купили готовый автомобиль со спортивным паспортом… Даже теперь к соревнованиям вас не допустят. Опять же, необходимо поучиться и получить спортивную лицензию в региональном отделении РАФ (Российской автомобильной федерации).

— Тогда давайте по порядку. Как происходит подготовка к гонкам в Академии ралли?

— В нашей организации подготовкой занимаются «академики» — специалисты своего дела. К примеру, Антон Захаров (призер чемпионатов России по кольцевым гонкам и ралли, чемпион России по ралли 2002 года) в рамках первого этапа подготовки проводит теоретические занятия. Он объясняет, как управлять, как машина себя ведет на дороге, что такое торможение. Казалось бы, банальные вещи, но для себя вы откроете многое. Далее идут практические занятия. Вас научат правильной посадке, рулению, торможению. Забудьте все, что знали. В автоспорте встает вопрос эффективности, стратегии. Основное мерило — секунды, минуты. И вам расскажут, покажут, где вы их теряете.

Экзамен — это спортивное мероприятие, на которое вы поедете. И такое поступательное развитие касается всех. Например, талантливый пилот Евгений Новиков начал выступать в 14 лет с папой, сначала как штурман. И он поступательно отвоевывал себе место в автоспорте. В итоге в 16 лет он уже сам сел за руль и впоследствии выиграл все, что можно, в российском ралли. Поверьте, существует много школ и тренеров, готовых научить. Главное — ваше желание и настойчивость.

— Поехали дальше… Вы научились ездить. Что теперь?

— Теперь вам надо на чем-то ездить. Как я уже говорил, возьмите технику в аренду. Я рекомендую начать с монопривода, а потом перейти на полный. Существуют даже спортивные выезды «под ключ». Наши специалисты доставят боевой автомобиль, организуют выезд на соревнования, выдадут экипировку. Очень удобно! Помните, что цена во многом зависит от машины — старая, новая, ее пробег и т. д.

— Кольцевые гонки и ралли — в чем отличия, с точки зрения подготовки?

— Кольцевая программа немного проще. Во-первых, вам не нужен штурман и соответствующая тренировка — сами выучили трассу и все. В раллийной программе подготовка отличается кардинально. Представьте: сначала вы проходите трассу в рамках ознакомительного заезда. Скорость при этом ограничена, но вы должны представить траекторию захода в повороты, когда будете проходить их в боевом режиме. Недаром, говорят, что в ралли нет двух одинаковых поворотов. Автомобили, стартующие перед вами, на дорогу могут набросать камней, валун выскочил. Ралли это снежные, гравийные, асфальтовые покрытия, а кольцо это только асфальт. Но каждый вид автоспорта прекрасен по-своему.

Что касается тренировок, то с «кольцом» немного проще: кольцевая трасса всегда перекрыта. Вы без проблем ее арендуете на пару часов и тренируетесь либо самостоятельно, либо с другими участниками. А вот тренировки в ралли проходят «в полях». Ведь это дороги общего пользования. Конечно, человек всегда может обратиться в региональное отделение РАФ и там ему подберут трассу. Но потребуется не только арендовать участок, но отдельно его перекрывать, организовывать присутствие «скорой» и т. д. Вот так проходят официальные тренировки. Получается, кольцевые гонки меньше бьют по кошельку.

В любом случае, обычно тренировка идет весь день. Чем больше таких дней в месяце, тем лучше. Существует понятие «накат» — это наработка навыков. И, кстати, не забывайте о физической подготовке. Пилоты занимаются физ. подготовкой не просто так. Пример: последнее ралли Франции, 10 ДОПов, один из которых протяженностью 52 километра. Чтобы его пройти со средней скоростью в 100 км/ч, нужно где-то полчаса. Это 30 минут в сильнейшем физическом и эмоциональном напряжении, где каждый поворот может оказаться заключительным. Необходима высочайшая концентрация. И физика играет не последнюю роль.

Единственное могу сказать, если за спиной детский опыт в автоспорте, это преимущество. Не случайно пилоты, вышедшие из картинга, идут в «кольцо». Там понятие траектории схожее, асфальт под колесами. Если человек в детстве ездил на багги, то ему ближе ралли и ралли-кросс. Хотя это не аксиома.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *