Кто снимался в фильме движение вверх?

Окт 9, 2020 Спорт

Кто снимался в фильме движение вверх?

03:45, 31.12.2017

Обозреватель «Вокруг кино» разворошил спортивные архивы и узнал много драматических подробностей из жизни героев мюнхенской Олимпиады 1972 года.

Едва выйдя в прокат, фильм «Движение вверх» Антона Мегердичева и продюсерской компании ТРИ ТЭ вызвал горячие обсуждения. Зрители спорят, похожи ли актеры на своих прототипов, дискутируют, насколько правдиво отображены события 45-летней давности. Мы решили вам помочь и рассказать о великих спортсменах подробнее.

Тренер

Сборную СССР привел к золотым медалям мюнхенской Олимпиады 1972 года тренер Владимир Кондрашин. Игроки звали его «Батюшка» и «Петрович». Он принимал деятельное участие в жизни подопечных, в частности когда узнал о смертельном недуге Александра Белова, договорился о лечении спортсмена в Америке. США и СССР тогда переживали разгар «холодной войны», и тренер сильно рисковал, прявив такую инициативу. Однако американские врачи бессильно развели руками.

В фильме Кондрашина блестяще сыграл Владимир Машков, представивший образ волевого, принципиального человека – настоящего мужчины. Однако вдова ушедшего из жизни в 1999 году Владимира Петровича не одобрили экранизацию. Ей показали сценарий еще в ходе съемок, она категорически возражала против нескольких эпизодов. Авторы фильма пошли навстречу жене великого тренера и переделали сценарий. И все-таки взаимопонимания достичь не удалось. Поэтому персонаж Машкова в фильме носит имя Владимир Гаранжин. Актер очень внимательно следовал рекомендациям сына Сергея Белова Александра и даже «украл» у него несколько фразочек. Часть сюжета строится вокруг больного сына тренера, на заграничную операцию которого нужно собрать много валюты. Это полуправда: сын Владимира Кондрашина Юрий был прикован к инвалидному креслу по причине детского церебрального паралича. Но об операции речь не шла — Юрий так и не вылечился.

Владимир Кондрашин / Владимир Машков в фильме

Сборная СССР

Подбирая актеров на роли игроков главной команды страны, авторы фильма столкнулись со множеством проблем: во-первых, ребята должны были быть высокими, во-вторых, уметь играть в баскетбол и, в-третьих, быть похожими на своих героев. Кастинг удался. В фильме достигнуто не только портретное сходство актеров с прототипами, но и создано ощущение от команды как от единого целого.

Сергей Белов, рост 190 см

Великий снайпер, принесший в легендарном финальном матче против американцев 20 очков. В 1980 году именно ему доверили зажигать огонь московской Олимпиады. Его одноименная книга и положена в основу фильма «Движение вверх», а сын Белова Александр выступил в качестве консультанта и постановщика трюков.

Сергей Белов родился в семье коренных петербуржцев, но в селе Нащеково Томской области, куда их эвакуировали из Ленинграда. В школе демонстрировал способности ко всем популярным видам спорта – легкой атлетике, футболу, шахматам. В составе ЦСКА 11 раз становился чемпионом СССР, потом стал наставником этой команды, уезжал тренировать итальянскую команду 1-й лиги. В 1993 году Сергей Белов стал президентом Российской федерации баскетбола и работал на этой должности до 1998 года, одновременно был тренером сборной России по баскетболу. На чемпионате мира в Канаде в 1994 году сборная страны под руководством Белова завоевала серебряные медали, проиграв в финале все тем же американцам.

Умер в 2013 году и, говорят, по его воле был похоронен рядом с могилой любимого тренера Александра Гомельского на Ваганьковском кладбище.

В фильме «Движение вверх» Белова – принцпиального, молчаливого человека со стержнем — весьма убедительно сыграл Кирилл Зайцев. Хотя — и это курьез — вызывался он изначально на пробы роли Модестаса Паулаускаса. На протяжении всей ленты Белов больше всех тренируется, даже тогда, когда остальные отдыхают или развлекаются – и это исторический факт. Зайцев тоже тренировался под руководством Александра Белова целых 8 месяцев и в итоге очень неплохо заиграл. В фильме показан эпизод на таможне: все баскетболисты везут домой магнитофоны и мохеровые мотки, а Белов Библию — это правда.

Сергей Белов

Кирилл Зайцев в фильме «Движение вверх»

Александр Белов, рост 200 см

Спартаковец, ленинградец. Его первым и единственным тренером был Владимир Кондрашин, но и Александр Гомельский отзывался о нем как о главном украшении советского, да и всего мирового баскетбола. Александр стал автором того самого победного очка, благодаря которому советская сборная выиграла американцев со счетом 51:50 и стала чемпионом мюнхенской Олимпиады. После этой игры в него влюбились многие девушки, а одна американка даже приехала за ним в Ленинград и позвала за собой в США. Но Александр не дрогнул.

Белов болел редким заболеванием – саркомой сердца. Тренер Кондрашин давал ему в каждом матче возможность передохнуть – совсем отстранить его от игры означало бы ускорить смерть.

В 1977 году при прохождении таможенного досмотра в сумке Александра Белова обнаружили иконы. Скандал вылился на страницы советской прессы, и Белов был лишен звания заслуженного мастера спорта и стипендии. Его вывели и из национальной сборной, и из состава «Спартака». По слухам, это была провокация. Иконы были чужие, Белова их просто попросили провезти – кому-то выгодно было ослабить ленинградский «Спартак», а еще кто-то явно метил на его место в сборной. Как бы то ни было, но этот скандал тяжело сказался на и без того слабом здоровье спортсмена. В 1978 году Александра все-таки позвали в сборную, но через два месяца после начала тренировок он умер в возрасте 26 лет.

В фильме показано, что Белов, зная о смертельном недуге, сопротивляется женитьбе на любимой девушке. В действительности с баскетболисткой Александрой Овчиннковой они поженились не в 1972-м, а аж в 1977-м и прожили год. Тренер Кондрашин был рад этому союзу, надеялся, что Сашка так дольше проживет. Перед смертью спортсмен завещал отдать свою олимпийскую медаль Кондрашину, поскольку в те годы наставники команд этими знаками отличия не награждались.

В фильме Александра играет красавец Иван Колесников, который недавно прославился ролью другой исторической личности — Сергея Довлатова в картине Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».

Александр Белов

Иван Колесников в фильме «Движение вверх»

Модестас Паулаускас, рост 194 см

Знаменитый на весь мир Модя, литовский и советский баскетболист 15 лет играл за каунасский «Жальгирис», а также сборную СССР. В фильме показан как жуткий антисоветчик, человек с ужасным характером, хмурый, неулыбчивый сноб. В реальной жизни Модестас был долгие годы капитаном сборной и другом Сергея Белова. В матче мюнхенской Олимпиады проявил себя весьма полезно, западная пресса про него писала: «чем ситуация сложнее для сборной, тем вдохновенней играет Паулаускас».

Ушел из игры в 1976 году, на его прощальный матч приехала в Литву вся сборная СССР. Пауласкас отыграл первый тайм за «Жальгирис», а второй – за сборную. Далее работал тренером. В фильме его играет весьма фактурный литовский актер Джеймс Тратас, который мечтает и дальше сниматься в России. В картине показывается, что Модестас во время мюнхенской олимпиады готовит побег за кордон. А потом передумывает – не хочет предавать сборную и тренера. Возможно, мысли об эмиграции у баскетболиста и были: когда сборная играла в Америке, он с разрешения Кондрашина навестил там своих родственников, за что тренеру влетело по партийной линии. Однако Модестас и по сию пору живет в Литве и два раза в неделю ездит в Калининградскую область тренировать детей – «потому что скучает по русской речи и ностальгирует по советской эпохе». Ему сейчас 74 года.

Модестас Паулаускас

Джеймс Тратас

Иван Едешко, рост 196 см

Родился в Белоруссии, играл за минский «Спартак» и ЦСКА. Вошел в историю мирового баскетбола своим решающим «золотым пасом», благодаря которому Александр Белов принес победное очко в финале мюнхенской Олимпиады. В качестве тренера сборной СССР привел нашу команду к золотым медалям Чемпионата мира-82. Сейчас тренирует молодежную сборную. Фильм смотрел и даже помогал при его подготовке, считает его близким к правде. В «Движении вверх» его играет Кузьма Сапрыкин.

Иван Едешко

Кузьма Сапрыкин

Алжан Жармухамедов, рост 207 см

Родился в казахском селе, мама – русская, папа—казах. Учился в Узбекском институте физкультуры, играл за ташкентский СКА, с тех пор и пошла путаница: Алжана считали узбеком. Лишь после того, как в составе сборной СССР он стал победителем Мюнхена-1972, его официально заявили в бумагах как первого казаха – чемпиона Олимпиады. Как и Александр Белов, отстранялся из состава сборной из-за таможенного скандала.

В сборной его звали «Жан». За свою жизнь он трижды становился чемпионом мира. После окончания спортивной карьеры Алжан Жармухамедов пять лет работал тренером в Группе советских войск в Германии, затем был направлен в алма-атинский СКА на должность тренера спортивного клуба по пулевой стрельбе (1987 год).

Уйдя из большого спорта в 2002 году, остался в Москве, тренировал мужскую и женскую команды МосГУ. Вместе с сыном Владиславом создал детско-юношеский баскетбольный клуб «Лаурус». Сейчас ему 73 года. В фильме Алжана играет Александр Ряполов, который, кстати, родился в Ташкенте и профессионально занимался баскетболом, ушел из спорта из-за травмы. У актера такой же рост, как и у его легендарного прототипа — 207 см. По сюжету Жармухамедов стремительно теряет зрение. Чтобы не лишаться полезного игрока, тренер Гаранжин покупает ему заграницей линзы – неведомую тогда советским людям диковинку. Этот эпизод произошел в действительности не перед мюнхенской олимпиадой, а через год после нее. В Мюнхене Жан играл «на интуиции», пасовал практически с закрытыми глазами, хотя зрение у него было вовсе не катастрофическим — всего-то минус 2.

Алжан Жармухамедов

Александр Ряполов в фильме «Движение вверх»

Михаил Коркия, 196 см

Играл за тбилисское «Динамо», племянник бронзового призера Олимпиады баскетболиста Отара Коркия, который по сути и привел Мишу в спорт. Владимир Кондрашин пригласил Михаила вместе с Зурабом Саканделидзе в сборную для придания игре скорости и страсти.

В решающем матче в Мюнхене Мишико был удален до конца игры за стычку на поле с американцем Дуайтом Джонсом. Но ушел не один, а вместе с обидчиком. Считается, что после этого «золотого фола» сборная СССР и заиграла по-чемпионски. Тренер Кондрашин тогда даже пошутил: «Мишико, это был твой лучший матч: ты вывел из игры основного игрока американцев…».

Страстный характер Коркия прорывался не однажды. Как-то раз во время игры за тбилисское «Динамо» он услышал, что кто-то из болельщков кроет его матом. Мишико в один прыжок оказался на зрительской трибуне. Правда, немного промахнулся. Прежде чем накостылять обидчику, он случайно успел поломать ногу в двух местах зрителю, сидевшему по соседству. Потом баскетболист оплачивал ему лечение и отвечал за выходку перед судом. А еще Мишико украл девушку и привез ее в квартиру Александра Белова. Девушка, чьи родители не давали согласие на брак, была не против «кражи» и стала женой Коркия. А Белов так вернул Михаилу долг, ведь именно Коркия подтолкнул Александру Овчинникову к браку с Сашкой. Кстати, у Коркия и Белова были похожие недуги. Мишико страдал от синдрома «бычьего сердца», который развился из-за чрезмерных спортивных нагрузок. Даже американские врачи не взялись за операцию. Уйдя из спорта, Михаил много времени проводил за традционными грузинскими столами, что тоже подорвало его здоровье. Он умер в возрасте 59 лет. В фильме «Движение вверх» Мишико играет Отар Лорткипанидзе.

Михаил Коркия

Отар Лорткипанидзе в фильме «Движение вверх»

Зураб Саканделидзе, 186 см

Четырехкратный чемпион Европы, игрок тбилисского «Динамо», которое потом и тренировал. Лучший друг Михаила Коркия, их так и называли «грузинский тандем». Обладал реактивной скоростью. Все самые трагикомичные эпизоды в фильме связаны именно с этим дуэтом: ребята провозят банки черной икры в США, а потом играют на нее в уличный баскетбол с афроамериканскими подростками. Они же заявляются в гости к израильской сборной в тот момент, когда тех берут в заложники террористы. Они же приглашают всю сборную с тренером на свадьбу в Грузию – и это самые ностальгические и красивые моменты фильма. В горах за одним столом сидят русские, грузины, литовцы, белорусы, украинцы, казахи…

Зураб ушел из жизни первым. Его друг Мишико так тосковал, что умер в этом же 2004 году. В фильме «Движение вверх» Зураба играет Иракли Микава.

Зураб Саканделидзе

Иракли Микава в фильме «Движение вверх»

Жены

Александра Овчинникова

Советская баскетболистка, двухкратная чемпионка Европы, чемпионка мира, жена Александра Белова. В фильме ее играет актриса «Гоголь-центра», известная также по сериалу Бориса Хлебников «Без свидетелей», Александра Ревенко.

Спортсменка, так же, как и вдова тренера Кондрашина, выступила резко против фильма. Ей не понравились эпизоды уличной игры наших баскетболистов в американских трущобах с черными подростками с последующей пьянкой. Главная же ее претензия — то, что мужа показали смертельно больным: «Саша и так прожил чудовищно мало, так зачем и в момент его триумфа, в 1972 году показывать его умирающим?». Справедливости ради, сценаристы действительно несколько сгустили краски и в плане болезни Белова, и в плане лавстори. В фильме тренер Овчинниковой запрещает ей выходиь замуж, и она договаривается с женихом зарегистрироваться тайно. Но Белов, узнав о своей смертельной болезни, и, не желая портить жизнь любимой девушке, бросает ее у дверей ЗАГСа. Пара воссоединяется лишь в финале фильма.

На самом деле, как вспоминают коллеги спортсмена, было так: Овчинниковой давно нравился Белов, но он встречался с другой девушкой. Та забеременела от него, и пока Белов был на соревнованиях, сделала аборт. Александр этого ей не простил, пара рассталась. Тут-то Белов и вспомнил о своей давней воздыхательнице. На одном из соревнований к Овчинниковой подошел Мишико Коркия и поинтересовался, как она относится к Белову. Александра сказала, что Сашка ей нравится. После этого Белов написал ей страстное письмо, прочитав которое она помчалась к нему на крыльях любви. Пара поженилась и прожила вместе один год, большую часть которого они провели на сборах. Детей родить не успели — Белов умер. Через несколько лет Александра вышла замуж вторично и родила дочь Полину. Брак продлился недолго. Мама Александра Белова считала Полину своей внучкой.

Александра Овчинникова

Александра Ревенко

Олимпийские медали за матч века в составе нашей сборной также получили: Анатолий Поливода, Сергей Коваленко, Александр Болошев, Геннадий Вольнов. Слава всем советским героям мюнхенской Олимпиады — живым и тех, кого уже нет с нами.

Здравствуйте уважаемые.
В субботу написал небольшой отчет о просмотренном фильме, который мне очень понравился. Действительно хороший, качественный, интересный и приятный фильм, созданный по мотивам книги выдающегося нашего баскетболиста,Олимпийского чемпиона 1972 года Сергей Белова. Книга имеет тоже наименование, и я ее, честно говоря, полностью, пока не читал. Обязательно прочту. Пока видел только куски, которые публиковались еще при жизни Сергея Александровича.
Фильм художественный,а не документальный, и посему многое показано не так как было. И я не вижу в этом никаких проблем. Ибо просто по иному расставили акценты, но главного не упустили, а даже усилили. И это хорошо.

Еще в субботу я Вам обещал небольшой пост дополнительно по фильму, ну вот собственно говоря вот он 🙂
Просто хотел Вас познакомить с настоящими нашими спортсменами и сравнить с актерами, которые, к слову, отыграли просто отлично!
Сразу отмечу, что в кино, по разным причинам, сделан акцент на 7 игроках и 2 тренерах. Но ребят то было 12. Вот список наших героев (с номерами, под которыми выступали):
N4 Анатолий Поливода, N5 Модестас Паулаускас, N6 Зураб Саканделидзе, N7 Алжан Жармухамедов, N8 Александр Болошев, N9 Иван Едешко, N10 Сергей Белов, N11 Михаил Коркия, N12 Иван Дворный, N13 Геннадий Вольнов, N14 Александр Белов, N15 Сергей Коваленко. Тренеры: Владимир Кондрашин (главный тренер), Сергей Башкин (помощник)

Про великого Владимира Петровича Кондрашина говорить не буду-и так все знаете. Не под своим именем действует и второй тренер, впрочем-это вообще практически вымышленный персонаж. Расскажу про игроков просто 🙂

Капитаном нашей команды, и одним из опытнейших игроков был Модестас Феликсович Паулаускас. Ему было 27 лет и он выступал на позиции легкого форварда. Хотя, он, как говорится, был настоящим универсалом. И забросить, и на щите побороться, и передачу отдать. Плюс на перехват заточен хорошо. Отличный игрок. Не мне говорить о том, что такое литовская школа баскетбола. В Литве это не просто игра- это религия. Соответственно страна то не очень большая-а вот игроков не просто классных, но и великих — очень много. И в их ряду-Модестас Паулаускас.
Между прочим, он третий литовец получивший «золото» Олимпиады. В 1968 году в Мексике 1 место получили волейболист Василиюс Матушевас и боксер Дан Позняк. На играх в Мюнхене также «золото» взял байдарочник Владиславас Чесюнас.

Всю свою карьеру Модестас провел в родном «Жальгирисе» (1963—1976). Позже год тренировал каунаский клуб. Кроме Олимпийского золота, Модестас- бронзовый призёр ОИ-68, Чемпион мира 1967, 1974, бронзовый призёр ЧМ-70, чемпион Европы 1965, 1967, 1969, 1971, бронзовый призёр ЧЕ-73, бронзовый призёр чемпионатов СССР 1971, 1973, чемпион Универсиады (1970), серебряный призёр
В 1976 году на прощальный матч Паулаускаса приехала сборная СССР, а сам баскетболист сыграл по тайму за «Жальгирис» и сборную СССР. Очень редкие почести.
А было за что-Паулаускас настоящая звезда 60-70 не только СССР,но и Европы.
В фильме Паулаускас показан этаким бунтарем и антисоветчиком. Этого точно не было, в принципе. Не тот характер. Тут Модестаса изобразили как Курта (Римаса Куртинайтиса в 1988 году). Но это специальный художественный вымысел 🙂
После завершения игровой карьеры работал с молодежными сборными Анголы, СССР и Литвы. Преподавал на кафедре физвоспитания Каунасского политехнического института. С 1993 года работал директором спортивной школы в городе Йонишкис и тренером одноименной баскетбольной команды из 2-го дивизиона Литвы. С 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область). По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».
Дай Бог ему здоровья крепкого!
Паулаускаса играл Живинас (Джеймс) Тратас. Отлично сыграл, просто отлично.

Хороший, яркий, интересный персонаж. А еще -очень красивый мужик. Девочкам такие точно должны нравится:-) Но главное, актер отличный. Мне кажется, у него хорошие перспективы.

Разыгрывающему защитнику тбилисского «Динамо» Зурабу Александровичу Саканделидзе было 26 лет. Не будет преувеличением сказать, что это один из самых скоростных игроков за всю историю баскетбола. Неудивительно- стометровку бежал на уровне сборной страны по легкой атлетике. Сако- как называли его в команде,был дружелюбным и жизнелюбивым парнем. При этом,умный и серьезный парень. Имел высшее техническое образование. Свои его обожали, зато соперники не любили. Очень цепкий был в защите, как репей. А в атаке только дай простор- летел быстрее ветра! Рост был не очень большой- 186 см, но прыгучесть была отличная. Причем (что важно) серийная. Этакий русско-грузинские Доминик Уилкинс. В той Олимпийской команде он был вторым разыгрывающим, но пользы приносил уйму. На удивление для многих, Кондрашин выпустил его в стартовом составе, и в начале 1 половине он американцев разорвал вместе с Сергеем Беловым.

Кстати, последний фол был именно его.
За тбилисцев выступал 1963—1974, тренировал их 1979—1983
Зураб — это Серебряный (1969) и бронзовый (1965) призер чемпионатов СССР. Обладатель Кубка СССР (1969). С 1964 года входил в состав сборной СССР. Олимпийский чемпион-1972. Чемпион мира-1967. Чемпион Европы 1965, 1967, 1969, 1971 гг. Бронзовый призер Олимпийских игр 1968 г., первенства мира 1970 г. и чемпионата Европы 1973 г. Серебряный призер Универсиад 1965 и 1973 гг.
Легко нашел себя и в послеспортивной жизни. Химик по образованию, он в разные годы руководил крупными промышленными предприятиями Грузии, а в 95-м стал владельцем чайной фабрики.
Успешный человек. Но в 2003 году от болезни почек умер его сын, и Сако очень быстро сгорел. За год. В 2004 году его не стало. Хотя ему было всего 58 лет. У него был цирроз и он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить, хотя рядом были жена Мацаца, дочка Кэто, внуки. И умер на руках жены, не приходя в сознание.
Похоронили его рядом с сыном на Верейском кладбище. На панихиде 12-тысячный тбилисский Дворец спорта был переполнен.
Сако сыграл грузинский актер Иракли Микава. И, кстати, чем то похож. Молодец, парень!

У Алжана Мусурбековича Жармухамедова мама была русской,отец казахом.Но родился но в Узбекистане, и там начал карьеру. Поэтому Жара считают своим сразу 3 государства. В принципе и среди узбеков и среди казахов-это первый олимпийский чемпион.
После окончания школы и двух лет работы на заводе в соседнем Чирчике Алжан учился в Узбекском государственном институте физической культуры в Ташкенте (1963—1967), играл за СКА (Ташкент), был привлечён в сборную СССР, стал чемпионом Европы.
Дважды он пытался перейти в алма-атинский «Буревестник», но его возвращали в Ташкент. Спор между двумя республиками за талантливого баскетболиста решила Москва-он выступал за ЦСКА 10 лет.
Закончил он в команде «Университет» (Ташкент) в 1981 году.
Очень спокойный, надежный, но грамотный центровой. Удивительно,как он играл с большой близрукостью. У него минус 5, и он дин из первых начал играть в линзах.
В 1973 году с ним произошел непонятный и неприятный момент. В его багаже нашли боевой револьвер. Что там было до конца непонятно-но проблем было много.
Алжан Олимпийский чемпион 1972
Бронзовый призёр ОИ-1976
Серебряный призёр Чемпионата мира по баскетболу: 1978
Бронзовый призёр Чемпионата мира по баскетболу: 1970
Чемпион СССР по баскетболу 1970-74, 1976-80
Серебряный призёр Чемпионат СССР по баскетболу 1975
Чемпион Европы : 1967, 1971, 1979
Серебряный призёр Чемпионата Европа: 1975
Победитель Универсиады-70
Обладатель КЕЧ-71
После окончания спортивной карьеры Алжан Жармухамедов пять лет работал тренером в Группе советских войск в Германии, затем был направлен в алма-атинский СКА на должность тренера спортивного клуба по пулевой стрельбе (1987 год).
Уйдя из большого спорта в 2002 году, остался в Москве, тренировал мужскую и женскую команды Московского гуманитарного университета. Вместе с сыном Владиславом создал детско-юношеский баскетбольный клуб «Лаурус». Оба его сына стали профессиональными баскетболистами. Особенно неплохую карьеру сделал младший Сергей, который даже в штаб Дэвида Блатта входил, а сейчас работает скаутом «ЦСКА».
Сам Алжан до сих пор при деле, и был одним из консультантов фильма. Молодец! Сейчас ему 73.
Сыграл его в фильме не профессиональный актер, а баскетболист из Челябинска Александр Ряполов. Мне кажется-у него очень даже получилось — немногословный, умный и абсолютно надежный.
Еще одним из консультантов фильма стал тот самый автор золотого паса и гордость Белорусии Иван Иванович Едешко. Кондрашин сделал его основным разыгрывающим в команде, и Иван конечно получил свой «звездный час». Удивительный на тот момент был разыгрывающий-руки золотые, несмотря на большой рост. По сути со 196 см он чуть ли не центра мог играть, а вот разыгрывал. И классно это делал.
Выступал за «Спартак» (Минск), СКА (Киев) и ЦСКА. Заслуженный мастер спорта.
8-кратный чемпион СССР (1971–74, 1976, 1977, 1979, 1980). Обладатель Кубка европейских чемпионов (1971). В составе сборной Советского Союза стал олимпийским чемпионом (1972), чемпионом мира (1974), двукратным чемпионом Европы (1971, 1979).
Тренировал ЦСКА (1987–1992, 1995–97) и сборные СССР различных возрастов.
Тренер сборной СССР на ЧМ-82 (1-е место) и чемпионате Европы 1987 г. (2-е место).
Заслуженный тренер России, заслуженный тренер СССР. Тренер мужской команды ЦСКА — чемпиона России 1992. Главный тренер юниорской сборной России в 1998—2000. С 2000 главный тренер молодёжной сборной России.
Также работал в Ливане и Гвинее-Бисау. Заслуженный тренер Союза.
В общем, всегда при деле был и есть. Большой молодец, жизнерадостный и хороший человек. Дочь-неплохая теннисистка. Зять — Бывший президент БК «Химки» Андрей Нечаев.
Кстати, о том самом пасе. Многие говорили, что де больше никогда Иван Иванович такой пас не выдал бы. Когда-то его достали этим вопросом, причем в самой команде. Это рассказывал даже Владимир Гомельский. Ну так вот — экспериментальным путем проверили — 8 из 10. И я лично не удивлен. «Золотые руки» 🙂
Едешко сыграл Кузьма Сапрыкин. Молодой парень, 22 года всего, но хороший создал образ. Простого такого парня, без «камня за пазухой». Думаю, самому Ивану Ивановичу должно было понравится.
Сергей Александрович Белов был не просто лидером этой команды. Он был настоящей, без всяких допусков суперзвездой мирового баскетбола. Я вот считаю, что именно Сергей Белов мог не просто попасть в НБА, а заиграть на самом высоком уровне. Если смысл о нем говорить много? Думаю, нет. Даже люди, далекие от баскетбола знают кто такой Сергей Белов.
Великий атакующий защитник, спортсмен и человек. Характер у него конечно был…..как бы мягче сказать….непростой. Но лидер по сути и по жизни. Достаточно сказать, что в этом матче Сергей Белов набрал 20 очков из 51 всей команды, и по сути, именно он главный герой. Как и всего турнира.
И именно по мотивам его книги был создан этот фильм.
Белов — Самый ценный игрок Евробаскета 1969, самый ценный игрок чемпионата мира 1970
Кроме золота на Олимпиаде у него 3 бронзы (Мехико, Монреаль, Москва). Он дважды чемпион мира (плюс серебро и бронза), четырехкратный Чемпион Европы.
Как тренер получил бронзу на ЧЕ в 1989 году и 1997, серебро ЧМ 1994 и 1998
Как главный тренер «Урал-Грейт» (Пермь), выиграл дважды чемпионат России (2001, 2002), стал двукратным серебряным призёром первенства России по баскетболу (2000, 2003), победил в NEBL (2001). Позже он был президентом этого клуба.
Являлся главным тренером мужской студенческой сборной России на Универсиаде-2009 в Белграде, завоевав с ней серебряные медали. Возглавлял Федерацию баскетбола России.
В 1991 году в результате опроса группы международных экспертов баскетбола (преимущественно тренеров) Международная федерация баскетбола признала Белова лучшим баскетболистом среди игроков, выступавших за свои национальные сборные (без учёта игроков НБА). Второе место в опросе занял Дражен Петрович, а третье — Арвидас Сабонис.
11 мая 1992 года Сергей Белов стал первым неамериканцем, вошедшим в Баскетбольный Зал славы.
Ну и конечно, Сергей Белов зажигал огонь на Олимпийских играх 1980 года в Москве.
Сергей Александрович Белов умер на 70-м году жизни 3 октября 2013 год в городе Пермь. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Александра Гомельского.
Сыграл Белова актер Кирилл Зайцев, которого вы наверное знаете по фильмам «Гоголь» и «Троцкий». Интересно,что Сергей Белова сделали с усами, а усов он тогда не носил. «Фирменным» знаком они стали позже :-))
Михаил Шотаевич Коркия был одним из самых молодых в команде. Ему было 24 и он выступал в амплуа атакующего защитника в «Динамо» (Тбилиси). В сборной над ним взял шефство Зураб Саконелидзе и они стали друзьями на всю жизнь.
Михо отлично защищался, и в финальном матче доказал это еще раз. Кроме отменной защиты он аккуратно проявил себя в атаке- 4 подбора и 4 очка. Для быстрого резкого Коркия, который славился своим горячим темпераментом. было очень важно сыграть именно аккуратно. И он почти справился. Не сдержался лишь раз, когда ответил на жесткость со стороны Джимми Брюэра. Обоих удалили с площадки и Михо сильно расстроился,но тренеры были довольны. У Брюэра шла игра, и он был лучшим, пожалуй в составе американцев. Так что размен был в пользу СССР. Опять-таки, Брюэр играл и центра и тяжелого форварда-его было труднее заменить, чем Коркия.
Михо был душой компании и его все любили, но нередко шутили. Вот что вспомнил Александр Болошев впоследствии:
«Вспоминается маленький, но очень смешной эпизод, который случился накануне Игр в Мюнхене в серпентарии – музее змей бразильского города Сан-Паулу. С каким чувством мы осматривали экспонаты этого заведения, думаю, догадаться не сложно. Искусные чучела гигантских питонов, шкуры пятиметровых анаконд, живые змеи, яд которых способен убить человека в одну секунду… Идем в полной тишине, кожей ощущая сильнейшее напряжение, повисшее в воздухе. И в этот момент Ваня Едешко, главный шутник в команде, чуть-чуть приотстав, провел рукой по голени Коркия и громко зашипел. Описать, что после этого произошло, у меня просто не хватает слов. Зато ужас, охвативший Мишу, заставил его в мгновение вспомнить весь грузинско-русский словарь мата, который успел освоить в свои неполные тогда 25. Едешко досталось по полной программе, зато общий хохот снял напряжение до конца экскурсии».
Как настоящий горец, украл свою будущую жену :-)) Родители ее были против, но он ее украл и увез в Ленинград к Саше Белову и держал там до тех пор, пока родители девушки не сдались. Манана потом не скрывала, что кража состоялась при ее непосредственном участии и согласии.
Прожили душа в душу всю жизни и было у них 2 дочери
За родной клуб выступал с 1965 по 1979 год.
В составе сборной стал также бронзовым призёром ОИ-76,чемпионом Европы 1971, серебряным призёром ЧЕ-75 и ЧЕ-77.
Также был Чемпионом СССР 1968 г., серебряный призёр 1969 г., бронзовый — 1977 г.
Серебряный призёр Универсиады 1973
Окончил Грузинский политехнический институт. Работал старшим тренером (1980—1981) мужской команды «Динамо» (Тбилиси), в 1982—1983 тренер мужской команды «Динамо» (Москва).
В 1984 году вернулся в Грузию и…сел в тюрьму. Сошелся с цеховиками и делали бизнес. За предпринимательскую деятельность и получил срок. Вышел в 1987 году, стараниями друзей и прежде всего Сако. Был совладельцем футбольной команды «Торпедо» (Кутаиси). В последнее время занимался бизнесом.
К сожалению, не смог пережить смерть друга Зураба Саканелидзе и умер в том же 2004 году.
Его роль в фильме сыграл актер Отар Лорткипанидзе и сыграл душевно. Вообще на Михо несколько больше акцента,чем на Сако. Он и сестру замуж выдавал, и родственников его якобы показали. Хотя в целом, просто грузинские актеры создавали такую душевность, ламповость. Было приятно посмотреть :-))
Ну и конечно же Александр Александрович Белов. Столько слов сказано о нем, столько фильмов и передач. Чуть было не похоронив нашу команду за минуту до конца, он сделал тот самый золотой бросок. На Олимпийских играх ему было всего 21. Вся жизнь, в том числе и баскетбольная, впереди. Но к сожалению редчайшая болезнь саркома сердца и смерть в 1978 году. Что тут скажешь- судьба.
Александр был центровым, и вторым по эффективности после своего однофомильца в поединке-на его счету 8 очков и 8 подборов.
Он Чемпион Европы (1969 и 1971),чемпион СССР (1975), бронзовый призёр Олимпийских игр (1976), бронзовый призёр чемпионата мира (1970)
Александр Белов был включён в Зал славы ФИБА в день его открытия — 1 марта 2007 года.
В фильме его сыграл актер Иван Колесников, которого вы могли видеть в фильме «Конец прекрасной эпохи» и еще в нескольких проектах.
Промелькнули в кадре также Александр Болошев (актер Егор Климович) и Сергей Коваленко (актер Иван Орлов)
Болошев Играл за Динамовские коллективы. Был вице-президентом БК «Химок».
К сожалению, ушел от инсульта в 2010. Ему было всего 63.
Самым высоким в той команде был 215 сантиметровый центровой Сергей Коваленко. Выступал за ГПИ (Тбилиси), «Строитель» (Киев), ЦСКА (Москва).
Закончив играть, работал некоторое время вторым тренером киевского СКА. Затем ушёл в строительную фирму, где прошёл путь от охранника до заместителя директора. Был владельцем собственной фирмы по оптовой продаже стройматериалов. Последние годы жизни провел в Киеве. Ушел в 2004
Самым опытным в сборной был Геннадий Вольнов. Ему было 33 и он играл огромную роль в раздевалке. Это один из самых титулованных игроков отечественного баскетбола.
Олимпийский чемпион ОИ-72; серебряный призёр ОИ 1960 и 64 гг.; бронзовый — 1968 г.
Чемпион мира 1967, 3-й призёр — 1963 г.
6-кратный чемпион Европы (1959, 1961, 1963, 1965, 1967, 1969).
8-кратный чемпион СССР (1959, 61-66, 69), вице-чемпион 1958 г., бронзовый призёр чемпионатов 1967 и 1968 гг.
Трижды побеждал в турнирах па Кубок европейских чемпионов (в составе ЦСКА) в 1961, 63 и 69 гг.
На чемпионатах Европы 1965 и 1969 гг. и на чемпионате мира 1967 г. получил призы как лучший игрок чемпионата.
Самый ценный игрок Чемпионата мира 1967, Самый ценный игрок Чемпионата Европы 1965 и Самый ценный игрок Чемпионата Европы 1969
Вольнов окончил Московский филиал Смоленского института физкультуры (1971), служил преподавателем и начальником кафедры физической подготовки и спорта Военной академии химической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (1970—1992). Получил ученое звание доцента, затем — профессора. Полковник в отставке. Ушел в 2008
А самым молодым в команде был 20 летний Иван Дворный. Его судьба сложилась трагично. Уже через года его сдали подельники (он фарцевал) и его взяли на контрабанде. Впаяли 3 года,отсидел полтора. Но на прежний уровень уже не вернулся.
В 1980 году вернулся домой, в свою деревню (Ясная Поляна, Москаленский район, Омская область), занялся пчеловодством. Через какое-то время перебрался в Омск, устроился слесарем в локомотивное депо «Московка». В итоге в депо отработал 14 лет и ещё 6 лет в пожарной части. Одновременно играл за омские команды «Шинник» и «Локомотив».
В ноябре 2001 года по совету друга уехал на постоянное место жительства в Балтимор.
Затем вернулся в Россию, проживал в Омске. В феврале 2012 года был избран президентом Федерации баскетбола Омской области.
Умер 22 сентября 2015 года на 64-м году жизни от рака лёгких.
Ну и, наконец, форвард Анатолий Поливода. Покинув в 1973 году из-за травмы игровую площадку, работал преподавателем в Киевском институте физкультуры на кафедре спортивных игр, в строительной фирме, возглавляемой Сергеем Коваленко.
В настоящее время пенсионер, инвалид второй группы. Живет в Киеве.
Вот такие дела.
Ну и напоследок еще несколько реальных портретов и актеров.
Сергей Гармаш
сыграл председателя «Спорткомитета СССР» Сергея Павлова.
Алексей Малашкин
великого «папу» Александра Яковлевича Гомельского
Наталия Курдюбова
телекомментатора Нину Еремину
Джон Сэвидж
американского тренера Генри «Хэнка» Айба
Надеюсь, Вам было интересно 🙂
Приятного времени суток.

Tags: Баскетбол, История, Кино, Олимпиада, СССР, Спорт

истории 15:51, 27 декабря 2017

2017-й стал ударным годом для российского кино — и по сборам, и по количеству по-настоящему ярких картин. По мнению кинокритика Антона Долина, спортивный блокбастер «Движение вверх», с которым многие будут встречать Новый год (сопоставимых по масштабу премьер в прокате не будет), эффектно завершает сезон.

«От создателей «Легенды № 17″» — анонс, который многое объясняет и кое к чему обязывает. В «Движении вверх» те же продюсеры, студия «ТриТэ», и тот же сценарист Николай Куликов. Но главное совпадение — в жанре: блокбастер о легендарных победах советского спорта. В случае «Движения вверх» материал даже еще более эффектный. В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене впервые за 36 лет американская баскетбольная команда проиграла — причем не кому-то, а советской сборной. Самое же любопытное — в том, что исход матча решили последние три секунды, добавленные арбитром. С одной стороны, сюжет предельно кинематографичный. С другой, длиться он может всего три секунды. Дело за малым: создать вокруг этого момента целый фильм.

Задача не такая уж простая. Спортом увлекаются далеко не все, о сенсационном сюжете слышал или помнит отнюдь не каждый. Воссоздание атмосферы СССР начала 1970-х — дорогостоящий и сложный процесс, а критики все равно найдутся. Будут сличать кино с реальностью, искать десять отличий (найдут больше). Есть уже и скандал: одни прототипы (или их наследники) благословили проект, другие резко воспротивились ему, и в результате легендарный тренер Владимир Кондрашин, во избежание судебного иска, стал на экране вымышленным Владимиром Гаранжиным. Поменяли имена и другим персонажам, в основном связанным с неофициальным закулисьем легендарного матча и личной жизнью главных героев. При этом все игроки сборной сохранили и фамилии, и определенное внешнее сходство с теми, чьи роли играют. Впрочем, все эти нюансы пройдут мимо зрителя, которого интересует другое: зрелище.

Реклама

«Движение вверх» делится на две части. Первая выдержана в совершенно голливудском духе. Это очень качественное кино, профессионально придуманное и собранное, использующее все пригодные клише и действующее на эмоции («ТриТэ» сегодня, кажется, та российская студия, которая ближе всех к определению «наш Голливуд»). Начальство назначает в баскетбольную сборную нового тренера, тот знакомится с игроками и формирует команду, делает сенсационное заявление о намерении одолеть американскую сборную и медленно движется к этой — мы знаем, осуществимой — победе.

Вторая часть — собственно, матч, показанный непривычно скрупулезно. И это — настоящий триумф, сопоставимый с тем, что был одержан в Мюнхене 1972 года. Все сюжетные нити сходятся в одном нервическом клубке, и оторваться от неслыханно техничного зрелища-аттракциона фактически невозможно. Артисты играют на пределе возможностей — в точности, как их персонажи. Азарт передается самым апатичным зрителям. Впервые за долгие годы рапид использован по делу («Полет — естественное состояние баскетболиста», утверждает тренер). Даже некоторая операторская и музыкальная обобщенность картины, отсутствие яркого индивидуального почерка в этих важных областях, становится достоинством: матч снимало несколько операторских команд, и на экране он смотрится не менее жизненно и при этом захватывающе, чем настоящий спортивный поединок. Технические ухищрения становятся как бы невидимыми; мы оказываемся на трибунах, а то и на поле. Временами хочется провести параллель с «Олимпией» Лени Рифеншталь — вероятно, величайшим спортивным фильмом в истории кино. Наверное, надо уточнить, что автор этих строк к любому спорту и спортивному кино совершенно равнодушен, так что победа фильма над его недоверием — тоже серьезное завоевание.

Central Partnership

Как настоящее голливудское кино, «Движение вверх» — результат командной игры. Кто в этой ситуации режиссер Антон Мегердичев, тренер или капитан сборной, сказать трудно. В любом случае, его опыт в кино о спорте («Бой с тенью-2») и умение создавать саспенс («Метро») здесь пригодились, как и уникальное чувство монтажного ритма. Однако он — лицо закадровое, зрителю интереснее актеры. Владимир Машков в роли тренера мобилизует все свои способности, и параллель с игрой Олега Меньшикова в «Легенде № 17» будет оправданной. Марат Башаров (отвратительный чиновник при сборной), Андрей Смоляков (привычный к компромиссам служитель режима), Сергей Гармаш (властный глава Госкомспорта), Виктория Толстоганова (жена тренера) превосходно играют «свиту», позволяющую герою сформулировать позицию и отстаивать ее до последнего.

Но, конечно, важнейшее достижение «Движения вверх» — в другом. Баскетбольная команда в фильме — удивительно гармоничный, слаженный и сильный ансамбль, не включающий в себя ни одного по-настоящему известного артиста: Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Александр Ряполов, Кузьма Сапрыкин, Иракли Микава, Отар Лордкипанидзе, Джеймс Тратас (рослый и фактурный литовский актер, пожалуй, самый яркий из всех, хотя выделять одного несправедливо). Отдельно — маленькая, но замечательно яркая работа Александры Ревенко, актрисы Гоголь-центра, впервые сыгравшей в таком большом кино. В этом смысле «Движение вверх» — действительно спортивный фильм, который берет сыгранностью и слаженностью больше, чем чьим-то индивидуальным дарованием или харизмой. Это тоже голливудское свойство, крайне редкое для отечественного кино.

Понятно, что отношение зрителя к «Движению вверх» зашито в самом замысле картины. Для большинства это ностальгическое большое кино о завоеваниях мифической великой страны — СССР, наследниками которой нам повезло быть. Для меньшинства — порция тенденциозной государственной пропаганды на тему «однажды наши наваляли американцам». Особенно ярко две полярные позиции проявятся на фоне недавних олимпийских разоблачений и скандалов. Однако фильм, если в него всмотреться, гораздо сложнее этих привычных паттернов.

Самое интересное подводное течение в «Движении вверх» связано именно с темой патриотизма. Борьба советских и американских спортсменов — это состязание двух подходов. Американцы дружно поют гимн, размахивают флагами, скандируют «USA!»; они действительно бьются с коммунистами из империи зла за честь родной страны. У советских баскетболистов другая мотивация. С самого начала фильма они получают от родины один щелчок за другим. По возвращении с триумфального матча их унизительно обыскивают таможенники. Бюрократы хамят и настаивают на своем. Тяжелобольного ребенка не пускают сделать операцию за границу. На каждом шагу шантажируют и давят, не давая послабления ни в чем: в СССР невозможно ни лечиться, ни жениться по своей воле. Даже уютные на вид автоматы с газировкой плюются водой. Неудивительно, что среди центральных персонажей есть активный антисоветчик — литовец Паулаускас. Да и остальные не горят желанием пострадать за державу. В общем, когда в начале фильма Гаранжин говорит «Не бывает вечных империй», эти слова хочется отнести не только к непобедимым США, но и к советскому государству-колоссу.

Студия Тритэ / Централ Партнершип

Так за что же бьются баскетболисты, поставившие невыполнимую цель? Ответ приходит в момент, показанный в фильме отчетливо, но деликатно, — теракт на Мюнхенской Олимпиаде. Политика в самом ее кровожадном изводе берет верх над поверхностной спортивной утопией, заставляющей на время забыть о границах. Чувство родства оказывается превыше государственных интересов и политических распрей. Герои «Движения вверх» выходят на поле сражаться не за престиж империи, а за свое личное достоинство. Для человека угнетенного нет высшей свободы, чем преодоление обстоятельств; для человека отчужденного нет высшей ценности, чем братство.

В «Движении вверх» нет другого отечества, кроме друга-дурака, который иногда так бесит, что невмоготу; кроме больного ребенка, которого, может, и вылечить-то не удастся; кроме жениха, у которого саркома сердца, и жить ему после свадьбы останется всего ничего. И нет другого счастья, кроме крошечных, хоть и растянутых в экранном времени, трех секунд — однако же, вошедших в историю.

Антон Долин

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *