Как правильно выходить из автобуса?

Июн 1, 2020 Спорт

Как правильно выходить из автобуса?

Истории

Парковку используют только ситуативно.

Было время, когда мы не представляли, во что играют восточноевропейские клубы в Лиге чемпионов и как называется то, что выдала Греция в конце финальной игры Евро-2004. Просто знали, что нам это не нравится, но конкретного термина для такого футбола не существовало.

Все изменилось осенью 2004-го, когда Моуринью приехал в Англию. В 6-м туре он играл с «Тоттенхэмом» — не той яркой командой, которая кошмарила АПЛ последнюю пятилетку, а старым серым «Тоттенхэмом», навечно припечатанным Колином Фарреллом в «Залечь на дно в Брюгге». «Шпоры» заперлись и надежно отработали на 0:0.

После матча Моуринью сгорел:

«Как говорят в Португалии, «Тоттенхэм» припарковал автобус перед воротами. Будь я болельщиком, который заплатил 50 фунтов за билет, я был бы разочарован. «Шпоры» приехали защищаться. Мы хотели забить, а они нет. Мы хотели играть, они — нет. Они просто выносили мяч подальше, падали так, словно были мертвы, постоянно требовали врача. Тимоте Атуба лежал 5 минут, еще 5 минут уходил на замену. Я очень расстроен. «Тоттенхэм» получил очко, которое не заслужил.

В конце мы выпустили на поле всех нападающих одновременно: Кежмана, Даффа, Дрогба, Гудьонсена. Вы никогда не будете доигрывать матч с таким количеством форвардов, если ваш соперник хочет победы. В следующий раз вместо Галласа и Смертина мы заявим Муту и Роббена. Нам не нужны защитники».

Ответ он услышал вполне ожидаемый. Тренер «Тоттенхэма» Жак Сантини пожаловался на разницу в классе, разумно разложил, почему играет с топ-клубом от обороны, и объяснил, что с другими соперниками «шпоры» действуют по-другому. Всем было плевать. Фраза вылетела, и остановить ее было невозможно.

Содержание

Автобусы — это не тактика, а выживание. Так играли «Рубин» Бердыева и второй «Челси» Моуринью

В следующие несколько лет яркая метафора Жозе стала нарицательной — и, как это часто случается, размылась в ничего не значащую пустышку. Автобусом стали называть игру от обороны вообще, а потом — любую команду, которая провела больше времени в защите. Так говорили, даже если команда защищалась совсем не по своему желанию (как часто бывало с соперниками гвардиоловской «Барсы»). Это неправильно.

Автобус — это не просто игра от защиты. Это футбол на выживание. 10 игроков за линией мяча, три мощных защитных блока перед воротами, минимум агрессии в отборе, затягивание времени, игра на вынос — футбол ради нолика в пропущенных. Автобус не подразумевает конструктива. Вот его суть. Остальные оборонительные тактики избегают панических выносов и не стремятся избавиться от мяча как можно скорее ради минимизации риска.

Настоящих автобусов в истории было не очень много. Ситуативно парковались даже топ-клубы — особенно в решающих матчах на последних минутах. Но команд, которые использовали такую тактику на дистанции, не существовало вообще — и это логично, ведь с автобусом можно победить только случайно, а куча ничьих почти всегда гарантирует вылет (например, Греция-2004 вовсе не парковалась — она ставила катеначчо, который превращался в автобус только в очень сложные моменты). Никто не паркуется регулярно. Поэтому автобусами справедливо называть только команды, которые регулярно запирались в решающих матчах.

  1. Таким был «Рубин» конца 2000-х — возможно, он до сих пор снится Месси в кошмарах. Шесть защитников, численное преимущество в линиях и полностью перекрытые коридоры для передач обеспечивали казанцам очки даже на «Камп Ноу». «Рубин» побеждал непобедимую «Барсу» Гвардиолы, нанося 3 удара по воротам, пропускал меньше гола за игру и в сезоне-2010 в РПЛ пропустил 16 голов за 30 матчей.

  2. Помните «Рейнджерс», в финале с которым «Зенит» выиграл последний российский еврокубок? Шотландцы дошли до решающего матча с 2 пропущенными в 8 играх. Главный тренер Уолтер Смит выстроил команду в 4-1-4-1. Центрбеки располагались широко, а опорник занимал место между ними — получалось пять защитников в линию, пройти мимо которых почти невозможно. В Европе эту тактику назвали Уолтеначчо. Но Аршавина она не остановила.

  3. Второй приход Моуринью в «Челси» получился не таким ярким, как первый. Лондонцы больше не были самой стремительной вертикальной командой Европы — вместо этого Жозе парковал автобусы, за которые когда-то ругал «Тоттенхэм», и стоял насмерть в важных матчах. В полуфинале Лиги чемпионов Моуринью приехал к «Атлетико» и на полтора часа превратил команду Симеоне в «Барсу»: грубоватые парни Эль Чоло возили мяч, а «Челси» запер штрафную на пять защитников и увез 0:0 с двумя ударами в створ.

Автобусы появились из тактики катеначчо. Она тоже была оборонительной, но подразумевала и мощные контратаки

До того, как автобусами стали называть любую игру в защите, так же поступили с другой оборонительной тактикой — катеначчо. Ее не любили до ненависти. Но в отличие от автобусов, ее еще и боялись. Катеначчо был совсем не безобидным. Он угрожал сохранить нолик в пропущенных, но при этом обязательно забить.

Сегодняшние автобусы появились именно из катеначчо.

Все началось в 1930-х, когда австрийскому тренеру Карлу Раппану приснился кошмар о проигрыше его команды. Его защиту разобрал скоростной нападающий, которого не смог удержать центрбек. Проснувшись, Раппан создал новую оборонительную тактику — верроу. Карл убрал одного полузащитника и поставил дополнительного центрбека позади трех остальных; команда перестроилась в 1-3-3-3. В футболе появились чистильщики.

В конце 40-х итальянец Нерео Рокко взял схему 1-3-3-3 и на ее основе создал катеначчо. Идею он подсмотрел на озере: опытные рыбаки натягивали страховочную сеть позади двух основных — избежав первых ловушек, рыба запутывалась в дополнительной. Логично рассудив, что соперник не выиграет, пока не забьет, Рокко создал безжалостный ультраоборонительный стиль. Катеначчо строился на нескольких принципах:

  • низкая защита в несколько линий, в обороне участвуют почти все игроки;

  • контроль пространства на своей половине, жесткий отбор и максимально плотная игра с каждым соперником;

  • чистильщик позади защитников;

  • мгновенные разжимания после отбора и переход в атаку через длинный пас.

Параллельно стиль развивал тренер «Интера» Эленио Эррера. В его интерпретации появился защитник-диверсант, который включался из глубины и создавал неожиданное численное преимущество в атаках. В 60-х катеначчо захватил мир. Эррера и Рокко выиграли по два Кубка чемпионов. В начале 90-х Фабио Капелло модернизировал катеначчо и создал самого холодного доминатора в истории: «Милан» выиграл скудетто-1993/94, забив 36 голов в 34 матчах — зато пропустил всего 15.

Из этой идеи и появились автобусы. Катеначчо стал подарком для слабаков: он не требовал больших затрат и надежно обеспечивал максимум с минимальным бюджетом. Команды быстро забыли, что суть стиля — в контратаках. Зато научились запираться на несколько замков.

«Большинство тренеров, которые копировали меня, скопировали неправильно, — жаловался Эррера. — Они забыли об атакующих принципах, которые были частью катеначчо. Да, я играл с чистильщиком, но у меня был и Факкетти — первый защитник, который забивал больше форвардов».

В каком-то смысле автобусы — деградировавшая копия катеначчо. Парковка переняла основные черты главной оборонительной тактики — низкую защиту в несколько линий, участие почти всех игроков и отказ от мяча, — но упустила ключевой момент. В катеначчо атака строится от защиты. Отобрав мяч, команда улетает вперед в несколько вертикальных передач, а если не получается — строит низкое владение и готовит длинный перевод к чужой штрафной в стиле Бонуччи.

Катеначчо стремится к победе. Автобусы согласны на ничью.

В последнее время в футбольном мире стала популярна фраза «поставить автобус». Сегодня мы расскажем, что значит «автобус» в футболе и в чем заключается сущность данной тактики. Как играть автобусом и как его взламывать? Ответы на эти вопросы Вы найдёте в статье.

Что такое «автобус» в футболе

Автобус в футболе – тактика, при которой все или почти все игроки команды обороняются на своей половине поля. Обычно такую тактику выбирают команды-аутсайдеры, которые уступают в мастерстве своим соперникам. Как правило, такие команды выбирают схему с пятью защитниками: 5-3-2 или 5-4-1.

Автором данного термина является португальский тренер Жозе Моуриньо, который в 2004 году в послематчевом интервью обвинял «Тоттенхэм» в чересчур оборонительной игре:

Как мы говорим в Португалии, с таким же успехом «Тоттенхэм» мог бы припарковать автобус перед своими воротами.»Тоттенхэм» взял очко, которое не заслужил. Мы хотели играть. Они – нет. Мы хотели забить. Они – нет. Каждый раз они просто выбивали мяч. Я разочарован. Я, мои игроки, каждый болельщик «Челси». Люди платят 50 фунтов не для того, чтобы увидеть, как одна команда играет в футбол, а другая валяется, требуя выхода врачей на поле. Это несправедливо.

Но стоит отметить то, что в дальнейшем именно Моуриньо стал использовать тактику глухой обороны в своих командах: в «Челси» и «Интере». Существует множество карикатур, которые посвящены автобусам Жозе. Вот одна из них. (Рис. 1)

Рис. 1. Карикатура, посвященная автобусу «Челси»

Казанский «Рубин» во времена Курбана Бердыева часто обвиняли в скучной игре с акцентом на оборону. Однако, это приносило результат. Рубин дважды подряд стал чемпионом России (2008, 2009).

Так в чем же проблема? Можно же просто ставить автобус и выигрывать матчи! Но не все так просто.

Как поставить автобус

Многие любители футбола не любят смотреть матчи, в которых одна команда намеренно закрывается на своей половине поля. Большинство считает, что запереться в обороне может любая команда.

Да, смотреть матчи, где одна команда откровенно отпинывается, нет никакого удовольствия. Но играть в обороне не так просто, как может показаться. Футбольный автобус – это система, в которой четко отлажены взаимосвязи между игроками обороны, где каждый знает свое место и кого он должен страховать.

Чаще всего конечный результат матча важнее самой игры. Поэтому командам иногда приходится уходить в глухую оборону, чтобы сохранить нужный результат.

Давайте же разберем нюансы схемы игры автобусом.

Тактика «автобус» в футболе

Перед Вами схема 5-4-1. (Рис. 2)

ЦЗ 1 страхует ЦЗ 2 и ЦЗ 3 в зависимости от того, с какого фланга идет атака соперника. На такую позицию обычно ставят опытного и надежного защитника.

В одной из статей мы говорили о грамотном подборе игроков. Советую ознакомиться.

Рис. 2. Схема 5-4-1 для игры в обороне

ЦЗ 2 и ЦЗ 3 играют персонально со своими нападающими, а также страхуют латералей. Линия полузащиты действует компактно, чтобы создать плотность в центре поля.

На острие атаки находится один нападающий, который ищет шанс убежать в контратаку.

Основные принципы игры автобусом

  • Компактность;
  • Создание численного большинства на отдельных участках поля;
  • Подстраховка.

Разберем на примере, как действует оборона при атаке с фланга:

Мысленно разделим футбольное поле на 3 части: левую, правую и центральную. Это нужно для того, чтобы легче понять принцип игры в обороне. (Рис. 3)

Рис. 3. Разделение футбольного поля на 3 зоны

При атаке правым флангом обороняющаяся команда должна занять левую и центральную зоны. Правая зона остается пустой, даже если там есть игроки соперника. В данной ситуации они не опасны. Таким образом ваша команда создаст нужную компактность в обороне. Пройти сквозь такую защиту будет крайне тяжело. (Рис. 4)

При перестроении крайний защитник может ориентироваться на край вратарской зоны, как показано на рисунке 4.

Если соперник сделает длинную передачу на противоположный фланг, то за время полета мяча команда успеет «свалиться» на другой фланг и создать плотность.

№3 встречает крайнего полузащитника. Защитник под №2 передает своего нападающего партнеру под №4, а сам идет страховать крайнего защитника под №3. Игроки центра поля также находятся со своими соперниками. (Рис. 4)

Рис. 4. Как действует оборона при атаке с фланга

В результате таких перестроений оборона получает преимущество 4 в 3 на фланге. Атакующей команде в такой ситуации сложно обострить игру.

Обороняющейся команде нужно агрессивно действовать в отборе вблизи своей штрафной площади, а затем стремительно выходить в контратаку.

Плюсы и минусы игры автобусом

Плюсы:

  • Сопернику крайне сложно взломать вашу организованную оборону, следовательно, уменьшается количество пропущенных голов.

Минусы:

  • Низкий потенциал в атаке;

Как правило, атака команды сводится к длинным передачам на форварда, который пытается убежать от защитников.

  • Потеря зрелищности;
  • Если команда пропускает гол, нужно быстро менять план и перестраиваться.

Игру автобусом в обороне следует очень долго отрабатывать на тренировках, чтобы довести до автоматизма взаимодействия защитников. Но если ваша команда хорошо освоит данную тактику, то это обязательно принесет плоды.

Здесь приходится выбирать: получить результат или удовольствие от игры. Решать вам.

Как взломать автобус в футболе

Теперь взглянем с другой стороны. Возможно, вам приходилось играть против команды, которая всей командой находится на своей половине поля. Все ваши атаки заканчивались ничем и у вас просто опускались руки. Так как же играть против автобуса? Сейчас разберемся.

Расстановка команды для игры против глухой обороны

Первое, с чего надо начать – это правильно расставиться на поле. Сделать это надо таким образом, чтобы на каждом участке поля образовались треугольники, которые позволят вашим игрокам иметь минимум два варианта для паса. Правильная расстановка игроков атаки показана на рисунке 5.

Рис. 5. Правильная расстановка при игре против автобуса

Немного поясню детали такой расстановки:

Игроки «красных» под номерами 13, 12 и 15 (2 центральных защитника и опорник) обеспечивают уверенный контроль в начальной фазе атаки. Получается ситуация 3 в 1. У нападающего под №11 практически нет шансов отобрать мяч.

Крайние защитники «красных» №21 и №18 поднимаются высоко практически на уровень с нападающими и много времени проводят в атаке.

Атакующий полузащитник под №22 сдерживает двух опорников «синих» №7 и №8. Они оба будут стараться перекрыть потенциальную передачу на атакующего полузащитника.

Два нападающих №19 и №20 «прикрепляются» к крайним центральным защитникам. Это мешает им свободно помогать латералям.

Два центральных полузащитника «красных» №14 и №17 занимают позицию в полуфлангах, вытягивая на себя крайних полузащитников команды синих.

Два центральных защитника могут почти без сопротивления начинать атаку.

Пешком никого не обыграешь

Даже если вы правильно расставитесь на поле, без движения взломать оборону не получится. Игроки атакующей команды должны находиться в постоянном движении, мяч должен перемещаться быстро.

Постоянные переводы с фланга на фланг заставят игроков обороны постоянно перестраиваться, а это отбирает много сил. На фоне усталости соперник начнет допускать ошибки и создавать свободные зоны. Атакующей команде остается только их заметить и воспользоваться ими.

Пеп Гвардиола использует интересный прием. Игроки «Манчестер Сити» специально перенасыщают один фланг, а затем быстро делают перевод на другой, где техничный крайний полузащитник (Стерлинг, Бернарду Силва или Марез) оказываются один в один с защитником на большом пространстве. Защитники соперников просто не успевают перестроиться.

В этой статье мы разобрали:

  • Что такое автобус в футболе;
  • Как играть автобусом;
  • Как взломать автобус.

Надеюсь, что из этой статьи вы взяли для себя что-то новое. Буду рад, если вы сделайте репост статьи в социальных сетях.

Украинским волонтеркам пришлось выйти из автобуса Busfor.ua, которым они ехали из Луцка в Киев, прямо посреди трассы после того, как они попросили водителя выключить российский сериал, а тот отказался.

Как сообщила на своей странице в Facebook участница конфликта Ярина Черногуз, они сами требовали, чтобы их высадили, потому что это было принципиально. Девушки автостопом добрались до Ровно, а оттуда другим автобусом до Киева.

«Когда я подошла и вежливо попросила выключить российский сериал, аргументируя это тем, что я недавно вернулась из зоны боевых действий, с февраля еду туда снова, и мне противно всю ночь слушать телепродукт оккупантов, водитель это сделать отказался. Мы начали настаивать дальше, Настя включила камеру на телефоне, после чего водитель начал выбивать телефон у нее из рук. Остальные пассажиры просто промолчали», — написала Ярина, опубликовав видео.

Добавим, что представители компании, узнав об инциденте, принесли свои извинения.

«Мы только узнали о ситуации, которая возникла в автобусе, и мягко говоря шокированы поступком водителя. Во-первых, администрация выдает на каждый автобус флешки с украинскими фильмами, поэтому нам сейчас непонятно как русскоязычный фильм появился на экране автобуса. Во-вторых, что больше всего поразило нас, — это реакция водителей, которые отказались выключить его по просьбе девушки. Мы хотим извиниться за недопустимое поведение работников фирмы», – говорится в сообщении.

Волонтерки надеются, что это будет примером для других перевозчиков. А также ждут извинений от водителя, который пока не выходит на связь.

«МЮ» постоянно встречается с командами, которые закрываются в своей штрафной всем составом. На Каррик.ру аналитическая заметка о том, как лучше всего справляться с «автобусами».

В последние годы во встречах с топ клубами слабые команды нередко «паркуют автобус» у себя в штрафной. В Английской Премьер-Лиге еще есть «Челси», который тоже прибегает к подобной тактике, несмотря на один из сильнейших составов в мире.

Взламывать такую оборону сложно. Если помните, «Манчестер Юнайтед» Дэвида Мойеса в матче с «Фулхэмом» подал 81 навес, но так и не добился нужного результата.

Для начала стоит разобраться, что вообще значит «парковать автобус» – неправильно называть «автобусом» любую оборонительную схему. Выражение вошло в обиход благодаря Жозе Моруриньо и Роберто Ди Маттео. Так обозначается тактика, когда все 11 футболистов при игре в защите располагаются за линией мяча. За счет этого соперник лишается пространства в центре поля, что приводит к необходимости навешивать либо бить издалека. Ввиду большого количества обороняющихся игроков, ни кроссы, ни удары не могут привести к забитому голу без помощи удачи.

Если посмотреть на результаты команд, игравших в «автобус» в прошлом сезоне, можно увидеть, что всегда они уходили с поля непобежденными: «Ливерпуль» — «Челси», 0-2; «Манчестер Юнайтед» — «Фулхем», 2-2; «Челси» — «Вест Хэм» 0-0; «Манчестер Юнайтед» — «Челси», 0-0.

Однако, и эту тактику можно вскрыть.

1) Ровно в тот момент, когда становится понятно, что ваш оппонент «паркует автобус», следует начать атаковать так, словно идут последние минуты, не забывая при этом о защите (рядом с центральными полузащитниками оставить плеймейкера, который будет контролировать перемещения игроков и диктовать темп). Если удастся забить быстрый гол, соперник будет вынужден идти вперед, открывая зоны для ваших выпадов. Как правило, в начале матча защитники не всегда сконцентрированы, и резкий навал с первых минут может выбить их из колеи.

2) Другой способ заключается в том, чтобы аккуратнее относиться к мячу и его перемещениям. В прошлом году «Бавария» показала значимость этого пункта в Лиге Чемпионов. Обязательно использовать всю ширину поля. Вингеры и крайние защитники должны находиться практически на боковой линии, что ставит проблему перед обороной соперника – накрывать их, открывая зоны, либо оставаться на месте, позволяя сопернику вольготно распоряжаться мячом.

3) Важно также владеть мячом в зонах, которые позволяют перевести игру как в штрафную, так и на фланг. Особенно удачно «Бавария» это продемонстрировала в матче с «Арсеналом». Смена направления атаки несколько раз подряд в итоге разрывает линию обороны. Для этого требуются умные игроки, которые будут понимать, что именно происходит. В конце матча, когда у защиты уже нет сил реагировать на каждое движение оппонента, эта тактика приносит свои плоды.

4) Еще один подход заключается в том, чтобы довольно безрассудно распоряжаться мячом. Как бы странно это ни звучало, в этом есть смысл. Обороняющаяся команда все равно рано или поздно попытается забить в контратаке. И если вы сможете заставить их поверить в то, что они могут забить, то в контратаку сможете убежать уже вы, победив соперников в их собственной игре. Часто команды, играющие против «автобусов» пользуются возможностью подольше держать мяч, но за счет этого их соперник успевает занять свою позицию. Так, если вы сами будете срываться в молниеносную атаку, высок шанс, что оппонент просто не успеет закрыть бреши в защитной линии.

Взрослые люди, да и многие дети, в ответ на вопрос о том, как обходить стоящий транспорт, могут с легкостью ответить, что автобус и троллейбус следует обходить сзади, а трамвай спереди. Правильно ли вы даете на этот вопрос?

Заглянем в Правила дорожного движения:

В пункте 4 ПДД РФ — Обязанности пешеходов имеется пункт 4.5. — На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Так всё-таки, как обходить стоящий автобус?

Попробуем рассуждать логически. Если пешеход станет обходить автобус сзади, то он окажется перед транспортом, который движется во встречном направлении. Подобная «встреча» крайне опасна, поскольку автомобиль невозможно остановить мгновенно — как пример — 9 января 2018 года в 14часов 50 минут по адресу: г. Раменское, ул. Гурьева уд. 26 произошло именно такое дорожно — транспортное происшествие. Пассажир при выходе из автобуса, поспешил обойти автобус сзади, что бы перейти проезжую часть в зоне нерегулируемого пешеходного перехода с права на лево, по ходу движения транспортного средства, не увидев, оказался перед автобусом ГАЗ, который совершил на него наезд. В результате ДТП данный пешеход в получил ушибы лица, правой кисти, предплечья, левой голени, сотрясение головного мозга, не госпитализирован.

Если же пешеход станет обходить автобус спереди, как поступают многие спешащие взрослые, то в этом случае он не увидит транспорт, следующий в попутном направлении. Так же и водитель транспортного средства, движущегося в попутном направлении не может видеть пешехода из-за стоящего автобуса. Как следствие, так же возникает аварийная ситуация.

Во избежание возникновения таких чрезвычайных ситуаций, взрослые должны обязательно показать детям подобные ошибки пешеходов на улице, и даже самостоятельно смоделировать ситуации вместе. Возьмите ребенка за руку и подойдите к автобусу, стоящему вне остановки. Покажите ему, что из-за стоящего транспортного средства часть проезжей части скрыта, а если дорога не просматривается, следовательно, и нельзя на нее выходить.

К сожалению, некоторые родители не учат детей этому, забывая, или пренебрегая воспитанием ребенка относительно поведения на проезжей части. В результате возникают случаи, когда по незнанию ребенок выбегает на дорогу из-за стоящего транспорта, будучи уверен в безопасности, попадая затем под колеса движущегося транспорта.

Крайне важно научить ребенка переходить дорогу, найдя такое место, где проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны на достаточно большое расстояние. Такое место будет на обозначенном пешеходном переходе или на перекрестке. Таким образом, выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до тротуара или обочины, затем по тротуару или обочине дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка и там уже перейти дорогу.

Сам же переход следует осуществлять в два этапа: сначала нужно пройти несколько шагов, дойдя до автобуса или другого транспортного средства, ограничивающего видимость на проезжей части; убедившись, что вам хорошо видно дорогу, а водители хорошо видят вас, проверьте, чтобы ближайшее к вам транспортное средство было на расстоянии не менее 50 метров, и только после этого переходите дорогу.

Еще лучше будет дождаться, пока закрывающий обзор стоящий автобус, троллейбус или другой транспорт отъедет, и после перейти дорогу.

Есть ли определённые правила, которые диктуют, как правильно, с какой стороны, обходить стоящий общественный транспорт?

И взрослые, и многие дети, на вопрос «Как обходить стоящий транспорт?» с уверенностью ответят, что троллейбус и автобус обходят сзади, а трамвай наоборот спереди. Но правильно ли это? Удивительно, но найти ответ в ПДД мы не сможем.

Поэтому рассуждаем логически. Если мы обходим автобус сзади, то оказываемся перед транспортом, движущимся по встречной полосе. Мы появляемся достаточно неожиданно перед транспортом. Если обходим спереди — также возникает опасная ситуация, потому что транспорт, идущий в попутном направлении, вернее, его водитель, нас из-за автобуса не видит, и снова возникла аварийная ситуация.

Объясняя своим детям, как избегать подобных опасных ситуаций, нужно указывать им на то, как неправильно иногда поступают пешеходы, перебегая улицу, выйдя из общественного транспорта. Можно вместе моделировать разные ситуации и помогать ребёнку мыслить в правильном направлении. Подойдя, например, к автобусу, который стоит вне остановки, наглядно показываем ребёнку, что из-за стоящего автобуса часть дороги просматривается очень плохо. А в таком случае на дорогу нельзя выходить.

Очень важно, чтобы ребёнок научился переходить дорогу там, где это безопасно. А именно — в том месте, где проезжая часть просматривается достаточно хорошо налево и направо, причём не меньше, чем на пятьдесят-сто метров. Также нельзя перебегать дорогу наискось, а только прямым, самым коротким путём. Но лучше всего, если есть такая возможность, то по пешеходному переходу.

Переход нужно осуществлять в два приёма. Сначала выбираем место, в котором хорошо в обе стороны просматривается дорога, смотрим, чтобы ближайший транспорт находился как минимум на расстоянии 50 метров, и только потом переходим через дорогу. А лучше всего вообще дождаться, пока троллейбус или автобус отъедет, и только после этого переходить дорогу.

Правила обхода транспорта

Тема: Правила обхода транспорта.

Образовательная область: Безопасность (интеграция областей – Познание, Социализация, Коммуникация)

Закреплять понятия «пассажирский транспорт», «пассажир», правила поведения в транспорте.

Познакомить с правилами обхода транспортных средств.

Формировать умение правильного обхода различных транспортных средств.

Способствовать выработке навыка осознанного поведения в транспорте и на дороге.

Рассматривание демонстрационного материала о транспорте, правилах дорожного движения; чтение стихов о правилах дорожного движения; рисование транспорта, дорожных знаков; беседы о правилах поведения в транспорте.

Картинки с видами транспорта, мяч, 4 стульчика, плюшевый мишка, демонстрационные листы о правилах обхода транспорта.

На дороге целый день Сильное движение, Не остановить поток Даже на мгновение. Чтобы не случилось Опасных столкновений, Существуют Правила Дорожного движения.

Игра «Поймай мяч»

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди, задавая вопросы. Ребенок ловит мяч, отвечая на вопрос возвращает мяч.

Как называются люди, которые ездят в автобусе, троллейбусе, трамвае или на метро?

Что такое «эскалатор»?

Что это, смотрите сами: как автобус, но с усами!

Чего нельзя делать в салоне автобуса?

Перечисли правила поведения в транспорте.

Что такое пассажирский транспорт?

Назови пассажирский транспорт, на котором тебе приходилось ездить.

Как называется место, где можно сесть в автобус или выйти из него?

Как следует вести себя на остановке?

Беседа «Правила обхода транспорта»

В-ль рассказывает, что выходить из автобуса или любого другого транспорта тоже нужно по правилам.

Послушайте стихотворение и ответьте, как правильно выходить из салона пассажирского транспорта. Правильно ли выходит из трамвая ребенок, нарисованный на картинке?

К остановке подъезжая,

Ты собрался выходить?

Значит правила сначала

Нужно быстро повторить.

Выходи – ладонь в ладони –

Вместе с мамой не спеша.

Уж поверь никто в салоне не оставит малыша.

Не толкайся на пути,

Вслед за взрослым выходи.

Вышел – стой. Не убегай.

Маме, папе руку дай!

В-ль: Если, выйдя из транспорта, нужно перейти дорогу по пешеходному переходу, дождитесь, пока транспорт отъедет, или обойдите его по правилам.

(Читая стихотворение, показывает на демонстрационном материале с какой стороны правильно обходить автобус, троллейбус, трамвай.)

Чтобы правила запомнить

Нам с тобой наверняка,

Мы автобус представляем

В виде грозного быка.

Как известно, бык бодает

Тех, кто спереди шагает.

Встал автобус на пути –

Его сзади обойди

В-ль : То же самое нужно запомнить про троллейбус – его тоже обходят сзади, как быка.

А трамвай похож на лошадь,

Что лягается порой.

Обойти трамвай мы сможем

Только спереди с тобой!

Игра «Обойди транспорт»

Четыре поставленных друг за другом стульчика обозначают пассажирский транспорт. На первом стуле сидит плюшевый мишка – это водитель. Дети выстраиваются перед «машиной». По команде взрослого «Обходим автобус (троллейбус, трамвай)!» они должны обойти названный транспорт.

Игра повторяется несколько раз, пока ребята не обойдут все виды пассажирского транспорта. В процессе игры разучиваем стихотворение:

Чтобы обойти трамвай,

Смело спереди шагай!

Встал автобус (троллейбус) на пути –

Его сзади обойди.

По материалам С.В. Игнатова. Учим правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников.

Картинки про обход автобуса, троллейбуса, трамвая (26 ФОТО)

Правила дорожного движения существуют не только для водителей. Пешеходам также необходимо понимать, что происходит на дороге, и как действовать. Помочь вам разобраться, как обходить городской общественный транспорт, смогут наши картинки.

Обходят спереди трамвай, автобус сзади огибай

Мы знаем, что обходить общественный транспорт опасно

Машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади

Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус

Дети высаживаются из трамвая

Обходи трамвай — как лошадь, а автобус — как быка

Переходи дорогу только тогда, когда общественный транспорт отойдёт от остановки

Люди выходят из задней двери автобуса

Автобус и троллейбус сзади обходи

Как правильно обходить автобус

Автобус никогда не обходят спереди. Троллейбус нельзя обходить сзади

Трамвай надо обходить только спереди, для того, чтобы не попасть под встречный трамвай

Мальчик и девочка идут перед трамваем

Отец показывает сыну, как обходить транспорт

Распространенные заблуждения в Правилах дорожного движения

При выходе из общественного транспорта для перехода, трамвай обходить нужно спереди, а автобус или троллейбус сзади. Это у многих отложено с детства. Это логично при определенных условиях, когда остановка автобуса расположена после перекрестка, а трамвая перед ним. Но в реальности на дорогах размещение остановок может быть иным по ряду причин, переходить дорогу можно только в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. Обязанности пешеходов регулируется в 4 главе правил.

Автомобили всегда должны уступать дорогу пешеходам

Распространенное заблуждение среди большинства пешеходов, основанное на информации исходящей из СМИ. Пешеходы в основном в достаточной степени правила дорожного движения не изучают. Подробнее о приоритете пешеходов мы рассказали в статьях «Водитель и пешеход» и «Пешеходы на дороге. Спорные ситуации»

Автомобили всегда должны уступать дорогу трамваям

Тоже неверное утверждение, у рельсовых транспортных средств приоритет есть, но не всегда:

  • Трамвай поворачивает по сигналу дополнительной секции светофора
  • Трамвай выезжает из депо
  • Трамвай движется по второстепенной дороге

В этих случаях преимущество у безрельсовых транспортных средств.

При включении зеленого сигнала всегда можно начинать движение

Очень не редки случаи, когда при включении зеленого сигнала водители, не глядя, начинают движение. Но п.13.8 ПДД, обязывает перед началом движения на разрешающий сигнал уступить дорогу всем остальным участникам, которые не успели проехать перекресток. На крупных перекрестках может показаться, что водители едут на красный сигнал, но на самом деле они лишь выполняют требование правил покинуть перекресток после выезда на разрешающий сигнал светофора

Запрещено трогаться с места, при включении красного с желтым сигнала

Здесь похоже на противоречие с предыдущем абзацем. Но тронуться с места — это не означает начать движение через перекресток.

Правила обязывают водителя при запрещающем сигнале остановиться на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью, но при этом не создавать помех пешеходам. При наличии пешеходов одновременно выполнить эти требования невозможно. Таким образом, если остановка была совершена перед переходом, то при отсутствии пешеходов водитель должен «продвинуться» к пересекаемой проезжей части. Подробнее смотрите в статье «Остановка на запрещающий сигнал светофора».

На желтый сигнал светофора разрешено движение

Российская реальность — мигающий зеленый сигнал — ускориться, желтый — ускорится вдвойне. Если в первом случае нарушения правил нет, то во втором случае — это проезд на запрещающий сигнал светофора.

Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Разрешение движения на желтый сигнал это исключение. И при видеофиксации доказать нарушение не составит труда.

Попутные трамвайные пути — это полоса движения

И еще одно заблуждение, считается, попутные трамвайные пути предназначены и для движения автомобилей. Это не так. На трамвайные пути разрешено выезжать только в определенных случаях, оговоренных в правилах. Для движения безрельсовых транспортных средств трамвайные пути не предназначены.

Дорог вам без препятсвий!

Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.

Трамвай обходить спереди, а автобус сзади или эти правила устарели?

Действительно, сейчас правила стали строже. Машин стало больше, аварии случаются все чаще, в том числе и с гибелью пешеходов. А потому, как пояснили в пресс-службе краевого ГИБДД, теперь автоинспекторы и учителя ОБЖ обучают ребят другим правилам.

К примеру, при выходе из любого маршрутного транспорта (будь то трамвай, троллейбус или автобус), если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, нельзя обходить его ни спереди, ни сзади.

В этом случае следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки и удалится на безопасное расстояние, и только потом переходить дорогу, причем в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Еще одна из типичных ошибок возникает при объяснении детям правил перехода проезжей части. Неверно объяснять школьникам, что сначала следует посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части — направо.

Напротив, детям следует объяснить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны.

Поэтому, прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть сначала налево, затем направо, затем еще раз налево, и только убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть.

При этом следует постоянно контролировать ситуацию, смотреть по сторонам и, по возможности, не останавливаться посередине.

Тема: Правила обхода транспорта.

Образовательная область: Безопасность (интеграция областей – Познание, Социализация, Коммуникация)

Цель:

  1. Закреплять понятия «пассажирский транспорт», «пассажир», правила поведения в транспорте.
  2. Познакомить с правилами обхода транспортных средств.
  3. Формировать умение правильного обхода различных транспортных средств.
  4. Способствовать выработке навыка осознанного поведения в транспорте и на дороге.

Предварительная работа:

Рассматривание демонстрационного материала о транспорте, правилах дорожного движения; чтение стихов о правилах дорожного движения; рисование транспорта, дорожных знаков; беседы о правилах поведения в транспорте.

Материалы:

Картинки с видами транспорта, мяч, 4 стульчика, плюшевый мишка, демонстрационные листы о правилах обхода транспорта.

Ход ООД:

На дороге целый день
Сильное движение,
Не остановить поток
Даже на мгновение.

Чтобы не случилось
Опасных столкновений,
Существуют Правила
Дорожного движения.

Игра «Поймай мяч»

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди, задавая вопросы. Ребенок ловит мяч, отвечая на вопрос возвращает мяч.

Как называются люди, которые ездят в автобусе, троллейбусе, трамвае или на метро?

Что такое «эскалатор»?

Что это, смотрите сами: как автобус, но с усами!

Чего нельзя делать в салоне автобуса?

Перечисли правила поведения в транспорте.

Что такое пассажирский транспорт?

Назови пассажирский транспорт, на котором тебе приходилось ездить.

Как называется место, где можно сесть в автобус или выйти из него?

Как следует вести себя на остановке?

Беседа «Правила обхода транспорта»

В-ль рассказывает, что выходить из автобуса или любого другого транспорта тоже нужно по правилам.

Послушайте стихотворение и ответьте, как правильно выходить из салона пассажирского транспорта. Правильно ли выходит из трамвая ребенок, нарисованный на картинке?

К остановке подъезжая,

Ты собрался выходить?

Значит правила сначала

Нужно быстро повторить.

Выходи – ладонь в ладони –

Вместе с мамой не спеша.

Уж поверь никто в салоне не оставит малыша.

Не толкайся на пути,

Вслед за взрослым выходи.

Вышел – стой. Не убегай.

Маме, папе руку дай!

В-ль: Если, выйдя из транспорта, нужно перейти дорогу по пешеходному переходу, дождитесь, пока транспорт отъедет, или обойдите его по правилам.

(Читая стихотворение, показывает на демонстрационном материале с какой стороны правильно обходить автобус, троллейбус, трамвай.)

Чтобы правила запомнить

Нам с тобой наверняка,

Мы автобус представляем

В виде грозного быка.

Как известно, бык бодает

Тех, кто спереди шагает.

Встал автобус на пути –

Его сзади обойди

В-ль : То же самое нужно запомнить про троллейбус – его тоже обходят сзади, как быка.

А трамвай похож на лошадь,

Что лягается порой.

Обойти трамвай мы сможем

Только спереди с тобой!

Игра «Обойди транспорт»

Четыре поставленных друг за другом стульчика обозначают пассажирский транспорт. На первом стуле сидит плюшевый мишка – это водитель. Дети выстраиваются перед «машиной». По команде взрослого «Обходим автобус (троллейбус, трамвай)!» они должны обойти названный транспорт.

Ими управляет водитель трамвая. Стоящий трамвай следует обходить только спереди! Когда ты оказался в салоне трамвая, ты стал пассажиром. Бывает и так, что ты стоишь на тротуаре, а к остановке подходит трамвай. Если к остановке подошёл нужный тебе автобус — садись в него только тогда, когда он полностью остановится. И ещё одно правило: до тех пор, пока трамвай не остановится, машины имеют право ехать! Уступать дорогу пешеходам в этом случае водители не обязаны.

Каждый из нас бывает не только пешеходом, но и пассажи­ ром. В городе ты совершаешь поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе, маршрутном такси и метро. За город ты ездишь на электричке. На знаке трамвайной остановки вместо автобуса изображён трамвай. Но ты должен знать, что остановки автобуса (троллейбуса) и трамвая отличаются друг от друга и по месту расположения, и по тому, как надо вести себя пешеходам в ожидании транспортного средства.

Пусть в автобус сядут те пешеходы, которым нужен этот автобус. Садись в автобус спокойно. Не суетись и не старайся оттолкнуть других пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Если автобус резко затормозит, ты можешь упасть сам и «уронить» других людей. Если ты стоишь, держись за поручни. Одна из них имеет посадочную площадку, которая приподнята над проезжей частью и отделена от неё ограждением. Будь осторожен — ведь перед тобой проезжая часть дороги, а за спиной трамвайные пути. То есть ты находишься между машинами и трамваем.

Если же всё-таки ты начал переходить дорогу, обязательно помни: Стоящий трамвай следует обходить только спереди! Переходить нерегулируемый перекрёсток с трамвайными путями можно только пропустив все машины и трамваи.

Переходить прямо, а не наискосок.Вопрос: Где надо ожидать трамвай?Ответ: Ждать на тротуаре напротив остановки или на специально отмеченной площадке. А теперь представь, что тебе предстоит поездка на трамвае. По дороге к остановке ты должен соблюдать известные тебе Правила дорожного движения. Ты, конечно, помнишь, что на автобусной остановке посадка и высадка происходят с тротуара и на тротуар.

Дело в том, что трамвайные рельсы обычно проходят по середине дороги. Сперва познакомимся с теми случаями, когда на трамвайной остановке есть приподнятая посадочная площадка.

Ты, конечно, помнишь, что идти через дорогу нужно, соблюдая Правила дорожного движения. Только тогда можно идти к трамвайной остановке. Тебе хочется быстрее побежать к нему, но не спеши! Если на светофоре го­рит красный свет, идти ни в коем случае нельзя!

Правила поведения при посадке в трамвай

Итак, ты перешёл улицу и оказался на трамвайной остановке. И хотя она специально приподнята над проезжей частью для безопасности и удобства пассажиров, всё-таки это опасное место. С одной стороны — проезжая часть, по которой едут машины. С другой — рельсы, по которым движется трамвай. Сама площадка неширокая, и если вести себя неосторожно, то можно оказаться в опасной ситуации.

Внимательным необходимо быть и при выходе из трамвая на остановке, не имеющей приподнятой посадочной площадки

Ни в коем случае на ней нельзя бегать, толкаться и играть. Вести себя ты должен в соответствии с определёнными правилами. Нельзя препятствовать открыванию и закрыванию дверей.

Ни в коем случае нельзя пытаться открывать двери трамвая самостоятельно. Очень опасным местом в трамвае является сочленение вагонов в центре салона. Здесь располагаются специальные устройства, позволяющие трамваю поворачивать. Не прислоняйся к ним! И никогда не просовывай в пространства за ограждениями руки или ноги! При повороте их может зажать!

Когда ты вышел из трамвая, то опять становишься пешеходом

Если ты сошёл с трамвая на приподнятую посадочную площадку, рядом с которой находится регулируемый пешеходный переход, то идти на тротуар можно только по зелёному сигналу светофора! В этом случае ты сможешь увидеть, приближаются ли справа к месту перехода трамвай или другие транспортные средства. Нельзя стоять на поребрике и тем более на проезжей части дороги!

При этом ты должен знать, что водители обязаны пропустить пешеходов только тогда, когда они идут к трамваю со стороны дверей

Так что лучше не торопись к трамваю, если машины продолжают движение. Лучше опоздать к трамваю, чем оказаться под колёсами автомобиля! Опасно и стоять рядом с трамвайными путями, особенно на перекрёстках, где рельсы поворачивают. Дело в том, что во время поворота вагон трамвая выносит на большое расстояние от путей, иногда на метр с лишним. Взрослые люди, да и многие дети, в ответ на вопрос о том, как обходить стоящий транспорт, могут с легкостью ответить, что автобус и троллейбус следует обходить сзади, а трамвай спереди.

Заглянув в Правила дорожного движения вы удивитесь, не найдя в них ответа

И во время каждой поездки ты должен соблюдать правила, которые определяют обязанности пассажиров. Остановки автобуса (троллейбуса) обозначаются бело-синим знаком с чёрным изображением автобуса.

Если ты стоишь на остановке и ожидаешь автобуса или троллейбуса, отойди подальше от края тротуара. Стоять на краю тротуара нельзя, потому что автобус иногда заносит и он может задеть тебя или даже сбить. Ещё одно правило: не играй на остановке, не возись, не бегай и не толкайся. Ещё необходимо запомнить: ни в коем случае не выходи на ДОРОГУ, чтобы посмотреть — не идёт ли автобус или троллейбус.

Если он едет не по нужному тебе маршруту, спокойно отойди в сторону. Водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров с помощью наружных зеркал. В переднюю дверь должны садиться пожилые люди, мамы и папы с маленькими детьми, инвалиды и беременные женщины — эта дверь лучше видна водителю. Не старайся запрыгнуть в автобус в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться.

В противном случае при резком торможении ты рискуешь получить синяки и ушибы. Ни в коем случае не высовывайся в окна автобуса и не выставляй в них какие-либо предметы. Многие подростки любят в автобусе громко разговаривать, а то и кричать, включать мобильный телефон или плеер на полную громкость.

Ведь как только трамвай опять начнёт движение, могут поехать и автомобили. В тех случаях, когда трамвайная остановка не имеет приподнятой посадочной площадки, вести себя надо иначе. Ожидать трамвая в этом случае можно только на тротуаре!

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *