Интервью с футболистами

Авг 27, 2020 Спорт

Интервью с футболистами

Регламент русского футбола – бессмысленный и беспощадный.

Коронавирус сильно ударил по лиге: из-за финансовых проблем и решения губернатора окончательно потух «Луч», снялся «Армавир» (от него фактически отказался единственный спонсор и бывший член совета директоров «Спартака» Джеван Челоянц), добровольно ушел во вторую лигу курский «Авангард». Последней утонула «Мордовия».

Кажется, нас ждет самый странный сезон ФНЛ. Давайте по порядку.

Содержание

С «Лучом» все давно понятно – контрольный выстрел сделал губернатор

Снятие «Луча» выглядело неизбежным. Последние несколько лет команда жила на небольших по футбольным меркам зарплатах – немногие переваливали за 300 тысяч рублей в месяц (и это на Дальнем Востоке, где футболисты всегда просят надбавку) и утопала в долгах. На примере 2019 года: клубу нужно было 330 млн рублей, но потратили только 230 млн. Еще 64 млн пришлось вернуть в бюджет из-за проверки (выявила нецелевое расходование средств). И так было практически ежегодно.

Загружаю…

Крушение «Луча» – это предупреждение. Вот что бывает, когда клубы слишком верят в бюджетные деньги

Во время перерыва из-за коронавируса губернатор Приморского края прикрыл весь профессиональный спорт: не только разбитый футбольный клуб, но даже созданный политическим решением хоккейный «Адмирал».

«Луч» пропустит в профессиональных лигах минимум один сезон – клуба не будет даже в ПФЛ.

«Армавир» – похоже, дело не в коронавирусе

«Армавир» стал отказником крайне внезапно: команда из Краснодарского края не была среди лидеров по бюджету и зарплатам, но платила стабильно и была одним из немногих частных клубов, который никак не зависел от регионального бюджета.

Тем неожиданнее оказался бесславный конец: бывшее «Торпедо» Карпина в середине апреля, когда еще обсуждалось возобновление сезона, уведомило лигу о снятии. Джеван Челоянц посчитал, что в нынешней ситуации клуб содержать слишком дорого, и свернул финансирование.

Президент «Армавира» Валентин Климко объяснял решение клуба слишком жесткими требованиями к лицензированию: «Армавир» – клуб с недолгой историей. Как его можно сравнивать со «Спартаком», который существует с 1922 года? Стадион у красно-белых появился в 2014 году, академия — в 2009-м. Если бы нынешние требования «Спартаку» выставили в 2008-м, он не прошел бы лицензирование! Как и «Зенит». К чему сравнивать «Армавир» и другие клубы ФНЛ с нашими грандами? Разные миры. Но при этом вынь да положь – лицензирование требует».

Загружаю…

Речь о том, что по регламенту клубы ФНЛ обязаны содержать собственную академию. «Армавиру» давали лицензию под обещание ее открыть, но полноценная и подходящая по регламенту школа для футболистов так и не выросла.

«Авангард» – в Курске много тратили, а новый губернатор не любит футбол

«Авангард» познал худшие стороны переплетения российского футбола с политикой: командам хорошо, когда губернатору нравится игра и деньги льются без помех, но все рушится, как только власть меняется. Курск в 2017-м вышел в ФНЛ с приличным по меркам лиги бюджетом (более 200 миллионов рублей), на следующий год губернатор Александр Михайлов дал даже в полтора раза больше – 360 млн. Казалось, что «Авангард» мог побороться за выход в РПЛ – тем более в первом сезоне в ФНЛ команда добралась до финала Кубка России, где толкалась с «Тосно».

Но в сентябре 2018-го в Курской области сменился губернатор: Михайлова отправили в Совет Федерации, главным по региону стал Роман Старовойт. У него не заладились отношения с многолетним руководителем клуба Николаем Волокитиным. Аккурат с приходом Старовойта «Авангард» перестал получать зарплату – в январе 2019-го капитан Кирилл Гоцук рассказал о четырехмесячных долгах, а Волокитин к тому времени уже лишился власти в клубе. Важно отметить, что «Авангард» уже не выглядел таким привлекательным социальным проектом, как в дебютном сезоне: команда с приличными именами (Дмитрий Каюмов, Максим Григорьев, Алан Касаев) болталась в середине таблицы и играла значительно хуже, постоянно меняла тренеров.

Загружаю…

Губернатору быстро надоело это развлечение – и бюджет на 2020 год сократили почти вдвое – до 175 миллионов. С такими деньгами можно спокойно жить в первой лиге (у всех новичков вряд ли больше), но «Авангард» воспользовался возможностью тратить еще меньше – и добровольно нырнул в ПФЛ. Состав полностью обновится.

«Думаю, что руководство клуба и Курской области реально оценило финансовые возможности, – объяснял бывший тренер «Авангарда» Евгений Борзыкин. – Такой расклад намного лучше, чем уходить в любительскую лигу».

«Мордовия» еле дышала весь сезон и даже не нашла 390 тысяч на лицензирование. До сих пор непонятно, сыграют ли хотя бы в ПФЛ

«Мордовию» давно душили финансовые проблемы, но сезон-2019/20 складывался совсем кошмарно: команда из Саранска боролась с притухшим «Факелом» за 19-е место в таблице, брала на выезд 14 игроков и практически не получала зарплату осенью.

В конце сезона вскрылось, что на «Мордовии» висят 170 миллионов рублей долга. Сейчас клуб не нашел даже 390 тысяч рублей на лицензирование – и это с учетом, что ФНЛ лояльна к своим и крайне редко не выдает лицензии действующим клубам.

К моменту лицензирования у «Мордовии» на контракте остался всего один игрок – 18-летний воспитанник. Команда не может набрать новых даже для выступления в ПФЛ.

Загружаю…

«Долги за полгода – это правда, – говорил главный тренер команды Руслан Мухаметшин. – Со стороны поступает разная информация о судьбе, она противоречивая. Надеюсь, что в худшем случае «Мордовия» сохранится хотя бы на уровне ПФЛ. Останусь ли я в таком случае в команде? Останусь, помогу. Я уже давно в Саранске, живу здесь».

Худший календарь в истории ФНЛ: участников и туров рекордно много, а времени – рекордно мало. Придется играть в декабре и феврале – и, видимо, отменить стыки

После досрочного завершения сезона ФНЛ пришла к интересной формуле: оставить всех вылетающих и принять всех победителей ПФЛ. Лиге казалось, что это хорошая идея без особых рисков, но впервые за долгое время все пять лучших из зон ПФЛ захотели подняться. Решение стало выглядеть поспешным.

Чисто теоретически в следующем сезоне могли сыграть вообще 25 команд вместо традиционных 20. Но минус «Луч», «Армавир», «Авангард» и «Мордовия» – это уже 21 команда даже с учетом выходящих из ПФЛ. К количеству участников еще скоро вернемся, но – что бы ни решили с ним в РФС – календарь ФНЛ-2020/21 будет катастрофически тяжелым.

По данным Sportbox, первая часть первенства планируется с 1 или 2 августа по 5 декабря, вторая – с 27 февраля (в первом дивизионе еще никогда не играли зимой – причем не только в российской, но и в советской истории).

Итого: ФНЛ стартует на месяц позже обычного, при этом придется провести на несколько туров больше (скорее всего, на 4). И не стоит забывать, что добавится групповой этап Кубка России – дополнительная нестандартная нагрузка.

«Я не понимаю, почему о низшие лиги вытерли ноги в очередной раз? – возмущался спортивный директор «Балтики» Исмаил Ибрагимов сразу после решения завершить сезон. — Судя по информации на сайте ФНЛ, получается, что в теории сезон в лиге могут начать 23 команды (минус «Луч» и «Армавир»), – 46 туров вместо 40, имея на это меньше времени, чем обычно».

Загружаю…

Вероятно, в следующем сезоне снова отменят переходные матчи с РПЛ – просто потому, что ФНЛ будет практически невозможно синхронизироваться с Премьер-лигой, а даты окончания съедут на Евро-2020(1).

ФНЛ будет засчитывать клубам поражения за неявку из-за коронавируса. Все снова будет зависеть от Роспотребнадзора

Не надо забывать о коронавирусе. Да, в России он постепенно идет на спад – хотя в некоторых регионах пока не просматривается даже плато, кое-где случаются крупные вспышки, плюс есть сомнения в точности цифр от местных властей.

Уже сейчас троих заболевших выявили в «Томи», причем у одного – Максима Казанкова – есть симптомы. Это означает, что всей команде, которая только-только приступила к тренировкам, нужно усаживаться на самоизоляцию по требованию Роспотребнадзора. Сайт и соцсети «Томи» не обновлялись с 7 июля, информации по тренировкам нет – кроме того, что у остальных игроков коронавируса не нашли. Но, судя по всему, томское ведомство проявило лояльность: тем, у кого два отрицательных теста, разрешили вернуться к занятиям. В итоге пауза составила около недели.

А если такое произойдет во время чемпионата, а если Роспотребнадзор упрется и потребует сидеть две недели? Это минус три-четыре тура – с учетом плотности календаря. Согласно информации Sportbox, РФС и ФНЛ договорились действовать по нынешней схеме РПЛ: переносов матчей из-за коронавируса не будет, за неявку – технические 0:3. Получается, что решать все будет не лига, а местный Роспотребнадзор. А как мы уже поняли по высшему дивизиону, последовательность – это вообще не про РПН.

Возникает логичный вопрос: как такая турнирная логика состыковывается с тем, что в английском языке называют integrity – целостностью и справедливостью соревнования? Все-таки это не доигровка восьми туров, где многое уже более-менее определено – и важно скорее доехать до финиша. Это целый сезон. Даже некоторые команды РПЛ не могут закрыться на базе (смотрите пример «Оренбурга», который тренировался на стадионе), что уж говорить про ФНЛ? Здесь у некоторых клубов и нет настоящей базы – только поле и строительные контейнеры в виде домиков (такая база была у «Луча»).

Загружаю…

Плюс многие летают на матчи далеко не чартерами, а обычными регулярными рейсами, и это дополнительный риск для игроков. Далеко за примером ходить не надо: буквально вчера в Калининграде отправили на карантин 20 пассажиров с рейса из Москвы – из-за одного заболевшего, у которого по прилете оказалась повышенная температура. А если на таком рейсе окажется условная «Балтика» или кто-то из гостей?

Клубу, который вылетит из РПЛ, нужно будет пересобрать состав и подготовиться к сезону за 10-17 дней (а, возможно, даже двум клубам)

Еще одна проблема плотности календаря – двойной удар по команде, которая вылетит из Премьер-лиги.

• Во-первых, у нее будет всего десять (в лучшем случае – 17) дней на подготовку к сезону, в то время как конкуренты готовятся уже сейчас;

• Во-вторых, за эти 10 дней нужно почистить состав в соответствии с лимитом. В ФНЛ он в разы жестче: всего четыре легионера в заявке (играть могут все), а еще в поле нужен «лимитчик» – игрок 1999 года рождения, и желательно не один и даже не два, чтобы можно было подстраховаться на случай травмы или дисквалификации;

Загружаю…

• В-третьих, рынок трансферов в первой лиге активен уже сейчас, все приятные лоты разбирают тоже быстро – вылетевшему клубу просто не останется качественных недорогих игроков. Некоторым на подготовку не хватает и месяца – перед глазами пример все той же «Мордовии», которая после вылета из РПЛ в 2016-м осталась с одним вратарем, собрала кучу средних игроков и в итоге не просто не вернулась в РПЛ, а вообще вылетела в ПФЛ.

А если таких команд будет две? «Химки» до сих пор не решили, будут ли они играть в РПЛ: лицензирование уже прошли, но еще могут отказаться от повышения из-за проблем с финансированием. Уникально!

До сих пор непонятно, сколько будет участников. На последнее место претендуют три команды – в регламенте нет критериев выбора

Ну и самое интересное за месяц до старта турнира: непонятно, сколько команд будет в следующем сезоне.

• Мы уже писали, что теоретически в ФНЛ сейчас 21 клуб: 20 традиционных минус 4 отказника («Луч», «Армавир», «Авангард» и «Мордовия) + 5 новичков из ПФЛ.

• Но ФНЛ и бюро исполкома РФС решили, что для справедливости и спокойной верстки календаря нужно четное количество команд. Иначе каждый тур кто-то будет отдыхать и, соответственно, получать больше времени на восстановление перед следующей игрой – а в условиях плотнейшего календаря с длинными перелетами по России это станет огромным преимуществом.

И если до снятия «Мордовии» такое обсуждение четности/нечетности выглядело забавной перестраховкой, то теперь проблема предельно заострилась. Чтобы количество участников стало четным, надо либо кого-то убрать (станет 20), либо кого-то взять (станет 22). Убрать на законных основаниях нельзя – можно только взять.

Загружаю…

Сейчас у ФНЛ есть три кандидата из ПФЛ. Расширяться до 24 участников она не хочет, значит, надо выбрать кого-то из троих: «Алания» (второе место в зоне «Юг»), «Олимп-Долгопрудный» (второе место в зоне «Запад») и «КАМАЗ» (четвертое место в «Урале-Приволжье»).

Все три клуба получили лицензии ФНЛ на следующий сезон и готовы играть. Но у РФС и лиги нет инструмента, чтобы законно выбрать одного: регламентом такая ситуация не предусмотрена, нет ни одного критерия. И если «КАМАЗ» готов потерпеть еще сезон в ПФЛ и признать поражение по пацанским понятиям (ниже место в таблице), то две другие заявки выглядят мощно.

«Алания» возрождается – ей не хватило до ставшего первым «Волгаря» всего 4 очка, на зимних сборах она обыгрывала и команды ФНЛ (например, «Балтику»). «Среди всех команд, занявших в своих группах вторые места, у «Алании» больше всех очков (46 – против 35 у того же «Долгопрудного»). Мы одержали 14 побед подряд. Если брать спортивный принцип, то мы достойны играть в ФНЛ», – говорил главный тренер команды Спартак Гогниев. По данным Sportbox, именно осетинский клуб – фаворит в гонке за дополнительное место в ФНЛ. Правда, играть «Алания» планирует в Грозном – стадион «Спартак» уже давно в аварийном состоянии (если помните, на кубковом матче с ЦСКА на верхние ярусы даже никого не пускали), реконструкцию откладывать нельзя (уже разбирают трибуны).

Загружаю…

Главная проблема заявки «Алании» – ресурс «Олимпа-Долгопрудного». Два подмосковных клуба ПФЛ специально объединились под ФНЛ: главным тренером стал Ринат Билялетдинов, президентом… бывший министр спорта Северной Осетии и президент «Алании» Владимир Габулов, который в конце прошлого года ушел из владикавказской команды после конфликта с инвестором Владимиром Гуриевым (а тот сам стал президентом).

Какой бы ни сделали выбор – скандала, видимо, не избежать.

«Красава» во Владивостоке: пару лет назад через «Луч» вывели десятки миллионов, сейчас поле на базе клуба заросло одуванчиками

В рус­ском лите­ра­тур­ном язы­ке суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния «тре­нер» име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла — «тре­не­ры».

Чтобы понять, как писать сло­во «тре­не­ры» или «тре­не­ра», опре­де­лим, что это сло­во­фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «тре­нер».

Буква «а» или «ы» в окончании слова «тренеры»?

При скло­не­нии неко­то­рых суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния обра­тим вни­ма­ние на фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. Часть слов, обо­зна­ча­ю­щих про­фес­сию или род заня­тий, в этой фор­ме име­ет окон­ча­ние -ы:

  • тре­нер — тре­неры;
  • инже­нер — инже­неры;
  • бух­гал­тер — бух­гал­теры;
  • рек­тор — рек­торы;
  • скуль­птор — скуль­пторы.

Следует писать сло­во «тре­не­ры» с окон­ча­ни­ем -ы соглас­но мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Отметим, что это суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода име­ет суф­фикс -ер-, кото­рый ука­жет на фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ние это­го заим­ство­ван­но­го сло­ва. Такие сло­ва чаще все­го обра­зу­ют фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла с помо­щью без­удар­но­го окон­ча­ния -ы.

Другая часть суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих про­фес­сию, долж­ность, зва­ние, наобо­рот, име­ет удар­ное окон­ча­ние -а в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • повар — повара;
  • док­тор — док­тора;
  • сто­рож — сто­рожа;
  • дирек­тор — дирек­тора;
  • про­фес­сор — про­фес­сора.

Единого пра­ви­ла, регу­ли­ру­ю­ще­го выбор окон­ча­ния -а (-я) или -ы (-и), в рус­ском язы­ке пока не суще­ству­ет, поэто­му запо­ми­на­ем нор­ма­тив­ные фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния или в слу­чае затруд­не­ния обра­ща­ем­ся к сло­ва­рю.

Примеры

Тре́неры команд собра­лись на сове­ща­ние перед сорев­но­ва­ни­я­ми по лег­кой атле­ти­ке.

Внизу три­бун ста­ди­о­на на спе­ци­аль­ной ска­мей­ке сидят тре́неры и сле­дят за выступ­ле­ни­ем сво­их вос­пи­тан­ни­ков.

Тре́неры ука­за­ли спортс­ме­нам их недо­че­ты и про­ма­хи на послед­ней Олимпиаде.

ИГРА-ИНТЕРВЬЮ И ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Густомясова Татьяна Ильинична (Волжский, Россия)

В настоящей статье представлены проективные методики (игра-интервью и её разновидности, деловая игра), направленные на развитие экспрессивной устной речи обучающихся. В частности деловая игра способствует формированию комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения. Для создания реальной ситуации общения, необходимо правильно выбрать коммуника­тивное поведение. Используя в учебном процессе указанные проективные методики, преподавателям необходимо тщательно спланировать этап контроля, который может быть проведён в формате дискуссии, обмена мнениями.

Ключевые слова: проективные методики, игра-интервью, деловая игра, профессиональная коммуникация, коммуникативное поведение.

Key words: descriptive techniques, interview game, business game, professional communication, communicative behavior.

Как известно, проективные методики широко применяются в психологии в качестве тестового материала, организованного особым образом и применяемого для исследования личности в целом или отдельных ее сторон . В этой связи следует отметить, что проективные методики успешно используются и в методике обучения иностранным языкам. Так, среди проективных методик, способствующих успешной интерактивной коммуникации студентов неязыковых вузов, выделяются такие как, например, методика «Неоконченные предложения»; метод коллизий; социографические анкеты, игра-интервью.

Игра-интервью и деловая игра являются ключевыми проективными методиками, рассмотрению сути и особенностей которых посвящена настоящая статья. Известно, что игра-интервью является коммуникативным упражнением, которое используется в ситуативно-коммуникативной методике.

Интервью – коммуникативное упражнение, направленное на развитие экспрессивной устной речи, разновидность беседы, часто в форме ролевой игры, в которой один из участников играет роль человека, берущего интервью с целью получить информацию у одного или нескольких обучающихся в роли интервьюируемых. Как коммуникативное упражнение интервью может иметь следующие разновидности: 1) Guided interview – интервью с заранее подготовленным списком вопросов (interview schedule). Обычно интервьюирующий по ходу интервью записывает ответы на заданные им вопросы; 2) Focused interview – интервью, сосредоточенное на одной теме (или на одном из ее аспектов), проблеме или ситуации. Интервью берется у нескольких лиц, каждый из которых высказывает свою точку зрения, отношение или оценку. Между интервьюируемыми могут быть распределены роли; 3) Depth interview – расширенное интервью, затрагивающее целый круг вопросов с целью получить как можно больше информации (цит. по ).

Исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что игра-интервью является коммуникативным заданием, которое стимулирует активную мыслительную деятельность обучающихся и помогает вывести их за пределы чисто учебной деятельности благодаря заранее определенной роли. Ситуация в совокупности с ролью управляют речевым поведением обучающихся. В процессе игры обучающиеся решают новые задачи с помощью языковых средств, усвоенных на основе исходных полилогов. Большинство коммуникативных заданий основано на драматизациях. Интенсивные методы ввели в обиход этюды и ролевые игры. Драматизация является точной моделью истинного общения, сохраняя его основные черты. Суть в том, что самые разнообразные коллизии психологически всегда мотивированны и актуальны, в них все происходит сейчас и здесь, а это оживляет их и способствует усвоению материала. Игра-интервью чаще всего проявляется в форме ролевой игры, в которой реализуется ролевое общение. Однако ролевое общение организуется в соответствии с разработанным сюжетом и требует развитых социальных умений.

Ролевые игры на занятиях по английскому языку нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Наиболее часто в методической литературе примеры подобных заданий встречаются в статьях Бим И. Л., Миролюбова А. А., Чарльза Хэдвилда (Charles Hadfield), Джил Хэдвилд (Jill Hadfield): 1) line-up (обучающиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком); 2) strip-story (каждый обучающийся получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»); 3) smile (обучающиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами); 4) merry-go-round (обучающиеся образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами); 5) contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу); 6) king words (обучающиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника); 7) reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие обучающиеся); 8) listening (обучающиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним) и т. д. .

Ролевые игры, по сравнению с симуляцией, являются менее творческими, в них не так сильно проявлен элемент проблемности, в связи с чем они более предсказуемыми, имитационными. От других коммуникативных упражнений их отличает то, что участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках строго предписанного ролевого поведении, на ранних этапах обучения зачастую с подсказкой языковых средств, то есть формул общения.

Основными компонентами ролевой игры являются: 1) ситуация, как совокупность конкретных условий речевого общения; 2) роли, распределяемые между участниками ролевой игры; 3) тема, определяющая содержание речевого взаимодействия; 4) задание (установка) проиграть моделируемую ситуацию с позиции предписанной роли и ролевых взаимоотношений с партнером (Holden 1981; Maley and Duff 1993; Ladousse 1994; Ливингстоун 1988; Методика 1988; Скалкин 1989; Пассов 1991).

Роли — важнейший элемент всех упражнений, включающих в себя учебно-методические приемы драматизации. Выделяется два основных часто пересекающихся типа ролей: социальные и психологические. Социальные роли диктуются обстоятельствами, отражают социальные функции. Психологические роли переживаются как психологическое состояние. Ролевые ожидания и ролевые взаимоотношения, в которые вступают люди в ситуациях коммуникативного общения, часто определяют содержание и характер общения .

В методической литературе отмечается, что ни в зарубежных, ни в отечественных работах нет единства взглядов относительно термина «ролевая игра». Так, например, Е. И. Пассов называет ролевой игрой «упражнение, в котором обучающиеся, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения .

Деловая игра является эффективным приёмом обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения. Характерными признаками ролевой деловой игры являются:

а) имитационное моделирование, позволяющее воссоздать реальную­ обстановку, в которой учащиеся предстают как носители
конкретных социальных и профессиональных ролей;

б) наличие ситуаций и типов делового взаимодействия, которое
содержится обычно в сценарии игры и в ролевых заданиях, позво­ляющих
совмещать обучение иностранному языку с профессиональной­
деятельностью;

в) реализация целей игры в цепочке взаимосвязанных решений;

г) проблемный характер ситуаций и их повторяемость;

д) многоальтернативность решений.

Главное преимущество любой деловой игры заключается в том, что в ней воспроизводится в учебных целях реально существующие ситуации. Материал усваивается в профессионально значимом кон­тексте, при этом язык выступает как «инструмент профессиональ­ного общения», но служит решению мыслительной задачи.

В школьных условиях деловые игры будут занимать весьма скромное место и использоваться на профильно ориентированном этапе (X-XI классы). Понимание и принятие роли в играх этого типа предполагает наличие знаний по специальности, а также опе­рирование профессионально значимыми решениями. Неспециа­лист хорошо сыграть такую роль не сможет.

Некоторые задачи, свя­занные с деловыми играми, должны решать, однако, и школьники. Например: понять профессионально значимую ситуацию, опираясь на имеющиеся у них знания; уметь обобщать факты; выражать свое отношение к предложениям/решениям партнера; уметь пояснить свою позицию / свой подход; уметь запросить детальную/более конкретную информацию и др.

Деловая игра пройдет успешно, если учитель: повторит и обобщит с учащимися специфические особенности профессии, в рамках которой реализуется ролевое общение; добьется понимания цели игры и содержания, которое нужно в ней выразить; предпошлет деловой игре коммуникативные игры, а также та­кие упражнения, как диалоги – интервью, дискуссии, критичес­кие оценки прослушанного или прочитанного и др.

Время, отведенное для игры, должно быть рассчитано так, что­бы все ее участники успели выполнить свои задания и получить ответы на интересующие их вопросы, а также сыграть свою роль.

Этап контроля игры. Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же по ее завершении или проводиться на последу­ющих уроках, что зависит от сложности игры. Здесь следует отме­тить, что если игра была успешной и учащиеся получили удовле­творение от применения своих знаний на практике, то чувство удовлетворения может исчезнуть в случае подробного анализа каж­дой незначительной ошибки на том же уроке. Психологически бо­лее подходящей работой, следующей сразу же после игры, является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удач­ных моментах .

Ролевая игра, деловая игра предполагает создание реальной ситуации общения. Успех коммуникативного акта зависит от правильно выбранного собеседниками коммуникативного поведения.

И. А. Стернин указывает на необходимость различать теорию и прикладное описание коммуника­тивного поведения.

Теория коммуникативного поведения призвана определить само понятие, выявить структуру и основные черты коммуникативного поведе­ния, разработать понятийно-терминологический аппарат и методику описания коммуникативного поведения.

Прикладное описание коммуникативного поведения выполняется, прежде всего, с культурологическими и лингводидактическими целями и должно дополнить обучение устной иноязычной речи .

О. Е. Ломакина подчеркивает, что важным свойством любой системы является целостность. Однако нельзя согласиться с тем утверждением, что к системе нельзя применить анализ .

В этой связи И. А. Стернин отмечает, что одним из основных принципов описания коммуникативного поведения, как необходимой составляющей проводимого исследования, является принцип системности.

Принцип системности

Коммуникативное поведение той или иной лингвокультурной общности должно быть описано целостно, комплексно, как система. Для этого должна быть разработана модель описания коммуникативного поведения, включающая совокупность факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение любого народа. Такая модель должна вклю­чать вербальное, невербальное коммуникативное поведение и соци­альный символизм.

Принцип контрастивности

Адекватное описание коммуникативного поведения возможно толь­ко на базе некоторого сравнения. Имплицитно любое описание будет контрастивным: большинство характеристик коммуникативного поведе­ния оказывается параметрическими: часто — редко, интенсивно-мало, громко-тихо, быстро-медленно и др. Без сопоставления их описание просто невозможно. Фоном всегда выступает какая-либо конкретная коммуникативная культура, известная описывающему.

Наиболее эффективно бикультурное описание: русское коммуникативное поведение на фоне английского, немецкого, американского, фран­цузского, китайского, японского и т. д.

Наилучшие результаты дает не сопоставительный (автономное описание двух коммуникативных культур с последующим сопоставлением), а именно контрастивный подход (систематическое рассмотрение отдель­ных фактов родного коммуникативного поведения в сопоставлении со всеми возможными способами выражения данного смысла в сопостав­ляемой культуре). Самые надежные результаты дает сопоставление родной коммуникативной культуры исследователя с изучаемой коммуникативной культурой.

Контрастивный принцип позволяет наиболее надежно выявить и описать как общие, так и несовпадающие признаки коммуникативного поведения народов.

При контрастивном описании коммуникативного поведения того или иного народа можно установить несколько форм проявления националь­ной специфики коммуникативного поведения той или иной коммуника­тивной культуры:

1. Отсутствие национальной специфики:

Те или иные коммуникативные признаки обеих культур совпадают. Во всех европейских культурах, например, знакомого надо приветство­вать, уходя — прощаются, за причиненное неудобство надо извиниться.

2. Наличие национальной специфики:

а) несовпадение отдельных характеристик коммуникативных признаков, действий в сопоставляемых культурах.

Например, жест «большой палец» есть в большинстве европейских культур, но в русском общении он выполняется более энергично; поза «нога четверкой» имеет развязный характер в русском коммуникатив­ном поведении и нейтральный — в европейском; вступление в разговор с незнакомым типа «У вас плащ запачкался»рассматривается как благо­желательность в русском общении и нарушение дистанции и анонимно­сти на Западе; в русском общении часто заговаривают с незнакомыми, в западном — редко и т. д.;

б) эндемичность коммуникативных признаков для одной из сопос­тавляемых культур (то или иное коммуникативное явление может присутствовать только в одной из сравниваемых коммуникативных культур).

Например, только немцы стучат по столу в знак одобрения лекции, только русские немотивированными аплодисментами «захлопывают» ора­тора или спрашивают незнакомого собеседника о зарплате;

в) коммуникативная лакунарность — отсутствие того или иного коммуникативного признака или факта в данной культуре при наличии ее в сопоставляемой .

Таким образом, проективные методики, в частности игра-интервью, способствуют организации интерактивной коммуникации обучающихся следующим образом:

— благодаря своей коммуникативной направленности и разновидностям (интервью расширенное; с заранее подготовленным списком вопросов; сосредоточенное на одной теме (или на одном из ее аспектов), проблеме или ситуации), интервью способствует развитию экспрессивной устной речи обучающихся;

— стимулирует активную мыслительную деятельность обучающихся и помогает вывести их за пределы чисто учебной деятельности благодаря заранее определенной роли, т.к. игра-интервью чаще всего проявляется в форме ролевой игры, в которой реализуется ролевое общение;

— ролевые игры на занятиях по английскому языку нередко включают элементы социального тренинга (обучающиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком; каждый обучающийся получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»; обучающиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами; обучающиеся образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами; участники подходят друг к другу и начинают беседу; обучающиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника; участники пытаются представить, что думают о них другие обучающиеся; обучающиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним.

— от других коммуникативных упражнений их отличает то, что участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках строго предписанного ролевого поведении, на ранних этапах обучения зачастую с подсказкой языковых средств, то есть формул общения;

— основными компонентами ролевой игры являются ситуация; роли; тема; задание (установка).

Обращаясь к деловой игре, необходимо отметить, что указанная проективная методика является эффективным приёмом обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения.

Главное преимущество любой деловой игры заключается в том, что в ней воспроизводится в учебных целях реально существующие ситуации. Материал усваивается в профессионально значимом кон­тексте, при этом язык выступает как «инструмент профессиональ­ного общения», но служит решению мыслительной задачи. В школьных условиях деловые игры будут занимать весьма скромное место, и использоваться на профильно ориентированном этапе.

Преподавателю следует помнить об этапе контроля, который следует сразу же после игры и проводится в формате дискуссии, обмена мнениями об её успешности, о трудностях и наиболее удач­ных моментах.

Принимая во внимание тот факт, что ролевая и деловая игра предполагает создание реальной ситуации общения, необходимо правильно выбрать коммуника­тивное поведение. Основными принципами описания коммуникативного поведения, как необходимой составляющей проводимого исследования, являются принципы системности (модель описания коммуникативного поведения, включающего совокупность факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение любого народа) и контрастивности (выявление и описание как общих, так и несовпадающих признаков коммуникативного поведения народов.

Литература

2. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ”, «Cambridge University Press”, 2001. – 224c.

4. Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности: Сборник научных трудов / Ред. Л. И. Гришаева, Т. Г. Струкова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. – 648 с.

5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. – M.: Просвещение, 1985. – 208 c.

Сергей Игнашевич — тренер, пора привыкать к новой профессии экс-капитана сборной России. Летом 2019-го он официально возглавил московское «Торпедо». Первая самостоятельная работа Игнашевича-тренера — тот еще стресс. Черно-белые не смогли выйти в РПЛ в прошлом сезоне, сейчас — только восьмые в ФНЛ. Игнашевича прилично критикуют — особенно фанаты «Торпедо», с которыми Сергей Николаевич даже поговорил «по-мужски» после поражения от «Шинника» в Кубке.

В интервью Sport24 Игнашевич рассказал всю правду о том, каково это — быть главным тренером «Торпедо».

— Лично вы как для себя формулируете происходящее с клубом? Что-то реально идет не так, или все ок?
— Болельщики «Торпедо» очень много терпели в последние годы. Потому в штыки воспринимают руководство и тренерский штаб. Через призму пережитого. Но, поверьте, мы пытаемся вывести «Торпедо» на более высокий уровень. Это позиция и руководства. Думаю, нам нужно объединиться и быть более терпимыми друг к другу.

— Когда вы приходили — ожидали настолько жестких отношений с болельщиками?
— Честно говоря, нет. Не думал, что будет сложно. Я вполне откровенно общался с болельщиками в личных встречах, с «Западом-5». Как и в интервью. Не скрываю своих мотивов: «Торпедо» — родной для меня клуб. И я хочу, чтобы мы снова играли в РПЛ.

— Жозе Моуринью любит давать яркие интервью, чтобы отводить внимание от проблем команды. Вы делаете так же? По сути, все говорят именно об Игнашевиче, а не о самом «Торпедо»…
— Знаете, во время моей карьеры я видел много тренерских фишек. Некоторые искусственно создают конфликт. Скажем, задевают лидеров и ветеранов, чтобы те повлияли на атмосферу в команде. Да, есть подход Моуринью, который наезжает на всех вокруг, и действительно о команде почти не говорят. Обсуждают только Жозе. Но есть же и другие модели поведения: скажем, Анчелотти — такой добрый дедушка, Зидан — ваш товарищ в раздевалке, Клопп любит разносить всех…

Но, честно говоря, игроки в таких ситуациях как подопытные кролики. Мне лично было не очень приятно в таких ситуациях — за себя и своих партнеров. Потому я, как тренер, не использую подобные методы — запрещенные, так сказать. Пусть и понимаю, что порой они действенны.

— Неужели кто-то мог сделать из сурового Сергея Игнашевича подопытного кролика?
— Да, конечно. Может, в то время я и не понимал этого. Но потом видел, как тренеры влияют на игроков. Со стороны это смотрится не очень.

— Вы любите говорить про известных тренеров — это просто фразы для галочки, или вы всерьез анализируете работу топовых коучей?
— Думаю, все тренеры друг друга изучают. Плюс-минус они работают одинаково. Но неправильно говорить: «У меня есть свой стиль, и точка». В сети сейчас можно посмотреть тренировки, упражнения, много всего. Все смотрят, шпионят, можно сказать. В хорошем смысле. Потому, разумеется, надо учиться и развивать свои тренерские навыки.

— Сергей Игнашевич сам понимает, какой тренер — Сергей Игнашевич?
— Скорее нет. Я еще не сформировался полностью как тренер, ничего страшного в этом нет. Повторюсь, надо прогрессировать, не стоять на месте. Но я точно не буду, как Симеоне, бегать и показывать свои яйца фанатам! Я все-таки и футболистом был сдержанным, хладнокровным. Но при этом сидеть на лавке как Тарханов или Анчелотти, не выходя почти к бровке… Так я тоже не смогу!

— Самая горячая тема вокруг «Торпедо» — ваш конфликт с болельщиками. Может, вообще не стоило подходить к трибуне после матча с «Шинником»?
— Вот сейчас наши болельщики опять скажут: «Да чего он эту тему опять поднимает…» Но раз вы спросили… Я жалею об одном: не получилось конструктивного разговора. Все было на эмоциях, с взаимными претензиями. И все.

— Не пытались в более спокойной обстановке пообщаться? Да хоть в своем инстаграме попереписываться с лидерами движа?
— А на какие вопросы мне нужно было ответить? «Что за… происходит?» «Какого черта этот конь педальный делает в «Торпедо»?» Поймите, я всегда открыт к нормальному разговору. Но к адекватному. В том же инстаграме я иногда делал конференцию «Вопрос-ответ». Мне приходит куча вопросов — штук 300. Знаете, сколько из них от болельщиков «Торпедо»? 20 от силы. Остальное 280 — про сборную России и ЦСКА.

И из 20 вопросов — 15 от одного и того же фаната «Торпедо». Все они в духе: «Почему вы Артема Селюкова или Дениса Дегтева не ставите в основу? Почему избавились от них?» И я все равно публикую ответы, но они тонут в сотне других. Будто я игнорирую болельщиков «Торпедо». Хотя это совершенно не так.

— В разгар конфликта не думали просто, как Гончаренко, уехать куда подальше на несколько дней?
— Да нет, зачем. Если я решу уйти из «Торпедо» — то уже не вернусь. Но, конечно, у меня сейчас нет никаких мыслей об отставке.

— В вашей игровой карьере был тренер, который выкидывал вот такое? Как Гончаренко в ЦСКА.
— Да всякое случалось… Скажем, один тренер мог зайти в раздевалку в перерыве и сказать: «Да что вы творите!» И сразу уйти. А другой после первого тайма, который команда выиграла 5:0, вдруг в ярости разломать макет и как заорать на молодых… Мол, последние 5-7 минут вы играли плохо, теряли мяч и так далее. Хотя мы как бы 5:0 ведем… Но так тренер мотивировал всех, не давал расслабиться, чтобы не было никакого камбэка соперника.

— «Торпедо» лишь на 9-м месте, но при этом старается играть в неплохой, атакующий футбол. Может, в такой суровой лиге, как в ФНЛ, стоит выбирать более прагматичный стиль?
— Скажу честно: мне не нравится футбол «Атлетико». 4-4-2 и все от защиты. Но всегда можно получить условно гол со стандарта на 5-й минуте. И придется вдруг перестраиваться, играть первым номером и так далее.

Я хочу, чтобы мои команды искали счастья в чужой штрафной. Доминировали. Даже если соперник сильнее. Может, с помощью каких-то «ловушек», прессинга обманывать оппонента. Но не отдавать инициативу, не закрываться у своих ворот, отбиваться, просто «ждать шанса». Такой футбол не по мне.

— Звучит красиво и правильно, но состав «Торпедо» позволяет с таким футболом выходить в РПЛ?
— Любой спортсмен ставит перед собой высокие цели. Иначе смысл вообще заниматься спортом? Все эти ребята выдержали конкуренцию. Высочайшую конкуренцию. Плюс футболисты — люди амбициозные.

И цель всегда одна — первое место. Мне не надо ставить такую задачу перед игроками. Они сами все понимают. Я лишь пытаюсь помочь достичь ее. Так что да, мы в «Торпедо» хотим выйти в Премьер-лигу.

— После матча с «Чертаново» (0:0) вы дали жесткое интервью, где, в частности, говорили о нехватке характера у игроков «Торпедо». Его вообще реально «натренировать», или просто нужны новички, лидеры, парни с характером?
— В любой чемпионской команде есть лидеры. Фундаментальные позиции — часто это центральный защитник. Возьмите «Ливерпуль» — пришел Ван Дейк, и пожалуйста. Команда начала выигрывать просто все. А «Манчестер Сити» — шикарно играют в атаке, но в защите беда. Нет который год сильных центральных защитников.

Возьмем Россию — у «Краснодара» есть игра, но нет этих самых фундаментальных людей. Гранквиста или даже Ромы Широкова. В «Торпедо» — та же проблема. Вот вы видите у нас лидера на поле?

— Я — нет.
— Вот и я тоже… Конечно, «Торпедо» не хватает лидеров. Людей, которые в сложную минуту поведут за собой. Это проблема. Вот в прошлом сезоне они были. И в обороне, и в нападении.

— Напоследок о самой надоевшей теме — коронавирусе. Скажите, вам карантин помог чем-нибудь — в том смысле, что появилось время, не знаю, выучить китайский язык? Или просто спать целыми днями.
— Я очень много смотрел футбол! Ну серьезно. Почти все матчи ФНЛ посмотрел. Анализировал и игру «Торпедо», и соперников. Думал, как команда должна действовать весной, как другие команды строят свою игру… В общем, я подготовился к той части сезона, которой в итоге не было!

Вообще, думаю, в России немного опоздали весной с ограничениями. Вот и возросло число заразившихся. Сейчас тоже надо что-то делать — особенно с миграцией, чтобы люди не ездили туда-сюда. Надеюсь, мы снова не опоздаем, сыграем на опережение — и не будет второй волны коронавируса… К сожалению, в России люди не такие осознанные, как в Германии. Где смогли на корню зарубить ковид.

Даже в «Торпедо» некоторые футболисты сидят в кинотеатрах, ресторанах… Хотя мы просим их этого не делать. Ну все, что я могу, — сказать перед тренировкой, что не стоит так поступать. Но игроки — взрослые люди, им решать.

— У вас из близких и знакомых, надеюсь, никто не умер от короны, не был в тяжелом состоянии?
— К счастью, нет. Все живы-здоровы. Но проблема реально очень серьезная.

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *