Формула 1 лого

Авг 13, 2020 Спорт

Формула 1 лого

После финальной гонки сезона-2017 в Абу-Даби промоутеры Формулы-1 шокировали общественность, представив новый официальный логотип чемпионата мира. Зачем это было нужно и чем не угодила прежняя эмблема? Попробуем проанализировать…

Зачем потребовалось менять логотип Ф1?

За все 67 лет существования чемпионат мира Формулы-1 менял официальный логотип лишь один раз — в 1994 году, когда на смену надписи FIA Formula 1 World Championship пришла эмблема, которая в доработанном виде просуществовала до наших дней. Разработчиком обоих лого выступала дизайнерская студия Фила Картера и Фила Вонга Carter Wong Design, второй известной работой которой был логотип мороженого Cornetto.

Вплоть до сезона-1987 такого понятия, как официальный логотип, в «Королевских гонках» не было: организаторы каждого Гран При были вольны трактовать надпись на рекламных афишах, программках и подиумах так, как им вздумается. Как таковой бренд Ф1 появился и утвердился с подачи Берни Экклстоуна, превратившего чемпионат в действительно глобальный вид спорта. «Всегда видевший все наперед Берни вывел Формулу-1 на один уровень с Олимпиадой и мировым первенством по футболу. Приятно сознавать, что наш логотип поспособствовал этому успеху», — говорится в сообщении на официальном сайте Carter Wong Design.

Пусть логотип не входил в топ-100 мировых эмблем, но был узнаваем и избежал вкусовщины. Но что особенно отличало творение Carter Wong Design, так это скрытый смысл изображения. Если посмотреть рейтинги разных зарубежных изданий на данную тематику, то во многих можно обнаружить наряду с LG и FedEx лого F1.

Что в нем скрыто? Для тех, кто никогда не вглядывался в прежний логотип, это станет сюрпризом: на самом деле там три цвета и три символа, а не два! Единица — это не красные линии справа, а пустое пространство посередине, которое при пристальном взгляде формируется в цифру один. Однако новые владельцы Ф1 посчитали, будто это слишком сложно и несовместимо с цифровыми технологиями.

«Мы высоко ценим старый логотип. Он исправно служил Формуле-1 на протяжении 23 лет, но не укладывается в наш бизнес-план, — заявил на пресс-конференции в Абу-Даби коммерческий директор Ф1 Шон Братчес. — Многие, с кем я разговаривал на данную тему, даже не догадывались, что пустое пространство посередине — это единица. Мы хотели сделать логотип более простым и понятным. Это важно для нашей работы в цифровой сфере».

«И так сойдет!»

«Liberty Media хочет как можно скорее избавиться от моего наследия», — заявил в марте нынешнего года Берни Экклстоун. Тогда, спустя всего два месяца после смены власти в Формуле-1, казалось, что это просто слова обиженного человека. Но, похоже, бывший коммерческий босс был прав, и смена логотипа подтверждает его слова. Так что забудьте об эволюции эмблем, как у компаний Coca-Cola и Starbucks, где общие черты все равно оставались узнаваемыми!

Новый логотип Ф1 имеет столько же общего с предыдущим, как усы Чейза Кэри с седой шевелюрой Берни Экклстоуна. Проще говоря, ничего! Да и занималась его разработкой не фирма Carter Wong Design, а студия Wieden+Kennedy.

W+K входит в десятку самых креативных агентств в мире и работает в области рекламы с такими брендами, как Honda, Toyota, Chrysler, Coca-Cola, Nike, Sony, Facebook. Помните рекламу дезодорантов Old Spice с сумасшедшим афроамериканцем? Эту серию роликов и новый логотип Формулы-1 объединяет одна компания. Исполнительный креативный директор Ричард Терли, непосредственно возглавлявший проект, раньше работал на молодежном телеканале MTV и в изданиях Bloomberg и Guardian. А от Liberty Media работу курировала Элли Норман, возглавившая отдел маркетинга Формулы-1 только в конце лета и до этого отработавшая семь лет в телекоммуникационной компании Virgin Media.

Не будем упрекать этих людей в некомпетентности и отдаленности от гонок, но если энтузиасты Фил Картер и Фил Вонг когда-то поставили перед собой цель сделать Формулу-1 своим главным клиентом и планомерно к ней шли, стремясь совершить что-то действительно уникальное и интересное, то тут люди просто выполнили поставленную перед ними задачу.

Еще до презентации известный российский дизайнер Артемий Лебедев назвал работу W+K «логотипом из 80-х» и попал почти в точку. Ричард Терли на днях открыто признал, что черпал вдохновение из идей студии The Designer’s Republic (tDR), занимавшейся разработкой дизайна видеоигры с аркадными гонками Wipeout родом из 90-х! Логотипы на самом деле схожи — в том числе из-за обилия красного цвета. Посмотрите в поисковиках, если будет желание. Получается парадокс: Liberty Media отказалась от логотипа 1994 года, но в новом пришла к графике того же времени!

С посылом нового лого все так же плохо, как и с внешним видом. «Мы хотим придать нашему спорту новый импульс, зарядить его новой энергией. У нас большие планы на будущее, и появление другого логотипа должно символизировать этот приток свежей энергии», — считает Чейз Кэри.

«Старый логотип не был знаковым и запоминающимся, — вторит ему нынешний спортивный директор Формулы-1 Росс Браун. — Нам было важно показать фанатам, что начинается новая эра. Наш спорт меняется, и мы должны смотреть в будущее, привлекать новых болельщиков, особенно среди молодежи. На наш взгляд, новый логотип отражает это стремление».

Выходит, если предыдущий логотип подчеркивал скорость и драйв гонок, то нынешний отражает стремления новых владельцев к новизне? Хотя вот Элли Норман пояснила, что логотип символизирует две приземистые машины, пересекающие финишную черту. Критики в социальных сетях, правда, уже описали изображение как две параллельные дороги, ведущие в тупик или в неизвестность за поворотом — в зависимости от того, в каком направлении смотреть. Другие увидели в очертаниях букву A, но никак не F1. В общем, каждый видит то, что хочет, — настолько неоднозначным получилось творение Wieden+Kennedy, а если говорить начистоту, то скучным, невнятным и безвкусным.

Складывается впечатление, что Терли и его команда откровенно схалтурили, проигнорировав даже расстояние между элементами, которое настолько мало, что на отдаленном фокусе все три линии сливаются в одно целое. Но Liberty Media, видимо, так торопилась с презентацией, что закрыла глаза на все недочеты…

Лучший из худших

Изначально в Wieden+Kennedy пытались доработать старый логотип, но отказались от этой затеи. «Невозможно просто взять и объединить правую и левую стороны старого лого», — объяснил Шон Братчес на пресс-конференции в Абу-Даби.

Был разработан ряд новых эмблем, три из которых за неделю до Гран При Абу-Даби были зарегистрированы в ведомстве по интеллектуальной собственности Европейского союза и «утекли в сеть». Можно предположить, что слив был преднамеренным — с целью узнать мнение публики и определиться с конечным вариантом. Надо признать, Liberty Media выбрала не самый худший. Вариант с более-менее четким обозначением F1 был испорчен неудачной попыткой изобразить скорость прерывистой линией посередине, а изображение единицы с загогулиной вместо F, кажется, вообще случайно попало в список.

В Liberty Media выбирали до последнего, поскольку, согласно данным на сайте EUIPO, первый логотип был утвержден только за сутки до презентации в Абу-Даби. А зарегистрирован этот знак до 17 ноября 2022 года.

Что думают о новом логотипе в паддоке?

Из участников чемпионата мира пока на эту тему высказались лишь трое — призеры Гран При Абу-Даби, которым задали вопрос на эту тему на пресс-конференции после финиша.

«Мне нравился старый логотип, а новый я видел лишь пару секунд», — сказал победитель этапа Валттери Боттас.

«Да просто признайся, что новый тебе не понравился!» — тут же парировал Себастьян Феттель.

«А что было не так со старым? Мне кажется, он смотрелся классно», — ответил финн

«Да, мне тоже больше нравился старый», — добавил Себ.

«Дело в том, что старый логотип довольно известен, — высказался действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон. — Представьте, если Ferrari или Mercedes вдруг решат изменить свои эмблемы. У нового лого Ф1 пока нет своей истории, но, возможно, благодаря нам она появится».

Остальные гонщики, руководители команд и даже эксперты хранят молчание. Можно предположить, что Liberty Media в индивидуальном порядке попросила их воздержаться от публичной критики. Все-таки одно дело, когда официальную символику чемпионата ругают болельщики в социальных сетях, и совсем другое — когда участники гонок и обитатели паддока. По крайней мере, у Чейза Кэри есть пример коллег-соотечественников из серии IndyCar, которые в 2015 году запретили гонщикам публично критиковать серию, промоутеров, правила и даже календарь чемпионата.

В Формуле-1 нет других проблем, кроме смены логотипа?

Новый логотип — это лишь часть программы по перезапуску бренда Формулы-1, который будет представлен на Гран При Австралии в марте 2018 года. В Liberty Media обещают обновление графики в телетрансляциях, появление возможностей для просмотра гонок в онлайн-режиме, новые веб-платформу и решения в социальных сетях. Но может, стоило дождаться начала сезона и уже тогда провести масштабную презентацию всего брендбука и концепции, а не устраивать на бегу скомканное представление одного сомнительного логотипа?

Очевидно, в Liberty Media хотели подвести черту под своим первым сезоном и одновременно обозначить дальнейшие планы, но в итоге получили лишь шквал критики. Одно только видео с пафосным названием «Новая эра ждет», показанное в конце трансляции Гран При Абу-Даби, собрало семь тысяч лайков и 15 тысяч дизлайков на YouTube. Для официального канала Ф1, где в некоторых роликах данное соотношение составляет десять тысяч к ста, это нечто из ряда вон выходящее.

Но дело не только в плохом логотипе. Впереди у Liberty Media еще огромное количество работы по популяризации Формулы-1, однако начать они почему-то решили с самого конца. Невидимая единица и срочная замена эмблемы — это ведь далеко не первоочередная проблема, когда в пелотоне гигантский разрыв между тремя первыми и всеми остальными командами, когда в последней гонке сезона режиссер трансляции акцентирует внимание на борьбе за 13-е место, потому что больше на трассе ничего не происходит, а судьба чемпионского титула решилась еще три этапа назад. Гонки зрелищнее и непредсказуемее, увы, от нового логотипа не станут…

Во время финального этапа сезона Больших Призов в Абу-Даби болельщикам был представлен обновленный логотип Формулы 1, который сразу вызвал бурную реакцию общественности. Эксперт Racer.com Крис Медланд призвал осадить коней и не судить о развитии спорта лишь по одному изменению вывески…

Если вспомнить, какие слова звучали в минувшее воскресенье со всех сторон, можно предположить, что новое руководство как минимум объявило о превращении Формулы 1 в моносерию, а не представило обновленный логотип.

«Отвратительно», «Ужасно», «Катастрофа!»…

Нет. Не катастрофа. Катастрофа – это когда сотни людей гибнут во время землетрясения, а не когда меняется внешний вид вывески спорта.

При этом стоит отметить, что упомянутые выше слова звучали не только от болельщиков. Последнее вообще было подслушано мной во время беседы двух уважаемых журналистов перед интервью с руководителем одной из команд. После этого тема нового логотипа перекочевала в разговор с боссом Mercedes Тото Вольфом, который с улыбкой и не без доли сарказма произнес: «Это потрясно».

Формулу 1 часто критикуют за чрезмерный негатив, и это как раз один из таких случаев. Старый логотип, которому было уже около четверти века, и каким бы крутым и культовым он ни являлся, нуждался в обновлении, и уже одно это решение новых владельцев Liberty Media было повсеместно встречено в штыки.

Никто не любит перемен. Это понятно. Но реакция в обществе на инициативу Liberty сменить логотип Формулы 1 была чрезмерной. Хотя многие гонщики, кому задавали вопрос о новой эмблеме Больших Призов, отвечали примерно так же: «А что было не так со старым логотипом?»

Коммерческий директор Ф1 Шон Братчес фактически ответил на этот вопрос еще до официальной презентации в Абу-Даби: «Мы с большим почтением относимся к прежнему логотипу Ф1. Он служил спорту верой и правдой на протяжении долгих 23 лет, но у нас есть свое видение развития бизнеса, и единичка, нарисованная в негативном изображении, совершенно непригодна для отображения при помощи новых цифровых технологий.

На самом деле я опросил большое количество знакомых, и большая часть из них на протяжении долгих лет даже не подозревала, что пространство между буквой F и линиями справа – это изображение единицы в негативе.

Так что мы решили сохранить чистоту и простоту линий, для нового цифрового пространства это крайне важно.

Во-вторых, поскольку мы живем в век жесткого регламентирования и лицензирования, то просто не можем располагать справа на эмблеме угловые скобки-шевроны.

К тому же, мы прилагаем все усилия для того, чтобы трансформировать Формулу 1 из чисто гоночной компании в медийный узнаваемый бренд с сердцем и душой истинного гонщика. А логотип является главным графическим воплощением того, что вы делаете. Для клиентов это единственный опознавательный знак, с которым они соотносят деятельность вашей компании.

Сегодня практически все бренды, функционирующие в цифровом пространстве, идут по пути упрощения логотипов. Посмотрите, что делают те же Starbucks или Coca-Cola. Мы решили пойти еще дальше и позиционировать компанию с прицелом на будущее».

Может, тут много жаргонных словечек, но по крайней мере в Liberty объяснили ограничения, с которыми столкнулись со старым логотипом, и обосновали необходимость реновации. Так что они изменили логотип не просто чтобы что-то изменить.

Только представьте себе, каким был мир 23 года назад. Сегодня мы живем в совершенно новом обществе, и Формуле 1, как и многим брендам, необходимо меняться, чтобы оставаться на плаву и работать максимально эффективно.

Компания Liberty Media уже вложила в спорт миллионы долларов, чтобы создать структуру, способную развиваться в будущем. Они посчитали, что Формула 1 в том состоянии, в котором она им досталась, практически исчерпала все возможности для заработка, и для нового финансового рывка в долгосрочной перспективе потребовались дополнительные денежные вливания.

Бесспорно, на фоне огромных финансовых вложений после приобретения активов Формулы 1 решение о смене культового и знакового логотипа спорта далось компании нелегко.

В целом покупка коммерческих прав на Большие Призы компанией Liberty Media ознаменовала собой новую смелую эру для спорта. Смелую, потому что было понятно, что все решения, которые будут приняты ими в первое время, будут встречать решительный отпор – на поддержку болельщиков можно было не рассчитывать.

Любая спортивная команда при смене эмблемы проходит через этап единогласного неодобрения со стороны поклонников, ведь ни один логотип не способен стать культовым в день презентации. Статус требует времени, и новые владельцы Ф1 уверены, что представленный логотип успешно проявит себя в ближайшие годы, а через десятилетия тоже будет нуждаться в обновлении в зависимости от того, как будет меняться ситуация в мире.

Кстати, я очень сомневаюсь, что прежний логотип Ф1 встретил бы единогласную поддержку поклонников, если бы 23 года назад социальные сети были бы так же распространены, как сейчас.

Логотип – далеко не главная проблема современной Формулы 1. И дизайнеры, призванные его изменить, уж точно не смогут повлиять на количество обгонов в гонках и сделать двигатели громче.

Этими проблемами вовсю занимается другое подразделение Liberty во главе с Россом Брауном. Да, последние предложения по силовым установкам на 2021 год были не лучшим образом приняты присутствующими в Больших Призах производителями, но это была явная попытка сделать шаг на сближение с болельщиками и мотористами. Также Браун сказал о намерении создать рабочую группу, которая вместе с FIA будет работать над улучшением непосредственно гоночной составляющей в спорте.

К тому же, не стоит забывать, что к концу нынешнего сезона доминировала уже не одна команда, как это было в последние несколько лет – сразу три коллектива время от времени показывали сравнимый темп в зависимости от трассы. Да и сами машины получились такими быстрыми, что были побиты рекорды почти всех автодромов в календаре. Так что в будущее можно смотреть с оптимизмом.

Как бы вы ни относились к новому логотипу Ф1 (и защите кокпита), если с самых первых гонок следующего сезона команды Mercedes, Ferrari и Red Bull начнут показывать сопоставимый темп, а их пилоты будут бороться за первенство на трассе, попеременно отбивая атаки гонщиков McLaren и Renault, все разговоры о логотипе тут же отойдут на второй план, а продажи билетов на трибуны продолжат расти.

К счастью, в Формуле 1 полно тем для обсуждения, к тому же, близится возвращение в спорт Роберта Кубицы и Alfa Romeo. Важно лишь то, что происходит непосредственно на трассе, и об этом нельзя забывать.

Когда Liberty только завершила транзакцию по покупке коммерческих прав на Формулу 1, я, помнится, написал: «Вот и произошло самое большое изменение в Ф1, пускай реальных подвижек мы еще долго не увидим».

Смена логотипа – крошечное изменение в плане влияния на сами гонки. Что ж, будем надеяться, что Liberty хватит мужества продолжать внедрять решения, которые они считают позитивными для спорта, несмотря на негативную реакцию и откровенную истерию в соцсетях…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *