Фигурное катание прыжки

Апр 10, 2019 Спорт

Фигурное катание прыжки

Рёберные прыжки

Аксель

Название: в честь норвежца Акселя Паульсена, сенсационно исполнившего перекидной в 1,5 оборота в конце XIX века.

Стартовая дуга: левая-вперёд-наружу.

Отличительная черта: старт вперёд.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Это самый сложный прыжок для исполнения и самый простой для опознания. Перейдя с заднего хода в дугу вперёд-наружу, фигурист сильно присаживается — и получается самый эффектный прыжок из фигурного катания. У акселя старт вперёд и выезд назад, потому в одиночном акселе 1,5 оборота, в двойном — 2,5, в тройном — 3,5.

Вот это приседание на левой ноге вперёд не спутаешь ни с чем.

Аксель в половину оборота называется «перекидной» (англ. waltz jump). Техника крайне упрощена, и обычно перекидной становится первым прыжком. Меня лично научили на второй день на фигурных коньках, правда, когда более умелая тренерша увидела этот кошмар, запретила прыгать где-то на полгода. Лучше посмотрим, как это делает профессионал.

Риттбергер

Название: в честь немца Вернера Риттбергера (1910). Обычный немецкий патриотизм, прыжок исполнялся как минимум с середины XIX века. В остальных языках называется петлей (loop jump). И в русском тоже, только в 1970-е годы название «петля» сменилось «риттбергером», видимо, через карлмарксштадтскую школу.

Стартовая дуга: правая-назад-наружу.

Отличительная черта: «прыг-скок» на правой, со скрещённых ног.

Старт с шагов: част.

Риттбергер многолик: исполняется и с тройки с полуподсечкой, и с внутренней тройки, и просто с дуги, без особой подготовки. Встаёт на правую ногу, ставит левую накрест, и прыг-скок!

Эталонный риттбергер с длинной дуги. Интересно, думала ли девчонка, что шесть лет спустя сенсационно выиграет самое престижное соревнование?

Интересна тут Мао Асада (вторая, в сине-белом): старт тут с такой глубокой подсечки, что не сразу и поймёшь, что это риттбергер. Третья, в пёстром (Марина Кильман) исполнила целый каскад: сначала аксель, потом куча риттбергеров. Очень давнее выступление, около 1995, сейчас такое запрещено.

Сальхов

Название: в честь шведа Ульриха Сальхова, 1900-е годы.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь.

Отличительная черта: с двух ног.

Старт с шагов: обязателен.

Исполняется только с разворота (тройки или моухока), с двух ног. Странный прыжок: его постоянно принимают за что-то зубцовое. Комментаторы шутят: если явно с ребра, не риттбегер и не аксель — значит, сальхов.

Вот вам целая подборка одной фигуристки — Ким Ён А.

Четверной сальхов первого попавшегося мужчины (Хавьера Фернандеса) и единственная женщина, исполнившая четверной сальхов (Мики Андо). Иногда кажется, что прыжок с зубца — но нет, это сальхов.

Зубцовые прыжки

Если рёберный прыжок с правой на правую — одноногий, то зубцовый одноногий с левой на правую: ведь будет переход с левой опорной ноги на правую свободную.

Лутц

Название: в честь австрийца Алоиза Лутца, ок. 1910.

Стартовая дуга: левая-назад-наружу. Зубец, соответственно, правый.

Отличительная черта: буквой S с длинным пологим входом.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Я упоминал, что «неестественные» шаги слишком сложны, чтобы с них прыгать. Тогда что тут делает противовращательный заход? Просто у него очень эффективный замах руками. Фигурист проезжает на левой ноге едва ли не через полкатка, зацеп правым зубцом — и прыжок в обратную сторону.

Вот неплохое видео по лутцу. Правда, первая (Ким Ён А) исполнила не просто лутц, а каскад лутц-тулуп. Ну и как без рекламных видео московской компании, подбирающей фигурные коньки всем, от новичков до чемпионов (никаких массовых и хоккейных)?

Флип

Название: англ. flip — щелчок.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь; правый зубец

Отличительная черта: с разворота, упёрся правой ногой, и такой же прыг-скок, как у риттбергера.

Старт с шагов: практически обязателен.

Ну что сказать? Всё тупо и естественно: раскручиваемся на левой, закалываемся правой, и прыг-скок!

Тулуп

Название: англ. toe loop — кульбит на носке. И национальная русская одежда тут ни при чём!

Стартовая дуга: правая-назад-наружу; левый зубец

Отличительная черта: непонятно откуда неестественным образом высовывается левая нога и цепляется зубцом.

Старт с шагов: практически обязателен.

Если по флипу видео очень мало, то мужуки постоянно меряются, у кого длиннее тулуп. Так что найти что-то интересное несложно. Казалось бы, заход на риттбергер, правая нога, но вместо того, чтобы скрестить ноги, он неестественно высовывает левую и с неё прыгает.

Одиночный тулуп действительно неестественный, и начинающему надо ещё вкатиться в него. Я лично не умею. Недовернёшь туловище — заблокируешь сам себя и просто не выпрыгнешь. Слишком завернёшь — будет «ту-аксель», перекидной с зубца. А вот двойной, тройной и четверной — самый простой из всех.

Сотникова прыгает немного с необычного захода, но это тоже тулуп.

Флутц и лип

Они же «лутц и флип не с того ребра». Это не прыжки, это ошибки и за такое жёстко штрафуют.

Обратите внимание, стартовая дуга у флипа и лутца одного цвета, только рёбра разные. Лутц, выполненный с внутреннего ребра, как флип, называется «флутц». Флип, выполненный с наружного ребра — «лип». Могу ошибаться, но причина ошибки — фигуриста подводит мышечная память и он закалывается зубцом не в той точке.

Вот вам «флутц». Заход — лутц, отрыв — флип.

А вот целая подборка (смотреть с 4:30)

Где флип, а где лип.

Резюме

С ребра:

  • Аксель: старт вперёд.
  • Риттбергер: с правой на правую, со скрещённых ног.
  • Сальхов: с левой (ну или с двух) ног на правую.

С зубца:

  • Лутц: длинная дуга левая-назад-наружу, буквой S.
  • Флип: с разворота, левая-назад-внутрь, совсем бесхитростно, как риттбергер.
  • Тулуп: с правой ноги, высовываем левую и скачем с левой на правую.

Tags: лекции, фигурное катание

Ну что девочки, сезон и не просто сезон, а Олимпийский, на носу, не только спортсмены, но и болельщики должны подойти к нему во всеоружии и Квесста предложила освежить в памяти, что?… Конечно самое интересно, самое сложное, захватывающее и зрелищное, то над чем с раннего детства и всю жизнь бьются спортсмены и чему больше всего, восторженно аплодируют зрители. Самый спортивный элемент, нашего «неспортивного» вида спорта- прыжки)
Итак, вспоминаем вместе: Всего основных, оцениваемых прыжков в фигурном катании 6.
Кто перечислит без подсказки?
Аксель (A), Тулуп (T), Сальхов (S), Риттбергер (Lo), Лутц (Lz) и Флип (F). Всё. Ещё есть связующие прыжки такие как ойлер или перекидной и чисто для красоты, например любимый Адамом прыжок в шпагат, но про них говорить не будем потому что отдельно они не оцениваются и на техническую оценку никак не влияют.
Так чем же они отличаются?
Во- первых все прыжки делятся по типу отталкивания на зубцовые и рёберные. То есть каким, грубо говоря, местом конька ты ото льда отталкиваешься чтобы прыгнуть, не оттолкнувшись ничем, не прыгнешь, правда?) Будешь просто ехать себе и ехать. Так вот отличить рёберные от зубцовых очень просто, даже если иногда со стороны и не видно сразу чем там спортсмен оттолкнулся, просто представьте себе что вы на коньках. Или даже Бог с ними с коньками, просто попробуйте подпрыгнуть на полу. Чтобы прыгнуть с полной ноги, с ребра (то есть со всего лезвия) толчковая нога должна полностью стоять на льду, правильно? То есть толчок в рёберных прыжках выполняется всегда опорной ногой. Встали на одну ножку, вторую просто подогнули- подпрыгнули. Ещё разок. Поняли? А вот теперь зубцовый прыжок, тут толчок будет не опорной ногой, а свободной. Вы всё ещё стоите на одной ноге как аист? Это хорошо) Присядьте на опорной, только не отталкивайтесь ей, просто присядьте, вторую подогнутую ножку вытянете назад, не надо так задирать, спокойно, опускайте её на пол и как только кончики пальцев коснуться пола сзади, отталкивайтесь ими, именно пальчиками должен быть толчок и прыгайте! Если сможете провернуться разочек в полёте, считайте что это и был тулуп) Соберём раскиданную мебель и подведём итоги:
Рёберные прыжки выполняются отталкиванием с полной, опорной ноги, а у зубцовых толчок будет свободной ногой и соответственно зубчиками.
Внимание, всё что я вам сейчас тут так подробно рассказывала, это правила исполнения элементов. Так должно быть! На деле же некоторые спортсмены, не будем показывать пальцем, зачастую зубцовые прыжки выполняют как рёберные, то есть основное отталкивание идёт с ребра, просто данному спортсмену так удобнее, это больше подходит его физике, всё индивидуально, ну так ФК индивидуальный вид сорта) Если будет желание потом посмотрим на видео и попробуем понять кто чётко переносит вес тела на свободную ногу и отталкивается зубцами, а кто выталкивает себя с опорной, а зубчиками касается льда для красоты)
Прыжков как мы помним шесть. И поскольку ФК не только самый красивый, но и самый справедливый вид спорта, то и тут всё по честному: три рёберных, три зубцовых.
Начнём с рёберных.
Первый Аксель. Я думаю его уже узнают все сразу и безошибочно. Аксель единственный из всех прыжков который исполняется с хода вперёд. Спортсмен в кое- то веки видит куда прыгает. Въехать в борт на акселе невозможно, на всех остальных как мы знаем- запросто.
Второй рёберный- Сальхов
Считается самым простым прыжком. Как его можно отличить от остальных? Смотрите на все прыжки кроме акселя спортсмен заходит попой вперёд, это вот надо запомнить как Отче наш. И только у двух прыжков присутствует мах свободной ногой, эти прыжки Аксель и Сальхов. Значит всё просто: Заход лицом и мах ногой- аксель, заход попой и мах ногой- Сальхов. Без вариантов) или так- заход попой и мах ногой это Сальхов и только Сальхов! На Сальхове ещё мах такой, знаете как будто спортсмен что- то подгребает под себя)
Вот у Элене отлично видно эту подгребушку:
И последний, третий рёберный- Риттбергер.
Очень красивый прыжок, мой любимый) Его тоже ни с чем не спутаешь, на него заходят несколькими тройками, со стороны это выглядит что спортсмен крутится, крутится на одной ножке,потом приседает и прыгает. Тут есть тонкость, отталкиваться надо именно одной ножкой, той что сзади, но многие бродяги облегчают себе жизнь прыгая практически с двух ног, фигушки им за это, а не плюсовые GOE)
С рёберными- всё.
Теперь зубцовые. Тулуп, Флип и Лутц. В принципе внешне они все ужасно похожи! Прямо смотришь и думаешь: Ну и чё это? Одинаково же всё! А вот и нет! Отличия есть. Тулуп в первую очередь отличается от лутца и флипа тем что прыгается с правой ноги, на правую. То есть заходим на правой ножке ( отталкиваемся зубцом левой) и приземляемся опять на правую. Поэтому кстати говоря тулупы можно прыгать каскадом хоть десять штук подряд один за другим, с правой на правую, с правой на правую. А вот флип и лутц, могут быть в каскаде только первым прыжком потому что прыгаются они и тот и другой с левой ноги на правую. То есть зашёл на левой, приземлился на правую ( и вот тут опять можешь прыгать тулуп каскадом, он же с правой, а флип и лутц уже вторым прыжком по причине захода с левой не получится )
Тулуп:
Флип и Лутц различаются между собой по заходу и ребром отталкивания. Флип- внутреннее ребро, Лутц- наружное. В связи с этим Флип мне чисто внешне кажется поизящней. Когда конёк при отталкивании встаёт на внутреннее ребро, нога смотрится выворотной, такой аккуратно- танцевальной, а когда на внешнее- косолапой) И заход у этих двух близнецов разный, хотя сейчас это уже не так актуально, чтобы усложнить прыжок и повысить GOE спортсмены теперь на все прыжки стараются заходить такими кренделями, что ориентироваться на это невозможно. В целом на флипе перед самым прыжком всегда бывает резкий разворот, приседание и сильный удар- щелчок зубцами свободной ноги при выталкивании. Лутц более плавный, заход с длинной дуги назад, то есть внешне это выглядит как будто спортсмен скользит задом наперёд, присев и оттопырив ногу и вообще забыл зачем он сел в эту неудобную позу и вдруг оп- и прыгнул.
Щелчок- Флип:
И Косолапка- Лутц:
Вот и всё ребята!)

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *