Джерри слоун

Май 15, 2020 Спорт

Джерри слоун

Один из лучших игроков НБА Джон Стоктон играл в течение 19 сезонов в «Юте Джаз”. Он завоевал массу рекордов: по передачам (15 806) и перехватам (3 265). Команда никогда не пропускала плей-офф, пока в ней был Стоктон, и она выходила в финал Западной конференции пять раз за семилетний период. Незабываемым в карьере баскетболиста стал момент, когда он сделал трехочковый баззер-биттер через руку Чарльза Баркли из «Хьюстона” в шестой игре финала Западной конференции 1997 года. Затем Джон обнял Карла Мэлоуна и Джеффа Хорнасека, когда они праздновали победу.

Содержание

Начало карьеры

John Houston Stockton родился в 1962 году в Спокане, штат Вашингтон, где провел большую часть детства. Он имеет ирландское и швейцарско-немецкое происхождение. Джон учился в школе Гонзага, где начал играть в баскетбол. Затем было решено поступать в Университет Гонзага. Будущего чемпиона приглашали и в другие колледжи, но он решил продолжить семейную традицию. Три поколения Стоктонов учились именно здесь. Дед Джона Хьюстон был известным футболистом университета в 1920-х годах.

Попав в команду тренера Дэна Фицджералда, Стоктон играл за Bulldogs. Он набирал в среднем по 20,9 очка за игру, тем самым возглавляя Западную конференцию по количеству передач и перехватов. Джон также был одним из старшеклассников, приглашенных на весенние отборочные соревнования олимпийской сборной США 1984 года, которую тренировал Боб Найт. Несмотря на то, что он не был выбран, баскетболист встретил там своего будущего товарища по команде и друга, Карла Мэлоуна.

Драфт НБА

В 1984 году Джон объявил, что готов играть в НБА. Он попал на драфт и был выбран командой «Юта Джаз”. Стоктон стал разыгрывающим защитником в четвертом сезоне и вскоре возглавил список лучших по передачам. Сезон 1987–88 был первым из девяти подряд, в которых баскетболист оставался лидером, а в 1990–1991 годах он достиг рекордного показателя в 1164 передачи за один сезон. Многие из них помогли тяжелому форварду Карлу Мэлоуну, с которым Стоктон создал одну из самых эффективных связок «пик-н-ролл” в истории ассоциации. Имея достаточно небольшой рост для баскетбольного игрока, 185 сантиметров, Джон компенсировал это энергичной игрой.

Лучшие моменты в карьере Джона Стоктона

Баскетболист стал важным приобретением для «Джаз”, улучшив результат команды. В 1988–89 он играл в своем первом Матче Всех звезд. В 1992 году «Юта” впервые вышла в финал Западной конференции, но потерпела поражение от «Портленд Трэйл Блэйзерс”. Вместе с Мэлоуном Стоктон был назван Самым ценным игроком (MVP) Матча всех Звезд в 1993 году. Игра проходила в Солт-Лейк-Сити. Стоктон и «Джаз” снова вышли в финал конференции в 1994 и 1996 годах, но проиграли «Хьюстон Рокетс” и «Сиэтл Суперсоникс”, соответственно.

В 1992 году Стоктон вместе с другими звездами НБА играл в баскетбольной команде на Олимпийских играх в Барселоне. Тогда впервые были взяты спортсмены из баскетбольной ассоциации. Они стали известны как «Команда Мечты”. Мемориальный зал славы баскетбола Нейсмита назвал ее «величайшей коллекцией баскетбольных талантов на планете”. Джон также играл в команде США 1996 года. Оба раза он выиграл золотые медали.

«Юта” установила рекорд, возглавляя Западную конференцию с 64 победами в сезоне 1996–97 годов. Команда снова вышла в финал Западной конференции. В шестой игре Финала Джон набрал 25 очков и сделал потрясающий победный трехочковый бросок, обойдя Чарльза Баркли из «Хьюстон Рокетс”. Таким образом он обеспечил «Джаз” первый из двух подряд финалов НБА. Бросок Стоктона стал известен как «The Shot”. Однако команда потерпела поражение от «Чикаго Буллз”, находившихся под властью магии Майкла Джордана.

Стоктон пропустил первые 18 игр сезона 1997-98 из-за травмы колена, но «Юта Джаз” вернулись в финал НБА и снова встретились с «Быками” в финале 1998 года. В шестом матче Джон совершил удачный трехочковый на оставшихся 41,9 секундах, что помогло команде выйти вперед, но Джордан вновь оставил соперника с носом. «Чикаго Буллз снова победили”. Стоктон упустил свой шанс отыграть отставание на оставшихся 5,2 секундах и в интервью после игры признался, что был уверен в успехе.

За свою карьеру в НБА Джон в среднем удвоил результат: 13,1 очка за игру и 10,5 передачи за игру. Таким образом, он имеет наибольшее количество карьерных передач. Джон продолжил играть, проводя в общей сложности по 38 игр за сезон, где получал 20 или более успешных передач. «Джаз” выходил в плей-офф каждый сезон в течение 19-летней карьеры Стоктона.

В мае 2003 года баскетболист объявил о своем уходе. За его исключительный вклад «Юта Джаз” устроила Джону специальную церемонию. В тот момент город Солт-Лейк-Сити переименовал одну из улиц перед ареной EnergySolutions в JohnStokton Drive. Стоктон считается одним из лучших разыгрывающих за все время. Он также был введен в Зал славы баскетбола. Однажды знаменитый баскетбольный тренер UCLA Джон Вуден сказал, что Стоктон был игроком НБА, которого он любит больше всего, и единственным, за которого он бы заплатил. Тренер Джек Рэмси назвал Джона лучшим командным игроком и лучшим разыгрывающим.

Карл Мэлоун и Джон Стоктон

За время пребывания в Utah Jazz Карл Мэлоун и Джон Стоктон стали одними из лучших дуэтов в истории NBA. Еще более впечатляющим являлось и то, что они были очень эффективны на площадке и выполняли свою работу, не сговариваясь. Баскетболисты считаются игроками старой школы и остаются друзьями на протяжении многих лет. Их замечают вместе и сейчас, на семейных встречах и футбольных матчах.

Мэлоун и Стоктон играли бок о бок в течение 18 сезонов. Они достигли двух финальных серий и также имели множество индивидуальных успехов. Карл занимает второе место в общем зачете, а также был дважды назван Самым Ценным Игроком, в то время как Джон является постоянным лидером лиги по передачам и перехватам. Друзья всегда удачно разыгрывали комбинацию «Pick and roll” – «двойка”. Когда нападающий игрок движется с мячом в сторону к товарищу по команде, тот его прикрывает – «pick”. Если защитник команды соперников начинает преследовать того, кто заслоняет, то нападающий выполняет бросок или передачу. Если путь прегражден, то прикрывающий бежит к кольцу, чтобы получить мяч – «roll”.

В 2005 году Карл Мэлоун и Джон Стоктон были увековечены в Солт-Лейк-Сити. Там появились две бронзовые статуи. Они стоят на маленькой площади к югу от Дельта-центра, недалеко от JohnStokton Drive. Джон одет в форму «Юты Джаз” с музыкальной нотой, образующей букву «J”. Рядом находится еще один постамент, где стоит статуя Карла Мэлоуна. Их украшают бронзовые таблички.

Кроссовки Джона Стоктона

Джон Стоктон, возможно, был одним из самых достойных игроков 90-х, который никогда не имел официальной фирменной обуви. На протяжении всей своей профессиональной карьеры он носил несколько моделей Nike, в том числе одобренные Андре Агасси Air Zoom Challenge. Теннисная модель, выпущенная в 1996 году, отличалась воздушной амортизацией Zoom и рисунком подметки. Это один из стилей Агасси, но Джону было в них комфортно на баскетбольной площадке.

В сезоне 2000-01 Стоктон выбрал Nike Air Props Uptempo. Также на спортсмене были замечены Air Up, Air Maestro и Air Ballistic Force. В 2012 году были выпущены Nike Air Force 1 Bespoke от онлайн музея Layupshot, которые включали бирюзовую, фиолетовую и белую кожу с коричневыми акцентами. На них был вышит номер баскетболиста – 12. Номер 10 All-Star Game отмечен на язычке.

Джон Стоктон сегодня

Несмотря на то, что баскетболист достиг действительно многого, он никогда не удостаивался такой же славы, как, например, Майкл Джордан. Причина, скорее всего в том, что он так хотел сам. Джон никогда не заботился ни о чем, кроме выигрыша. Попытки заставить его дать интервью всегда были настоящим квестом для журналистов. Он также был очень смущен, когда была установлена статуя. Стоктон каким-то образом умудрился оставаться скрытым. Однако все же можно найти статьи с его откровениями. В одной из них Стоктон сказал:

«Есть вещи, которые вы не можете сделать сейчас, которые вы могли бы сделать, когда вам было 23 года. С другой стороны, за эти 18-19 лет я многому научился. Когда вы моложе, вы можете сделать несколько бросков, на которые обычно не способны, потому что вы более подвижны, возможно, сильнее, а может и быстрее. Когда вы становитесь старше, вы учитесь не делать этих сумасшедших бросков. Если это делает вас более эффективным, то в некотором смысле вы можете быть лучше, не будучи лучше. Но я не претендую на это”.

После ухода чемпион начал тренировать молодежные команды. «Юта Джаз” также пригласила Стоктона тренировать своих новых звезд в лице Дерона Уильямса и Трея Берка. В 2013 году баскетболист выпустил автобиографию «Assisted”, написанную при содействии его школьного тренера Керри Л. Пикетта. Карл Мэлоун написал предисловие. Спустя два года Джон присоединился к женской баскетбольной программе Университета штата Монтана в качестве помощника тренера вместо Келли Барни.

Личная жизнь

Стоктон женат на Наде Степович, дочери Матильды и Майка Степович, последнего губернатора Аляски. Они проживают в родном городе баскетболиста Спокане. У пары есть две дочери – Линдсей и Лора; и четыре сына – Хьюстон, Майкл, Давид и Самуэль. В 2011 году Майкл Стоктон, который играл в баскетбол в Вестминстерском колледже Солт-Лейк-Сити, подписал контракт с немецкой командой BG Karlsruhe, а в 2017 году – с BG Göttingen. Дэвид Стоктон завершил свою баскетбольную карьеру в колледже в Гонзаге в 2014 году, а после игры за «Рино Бигхорнс” играл за «Сакраменто Кингз” и «Юта Джаз”. В настоящее время он играет за «Меди Байройт”. Дочь Линдсей окончила Университет штата Монтана, а Лаура в настоящее время обучается в Гонзаге.

Член Зала славы Гэри Пэйтон в подкасте «All The Smoke» Стивена Джексона и Мэтта Барнса:
«Я ненавидел Джона Стоктона, потому что он никогда не разговаривал со мной. Он просто смотрел на тебя, как зомби, а потом убивал тебя».

Не стало Джерри Слоуна — одного из самых уважаемых американских специалистов.

На 78-м году жизни скончался знаменитый баскетбольный тренер Джерри Слоун, который прославился в качестве многолетнего рулевого «Юты Джаз», в которой блистали Карл Мэллоун, Джон Стоктон, а позднее — россиянин Андрей Кириленко. Дважды — в 1997 и 1998 годах — Слоун выводил команду из Солт-Лейк-Сити в финал НБА, где бился с «Чикаго» во главе с великим Майклом Джорданом. Специалист был выбран в Зал славы НБА, в том числе за преданность одному клубу — в «Джаз» Слоун провел 23 года.

Огромная потеря

В сообщении «Юты Джаз» о смерти Слоуна говорится, что бывший тренер умер от осложнений, вызванный болезнью Паркинсона и деменции с тельцами Леви. Эти страшные диагнозы были поставлены специалисту в 2016 году, когда он уже находился на пенсии.

— Джерри Слоун и «Юта Джаз» всегда будет синонимами. Он навсегда останется частью нашей команды, — написано в некрологе «Юты». — Мы вместе с семьей, друзьями и болельщиками оплакиваем эту потерю. «Юта» благодарит Слоуна за десятилетия самоотверженной и упорной работы, за преданность и всё, чего он добился в нашей клубе. Вместе со Стоктоном и Мэллоуном, Джерри олицетворял «Джаз». Мы будем по нему очень скучать. Выражаем искренние соболезнования его семье, а также всем, кто его знал и любил.

Слоун был выбран в Зал Славы в 2009 году после 26 лет работы в качестве главного тренера, 23 из которых он провел в «Юте». Тренерскую карьеру он по иронии судьбы начал в «Чикаго», команде, где выступал в качестве игрока и с которой так жестко конкурировал в 1990-е. За «Буллз» Джерри играл в 1966-1976 годах, а с 1979 по 1982-й тренировал эту команду, которая до прихода Джордана и Пиппена переживала мрачные времена.

Катастрофа прошла рядом

Игровая карьера упорного защитника Слоуна в «Чикаго» была достаточно яркой, хотя и омрачалась травмами. Он дважды участвовал в All Stars Game и до сих пор входит в пятерку лучших в истории «Буллз» по набранным очкам, подборам и сыгранным минутам. Его майка с номером 4 была первой, выведенной «Чикаго» из обращения. Только за свою карьеру баскетболиста Слоун наиграл на то, чтобы претендовать на включение в Зал славы. Но работа жизни у него была впереди.

Сразу после завершения карьеры Джерри пригласили тренировать команду университета Эвансвилла, который он в свое время закончил. Слоун сначала согласился, но через пять дней отказался, сославшись на личные причины. Через полгода самолет с командой Эвансвилла разбился — погибли все баскетболисты, персонал и новый тренер Бобби Уотсон. Избежав трагической смерти, Джерри вернулся в НБА. Но его дебют на скамейке «Чикаго» не задался — за три сезона команда только один раз вышла в плей-офф, и Слоуну указали на дверь.

«Юта» в тот момент искала специалиста, который бы смог выстроить игру для двух уникальных лидеров — тяжелого форварда Карла Мэллоуна и разыгрывающего Джона Стоктона. Можно сказать, что этих игроков Слоуну послал сам Бог. В последствии Мэллоун станет одним из лучших бомбардиров в истории НБА, а Стоктон — одним из лучших пасующих. С 1985 по 1989 годы Джерри был ассистентом главного тренера «Джаз», а затем стал основным рулевым команды из Солт-Лейк-Сити.

Странная отставка

Время расцвета трио Слоун — Стоктон — Мэллоун — золотая эра в истории «Джаз». Команда 16 сезонов подряд выходила в плей-офф, и, возможно, была достойна большего, чем всего два финала на закате карьеры своих лидеров. Но конкуренция в НБА в 1980-1990-х была сумасшедшей. На пике были Джордан, Пиппен, Родман, Мэджик Джонсон, Берд, Айзея Томас, Юинг, Баркли, Дрекслер и другие великие. Кроме того, «Юта» никак не могла найти своим звездам напарников, которые могли хотя бы приблизиться к уровню лидеров. Здесь можно выделить разве что Джеффа Хорнасека, который какое-то время также тянул на себе «Джаз».

В конце 1990-х время Стоктона и Мэллоуна подходило к концу, и Слоун затеял большую перестройку «Юты». Ставка в конце концов была сделана на Андрея Кириленко и Дерона Уильямса. Однако россиянину полностью раскрыться помешали травмы, а с Дероном у тренера не сложились личные отношения. Считается, что именно их конфликт в итоге привел к отставке Слоуна в 2011-м. Тренер и Уильямс неоднократно опровергали это утверждение, но болельщики им так и не поверили.

К моменту отставки Слоуну было уже 68 лет, и седовласый специалист нуждался в отдыхе. Джерри окончил тренерскую карьеру с 1221 победой в регулярном сезоне, уступив по этому показателю только Дону Нельсону и Ленни Уилкенсу. Позже эту компанию также пополнил Грег Попович из «Сан-Антонио». Слоун и Попович — единственные в истории НБА специалисты, которые выиграли более 1000 матчей с одной командой. Возможно, перейди Джерри в команду с большими амбициями и финансовыми возможностями, он сумел бы завоевать чемпионский перстень.

Дом специалиста всегда находился в Иллинойсе. Но сердце Слоуна прикипело к штату мормонов, и он продолжал консультировать «Джаз» даже после своей отставки. Под руководством Слоуна «Юта» одержала 1223 победы. Баннер с этим числом вывешен на домашней арене «Джаз». Такая верность одному клубу по нашим временам очень редкое явление. Именно слово «верность» сейчас главное во всех публикациях о смерти великого тренера.

// М.: «Планета». 1984. 320 с.

Составитель Фрэнк Фрэнсис.

Научный редактор русского издания Владимир Луконин.

Предисловие. Владимир Луконин, доктор исторических наук, заведующий Отделом Востока Государственного Эрмитажа. — 3

Введение. Сэр Фрэнк Фрэнсис, директор и Главный библиотекарь с 1950 по 1958 год. — 9

Глава III. Древняя Передняя Азия. Д-р Р.Д. Барнетт, хранитель с 1932 по 1974 год. — 73

Глава V. Древняя Греция и Древний Рим. Д-р Р.А. Хиггинс, помощник хранителя. — 121

Глава VII. Отдел Средневековья и Нового времени. Д-р Л.С. Брюс-Митфорд, хранитель. — 171

Глава X. Доисторические и римско-британские древности. Дж. Брейлсфорд, хранитель с 1969 по 1973 год. — 252

Глава XII. Исследовательская лаборатория. Д-р А.Э. Вернер, хранитель. — 298

Примечания. — 311

Все фотографии, кроме указанных ниже, взяты из источников, принадлежащих Британскому музею, и публикуются с любезного разрешения Совета попечителей Британского музея.

Перевод, предисловие и примечания В.Г. Луконина.

(/3)

Предисловие.

Британский музей — один из старейших музеев мировой культуры (парламентский акт о его основании принят 11 декабря 1753 года). Он был образован на основе коллекции лондонского практикующего врача Хэнса Слоуна (1660-1753), который был одно время личным врачом Элбемарля — губернатора Ямайки, возможно, известного читателю по ряду романов о флибустьерах южных морей. Обосновавшись после смерти своего покровителя в Лондоне, Хэнс Слоун получил широкую известность как страстный коллекционер растений, минералов, зоологических и анатомических экспонатов, различных древних предметов, гравюр, книг, рукописей, монет. Его дом в лондонском районе Блумсбери, недалеко от того места, где сейчас находится Британский музей, а потом и специально построенное им здание в Челси, куда была перевезена коллекция, вмещали 79 575 различных предметов (если не считать каждое растение в гербариях за один предмет). Он решил передать этот частный музей британской нации, или Оксфордскому университету, или Королевскому обществу, или, наконец, Королевской академии в Париже, или даже Санкт-Петербургской академии — при условии выплаты его дочерям 20 тысяч фунтов стерлингов — едва ли одной пятой тогдашней стоимости коллекции. Король Георг II в ответ на это предложение заявил: «сомневаюсь, чтобы в казначействе оказалось достаточно денег на эту покупку», однако душеприказчики Слоуна всё-таки уговорили парламент выпустить специальную лотерею, доходы с которой и составили необходимую сумму.

Всю дальнейшую историю музея читатель узнает, прочитав эту книгу. Она написана людьми, вся жизнь которых была связана с музеем, многие из них — выдающиеся учёные, пользующиеся мировой славой. Они рассказывают о своих отделах по-разному. Одни уделяют основное внимание шедеврам, которые хранят, другие рассказывают о коллекционерах, учёных, сотрудниках музея, и мы знакомимся с художественными памятниками как бы через судьбы и интересы этих людей. Раскрыв эту книгу, мне кажется, от неё уже трудно будет оторваться. Ведь дело не только в том, что она знакомит с выдающимися произведениями мирового искусства, она погружает читателя в очень своеобразную, полную романтики атмосферу одного из самых прославленных музеев мира.

Характер музейных собраний формировала история. В книге авторы разделов не раз упомянут эпоху колониальной экспансии, когда наряду с аннексией обширных территорий в Африке, в Индии или на Ближнем Востоке шли интенсивные поиски древних и средневековых памятников, которые отправлялись затем в Лондон. Британский музей многим обязан блестящей плеяде коллекционеров конца XVIII — середины XIX века, таких, как лорд Элгин или лорд Гамильтон, чьи частные коллекции составили славу собрания античных памятников, но не в меньшей степени он обязан чиновникам колониальной британской администрации, офицерам армии и флота, доставлявшим

(3/4)

в музей скульптуру или архитектурные детали памятников с тех территорий, которые были захвачены их солдатами.

Право называться крупнейшими музеями мировой культуры имеют, в сущности, только четыре музея: Государственный Эрмитаж, Британский музей; Лувр и Метрополитен-музей. Во всех этих музеях сосредоточены колоссальные коллекции памятников искусства со всего мира, но каждый из них имеет свою специфику. В Британском музее, например, нет картинной галереи, как в Лувре, Эрмитаже или в Метрополитен, но зато есть обширные этнографические коллекции, лучшее в мире собрание памятников Древнего Востока, в особенности Древней Месопотамии, одно из лучших в мире собраний древнеегипетской скульптуры, замечательные коллекции памятников искусства Индии, выдающиеся произведения античного искусства. Британский музей — крупнейший центр по изучению клинописи, в его коллекции более 150 тысяч клинописных табличек. Зато в Эрмитаже ведутся самые значительные работы по исследованию и реставрации настенной живописи Средней Азии и Восточного Туркестана, хранятся богатейшие коллекции памятников средневекового Ближнего Востока, Средней и Центральной Азии, Византии. Иными словами — трудно сравнивать друг с другом крупнейшие музеи мира. Они одинаковы в главном — у них одни и те же задачи. Председатель Совета попечителей Британского музея — сэр Хамфри Тревельян * — писал в своей последней книге: «У музея несколько весьма различных целей. Он должен собирать памятники, поскольку музей, который ничего не прибавляет к своим коллекциям, — это мёртвый музей. Памятники должны хранить квалифицированные специалисты. Музей должен совершенствовать постоянные выставки и устраивать побольше временных выставок из своих фондов, чтобы удовлетворить интерес публики. Музей должен использовать свои коллекции как основу для развития знаний, устраивать экскурсии школьников и учителей, организовывать лекции и выпускать книги для детей и взрослых. Мы ещё не в состоянии удовлетворить нужды образования, но сейчас в этой области наметился определённый прогресс. Базой всей этой работы должен быть высокий уровень науки — ведь именно от этого, главным образом, и зависит репутация любого музея. Нужно готовить научные каталоги, ибо они лежат в основе изучения всех коллекций, нужно исследовать всю культуру общества, создавшего те или иные памятники, чтобы понять их действительную научную и эстетическую ценность». *

Британский музей имеет несколько необычную структуру, она подробно описывается на страницах этой книги одним из его директоров. Однако функции его верховного органа — Совета попечителей — требуют, видимо, дополнительного пояснения.

В субботу утром, по крайней мере, дважды в месяц, члены Совета собираются в одном из помещений Британского музея. На стол водружается серебряная булава (как записано в инвентарной книге: «неизвестного происхождения»), на которой выгравирована дата открытия музея для публики — 15 января 1759 года.

Совет попечителей заботится, прежде всего, о музейном здании, решает вопросы перестроек, ремонта, определяет характер нового оборудования для выставок и хранилищ и т.д. Совету принадлежит право окончательного

(4/5)

решения вопросов о покупке новых экспонатов, финансировании археологических экспедиций, устройстве новых выставок. Совет создает рабочие комитеты по научным исследованиям в музее, по кадрам, по финансам, образовательным программам и т.д.

Комитет возглавляет один из членов совета. Каждый из них курирует тот или иной отдел музея, ежегодно возглавляет осмотр этого отдела всем советом и председательствует на заседании, когда хранитель отдела представляет свой годовой отчёт. Как пишет сэр Хамфри, «членам совета необходимо, например, знать, какие именно залы будут закрыты из-за того, что течёт крыша, они любят поспорить, надо ли выращивать плющ перед новым крылом здания, чтобы, как говорит архитектор, он служил «остроумным намёком» на то, что на этом месте когда-то был сад». Совет попечителей работает в тесном контакте с обществом друзей Британского музея — общественной организацией, заботящейся о его пропаганде.

Музей расположен почти в центре Лондона, в районе Блумсбери. Это очень своеобразный район старого Лондона. Поблизости много старинных баров и кофеен — лондонцы уверяют, что только здесь можно выпить чашку хорошего кофе, на площади рядом с музеем — рынок с шатрами, вокруг площади нечто вроде индийского заповедника: лавки, торгующие пряностями, ресторан с индийскими блюдами и даже небольшой храм. Здесь много антикварных лавок, книжных магазинов, где и сейчас можно купить редкие старые книги, полный набор для белой магии или прекрасно изготовленную подделку под старинный иранский сосуд. В лондонской печати недавно возникла горячая полемика вокруг решения снести ряд этих построек, чтобы возвести на их месте новое здание библиотеки. И хотя кое-кто считал, что защита этого уютного уголка Лондона — «достойное сожаления проявление мещанских вкусов», проект всё же не получил одобрения. Фасад музея с великолепной колоннадой и решёткой, созданной по проекту архитектора Роберта Смерка, выходит на Грейт Рассел-стрит.

Вся Британия гордится своим музеем, лондонцы называют его «старушка с Грейт Рассел-стрит». «Старушка» эта всё время меняется. Недавно, например, она лишилась части своего основного собрания — по решению правительства материалы, которые хранились в трёх её отделах — Отделе рукописей, Отделе печатных книг и Отделе восточных рукописей и печатных книг — были переданы новой, независимой от музея организации — Британской библиотеке. И хотя никто толком не знает, когда все эти бесценные сокровища покинут музейные здания, директор Британского музея уже не имеет титула «Главный библиотекарь», а посетители должны предъявлять специальные пропуска, чтобы ознакомиться с рукописями или старинными книгами.

То, что вся печатная продукция со временем покинет музей, скорее радует Совет попечителей и музейных работников — будет больше места для постоянных выставок. Колоссальные коллекции греческих ваз, клинописных табличек, печатей, хранящиеся сейчас в набитых до предела шкафах, обретут, наконец, достойные их хранилища. Однако дело со строительством новой библиотеки затягивается: пока построено только новое здание, куда помещены восточные рукописи и книги. В 1980 году было решено построить здание

(5/6)

библиотеки на месте картофельного рынка, у вокзала Сент-Панкрац, но осуществление всего проекта займёт не одно десятилетие. Так что все замечательные рукописи и старинные книги хранятся пока там же, где они были двести лет назад. Хотя, как уже отмечалось, рукописи и старинные книги переданы в Британскую библиотеку, рассказывая об истории музея, просто невозможно не упомянуть такие интереснейшие памятники, как ирландские миниатюры раннего Средневековья, часослов Марии Стюарт, наконец, записные книжки Леонардо да Винчи и страницы дневника капитана Скотта.

Нужно сказать, что Британский музей — уже не такой, каким был во время издания этой книги в Англии (1975 г.). Прежде всего, «старушка с Грейт Рассел-стрит» изменила свой внешний облик. Тёмно-красный, «викторианский» цвет основного здания был заменён на светло-зелёный, как этого когда-то хотел его архитектор Роберт Смерк. Колоннада, возведённая им у центрального входа в конце 30-х годов XIX столетия, в 1978 году была очищена от наслоения копоти и сажи. В 1980 году открыто новое крыло здания, спроектированное известным архитектором Колином Вилсоном. В нём теперь размещаются галереи для временных выставок, кафе, рабочие комнаты и залы для лекций. Возникли новые секции музея, такие, как секция по школьному образованию. Наряду с Исследовательской лабораторией теперь организован новый Отдел консервации и технических служб, при каждом отделе созданы справочные библиотеки. В 1973 году было организовано специальное издательство Британского музея, которое, наряду с научной литературой, выпускает путеводители, открытки, планы расположения залов и муляжи отдельных наиболее интересных экспонатов. В период между 1979-1981 годами была значительно обновлена галерея египетской скульптуры — теперь это новая экспозиция, созданная на самом современном уровне.

Растут и музейные коллекции. В 1978 году была заложена, например, хорошая основа для собрания банкнот. Выросла коллекция Отдела рисунков и гравюр, благодаря подаренным и закупленным музеем произведениям XVI-XVII веков, а также поступившей недавно богатейшей коллекции современных гравюр и эстампов Северной и Южной Америки.

Библиотеку Британского музея очень ценили классики марксизма-ленинизма. Карл Маркс, работавший в ней более тридцати лет, считал, что для научных занятий Британский музей не имеет себе равных. В 1902-1903 годах библиотеку посещал Владимир Ильич Ленин. В 1908 году он специально приезжал сюда из Женевы, чтобы закончить работу над рукописью книги «Материализм и эмпириокритицизм». В беседе с одним из участников V съезда РСДРП, проходившего в Лондоне, Ленин говорил о том, что во всей Европе нет лучшего места для работы, чем библиотека Британского музея, с её богатейшим книжным фондом, прекрасным справочным отделом и великолепно налаженной техникой обслуживания читателей.

Сейчас в Британский музей приходят ежегодно около четырёх миллионов посетителей. Этот «музейный взрыв» пережили все крупные музеи мира, в той или иной степени приспособившись к нему. В Британском музее «нужно было увеличить количество смотрителей в залах, чтобы предотвратить хищение и порчу экспонатов, потребовалась целая армия уборщиков, чтобы попытаться

(6/7)

счистить с полов остатки жевательной резинки, надо было открыть рестораны, хотя бы для осмеяния любителей поесть, нужно было проверять сумки, чтобы убедиться, что там нет бомбы, засунутой в тюбик губной помады…» *

В 1963 году был принят специальный акт парламента, разрешающий музею обмен временными выставками. Жители Англии вскоре оценили последствия этого решения. В 1972 году в музее открылась выставка сокровищ из гробницы египетского фараона XVIII династии Тутанхамона, организованная Египетским национальным музеем — её посетили 1 700 000 человек. В 1978 году не меньшим успехом пользовалась временная выставка «Сибирское золото», организованная Государственным Эрмитажем по плану культурного обмена между СССР и Англией. В свою очередь Британский музей направил в Эрмитаж в 1979 году выставку сокровищ «Амударьинского клада» (или «сокровищ Окса», как его называют в Англии) — художественных изделий из драгоценных металлов, относящихся к культуре ахеменидского Ирана.

Государственный Эрмитаж вместе с другими музеями мира принял участие в выставке золотых и серебряных изделий римской и византийской эпох, организованной Британским музеем («Богатства римского мира. Золото и серебро 300-700 годов н.э.»). Летом 1982 года в Англии побывали хранящиеся в Эрмитаже индийские драгоценные сосуды эпохи Великих Моголов (выставка «Наследие Индии. Искусство эпохи Великих Моголов»), причём английская печать единодушно отмечала, что экспонаты Эрмитажа — лучшее, что сохранилось от этой эпохи. Учёные Государственного Эрмитажа и их коллеги из Британского музея постоянно обмениваются научной и музейной информацией, участвуют в совместных изданиях. Сотрудники Британского музея изучают наши коллекции, а учёных Эрмитажа дружески принимают на Грейт Рассел-стрит.

На страницах этой книги читатель не раз встретит упоминания о разрушениях, причинённых Британскому музею во время второй мировой войны. Читая эти строки вспоминаешь, что сделала война с замечательными дворцами-музеями Пушкина и Павловска, с шедеврами русской архитектуры Новгорода, вспоминаешь о многих произведениях мирового искусства, погибших или пропавших. Музейные работники нашей страны особенно остро пережили горечь утрат и не только мужественно вынесли все тяготы военного времени, но вместе со всем народом восстановили разрушенное войной. Не знаю, имеется ли официальная запись разговора, который состоялся между бывшим президентом США Никсоном и пожилой хранительницей музеев Павловска, когда Никсона знакомили с коллекциями музея, но я слышал о нём от очевидцев. Президент выразил своё восхищение мужеством, проявленным во время войны работниками музея и назвал это подвигом, на что хранительница ответила: «Я хотела бы, господин президент, чтобы никому и никогда в будущем не пришлось бы совершать таких подвигов».

Долг всех деятелей культуры — не допустить повторений войн и варварских разрушений и сохранить то, что создано человечеством за многие века. Этому будет содействовать дальнейшее развитие контактов между деятелями науки и искусства всех стран.

Владимир Луконин

(/311)

Примечания.

Хамфри Тревельян — в прошлом крупный политический деятель, в частности, долгое время был послом Великобритании в СССР.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *