Чемпион по шашкам

Окт 5, 2020 Спорт

Чемпион по шашкам

Для успешного проведения турнира педагогами Ириной Васильевной Новиковой, Валентиной Михайловной Малютиной была проведена предварительная работа, направленная на развитие навыков игры в шашки и шахматы. Также педагогами проводилась взаимодействие с родителями через беседы, консультации по темам: «Играем вместе», «»Развиваем мышление детей через шашки и шахматы», «Учим детей играть в шашки» и др., с целью привлечения внимания родителей к обучению детей играм. Целью этого мероприятия было выявление воспитанников, умеющих хорошо играть в шашки и шахматы, привить интерес к этим играм, развивающей логику, внимание, мышление ребенка. Турнир проходил в три тура, в вечернее время, в актовом зале. Для того, чтоб заинтересовать детей педагоги создали игровую ситуацию: приход в гости к детям Шахматной королевы (воспитанница подготовительной группы Шершень Мария). Гостья в увлекательной форме познакомили детей-участников турнира, с историей возникновения этой игры, правилами и окунули ребят в сказочный мир шашек и шахмат. Турнир проходил в атмосфере торжественности, значимости данной игры. Не смотря на то, что правила шашек достаточно просты, игру можно назвать одной из самых динамичных настольных стратегий. Каждая партия уникальна, и результат исхода игры, зависел от навыков соперников. Ребята с большой ответственностью и с нескрываемым интересом отнеслись к участию в соревнованиях. Преодолевая волнение, каждый участник стремился к победе. В ходе игр дети доброжелательно относились к соперникам и сопереживали чужим неудачам. Во время награждения дошкольники не скрывали своих радостных эмоций и переполняющих их чувств. Шашки и шахматы – это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющее много радости и удовольствия! Всем участникам были вручены грамоты, медали и благодарности.

О том, кем были наши ведущие шашисты в стране Советов, каких спортивных званий и титулов они добились в СССР и каких успехов достигли на Земле Обетованной. В большей части статьи использованы материалы из архивов Госкомспорта СССР.

В юбилейном, 50м номере нашего журнала я обещал опубликовать списки шашистов, которые завоевали свои спортивные звания и главные титулы до приезда на ПМЖ в Израиль, а также напомнить фамилии тех, которые начали свое восхождение на Олимп в новой для себя стране.

Уже стало хорошей традицией в январском «ШИ» публиковать новые рейтинги всех шашистов страны, которые играли ранее и сегодня продолжают выступать в различных турнирах.

Эту огромную работу по подсчетам рейтинг-листов всех действующих игроков за каждый очередной календарный год проводит известный не только в Израиле, но и в других странах мастер спорта ФМЖД, председатель квалифкомиссии ФШИ Эрлен Померанец. Ашдодский шашист в течение года обсчитывает десятки таблиц, рассматривает «личные» дела всех без исключений игроков.

Для наглядного примера можно привести фамилии некоторых игроков. Так, в минувшем, 2009 году значительно повысили свои рейтинги Роман Колесников из Хайфы – на 52 единицы (стало 2476) и Семен Ешурин (Кфар-Саба) – на 36 (2444), ставшие нацинальными мастерами по русским шашкам; Сергей Русановский (Тель-Авив) – на 41 (2434), выполнивший подобное звание по стоклеточным шашкам.

А как не отметить взлет отца и сына Шапиро из Нетании: Леонид поднял свой рейтинг на 135 единиц (2391), а Артур – на 138 единиц в стоклеточные! Для подсчета новых рейтингов Л. и А.Шапиро Э.Померанец обработал два десятка таблиц, где принимали участие эти шашисты. Так что сами можете подсчитать, сколько уходит на это времени!

Прежде чем перейти к ведущим «советским» шашистам, которые живут в Израиле, хочется назвать имена ряда игроков, которые выполнили звание национального мастера, приехав в страну перворазрядниками и кандидатами в мастера.

Это – Михаил Кучинский, Норайр Навасардян, Ян Вайнрух, Марк Стругач, Валерий Виленский, Леонид Кузнец, Олег Рогов, Юрий Лайхтман, Ариан Тепер, Андрей Уманский, Илья Померанец, Игорь Шварцман и другие шашисты.

Из перечисленных выше игроков самого большого спортивного успеха добился Норайр Навасардян. В Израиле он не только стал мастером, но и был удостоен высокого звания национального гроссмейстера. В активе Норайра три золотые медали, завоеванные в личных чемпионатах Израиля по стоклеточным шашкам, одна золотая в бразильские шашки, а также пять наград высшей пробы в командных состязаниях. В 2007 году хайфчанину присвоили звание мастера ФМЖД. Н.Навасардян полон честолюбивых желаний еще не раз покорить шашечный Олимп.

Звания мастера ФМЖД в Израиле также были удостоены Игорь и Алекс Шварцманы, Эрлен Померанец, Руфин Прокупец, Яков Шаус, Эдурд Рабинович, Борис Плоткин, Михаил Шабшай, Дмитрий Ганопольский.

Высокое звание «Национальный Гроссмейстер Израиля» было присвоено неоднократным чемпионам страны Абраму Гендлерману, Алексу Шварцману, Владимиру Трайтеловичу, Якову Шаусу, Елене Соркиной, Эдуарду Рабиновичу, Александру Гантману, Михаилу Альшанецкому.

Международными мастерами приехали в Израиль Макс Шавель, Лев Слободской, Константин Савченко. Уже находясь в нашей стране это высокое звание получил Михаил Шабшай (2009 год, чекерс).

Есть у нас и три гроссмейстера: Юрий Арустамов (присвоено в 1967 году), Ольга Левина (1982) и Маркиэл Фазылов (1982).

Международными гроссмейстерами приехали в Израиль Ольга Левина, Юрий Арустамов и Маркиэл Фазылов. Будучи в стране это звание получил один из сильнейших шашистов мира Игаль (Игорь) Койфман.

Раз уж мы заговорили о гроссмейстерском звании, то здесь надо сказать о том, что близко к званию «Гроссмейстер СССР» была двукратная чемпионка СССР Елена Соркина. Но при известии, что минчанка собирается на ПМЖ в Израиль, ходатайство Белоруссии в Госкомспорт СССР было моментально аннулировано свыше.

Здесь следует назвать фамилии и тех известных шашистов, которые потеряли все свои звания (правда, титулы отнять было невозможно) в далекие 70е годы, когда они уехали в Израиль или США, Канаду, Германию…

Прежние приказы Госкомспорта были уничтожены, а фамилии «изменников» Родины просто вычеркнуты. Достаточно вспомнить Исера Купермана, Владимира Каплана и других. Здесь также стоит упомянуть шахматистов Виктора Корчного, Геннадия Сосонко, Бориса Спасского (который женился на француженке и уехал в Париж) и других.

К названным спортсменам можно прибавить и имена хорошо всем знакомых шашистов Израиля. К ним относятся Алекс Шварцман (год присвоения звания мастера спорта СССР — 1960) , Абрам Гендлерман (1961), Шломо Борухов (1964), Иосиф Модзгришвили (1968), Арье Лиссон (1969), Полина Хмара-Гуревич (1970).

Что касается Ш.Борухова, то он расстался и с высоким званием «Судья Всесоюзной категории», которое он получил в 1969 году в возрасте 28 лет. Это был своеобразный рекорд в присвоении столь высокого ранга в раннем возрасте.

Раз я уже заговорил о судейских званиях, то следует назвать всех израильских арбитров, которым было присвоено звание «Судья Всесоюзной категории». Это Юрий Арустамов (присвоено в 1977 году), Михаил Сухарь (1983), Феликс Вассерман (1985), Владимир Маламед (1986) и Семен Минчин (1989).

И как здесь не вспомнить ушедшего от нас в декабре 2008 года инвалида Великой Отечественной войны, замечательного человека и тренера Арона Михайловича Дубового, который получил звание арбитра Всесоюзной категории в 1965 году.

Звание арбитра ФМЖД присуждено М.Фазылову, а международного арбитра – Лиле Карми (Ришон ле-Цион).

Кроме перечисленных выше арбитров, следует назвать и фамилии тех, кому в разные годы было присвоено звание арбитра республиканской категории, а также национального арбитра Израиля.

И наконец мы подошли к главному моменту: кому и когда было присвоено звание мастера спорта СССР по шашкам. Первыми мастерами в далеком 1924 году стали десять шашистов. Среди них хорошо знакомые имена: Василий Медков, Борис Миротин, Николай Кукуев, Сергей Воронцов…

В 1925 году список мастеров пополнили шесть игроков, в 1927 – семь. До начала Великой Отечественной войны в СССР было 63 мастера спорта. Последним мастером в 1941 году стал Марат Коган, а первым послевоенными мастерами – Теодор Шмульян (1945), Анатолий Коврижкин (1946), Зиновий Цирик, Николай Косогов (1947), Юрий Шмидт (1948), Рашид Нижметдинов (1949), Абрам Виндерман (1951).

Что ни год, то ещё одна «звезда» за другой в истории шашек СССР. Вслед за названными корифеями идут не менее знаменитые Вениамин Городецкий (1952), Валентин Абаулин и Юрий Митягин (1953), Моисей Становский и Макс Шавель(1954).

Именно с 1954 года и начинается шашечная биография Израиля. И открывает ее тель-авивский шашист Макс Шавель.

В опубликованном списке названы фамилии 69 шашистов. Возможно, автор материала кого-либо упустил, если есть такое, пожалуйста, не обижайтесь, а позвоните в редакцию журнала или автору – напомните о себе.

Приятно вспомнить и лишний раз назвать имена многих шашистов из приведенного выше списка, которые достаточно хорошо известны не только поклонникам популярной игры, но и любителям спорта вообще.

Из названных спортсменов самой титулованной в Израиле, бесспорно, является 4-кратная чемпионка мира и двукратная чемпионка СССР Ольга Левина, которая живет в Хайфе, но к нашему большому сожалению, совершенно не играет в шашки.

Очень редко садится за стоклеточную доску и бронзовый призер чемпионатов мира, 4-кратный чемпион Израиля Игаль Койфман. Одаренный шашист из Молдавии был чемпионом СССР среди юношей, а также выиграл пять золотых медалей на чемпионатах мира среди юниоров.

Скоро исполнится год как на ПМЖ в Израиль приехал 3-кратный чемпион СССР по русским шашкам Маркиэл Фазылов. В активе нового репатрианта есть также золотые медали, завоеванные на чемпионатах мира по классическим русским шашкам, а также по блицу в бразильские и русские шашки.

Восемь раз поднималась на пьедестал почета чемпионатов СССР Елена Соркина. В активе жительницы Петах-Тиквы по три бронзовых и серебряных, две золотые медали чемпионки Советского Союза. Интересно вспомнить, что Е.Соркина была первой чемпионкой СССР среди девушек.

Кстати, одна бронзовая медаль, завоеванная в подобных состязаниях, есть и у Эллы Зильберман.

По одной медали всех достоинств и у чемпиона СССР 1970 года по русским шашкам Юрия Арустамова.

Первой чемпионкой мира по русским шашкам среди женщин в 2000 году стала гроссмейстер из Цфата Зинаида Александрова.

По два раза чемпионами СССР среди юношей становились на «малой» доске Макс Шавель, Маркиэл Фазылов и Роман Виттенберг. По одной золотой медали в активе Гедалия Дорфмана и Арье Дателя (Хайфа).

Неоднократными призерами чемпионатов СССР по стоклеточным шашкам становились Макс Шавель и Лев Слободской. Причем в 1955 году М.Шавель разделил первое место с самим Исером Куперманом, но в дополнительном матче уступил «золото» — 3.5:4.5.

Бронзовым призером в 1961 году в чемпионате столь высокого ранга был и Эрлен Померанец.

В составах сборной команды СССР в разные годы выступали М.Шавель, Л.Слободской и Я.Шаус.

Автор двух замечательных книг по стоклеточным шашкам Яков Шаус подготовил немало именитых шашистов и шашисток. Среди них чемпионы и призеры первенств СССР среди женщин, юношей и девушек.

Нельзя не упомянуть и Владимира Маламеда. Автор энциклопедического издания по русским шашкам «Курс шашечных окончаний» В.Маламед подготовил немало именитых шашистов и шашисток. Среди них чемпионы и призёры первенств мира, Европы и СССР среди мужчин, женщин, юношей и девушек. В.Маламед встречался за доской с участниками ВСЕХ чемпионатов СССР по русским шашкам (начиная с первого, 1924 года).

А разве можно пропустить в этом списке мастера спорта по композиции Михаила Цветова! Его миниатюры, этюды, задачи неоднократно входили в шестерку лучших в Советском Союзе, в 1974 и 1977 годах он был удостоен бронзовых медалей, а в 1985 году — золотой медали по разделу «проблемы в русских шашках».

Неоднократно М.Цветов входил в шестерку лучших проблемистов и на чемпионатах мира. Достаточно привести последний форум этюдов Лиги наций, где наш шашечный композитор разделил 5-6 места среди 64 лучших проблемистов мира.

А как еще раз не вспомнить шашечное трио Израиля — Абрам Гендлерман, Арье Лиссон и Шломо Борухов -, которое впервые в 1978 году в Тбилиси выиграло бронзовые медали чемпионата Европы.

Еще можно немало рассказывать о других спортивных успехах наших шашистов на международной спортивной арене.

Закончить материал хотелось бы, упомянув о своеобразных рекордах на шашечном Олимпе Израиля. Чемпионаты страны по трем видам шашек (стоклеточным, русским и бразильским) удалось выиграть лишь двум гроссмейстерам – Александру Гантману и Алексу Шварцману.

В активе самого титулованного шашиста Израиля А.Шварцмана 30 золотых медалей, завоеванных в чемпионатах Израиля по трем видам шашек, а также десять высших наград за победы в чемпионатах Молдавии.

Феликс Вассерман, арбитр высшей категории
Источник: Шашечный Израиль #3, 2010

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нюрбачанская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителе МБОУ «Нюрбачанская СОШ»

от «_____» _______2015 г.

Утверждена

учебным завучем

Васильева С. Н.

от «_____» ________2015г.

«Утверждаю» ___________

директор школы Никитина А. Е.

от «____» _______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Шашки», «Шахматы»

Ступень обучения: 1 -3 классы.

Количество часов: 101ч

Учитель Осипова Е.П

Программа разработана на основе:

  1. Пояснительная записка

Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Таким образом, актуальность курса интеллектуального клуба «Игровая логика» в обеспечении качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе.

Цель курса «Игровая логика»: совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.

Задачи курса «Игровая логика»:

— ознакомление с историей шашек и шахмат;

— обучение основам шашечной и шахматной игр;

— обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной игр.

— воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

— развитие стремления детей к самостоятельности;

— развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

— расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;

— способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;

— обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, основной образовательной программы ОУ на основе авторских программ: курса «Шахматы — школе» Сухина И.Г., рассчитанного на 33 часа в год; курса «Мир логики». Рындиной Н.Д., рассчитанного на 34 часа в год; курса «Чудо-шашки». Поповой Т.Ю, рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того, что со 1 по 4 класс курс «Игровая логика» будет изучаться по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов (1 класс – 132 ч., 2 – 4 класс – 408 ч.). Программа «Игровая логика» изучается с 1 по 4 класс и рассчитана на детей 6 – 11 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Занятия предполагает следующие виды деятельности: турниры между классами, игровая практика, коллективная и групповая работа, практикумы, тренинги, семинары, ролевые и деловые игры, вводные занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий. Содержание программы «Игровая логика» делится на три модуля, каждый из которых изучается с 1 по 4 класс. Занятия по модулям производятся следующим образом: «Занимательная логика» – 2 часа в неделю, «Шашки» — 1 час в неделю, «Шахматы» — 1 час в неделю.

№ п/п

Модули

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

Шашки

33 ч.

34 ч.

Шахматы

34 ч.

Итого:

33 ч.

34 ч.

34 ч.

  1. Учебно-тематический план

    Наименование разделов, тем

    Всего, часов

    Количество часов

    Характеристика деятельности обучающегося

    Аудиторные

    Внеаудиторные

    «Шашки»

    1 класс

    Краткая история шашек

    3 ч.

    1 ч. –теория

    2 ч. — практика

    — понимание шашек как части общечеловеческой культуры;

    — осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

    Шахматная доска и фигуры

    3ч.

    1 ч. –теория

    2 ч. — практика

    -поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

    Ходы и взятие фигур

    6ч.

    2ч. — теория

    4ч. — практика

    -планирование хода игры;

    — моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

    Цель и результат шашечной партии

    6ч.

    2ч. — теория

    4ч. — практика

    — прогнозирование результата игры;

    — находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач.

    Шашечный турнир

    14ч.

    1ч. — теория

    13ч. — практика

    — моделировать изученные шашечные зависимости

    -прогнозирование результата игры;

    -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

    Подведение итогов года

    1ч.

    0 ч. — теория

    1ч. — практика

    — осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

    Итого:

    33 ч.

    7 ч.

    26 ч.

    «Шашки»

    2 класс

    Общие принципы разыгрывание партии

    6ч.

    2ч. — теория

    4ч. — практика

    — пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий;

    — моделировать изученные шашечные зависимости.

    Особенности хода «дамки»

    6ч.

    2ч. — теория

    4ч. — практика

    -прогнозирование результата игры;

    -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

    Тактические приемы и особенности их применения

    6ч.

    2ч. — теория

    4ч. — практика

    -поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;

    — моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.

    Шашечный турнир

    15ч.

    1ч. — теория

    14ч. — практика

    — моделировать изученные шашечные зависимости

    -прогнозирование результата игры;

    -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий

    Подведение итогов года

    1ч.

    0ч. — теория

    1ч. — практика

    — осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.

    Итого:

    34 ч.

    7 ч.

    27 ч.

    «Шахматы»

    3 класс

    Основы дебюта

    25 ч.

    8 ч. – теория

    17 ч.- практика

    — поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

    — прогнозирование результата игры;

    — пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий;

    — моделировать изученные шахматные зависимости.

    Основы миттельшпиля

    9 ч.

    3 ч. – теория

    6 ч. — практика

    — поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;

    — находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач;

    — прогнозирование результата игры.

    Итого:

    34 ч.

    11 ч.

    23 ч.

    Итого:

    34 ч.

    11 ч.

    23 ч.

Модуль «Шашки»(33ч.)

Краткая история шашек – 3ч.

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.

Шахматная доска и фигуры – 3ч.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур – 6ч.

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Цель и результат шашечной партии – 6ч.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Шашечный турнир – 14 ч.

Показательные выступления опытных спортсменов.

Подведение итогов года — 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

2 класс

Модуль «Шашки» (34ч.)

Общие принципы разыгрывание партии – 6ч.

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Особенности хода «дамки» -6ч.

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения -6ч.

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Шашечный турнир- 15ч.

Показательные выступления опытных спортсменов

Подведение итогов года – 1ч

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.

3 класс

Модуль «Шахматы» (34ч.)

Основы дебюта — 25 ч.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Основы миттельшпиля — 9 ч.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

По итогам изучения модуля «Шашки» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня — приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

Приобретение школьниками знаний:

  • о правилах конструктивной групповой работы;

  • об основах организации коллективной творческой деятельности;

  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • о логике и правилах проведения научного исследования;

  • о шашечных терминах;

  • об ориентировании на шахматной доске;

  • о ценности шашечных фигур;

  • о принципах игры;

  • об основных тактических приемах.

Результаты второго уровня — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

Развитие ценностных отношений школьника

  • к собственному труду и труду других людей,

  • к знаниям;

  • к культуре;

  • к ценности шашечных фигур.

Результаты третьего уровня — приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

Школьник приобретает:

  • опыт исследовательской деятельности;

  • опыт публичного выступления по проблемным вопросам;

  • опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

  • опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.

По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие результаты:

Результаты первого уровня — приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс):

Приобретение школьниками знаний:

  • о правилах конструктивной групповой работы;

  • об основах организации коллективной творческой деятельности;

  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • о логике и правилах проведения научного исследования;

  • о шахматных терминах;

  • об ориентировании на шахматной доске;

  • о ценности шахматных фигур;

  • о принципах игры ;

  • об основных тактических приемах.

Результаты второго уровня — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (2 – 3 классы):

Развитие ценностных отношений школьника

  • к собственному труду и труду других людей,

  • к знаниям;

  • к культуре;

  • к ценности шахматных фигур.

  1. Формы и виды контроля

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по шахматам:

Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся по модулям «Шашки» и «Шахматы» следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах, турнирах (1 -3 кл

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

  1. Методические рекомендации

Начальный курс по обучению логическим играм, игре в шашки и шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Важное значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками дидактические игры и задания, шахматные дидактические игрушки.

Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий: — по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

— по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

— по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд

Список литературы для учащихся

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *