1972 баскетбол

Сен 14, 2020 Спорт

1972 баскетбол

11 июня 2020

Слияние двух систем, эмоциональная речь Кондрашина и легендарный пас Едешко — как добывалось первое олимпийское золото нашей баскетбольной сборной

За год до мюнхенской Олимпиады журнал «Юность» опубликовал в августовском номере рассказ Василия Аксенова о поездке с ленинградским «Спартаком» (тренера Владимира Кондрашина) на финал советского чемпионата в Тбилиси — против ЦСКА: «Спартаковцы ушли на перерыв, повесив головы. Зловещие семь очков лежали на плечах, как портик Эрмитажа на атлантах. Кондрашин, закусив губу и руки заложив в карманы, последовал за ними в раздевалку: «Вот позорище-то, — негромко, но вполне внятно заговорил он. — Тоже мне претенденты в чемпионы! Публики бы постыдились!”… Теперь он их так запугает, что они совсем играть не смогут. Однако Кондрашин-то знал свое дело. Обычно мягкий, добродушно-ироничный со своими «питомцами», он сейчас разорялся не зря. Он понял, что должен взбесить своих заранее смирившихся с поражением «бойцов», впрыснуть им под кожу мощный психологический допинг, напомнить им, черт возьми, что они были первыми всю осень и всю зиму и что они очень любят играть в баскетбол».


© Владимир Кондрашин (справа), главный тренер сборной СССР по баскетболу в период с 1970 по 1976 год — РИА Новости

С разницей в одной очко победил ЦСКА, названный Аксеновым совершенным творением, созданным для побед и достижения славы. Кондрашинский «Спартак» писатель охарактеризовал как «несовершенное творение, созданное для игры в баскетбол. Мы хотим, чтобы он выиграл, и он выиграет, а потом, наверное, проиграет, чтобы в следующий раз снова выиграть, а может быть, и наоборот — позорно «продуть”… Пусть он играет за милую душу в свой человеческий, полный надежд и горечи баскетбол». Спустя пять месяцев руководимая тем же Кондрашиным сборная СССР, в которую вошли и четыре игрока ЦСКА, выиграла в Западной Германии чемпионат Европы. В слиянии двух систем (одной, созданной для побед, и другой, созданной для наслаждения баскетболом) родилась одна из сильнейших сборных в истории мирового баскетбола.

Впрочем, московскими армейцами и ленинградскими спартаковцами мощь той команды, конечно, не исчерпывалась. Литовец Паулаускас, грузины Коркия и Саканделидзе, киевляне Поливода и Коваленко обогатили сборную достоинствами разных баскетбольных школ. Защитник ЦСКА Сергей Белов писал в автобиографии: «Общей особенностью прибалтийской школы баскетбола в СССР были хорошая генетика игроков, их дисциплина и выучка, более долгая традиция культивирования нашего вида спорта. Грузинскую школу отличали высокая индивидуальная техника, темперамент, быстрота, сравнимые с испанским стилем скоростные перемещения по площадке. Украина использовала превосходную генетику населения и великолепные физические данные игроков. Кроме выучки и дисциплины, украинские команды отличались хитростью и подчас коварством, очень похожими на югославские».

Это позволило советскому спортивному руководству нацеливать сборную на выход в финал мюнхенской Олимпиады (Иван Едешко вспоминал, что перед отправкой в Германию нашу команду возили к местам Сталинградской битвы, в мавзолей и ЦК комсомола, а напутственную речь произнесла мать Зои Космодемьянской). Помощник Кондрашина Сергей Башкин подчеркивал, что тренеров ориентировали на второе место: «Займете его — хорошо; сумеете дать бой американцам — это уже здорово». Рассчитывать на золото после семи подряд американских триумфов на Олимпиадах было бы и правда не вполне уместно, но игроки команды, созданной для побед, могли и возразить.


© В атаке Сергей Белов. СССР — США, матч чемпионата мира по баскетболу 1970 года — РИА Новости

Один из них, Сергей Белов, вспоминал в своей книге, что к 1972 году вдоволь наигрался с американскими студентами (в том числе на победной Универсиаде-1970 в Турине), постепенно избавился от сковывающего волнения и изучил слабые стороны американских команд: уверенность в своем превосходстве, отсутствие привычки отыгрываться, шаблонность тренеров. Правда, даже Сергея Белова привела в смятение совершенная защита американцев в двух первых матчах мюнхенской Олимпиады. В первых таймах игр с Чехословакией и Австралией баскетболисты Хэнка Айбы позволили соперникам набрать всего по двенадцать очков.

Как и американцы, советская сборная выиграла все семь матчей группового раунда, хотя некоторые победы — особенно над Пуэрто-Рико и Югославией — дались с большим трудом. Негативно сказывалась потеря центрового ЦСКА Владимира Андреева. Готовясь к Играм, он травмировал мениск, а при операции занесли инфекцию — и прощай, Олимпиада. В юности Владимир перенес клиническую смерть из-за разрыва легких, что не помешало ему потом стать основным игроком советской сборной, но добавить к титулу чемпиона мира — 1967 еще и олимпийское золото было не суждено…

Еще тяжелее, чем в матчах с Пуэрто-Рико и Югославией, пришлось в полуфинале, где команде Кондрашина противостояла сборная Кубы. Во многом благодаря работе литовского тренера Стяпаса Бутаутаса кубинцы здорово прибавили по сравнению с прошлыми Олимпиадами, на которых не попадали даже в восьмерку сильнейших. Полуфинал состоялся на следующий день после теракта в олимпийской деревне, в результате которого погибли одиннадцать израильских спортсменов. Наша сборная проиграла первую половину с разницей в одно очко, но во второй все же добилась победы — 67:61.

Финал же получался необычайно упорным — Александр Белов открыл счет лишь на пятой минуте матча. Потом акцент Кондрашина на быстрый баскетбол привел к тому, что юркий Саканделидзе увел сборную в небольшой отрыв — 5:0. Но решающими для победы в первом тайме стали пять попаданий с дальней дистанции Сергей Белова, которого Иван Едешко считает главным героем того финала (главнее себя и Александра Белова). Во второй половине эмоций стало слишком много: Михаил Коркия подрался с Дуайтом Джонсом, а после удаления обоих в борьбе за спорный мяч от Александра Белова пострадал Джим Брюэр, которому потребовалась замена. В последние шесть минут американцы сократили отставание, а за три секунды до конца Даг Коллинз вывел их вперед — 50:49.

Взяв тайм-аут, Кондрашин выпустил вместо Жармухамедова Едешко, который после заминки, связанной с уточнением оставшегося времени, метнул мяч Александру Белову. В беседе с журналистом Анатолием Пинчуком Кондрашин вспоминал: «В тайм-ауте я сказал: «Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон! Можно выиграть, а потом опять проиграть». Я, честно, с пасом вначале надеялся на Модю. А потом вспомнил: в Друскининкае ребята часто в гандбол играли, и у Вани (Едешко) такой захлестывающий удар был. Я, честно, знал: если пас пройдет и мяч долетит до Сани, уверен был, что он выиграет. Правда я думал, что американцы его зарубят, сфолят. В этой ситуации Саня вряд ли оба забил, но один-то забил бы точно. Меня, честно, больше волновало, добросит ли мяч Ваня. А Ваня не сразу мяч бросил. Он еще на меня смотрит, что-то кричит, а шум стоит такой — ничего не слышно. Я ему ору: «Давай!!!» — а сам не знаю, слышит ли он или нет, и пальцем на Саню тычу. Все зависело от паса. По нашей спартаковской бедности Саша научился всякие пасы ловить. Ну а от Вани пас был точнейший».

Годом ранее Иван Едешко и Александр Белов соперничали в финале чемпионата СССР. Один играл за команду, созданную для побед. Другой — за команду, созданную для наслаждения баскетболом. В Мюнхене пас Едешко на Белова привел к победе, которой мы наслаждаемся до сих пор.


© Спустя мгновение после легендарного броска Сергея Белова — РИА Новости

Для справки

ВТБ активно способствует развитию баскетбола в России в рамках глобальной программы «Спортивная страна». В 2008 году банком совместно с Российской федерацией баскетбола была создана Единая Лига ВТБ. Московский ЦСКА — 10-кратный победитель Лиги ВТБ — за эти годы дважды (2016, 2019) стал триумфатором Евролиги, главного клубного баскетбольного турнира Европы.

истории 11:13, 10 января 2018

В конце декабря 2017 года на российские экраны вышла спортивная драма «Движение вверх» — о том, как сборная СССР по баскетболу обыграла считавшихся непобедимыми американцев на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. За первые две недели проката фильм собрал уже более 1,4 миллиарда рублей (самый коммерчески успешный российский фильм «Последний богатырь» — 1,7 миллиарда рублей; схожий с «Движением вверх» по духу фильм «Легенда № 17» о хоккеисте Валерии Харламове — 922 миллиона рублей). В «Движении вверх» есть много исторических неточностей, из-за чего вдовы баскетболиста Александра Белова и тренера Владимира Кондрашина — Александра Овчинникова и Евгения Кондрашина — остались недовольны картиной. Они даже подавали иск о запрете распространения информации об их частной жизни, но суд его отклонил. «Медуза» поговорила с ними и с баскетболистами сборной СССР 1972 года о «Движении вверх».

Александра Овчинникова

вдова центрового игрока сборной СССР по баскетболу 1972 года Александра Белова

Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

В этом фильме нет правды, кроме Мюнхена и трех секунд, благодаря которым наша сборная победила, — все остальное вымысел. Мне очень не нравится, как в фильме показан Саша Белов. Там он смертельно больной человек, который отдает свою жизнь за спорт, но на самом деле Саша был очень жизнелюбивым, он очень хотел жить в спорте.

Даже моя дочь, которая знает Сашу только по моим рассказам, сказала мне после просмотра фильма: «Мама, но Саша же таким не был. Почему они его показали некрасивым и больным?» Он же в фильме все время какой-то грустный ходит, падает без сознания на площадке — таким не может быть играющий спортсмен. Я ведь сама играла в сборной, мы как на сборы приезжали, нас сразу же отправляли на диспансеризацию, к тренировкам и соревнованиям допускали только после обследования. А в фильме такого больного человека взяли и допустили к Олимпийским играм.

Реклама

Я не хотела, чтобы авторы фильма использовали мое имя и имя Саши, не хотела, чтобы кто-то вторгался в нашу частную жизнь. А самое главное — ведь этого всего не было в 1972 году. Мы с Сашей гораздо позже познакомились, в тот год у Саши не было невесты, да и женского баскетбола на той Олимпиаде еще не было.

Нам показали готовый сценарий, сказали, что фильм уже снимается и ничего изменить они не могут. Только некоторые факты о тренере Кондрашине нам удалось поменять. В первом варианте сценария его герой незаконно возил валюту на лечение сына. Про Сашу в той версии было написано, что это он был инициатором игры с дворовыми американскими баскетболистами. Я была категорически против этого, ведь Саша был профессионалом, он не мог допустить такого накануне игры. И если уж он уже болел, то как он мог себе позволить играть в таких условиях?

Сама игра тоже такой не была в 1972 году — в фильме все рассчитано на красивые моменты. Например, тогда было запрещено забивать сверху, щиты и кольца не были приспособлены для того, чтобы игроки висели на них. А здесь показано, как игрок летит и сверху забивает. Для профессионалов спорта в фильме нет самой игры в баскетбол. Там не видно рисунка, просто отдельные моменты, мелькания, ноги, руки, мяч.

Знаменитые три секунды Олимпиады 1972 года

Режиссер пытался нас убедить, что фильм прекрасный, что его все будут смотреть и радоваться, Едешко вот убедили, но его в фильме мало показывают, а его родных там вообще нет. Если бы там показали выдумку и про его родных, может, и он начал бы с ними спорить.

Я знаю, что людям фильм нравится, они плачут. Там играют классные актеры: Машков, Смоляков, Башаров, — на их игру приятно смотреть, но события все равно исковерканы. Машков хорош, но и он не смог показать Владимира Петровича Кондрашина. А Саша вообще был голубоглазый блондин — тут хоть бы они актера покрасили.

Пусть Михалков (фильм снят на студии «Тритэ» Никиты Михалкова — прим. «Медузы») снимет художественный вымысел о своей семье, о том, как его родственники смертельно больны, пьют, спят с кем попало. Я знаю, что сейчас снимают фильм о Льве Яшине, так с его вдовой консультируются по каждому вопросу, сценарий несколько раз переписывали, вместе с ней подбирали артистов, она выбирала из тридцати человек. Вот это — отношение к родственникам.

Слушайте также

  • Сколько вранья в фильмах по реальным событиям?

Иван Едешко

разыгрывающий сборной СССР по баскетболу 1972 года

Виктор Васенин / ТАСС

«Движение вверх» я начинал смотреть кусочками — еще до выхода фильма на экраны. Продюсеры пригласили меня — как баскетбольного профессионала — познакомиться с командой, со сценарием, поработать над ним с точки зрения баскетбола и баскетбольной жизни 1970-х годов. Скажу честно, сразу я не понимал, о чем будет кино, а потом осознал, что это художественный фильм, только и про психологию игроков и тренеров, и про жизнь в 1970-х. Все это показано превосходно.

С первых кадров уже смонтированного материала я понял, что это будет бомба, что картина всколыхнет киношный мир. Тогда я и подумать не мог, что кто-то может воспринять этот фильм негативно.

Когда же я увидел его полностью, то первая мысль, которая у меня возникла, была о тех участниках событий, которых с нами уже нет, о болельщиках, родственниках, родных и близких спортсменов, об их потомках, которые благодаря фильму смогут вновь пережить гордость за ту невероятную победу, за свою семью и за свою родину.

Передать те наши эмоции вряд ли возможно. Тогда мы и сами не поняли, что сделали. Только спустя полгода, уже вернувшись в СССР, мы поняли, что совершили великое дело — всколыхнули весь мир, обыграв Америку.

В фильме, конечно, есть неточности, но я не думаю, что они влияют на восприятие тех событий. Возьмем одного из игроков сборной — Модестаса Паулаускаса. Многие говорят, что в фильме он плохо показан, что его персонаж — это современный литовец, не признающий русских. Но ведь нужно посмотреть в корень этого героя, который в итоге понимает, что его родина — это мать, отец, друзья, семья, баскетбол, рыбалка, Литва.

Конечно, Саша Белов не был болен во время Олимпиады в Мюнхене, как это показали в картине. Но его характер, его жизненная позиция, его поступки, вызывающие восхищение, его качества супербаскетболиста переданы достоверно. Недопонимание почему-то возникло у его вдовы , она осталась недовольна и своим образом в фильме, хотя выглядит Саша там лучше, чем есть на самом деле.

В фильме наш тренер Владимир Кондрашин — герой, он велик, он умница, он психолог, он ради своей семьи и ребят готов отдать все. Это тренер от Бога, особенно в исполнении Владимира Машкова. Даже если бы Кондрашин не был согласен с образом Гаранжина — так в фильме зовут тренера советской сборной, — он, без сомнения, признал бы, что это суперфильм о жизни и баскетболе.

А вообще с этим фильмом у меня началась другая жизнь, я смог увидеть, как живет другой слой общества — кинематографисты, артисты, как снимается кино, смог сам в этом поучаствовать. Я счастлив, но меня огорчает то, что в то время как народ плачет на фильме, многие хотят просто попиариться на этом великом произведении.

Евгения Кондрашина

вдова тренера сборной СССР по баскетболу 1972 года Владимира Кондрашина

Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Мы на них очень обижены за то, что перед съемками они к нам не приехали, не спросили, хотим мы этого фильма или не хотим. Нам только показали уже готовый сценарий, который нас совершенно не устроил. В нем такие гадости были написаны, что я даже заболела после того, как его прочитала. В итоге, правда, кое-что убрали. Но Сашу Белова так и оставили больным, хотя это был расцвет его спортивной карьеры. Ведь это кощунство — показывать человека больным в лучшие его годы, зная, что спустя несколько лет после этих событий он умрет.

Владимира Петровича Машков сыграл хорошо, я люблю этого актера, мне не противно было смотреть и даже приятно. Он, конечно, немножко не попал в образ, но это только самые близкие могут понять.

Я подписала документ, что не хочу, чтобы в фильме использовали нашу фамилию. Думаю, сам Петрович был бы против этого. Когда он уходил из жизни, он меня попросил: «Никаких книг про меня не пиши, и никаких фильмов чтобы не снимали». Он как предчувствовал, что если уж поставят, то напишут такое… Или же он понимал, что если написать всю правду, то не будет интересно.

Кондрашин был очень скромным, он не любил, когда его хвалили. Даже про эти Олимпийские игры говорить не любил, рассказывал, что они вообще-то всю игру выигрывали, но все вспоминают только эти три секунды. Жалел, что не получилось выиграть и без этих трех секунд. Без них, может, и интереса такого не было бы.

Я знаю, что фильм очень нравится зрителям, мне это приятно, пусть смотрят, только хотелось-то, чтобы авторы картины не искажали исторические факты. Нам сказали, что если показать все как было, то никто в кино не пойдет, а я считаю, что все равно бы пошли. Сделайте такой сценарий, чтобы людям понравилось, а не выдумывайте ерунду.

Алжан Жармухамедов

центровой сборной СССР по баскетболу 1972 года

Виктор Васенин / ТАСС

Такого ажиотажа, как вокруг этого фильма, не было даже после нашей победы на Олимпийских играх — 45 лет назад. В целом я считаю, что фильм удался, хотя там много всего выдуманного и добавленного от себя. Но фильм все-таки художественный, режиссер имеет право на вымысел, чтобы создать что-то зрелищное.

В фильме есть эпизод, в котором я играю в линзах, но их мне сделали уже после Олимпиады — хотя это не так принципиально. Главное, что у них получилось передать драматизм этих трех секунд матча.

На премьеру мы пошли вместе с супругой, и в один момент я оторвался от экрана, посмотрел на нее — а у нее по щекам текут слезы. Я спросил, в чем дело, а она ответила, что как будто вернулась на 45 лет назад, в ту ночь, когда они с другими женами перезванивались, звонили на телевидение и на радио, чтобы узнать результат матча. Она как будто заново все пережила.

Я видел, что люди выходят из кинотеатров взволнованные и возбужденные, значит, фильм смог достучаться до их сердец. Ведь не только моя супруга сидела и плакала. Фильм пробудил гордость за нашу страну, за тех ребят, которые той победы добились.

Трейлер «Движение вверх»

Central Partnership

Если честно, с негритятами мы в баскетбол никогда не играли (в одной из сцен фильма советские баскетболисты играют с подростками в Нью-Йорке — и проигрывают им банки икры — прим. «Медузы»). А вот про икру в фильме все правильно показали — в то время советские спортсмены возили за границу и икру, и фотоаппараты, чтобы немного денег заработать. Мы же всего два с половиной доллара в день получали, а хотелось привезти что-то жене и детям, стереомагнитофон купить.

Машков сыграл в фильме жесткого, категоричного тренера, Кондрашин был более мягким, но его поведение во время игры актер передал очень точно. Больше всего мне не понравилось, что всех игроков зовут так же, как звали нас, а Кондрашина назвали вымышленным именем. Жаль, что его имя в фильме не прозвучало, люди должны знать, что был такой Владимир Петрович Кондрашин.

Модестас Паулаускас

легкий форвард сборной СССР по баскетболу 1972 года

Erikas Ovcarenko / Scanpix / LETA

Я посмотрел фильм с большим интересом. Считаю, что это прекрасная картина. Зрители в зале — а я смотрел кино в Вильнюсе — были в восторге, у каждого второго на глазах были слезы. Если бы авторы решили воссоздать все с максимальной точностью, документальный фильм получился бы очень сухим.

Режиссер и продюсеры очень здорово все придумали: вставили часть про историю любви Сашки Белова с Овчинниковой, про семью Кондрашина, его жену и сына. Мне очень понравилась часть, снятая в Грузии, про Мишу Коркию.

Образ моего персонажа слегка приукрашен, но я понимаю, что это тоже все в интересах фильма, чтобы эти два часа тринадцать минут зритель не скучал.

Реклама

С актером, который сыграл меня в фильме, мы провели вместе целый день, я хотел, чтобы он понял мой характер, мою дружбу с Сергеем Беловым и общий дух команды. Он справился отлично. В истории Саши Белова искажения есть, но и они ничего не меняют. Болезнь, к сожалению, у него была, просто она показана в другом стиле — в больнице на него смотреть было бы неинтересно. А так мы увидели его и на площадке, и в любовных эпизодах. Это только интереснее фильм сделало.

В советские времена в Северной и Южной Америке жило много эмигрантов из Прибалтики. Поэтому, когда я оказывался там, многие из них хотели со мной встретиться, поговорить о Литве, о родине, об общих друзьях. Эпизод о том, будто я хотел остаться на Западе, выдуманный, но эта выдумка не помешала фильму, я воспринял ее нормально.

В этом году исполнилось 45 лет одному из самых знаменитых и одновременно скандальных событий в истории баскетбола. На Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене сборная СССР в невероятной по накалу и интриге концовке финального матча, имея в распоряжении всего три секунды, вырвала победу у сборной США и прервала ее 36-летнюю гегемонию на олимпийском баскетбольном троне. «Лента.ру» — о чемпионской команде и ее пути на Олимпиаде-1972.

Исходные позиции

К 1972 году баскетбольный турнир на Олимпийских играх проводился уже семь раз. Его неизменно выигрывали американцы, а сборная СССР четырежды уступала им в финалах. По регламенту тех лет на Олимпийских играх имели право выступать только спортсмены-любители. Поэтому баскетболисты НБА за сборную США играть не могли, и команду формировали с нуля перед каждым турниром из представителей различных университетских команд.

В отличие от них, практически все игроки советской сборной уже имели опыт выступлений на чемпионатах Европы и мира, не раз выходили на площадку вместе. Конечно, считать их любителями, а не профессионалами можно было с очень большой натяжкой. Но и для американских студентов, мечтающих о карьере в НБА, баскетбол был больше, чем просто хобби.

Действующие лица

Единственным постоянным участником сборной США на протяжении восьми предыдущих лет был главный тренер Генри Айба. Именно он приводил американцев к золотым медалям на двух последних Олимпийских играх, а основным местом его работы был университет Оклахомы.

Игроков сборной США до турнира знали только специалисты на родине. Впрочем, большинство из них впоследствии сделали успешную карьеру в НБА, а форвард Бобби Джонс и защитник Даг Коллинз стали настоящими звездами. Коллинз потом еще работал тренером в «Чикаго Буллс» со знаменитым Майклом Джорданом.

Советскую команду сформировали не на базе одного клуба, как это нередко случалось в те времена, а сделали настоящую сборную. В нее вошли три игрока ЦСКА (Алжан Жармухамедов, Иван Едешко, Сергей Белов), по два — киевского «Строителя» (Анатолий Поливода, Сергей Коваленко), ленинградского «Спартака» (Иван Дворный, Александр Белов), московского (Александр Болошев, Геннадий Вольнов) и тбилисского (Зураб Саканделидзе, Михаил Коркия) «Динамо» и один — каунасского «Жальгириса» (Модестас Пауласкас). Лидерами команды были однофамильцы Сергей и Александр Беловы и Модестас Паулаускас.

1/1Олимпиада-1972. Сборная СССР — сборная ИталииФото: AP

За два года до Олимпийских игр в советской сборной сменился тренер. Вместо легендарного Александра Гомельского после неудачи на чемпионате мира-1970 пришел тренер ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин. Он привел команду к победе на чемпионате Европы-1971, и девять игроков из того состава поехали и в Мюнхен.

Путь к финалу

Главные фавориты турнира, сборные СССР и США были разведены в разные группы на первом этапе. Обе команды прошли его без поражений, хотя американцы проигрывали по ходу встречи с Бразилией, а советской команде пришлось нелегко в поединке с Пуэрто-Рико. Еще более сложным для СССР оказался полуфинал с Кубой. Пришлось отыгрывать шесть очков, однако кубинцы слишком часто нарушали правила и в итоге упустили преимущество, проиграв 61:67. США, напротив, легко разобралась в полуфинале с Италией, победив со счетом 68:38.

Внешние факторы

Олимпийские игры 1972 года проходили в разгар Холодной войны, и спортивное противостояние СССР и США носило очевидный политический подтекст. Финал баскетбольного турнира проходил в предпоследний день Олимпиады, и это был заключительный комплект медалей. Советский Союз уже обеспечил себе первое место в общем медальном зачете, но в данном случае это ничего не значило.

Олимпийские игры в Мюнхене вошли в историю ужасающим терактом, совершенным в разгар состязаний. Члены палестинской террористической организации «Черный сентябрь» проникли в Олимпийскую деревню и захватили в заложники израильских спортсменов. Преследовавшие свои цели немецкие власти намеренно ослабили меры безопасности на Играх, желая показать, что соревнования проходят в дружелюбной и открытой атмосфере. Олимпийская деревня охранялась слабо, многие атлеты попадали домой после ночных гуляний, просто перелезая через забор. Этим воспользовались палестинские террористы. Ночью они проникли на территорию под видом спортсменов и захватили здание, в котором жили израильтяне. В заложники взяли 11 членов израильской делегации, двое из них сразу были убиты.

Немецкие силовики действовали несогласованно, потеряв много времени. Террористы требовали освободить 234 палестинца, находившихся в заключении в Израиле, и двух немецких радикалов, содержащихся в немецкой тюрьме. Власти Израиля отказались идти у преступников на поводу, и немецкие полицейские решились на спасательную операцию, которая провалилась. Все заложники погибли. Впервые в новейшей истории Олимпиады соревнования прервались. По жертвам теракта провели поминальную службу. Советских спортсменов на ней не было.

После однодневной паузы Игры продолжились, но все израильтяне, а также ряд представителей других стран предпочли вернуться домой. Советская команда осталась в Мюнхене в полном составе. В общем, политическая ситуация накануне решающего баскетбольного матча была сложной.

Страсти разгораются

И вот финал начался. Сборная СССР сразу захватила инициативу и повела 5:0. С такой же разницей завершилась первая половина игры, и большую часть матча разрыв в счете колебался в районе этой отметки. В середине второй половины встречи Михаил Коркия подрался с Дуайтом Джонсом. Американец выиграл борьбу за подбор, однако Коркия попытался выхватить у него мяч. Джонс отреагировал очень агрессивно, активно толкался локтями, а затем перешел на откровенные удары руками. Михаил скорее защищался, но в итоге с площадки были удалены оба. Стоит отметить, что Джонс играл в американской команде намного более важную роль, чем Коркия в советской. Через минуту США потеряли еще и Джима Брюэра, который неудачно упал на спину после борьбы за спорный мяч, ударившись головой о паркет.

Вскоре после этого перевес советской команды достиг 10 очков. Однако, несмотря на кадровые потери, американцы включили прессинг и постепенно отыгрывались. За 38 секунд до конца матча от былого перевеса подопечных Кондрашина осталось всего одно очко. По тогдашним правилам команды могли контролировать мяч без броска не более 30 секунд. СССР грамотно держал мяч почти все отведенное время, но в конце концов Александр Белов был вынужден бросать из неудобной позиции и промахнулся. Он сам и забрал отскок, однако не сумел сориентироваться в ситуации и сделал пас назад в центр площадки. Этот ход предугадал Даг Коллинз, перехватил передачу и умчался к советскому кольцу. Остановить его Зураб Саканделидзе сумел только откровенным нарушением правил. Жесткое падение на паркет не помешало американцу отправить в цель оба штрафных и впервые вывести свою команду вперед за три секунды до конца — 50:49 в пользу сборной США.

Три по три

Пока Коллинз исполнял штрафные, Кондрашин попросил тайм-аут. Однако за судейским столиком слишком поздно отреагировали на это и подали сигнал судьям на площадке, когда они его уже не ожидали. Поэтому арбитр в поле болгарин Артеник Арабаджян дал команду сразу вводить мяч в игру, что и сделал Алжан Жармухамедов. На советской скамейке бурно запротестовали. Помощник Кондрашина Сергей Башкин подбежал к судейскому столику, хотя не имел права этого делать — за это полагается технический фол. Но именно из-за его вмешательства второй судья бразилец Ренато Ригетто остановил матч, когда на секундомере оставалась одна секунда.

Что делать в подобной ситуации, никто не знал. Не растерялся только член советской делегации — бывший игрок и действующий тренер Юрий Озеров. Он обратился за помощью к тогдашнему генеральному секретарю ФИБА британцу Уильяму Джонсу, с которым был хорошо знаком лично. Джонс не имел права вмешиваться в работу судей, но все же подошел к столику и своим авторитетом фактически вынудил их принять решение в пользу СССР. Хотя Ригетто планировал возобновить игру с отметки 1 секунда до конца, чиновник настоял, чтобы на секундомере установили 3 секунды.

1/2Американцы преждевременно празднуют победу над сборной СССР в финалеФото: AP 2/2Игроки сборной СССР после победы в финале ОИ-1972Фото: AP

После того как страсти улеглись и команды были готовы к возобновлению поединка, вышедший на замену Иван Едешко, не имея возможности сделать длинный пас из-за помех со стороны стоявшего рядом Тома Макмиллена, отдал передачу находившемуся на своей половине Паулаускасу. Тот даже не успел выполнить бросок в сторону американского кольца, как прозвучала финальная сирена. Мяч в кольцо не попал, и американские баскетболисты вместе с выбежавшими на паркет участниками делегации и болельщиками начали праздновать победу. Однако сирена явно прозвучала раньше, чем истекли три секунды. Очевидно, что ошибку допустил секундометрист за судейским столиком, которым был будущий многолетний президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер. Уильям Джонс вновь подошел к арбитрам и опять дал им указание возобновить игру с отметки 3 секунды до конца. Разочарованная американская делегация была возмущена и даже рассматривала возможность уйти с площадки всей командой. Но главный тренер Айба, не желая еще большего скандала, оставил игроков на паркете.

Перед третьей попыткой доиграть матч судья Арабаджян сделал жест в сторону Макмиллена, опять готовившегося мешать ввести мяч. Американец истолковал его как требование отойти и подчинился, хотя арбитр не имел права на такие действия. Теперь Едешко никто не мешал, и он сделал длинный пас через всю площадку в сторону американского кольца. А там Александр Белов в воздухе выиграл борьбу у Джеймса Форбса и Кевина Джойса так, что один из них упал, а второй вылетел за пределы площадки. В итоге Белов оказался совершенно один под щитом и легким броском без помех отправил мяч в кольцо, принеся СССР победу со счетом 51:50.

Окончательное решение

США сразу же подали протест на результат матча, указывая, что согласно действующим правилам судьи не могли после остановки игры увеличивать время до конца поединка до трех секунд, а должны были возобновить игру за секунду до ее окончания. Хотя формально американцы были правы, апелляционная комиссия из пяти человек, в которую входили представители Венгрии, Италии, Пуэрто-Рико, Кубы и Польши, проголосовала за то, чтобы оставить результат в силе.

1/2Владимир Кондрашин и игроки сборной СССРФото: Борис Кауфман / РИА Новости2/2Советские баскетболисты Алжан Жармухамедов и Геннадий Вольнов и болгарские волейболисты Иван Сеферинов и Здравко Семенов.Фото: Юрий Сомов / РИА Новости

В знак протеста сборная США не явилась на церемонию награждения и до сих пор так и не забрала серебряные медали тех Игр. Через месяц американцы подали еще одну официальную апелляцию в Международный олимпийский комитет, но и она не принесла результатов. Победителем баскетбольного турнира Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене навсегда осталась сборная СССР.

Триумф и трагедия

Судьба главного героя матча Александра Белова сложилась трагически. В 1977 году при выезде на соревнования за рубеж у него на таможне обнаружили в сумке иконы. Хотя мелкая контрабанда среди советских спортсменов была в порядке вещей, Белова решили показательно наказать, исключив из сборной и «Спартака». Это подкосило баскетболиста. И через два года, уже после того, как санкции с него были сняты, Белов умер в возрасте 26 лет от саркомы сердца.

Говорят, что время лечит раны, но даже через тридцать лет шрам проигрыша на Олимпиаде 1972 года так и не зажил в сердцах американцев, участвовавших в той игре. Прошло уже более тридцати лет с того момента, как была сыграна самая противоречивая игра в истории современного баскетбола, но до сих пор двенадцать членов той команды отказываются простить, забыть и принять серебряные медали, утверждая, что победа была несправедливо отнята руководством МОК и ФИБА.

Матчи Олимпийского баскетбольного турнира проходили в зале «Олимпия-баскетболь-халле». Огромный зал – 12 метров высота помещения, освещение – полторы тысячи люкс, 5587 мест, 218 кресел для почетных гостей. Секторы для прессы, почетных гостей и участников – временные конструкции, которые после окончания Олимпиады должны были разобрать, а зал трансформировать так, чтобы в нем могли состязаться теннисисты, гандболисты, волейболисты.

Как всегда главным претендентом на золотые медали считалась сборная США. Тренером этой команды был знаменитый тренер Хенк Айба. Ему в 1972 году исполнилось 70 лет. Состав команды поражал – средний возраст игроков не достигал 21 года, не было ярко выраженных звезд, в команду не попал Билл Уолтон, сильнейший центровой того времени в студенческом баскетболе. Но в составе сборной США был самый высокий баскетболист Олимпиады – Томми Барлесон (223 см) и еще 6 высокорослых и мощных нападающих…

«Когда об этом заходит речь, я всегда страшно злюсь, » — говорит Майк Бантом, тогдашний 20-летний форвард из филадельфийского университета Св. Джозефа, сейчас исполняющий роль менеджера на одной из ступенек иерархии НБА.

Девятого сентября 1972-го года, в пик Холодной войны, на баскетбольной площадке в борьбе за золото столкнулись две супердержавы. Молодая и неопытная сборная США противостояла опытной и сыгранной сборной Советского Союза. Молодость команды США и была их ахиллесовой пятой. Легендарный тренер Оклахома Стэйт Генри Иба, призванный тогда тренировать сборную США, заявил на пресс-конференции перед началом турнира: «Никто не сможет побить эту команду, но они такие молодые, что могут побить сами себя.»

«Я по-прежнему думаю, что секрет баскетбола кроется в контролировании темпа игры, » — сказал Иба. – «Следуешь этому принципу, и все получается.» И именно неспособость контролировать игру в этом плане стала основной причиной поражения США, до этой игры только лишь одерживавшей победы. «Мы не были утонченными игроками.» — говорит Бантом. – «Многие валили на Ибу, говоря, что его лучшие времена позади.» Бантом отмечает, что Советский Союз контролировал темп игры, вынудив американцев выкарабкиваться из дефицита, что привело игру к тем фатальным трем секундам.

За три секунды до конца при счете 49–48 в пользу СССР Даг Коллинз (тогдашная звезда университета Иллинойса, нынешний тренер «Вашингтон Уизардс») прорвался к кольцу, после чего последовал жесткий фол со стороны команды СССР. Коллинз тем не менее реализовал оба штрафных, выведя Америку вперед на одно очко. С этого момента потянулись «самые длинные в истории баскетбола три секунды».

После второго штрафного, команда СССР немедленно ввела мяч в игру, но не сумела забить, и, казалось, игра окончена. Однако, рефери остановил игру до финальной сирены. После судейского совещания, арбитры вынесли решение, что, поскольку СССР пытались взять таймаут, который ввиду чрезмерной концентрации судей на мяче дан не был, три секунды даются СССР еще раз. После этого ход дела вообще принял сюрреалистический вид. Команда СССР снова ввела мяч в игру и вновь не сумела забить, после чего скамейка США высыпала на площадку, обнимаясь и крича от радости. Но экстаз вновь оказался преждевременным. Уильям Джонс, тогдашний начальник ФИБА, вышел на корт и приказал опять поставить часы на три секунды, заявив, что при выбросе мяча в предыдущей атаке, часы были запущены до касания мяча Советской командой.

Третий шанс команда СССР смогла использовать по назначению. Пас через всю площадку пришел точно по адресу, и Александр Белов, выхвативший мяч между ошеломленными защитниками США Кевином Джойсом и Джимом Форбсом, сумел положить мяч в кольцо, даровав своей команде победу. Когда СССР праздновали, Америка попросту стояла онемевши. После команда США бойкотировала церемонию награждения, отказавшись принимать серебряные медали. Формальный протест, поданный американцами после игры, был отклонен, окончательно закрепив победу за Советским Союзом.

В последовавшие годы МОК еще не раз пытался предложить американцам серебряные медали, но ответ был и остается однозначным – «ни за что! » Все игроки сборной США единогласно против серебра — защитник Кенни Дэвис даже написал в завещании своим потомкам «никогда не принимать серебряные медали Олимпиады 1972-го года.» Эти медали по сей день хранятся в сейфе в Швейцарии.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *