1958 мюнхенская трагедия

Июл 11, 2019 Спорт

1958 мюнхенская трагедия

Мюнхенская катастрофа «Манчестер Юнайтед»

6 февраля 1958 года самолёт с игроками, сотрудниками футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», журналистами и другими пассажирами на борту попал в авиакатастрофу. Прошло уже 60 лет со дня трагического события, однако и по сей день болельщики клуба и просто любители футбола вспоминают о Мюнхенской авиакатастрофе.

Эра сэра Мэтта Басби

В 1945 году новым главным тренером футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» был назначен сэр Мэтт Басби. Уже тогда команда была достаточно возрастной, поэтому все ждали, что новый тренер начнёт покупать новых известных игроков. Однако Мэтт Басби избрал другой путь. К 50-м годам Басби стал потихоньку обновлять состав и выпускать на поле молодых воспитанников клуба.

Это была молодая и сильная команда, которая с каждым годом становилась все лучше и лучше. Многие футболисты играли за молодёжную сборную Англии, а некоторые успели дебютировать в основной команде. Из-за того что в составе было много молодёжи СМИ, а затем и болельщики, окрестили игроков «Busby Babes» («Малыши Басби»). Несмотря на юный возраст футболистов, команда Мэтта Басби смогла выиграть чемпионат Англии в сезонах 1955-56 и 1956-57.

«Малыши Басби» были одной из самых запоминающихся и подающих надежд команд. Сезон-1957/58 клуб начал уверенно, как в домашнем чемпионате, так и на европейских турнирах. Команда выступала в Кубке европейских чемпионов (Лига Чемпионов) и дошла до четвертьфинала, где должна были сыграть против белградской «Црвены Звезды». В первом домашнем матче «красные дьяволы» победили со счётом 2:1. Ответный матч состоялся 5 февраля и завершился вничью. Однако по сумме двух встреч «Манчестер Юнайтед» смог выйти в полуфинал турнира. Как оказалось, эта игра и победа стала последней для многих «малышей Басби».

6 февраля 1958 года. Аэропорт «Мюнхен-Рим», рейс 609

Как известно, у топов игроков клубов всегда очень плотное и насыщенное расписание. Особенно, когда они участвуют в домашних и международных турнирах одновременно. Так было и с «Манчестер Юнайтед» в 1958 году. После игры в Кубке европейских чемпионов с «Црвеной Звездой», игрокам нужно было срочно возвращаться в Манчестер, чтобы успеть на игру в чемпионате Англии. На следующий день после игры самолет с футболистами и персоналом клуба, а также с другими пассажирами, вылетел из Белграда, однако позже сел на дозаправку в аэропорту Мюнхена.

Сэр Бобби Чарльтон: «Я подумал: почему я? Почему я здесь и со мной ничего не случилось, а мои друзья погибли? Чувствовал, что это было несправедливо. Конечно, мне потребовалось много времени, чтобы почувствовать себя лучше после авиакатастрофы».

После дозаправки самолёт был готов к полёту, но первая попытка взлететь оказалась неудачной. Два раза взлёт был отменён, после чего пассажиры покинули самолёт. Из-за погодных условий многие подумали, что рейс уже будет отменён. Но, несмотря на погодные условия и предыдущие неудачные попытки, самолёт предпринял третью попытку взлететь. В итоге лайнер не смог набрать нужную высоту и скорость для взлёта, из-за чего пилоты потеряли управление. Самолёт доехал до конца взлётно-посадочной полосы и врезался в жилой дом.

На борту лайнера находились 44 человека, в результате авиакатастрофы погибло 23. Среди них были 8 игроков клуба и три человека из тренерского штаба: Дункан Эдвардс (21 год), Эдди Колман (21), Дэвид Пегг (22), Лиам Уилан (22), Марк Джонс (24), Джефф Бент (25), Томми Тейлор (26), Роджер Берн (28). Секретарь клуба Уолтер Крикмер, тренер Том Карри и Берт Уолли. Помимо игроков в крушении не выжили восемь журналистов — Альф Кларк, Том Джексон, Донни Дейвис, Джордж Фоллоуз, Арчи Ледбрук, Эрик Томпсон, Генри Роуз и Фрэнк Свифт. Также второй пилот Кеннет Реймент и член экипажа Том Кейбл, друг Мэтта Басби Вилли Сатинофф и турагент Бела Миклош.

Последствия авиакатастрофы

После крушения команда Мэтта Басби осталась практически без основного состава. Главный тренер получил множество травм и даже думал, что больше не будет тренировать. Пока сэр Мэтт Басби восстанавливался, обязанности главного тренера выполнял его помощник Джеймс «Джимми» Мёрфи. Он собрал команду из футболистов резервного состава и смог добраться с ней до финала Кубка Англии.

Сэр Мэтт Басби и его помощник Джеймс Мерфи смогли сделать невероятное — возродить клуб после трагедии. Им пришлось построить новую команду из игроков, которым, к счастью, удалось выжить в авиакатастрофе — Бобби Чарльтон, Гарри Грегг, Билл Фулкс. Также Басби купил нескольких известных футболистов, и продолжил выпускать на поле молодых игроков. В том числе в этот период начали играть легенды клуба – Джордж Бест и Денис Лоу.

Именно Чарлтон, Бест и Лоу впоследствии принесли «Манчестер Юнайтед» множество наград. Памятник великой «троице Юнайтед» стоит около стадиона «Олд Траффорд». Легендарный Бобби Чарльтон закончил карьеру последним из «малышей Басби». Но даже сейчас легенда клуба продолжает посещать матчи «красных дьяволов».

Несмотря на все трудности, которые пережила команда, «Манчестер Юнайтед» смог выиграть Чемпионат Англии уже в сезоне-1964/65. А 29 мая 1968 года, спустя 10 лет после мюнхенской авиакатастрофы, сэр Мэтт Басби и его команда всё-таки смогли завоевать кубок европейских чемпионов.

Память. «The Flowers of British football, The Flowers of Manchester»

В память о жертвах авиакатастрофы, один из туннелей на стадионе «Олд Траффорд» был переименован в «мюнхенский». На территории стадиона установлена мемориальная доска и мемориальные часы. Стрелка на них указывает время и дата крушения самолёта. Каждый год 6 февраля поклонники «Манчестер Юнайтед» во всём мире вспоминают один из самых трагичных дней в истории клуба. Миллионы человек со всего мира размещают посты в память жертвам авиакатастрофы, а те, кто может, оставляют цветы около мемориальной доски.

Клуб, конечно же, не забывает об одном из самых печальных событий в истории «Манчестер Юнайтед». На стадионе «Олд Траффорд» ежегодно проводятся мероприятие, посвященное февральской трагедии. В этом году клуб также собирается почтить память погибшим в авиакатастрофе.

3 февраля перед началом матча «красных дьяволов» с «Хаддерсфилд Таун» состоялась минута молчания в память о погибших. В этот день каждый болельщик получил специальную книгу и программку, которые были посвящены трагедии. Под мемориальными часами, установленными на «Олд Траффорде» провели ежегодную церемонию поминания, которая завершилась песней «The Flowers of Manchester» («Цветы Манчестера»), она была написана в память жертвам авиакатастрофы.

6 февраля, непосредственно в день трагедии, будет проведена церемония уже внутри стадиона, на которую будут приглашены некоторые болельщики клуба.

>
Расследование авиакатастроф. Мюнхенская трагедия

Мюнхенская трагедия

Серия

Воздушное судно

Дата инцидента

5 Мюнхенская трагедия Airspeed AS.57 Ambassador 6 февраля 1958

Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года — авиационная катастрофа, произошедшая 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхен-Рим (Западная Германия). Авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways (BEA), совершавший рейс BE609 по маршруту Белград—Мюнхен—Манчестер, разбился после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена. На его борту находились игроки английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», а также несколько тренеров, болельщиков и журналистов. Из находившихся на его борту 44 человек погибли 23, 19 получили ранения. Раненые были доставлены в мюнхенский госпиталь.

Команда возвращалась домой из Белграда после матча Кубка европейских чемпионов, но самолёт сделал остановку в Мюнхене для дозаправки (ёмкость топливных баков самолёта не позволяла осуществить прямой перелёт из Белграда в Манчестер). После дозаправки самолёта пилоты предприняли две попытки взлёта, но прервали обе из-за повышенных колебаний в левом двигателе. Не желая сильно отставать от графика, командир экипажа отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлёта.

К моменту третьей попытки взлёта начался сильный снегопад, из-за чего ближе к концу взлётной полосы скопилось много снежной каши. Войдя в неё, лайнер потерял скорость, необходимую для осуществления взлёта, пробил забор в конце ВПП и врезался левым крылом в дом, стоявший неподалёку. Из 44 человек, находившихся в самолёте, 21 погиб мгновенно, а многие другие потеряли сознание. Опасаясь возможного взрыва авиатоплива, КВС скомандовал оставшимся пассажирам и членам экипажа выбираться из самолёта и отойти на безопасное расстояние. Несмотря на это, вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг помогал раненым выбираться наружу.

Руководство аэропорта Мюнхен—Рим изначально объявило виновным в катастрофе командира рейса 609 Джеймса Тейна, который якобы приступил к взлёту, предварительно не позаботившись об удалении льда с крыльев самолёта, хотя это расходилось с показаниями свидетелей. Позднее было установлено, что причиной катастрофы стало скопление снежной каши ближе к концу взлётной полосы, из-за чего самолёт не смог набрать необходимую скорость для взлёта. В 1968 году, через 10 лет после катастрофы, Джеймс Тейн был полностью оправдан.

Серия цикла «Расследование авиакатастроф» телеканала National Geografic Channel.

Назад к Списку серий

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *